Синтюрина Кира. Москвоведение

Марьинская Муза
 
               
                Москвоведение
                (из неопубликованного)

     Новая для меня роль учителя принесла мне популярность и всё благодаря предмету “москвоведение”, которое я по собственной инициативе решила преподать детям. Дело в том, что на кафедру воспитания директор Экономико-математической гимназии Штульберг Борис Ханонович принципиально нанял людей без педагогического образования. Штульберг не желал, чтобы люди применяли штампы педагогики в современной для России постсоветской школе. Он искал новые пути. Первым в Москве Борис Ханонович ввёл в образовательную систему хозрасчёт. Теперь он мог распоряжаться поступающими из бюджета средствами по собственному усмотрению. И это благо для школы, потому что деньги сразу поступали по прямому назначению – на ремонт школы, на оборудование и функционирование бассейна, простаивавшего несколько лет, на формирование бюджета новых структур гимназии, на организацию компьютерного класса и закупку компьютеров, а также других нужд школы. И это помимо необычной кафедры, кафедры воспитания, где на новых сотрудников школы возложили классное руководство, внеклассную работу, проверку дневников, взаимодействие с учителями-предметниками своего класса и сотрудничество с родителями. В то время практиковалось именно сотрудничество, поскольку родители полностью вовлекались в воспитание детей и были первыми помощниками учителя. Авторитет классного руководителя ещё по инерции советского времени оставался непререкаем. Задача учителя – направлять родителя по правильному пути и заботиться о здоровье, а также распорядке дня своего подопечного. Сейчас учитель, к огромному сожалению, лишён этих полномочий  и оказался между молотом и наковальней – родителю он обязан всем и тот его может критиковать, а дирекция не вдаётся в нюансы общения и требует от ученика хотя бы удовлетворительную успеваемость и хорошее поведение. Командовать учителю запретили, а результат и родители (которые полностью все функции возложили на учителя, тогда как в традиционных семьях всегда этим занималась семья) и директор желают видеть только отличный.
     Неприятие новеньких преподавательский состав и не думал скрывать. На нас смотрели с презрением – ну, ну, сейчас мы увидим, как вы будете воспитывать учеников, как вы с этой оравой справитесь. Но мы пошли по другому пути – воспитатели разговаривали с детьми не командным тоном, как привыкли истинные педагоги, иногда употребляя даже крик, а человеческим. С некоторыми учениками установились вполне родительские отношения, т. е. мы им просто заменяли маму-папу-бабушку, что, конечно же, было очень неплохо. Ко мне, например, прибегали девочки и мальчики моего класса, когда они порезались, ушиблись, прищемили палец, ударились ногой и т. д., и я не только обрабатывала рану, но и утешала, и жалела, как бы это сделала на моём месте настоящая мама. 
     Когда воспитатели немного освоились в непривычной для них обстановке, привыкли к ученикам, на одном из педсоветов Штульберг обозначил для нас новую задачу. Он сказал буквально следующее:
     – Кафедра воспитания с завтрашнего дня будет думать о том, какие занятия для детей могут быть интересны или необходимы. Классные часы, отведённые для решения организационных вопросов, будут расширены. Поскольку организационных вопросов у нас не так много, надо детей чем-то занять, но занять полезным. А также для того, чтобы дети не болтались по школе или уходили раньше. Подумайте какие темы вы можете предложить, что на ваш взгляд может детей заинтересовать… Ваши предложения я прошу сдать через неделю в понедельник утром в секретариат Людмиле Леонидовне сразу после педсовета.
     – Девочки, прошу писать разборчиво, а то глаза ломать не хочется. – добавила Калашкина, заместитель директора по воспитательной работе, внушительных размеров дама. 
     Мне очень сильно повезло. Хотя в самом начале меня буквально уговаривали занять должность классного руководителя (упрашивали 2 дня, стереотипы прошлого не давали мне возможности видеть себя в качестве педагога не имея при этом педагогического образования), я попала почти в родную среду. Бориса Ханоновича я знала ещё по школе №792, где он работал учителем физики. Он говорил с очень сильным восточным акцентом и имел соответствующую внешность, что для Москвы было нетипично. А я училась в 6 классе. Валя Калашкина в школе №792 работала старшей пионервожатой,  возглавляла торжественные линейки, организовывала президиумы и изредка приглашала учащихся в Красный уголок, в свою святая святых, где строгим голосом что-то назидательно вещала. Мы знали, что девушка учится в педвузе. Только этот голос и мог воздействовать на нас, остальное – её внешность и возраст – явно были не на её стороне. Девчонке было лет 17-18, для старшеклассников она была почти ровесница. Лицо девушки испещрено ямочками от оспы, привлекательной её вряд ли можно назвать. Девушка отличалась своей крупной комплекцией. 
     Таким образом я как бы заручилась поддержкой знакомых мне педагогов, хотя и не педалировала на это, лишь один раз обозначив, кто я – для Бориса Ханоновича, а позже при случае сказала и Калашниковой, от чего она расплылась в довольной улыбке; естественно, ведь это была самая прекрасная пора её жизни – юность и молодость, и, наверное, ей было приятно, что кто-то знавал её такой, а не как сейчас – облечённой властью, регалиями, тучным телом и усталостью от жизни. И действительно, находясь под руководством такого деятеля, как Борис Ханонович, и пытаясь ему всю жизнь соответствовать – не каждый сможет выдержать такой накал страстей и даже более того – удержаться на пьедестале вместе с ним, ведь его ожидания тоже нужно оправдывать. А школа – это очень сложный механизм, даже если говорить о простой школе – где как в большом котле варятся все составные части. И надо, чтобы шестерёнки этого сложного механизма работали слаженно и без сбоев. А уж детишки иногда подкидывают такие проблемы, от которых просто голова идёт кругом. Например, в бытность работы в гимназии в период становления капитализма, когда только начинала набирать силу преступность в стране, в школу проносилось оружие. Да, прямо как в кино – входит в воспитательскую Ирина Сергеевна, математик – и внизу в дамской сумочке сверху её вещей, среди платочка, кошелька и молока, лежит пистолет.
     – Девочки, что делать, вот, отняла у Демидова. Кто знает – Борис Ханонович у себя? Я боюсь это держать в руках. У него сейф, в который он положит это безобразие от греха подальше. Пусть вызывает родителей и сам отдаёт.
     Реакция – смех. Хотя, наверное, это непедагогично – ведь оружие могло сыграть злую шутку, понятно, что сразу возникает ассоциация обезьяны с гранатой. А здоровье детей – между прочим! – находится под нашей ответственностью. Ну что поделаешь – каемся, грешны!
     Потом самые смелые из воспитателей стали рассматривать странную для гимназии штуковину и даже взяли в руки.

     Воспитатели стали делиться друг с другом своими мыслями по поводу задания по классным часам. Сказать, что они были в растерянности – ничего не сказать. Все недоумевали и даже подозревали, что директор вместе с замом специально хотят завалить воспитателей, наверное, им что-то в нашей деятельности не понравилось. Покритикуют наши темы и уволят к чёртовой матери. Женщины приуныли.
     Я же подошла к этому вопросу с творческой точки зрения. Моему сыну столько же лет, сколько моим  подопечным, и я стала думать – что ему было бы самому интересно  не только узнать, и что бы я как мама хотела бы дать, какую тему и какое знание, но и чтобы пригодилось в жизни.
     Передо мной открылся широкий горизонт предполагаемых занятий.
     1. Дети живут в Москве, значит, должны в ней ориентироваться. Тема будет называться “Моcква – столица нашей Родины”. Немного потесню историков и как бы они не ревновали (в школе большая состязательность и соревнование кто лучший), но я всё же рискну, даже если меня обвинят в том, что я отбираю чужой хлеб. Начну с большого к малому –  с того, что представляло собой СССР. Свою историю нужно знать, какой бы она ни была. Хотя именно в это время много истерили по поводу советского прошлого. Мне хотелось немного сместить акцент. Следующим этапом будет тема “Путешествие в историю Москвы и улиц, на которых мы живём”. Рассказ о Москве начну с её предыстории, версиях названия города, жителях по слободам, занятиям москвичей, как они отдыхали. Приведу отрывки из старинных летописей, дабы дети по старинному слогу ощутили ауру тех далёких времён. Заодно проверю знание учениками древней терминологии и расшифрую некоторые незнакомые для сегодняшних школьников слова и понятия, чтобы погружение в эпоху было более впечатляющим. Мы поговорим о нашем районе, какую функцию города он выполняет в данный момент, какие здесь сосредоточены производства. А также поговорим об истории района вглубь веков (тоже с историческими документами). Далее – моя улица, история названия. Патриотический настрой очень хорошо вписался в воспитательный процесс. Поскольку общественные организации – октябрятство, пионерия и комсомол остались за бортом – только так можно было вызвать у ребят гордость за свою страну. В заключение темы я упомянула о том, что именно они будут строить новую для России экономику, которая позволит в дальнейшем процветать стране и её народу. Именно поэтому на них лежит ответственность нисколько не меньшая, чем у людей, поднимавших страну из руин после Великой Отечественной войны. Они сейчас должны впитывать знания, чтобы потом показать их на практике, делая жизнь людей нашей страны счастливой, а свою жизнь наполнить смыслом и достижениями.   
     2. Моя семья. Сочинение о маме. На родительском собрании я попросила каждого написать о своём ребёнке 3-4 положительных качества. Разговор о мамах мы приурочили ко Всемирному дню Матерей – 2 мая. На доске цветными мелками написано:

                Пусть всегда будет солнце,
                Пусть всегда будет небо,
                Пусть всегда будет мама,
                Пусть всегда буду я!

     После прочтения ребёнком сочинения, я зачитывала записку мамы, какие хорошие качества лично он демонстрирует дома. Мнение о некоторых хулиганствующих элементах, которых мы привыкли видеть в ином качестве – пошатнулось, и появился авторитет, который теперь надо было подтверждать. Так потихоньку мы перевоспитывались. Я говорила о мамах, о том, что мама является солнышком, согревающем всех членов семьи, она является хранительницей домашнего очага. Трудно ей, устаёт, надо дружно, вместе с папой, помогать ей. Многие в тестах написали, что стирают за собой. Отлично, пусть у мамы будут красивые руки. Затем я прочитала отрывок из книги писателя Фадеева “Молодая гвардия” от имени Олега Кошевого: “Мама, я помню руки твои… я готов целовать каждую жилочку на твоих руках”. Класс замер. И даже после того, как я замолчала, тишина стояла долго. Да что там говорить, я и сама разволновалась. После Мамы мы перешли к Генеалогии. Да-да, именно так пафосно для пятиклассников. Для примера принесла из дома нарисованное моё Родовое древо и пустила по рядам. Также принесла фотографию своего американского дедушки, волею судеб оказавшегося в Америке. На фотографии – три состоятельных господина. Я рассказала об интересной судьбе своих предков. На дом дала задание нарисовать Генеалогическое древо своего рода. Среди прадедушек и прабабушек наших учеников оказалоcь много известных личностей, что прибавило авторитет ребятам, носителям известных фамилий. Наши одноклассники имеют предками знаменитых людей, например, дедушка Ксении Корецкой – известный в стране и за рубежом художник. Его работы выставлены даже в Третьяковской галерее. Предки Паши Цайтлера, немца по происхождению – немецкие бароны. Предки Серёжи Лукова – выходцы из Польши. Предки Маши Васильевой пережили Ленинградскую блокаду.
     3. Здоровье – наиболее актуальная тема для пятиклассников, т. к. физиологию дети будут проходить только в 8-м. Я считала нужным дать им основы, благодаря чему они смогут ориентироваться в своём организме. Показать, где находятся основные органы, их предназначение. Какая скорая помощь может быть оказана в разных неординарных случаях, когда рядом нет взрослых и врачей. И предупредила, что самое худшее, что может быть в сложных непредсказуемых ситуациях – это паника. Всегда надо действовать хладнокровно и взвешенно.
     4. По поводу следующей темы у меня были очень большие сомнения. Я вообще предполагала, что администрация не одобрит мои поползновения в религию, и к тому же против могут выступить родители. Удивительно – но ничего этого не произошло. Мне дали карт-бланш на разработку этой темы и я с воодушевлением окунулась в свою стихию. Как раз на тот период я уже 5 лет исследовала Библию. Именно исследовала, потому что осмысливала текст – верхний слой, средний слой, глубокий слой, подтексты, иносказательность материала. Пытливым умом я под разными ракурсами осваивала непонятные фразы. Если текст не давался – откладывала в сторону до следующего раза. А вопросы и загадки артефакта ещё неделю-две вертелись в моей голове, т. е. я постоянно находилась под впечатлением прочитанного и мыслей об информации, заложенной в книге.
     Темы я обозначила следующие. Многоконфессиональность Москвы, где я обрисовала сущность каждой религии. На православии остановилась подробнее, объясняя, что это религия наших предков, поэтому в дань уважения к ним её надо хотя бы знать. Это тема перекликалась с первой темой с исторически далёкой к нам Московии, когда мы говорили, в каких условиях проживали москвичи, и с темой Генеалогии. Далее – святые земли русской. Чтобы дети хотя бы немного ориентировались в иконах. Интересная и глубокая тема, оставаться на которой можно бесконечно. Ограничения во времени не позволили этого сделать. Здесь я упомянула в числе прочих сведений, при каких загадочных обстоятельствах иногда находили старинные списки мучеников. Никакого давления не было, я просто схематично объясняла суть.
    Но рано мне было радоваться невмешательству в дело духовного просвещения администрации и родителей. “Шпион” засел в своих рядах. Дина Ивановна, которая имела сына-священника, вдруг воспротивилась моим занятиям по религии. Напускное ли беспокойство или ревность была тому причиной – сказать трудно. С высоты своих лет я всё же склонна предполагать, что она именно позавидовала, во-первых, моей идее, во-вторых моей смелости нарушить табу не такого далёкого от нас советского времени. С самых первых дней эта яркая во всех смыслах личность объявила нам, что её сын-художник под влиянием тяжёлых семейных обстоятельств неожиданно для всех и прежде всего для самого себя – решил стать священником и посвятить свою жизнь Богу. Удар Дина выдержала достойно, она всё-таки приняла решение сына. Но ей очень трудно далась эта трансформация души, ведь она всю жизнь считала себя атеисткой, а теперь ей предстояло проникнуть в эту закрытую и, в общем-то, неинтересную для неё область.  Любящее материнское сердце всегда должно быть опорой и поддержкой, но не у всех это получается. У Дины Ивановны барометр не только правильно определил её место в жизни сына, но и сама она всё больше и больше проникалась необычной для неё темой веры. Именно из-за противодействия мне (посильного), я могу сделать вывод о том, что у неё не очень хорошо это получалось. Может быть, этому помешала самость. Дина Ивановна приносила в гимназию очень редкие для России, практически недоступные большинству, присылаемые из-за рубежа Библии. Очень красивые, в кожаных солидных переплётах, с иллюстрациями и без. Она зачитывала некоторые места. Причём, делала это торжественно, как и положено читать священные тексты. Воспитатели откладывали свои дела и внимательно слушали. Никто не пытался ей противоречить (насаждаете тут мракобесие), спорить по каким-то пунктам или вообще даже отрицать. Учитывая абсолютную безграмотность основного населения страны части духовного просвещения, одно это уже казалось чем-то неправдоподобным. Ведь надо понимать – в какое время она пыталась преподнести сокровенные знания. В советское время всё, что было связано с  религией, не только запрещалось, но и высмеивалось. Поэтому люди ещё находились во власти этих легкомысленных течений. И Дина, и я выступили провозвестниками информации о вере в новой России. Мне очень нравилось её слушать, я готова была впитывать знания до бесконечности. Всё моё существо, каждая клеточка откликалось на каждое произнесённое ею слово. Я попросила дать мне домой Библию на выходные. Дина Ивановна категорично не дала. Но как она стала моей вдохновительницей и солнышком в гимназии по части веры – как будто я приобрела в этих стенах родственницу, одновременно с этим возникли совершенно непредсказуемые сложности во взаимоотношениях именно по части  религии. Наверное, она побоялась, что её законное место провозвестницы окажется занято. Увы. Вместо радости, как у меня, – соперничество? Когда Дина Ивановна стала строго со мной разговаривать, делая акцент на религиозных уроках, и подвергать сомнению не только мою компетентность, но и подачу материала – я очень огорчилась. Были моменты, когда она могла грубо нарушить границы моего взаимодействия с классом. Слава Богу, у неё все же хватило ума этого не делать.
     5. Последнюю тему, которую я хотела бы осветить перед ребятами – тема искусства и литературы, а также культура поведения. Я подобрала для них совершенно роскошные факты по рисованию, потом мы разобрали несколько видов пения, далее – театр и кино. Я дала понять, что все творческие люди поцелованы Богом и наделены талантом. Если из вас кто-нибудь пишет стихи или прозу – знайте, что вы необычный человек. Свой талант надо развивать. К тому же, он не только выделит вас среди толпы, но и вполне возможно, принесёт определённое благосостояние. По теме Культура поведения я принесла свой детский дневник, из которого зачитала место, как воспитывала по этой части соседа по парте Вову Тимофеева. Правила поведения мы записали в тетрадках. Делая акцент на поведении, мне очень хотелось, чтобы мальчики перестали шалить и доставлять беспокойство девочкам.   
     Все лекции проходили на ура. По итогу в конце года дабы прощупать интересы детей и определиться на следующий год, насколько интересны для них были разработанные мною темы – я попросила написать отчёт о лекциях, что понравилось, а что нет и почему.
 
     Моя страсть к документированию вылилась в оформление ежедневника под летопись, куда попросила разных ребят записывать впечатления о жизни класса. Сказала, что подарю им эту летопись в 10 классе на выпуске.
    “Летопись нашего класса”: авторы – сами ребята, идея – классного руководителя. Эпиграфом идут стихи Ивана Бунина:
 
                Молчат гробницы мумии и кости,  --
                Лишь слову жизнь дана:
                Из древней тьмы, на мировом погосте,
                Звучат лишь письмена.
               
    
     Открывал летопись рассказ о турслёте. Туристический слёт был первой совместной вылазкой 5 класса ”А” на природу. Всем классам школы предстояло проделать путь до финиша, ориентируясь по карте. Ребята немного проплутали. Класс, который шёл перед нашим, создавал нашим ребятам искусственные трудности – бросал ветки и небольшие брёвна на дорогу. Серёжа Луков бежал впереди всех и убирал мусор. Я заболела, поэтому с классом ходила Виолетта Григорьевна, школьный психолог. Турслётом все остались довольны и, забегая вперёд, могу сказать, что этот день ребята считают самым хорошим днём учебного года. Жаль, что эту заметку пишу я, - добавила я в летописи, - если бы писали ребята, то у них получилось бы намного красочнее и подробнее.
     Далее в летописи следует Аналог книги Рекордов Гиннеса. У нас тоже есть свои успехи.  В этом году в 5 класса “А” показал такие результаты:
- Больше всех пятёрок было у Наташи Мезенцевой. Её чуть не догнал Паша.
- Самый примерный ученик Эля. Самое красивое хобби у девочек – Эля – бальные танцы, у мальчиков Ярослав – стихи.
- Самый сильный Максим, у которого прыжок в длину составил 175 см, у девочек Маша Васильева, у которой – 160 см; в беге на 30 м быстрее всех прибежали к финишу Артамонов Серёжа, Луков Серёжа, Поллуксов Максим и Третьяков Дима.
Макулатуры больше всех принёс Серёжа Луков.
- Самые длинные волосы у Иры Гудковой.
- Самые большие глаза у Эли Кушнир.
- Самые весёлые и находчивые команда КВН: генератор идей Паша, первый помощник Ярик, а также Максим и Коля.
- Самая длинная юбка у Наташи Лучниковой. Самая короткая мини-юбка у Илоны Гояевой.
- Самые чистые учебники у Макарьевской и Третьяковой. Самые замарашки – Катя и Слава.
- Самый замечательный школьный день – турслёт.
- Самая тихоня – Оля Троицкая. Самый шумный и невоспитанный Луков Серёжа.
- А под конец наши здоровяки – Троицкая Оля и Третьякова Лена.

     Конкурс “А ну-ка, девочки!” происходил за столом с угощениями, которые источали ароматы. Назвать мероприятие Конкурсом красоты не разрешила администрация. Среди претенденток на звание “Мисс Очарование” соревновались 4 девочки: Наташа Лучникова, Оля Колесникова, Ира Гудкова и Эля Кушнир. Все остальные ребята были судьями и зрителями. Вели конкурс Гояева Илона и Закирова Римма. Зрителям раздали оценочные листочки.
     Было 4 конкурса:
     1 – походка и костюм;
     2 – конкурс на сообразительность;
     3 – танцевальный конкурс под незнакомую музыку;
     4 – кто, что умеет.
     Конкурсантки по одной зашли в зал, демонстрируя свою стать. Ведущая Илона во втором конкурсе загадывала загадки и задачи. Кто из девочек знал ответ, та и отвечала. Для третьего конкурса Ярослав включил музыку, под которую надо было танцевать. Эля и Наташа танцевали, а Оля и Ира просто стояли. И вот заключительный конкурс, от него зависели все места. Наташа была первым номером, поэтому и выступала первой. Она играла на скрипке. Потом Эля танцевала “степ”, которому её научил папа. Далее Оля и Ира рассказывали смешные истории. Конкурсы окончились. Ребята подвели итоги и сдали листочки.
     Пока комиссия совещалась – зрителям и участникам разрешено было садиться за стол и приступить к трапезе. Затем включили музыку, но из ребят никто не танцевал, потому что стеснялись присутствующих здесь родителей в количестве трёх человек. Наконец, ведущие конкурса Илона и Римма торжественно подвели итоги. Итак, 4 место заняла Колесникова Ольга, а 3 место Лучникова Наталья. Я вручила им по книжке об искусстве. 2 место заняла Гудкова Ирина. Я вручила ей собственноручно сшитый замшевый мешочек в подарочном исполнении и толстую книгу о театре. 1 место присудили Эле Кушнир ибо остаться равнодушной к её танцевальным па и театральному костюму было просто невозможно. Умница, девочка! Я надела на роскошные волосы Эли корону из фольги, над которой усердно трудилась весь предыдущий вечер, и подарила замшевый мешочек, завязанный красной лентой. В нём была заколка, ластик, хлебные палочки, конфеты и резинки для волос. Ещё я вручила ей книгу Майна Рида “Белый вождь. Отважная охотница”, которую давным-давно приобрела по абонементу.
     Борис Ханонович руководил гимназией с экономическим уклоном, поэтому экономическую грамотность директор решил проводить в вверенном ему учебном заведении через игровую форму и дал задание провести Бизнес-игру. Кстати, у выпускников благодаря уклону школы был шанс поступления по данному профилю в вузы Москвы. Итак, воспитателям предстояло объявить ученикам о Бизнес-игре. Мы понятия не имели, что это такое. Масштабного мероприятия боялись все – от малышей-пятиклассников до воспитателей. Наша нерешительность в этом вопросе была связана с финансовой неграмотностью, и одновременно надо было сделать так, чтобы не ударить в грязь лицом. На игру отводилось три дня. В эти дни школа полностью переключалась на систему бизнеса – у школы были свои деньги, которые обменивались по определённому курсу на рубли. Даже в столовой покупку можно было совершить только по гимназическим рублям – денежной купюре определённого достоинства, выполненного на хорошего типографского качества бумаге желтоватого цвета размером 10 на 5 см. Каждый класс обязан был выставить на продажу, и просчитать рентабельность своего дела, будь то организация кафе, или какой-то другой общественно-значимой формы деятельности. Большинство классов выбрали деятельность кафе. И мы – тоже, это была самая лёгкая из возможных задач. Мамам моих учеников предстояло рассчитать стоимость приготовленных пирожных, чтобы впоследствии продать и при этом одновременно и не продешевить и иметь прибыль. У кого окажется самая высокая прибыль и рентабельность – тот и победит. Мне предстояло организовать кафе. Всё нужно предусмотреть вплоть до мелочей – каким образом мы сможем привлечь к себе наибольшее количество покупателей. Я дала задание сшить фартучки вместе с чепчиками в кружевах в едином стиле. У нас должно быть образцово-показательное обслуживание, и первое, что должна демонстрировать официантка гостям – это улыбку. И надо ещё организовать красивые столы с вазами и цветочками на них, чтобы они радовали глаз посетителей. Игру класс провёл на высшем уровне, и мы не победили лишь только потому, что априори восьмиклассники и девятиклассники были умнее и лучше разбирались в экономике. Но главное не победа, сказал директор, а участие. Рвение учеников и воспитателей он оценил, и сделал соответствующие выводы.

     Знаменательным событием для гимназии стал выпуск газеты. Я решила поместить здесь лишь малую часть произведений из этого сборника.
     “Экономико-математическая гимназия № 1512. Поэтический сборник. Москва, 1994 год. В истории нашей гимназии впервые выпущен поэтический сборник, в который вошли собственные сочинения учеников и учителей Экономико-математической гимназии № 1512. В нём представлен богатый выбор поэтических тем. Здесь и отрывки из дневников, повествующие о раздумьях над смыслом жизни и сложными человеческими отношениями; милые стихи, передающие настроение и сердечность авторов, романтическая поэма и даже песня, посвящённая нашей гимназии. Но самое ценное, что во многих представленных работах чувствуется собственное суждение в противовес навязанному, общему, чуждому. Прекрасный наш современник, скульптор и поэт Вадим Сидур писал: “Но пока есть желание сочинять стихи, значит, я ещё не умер или в значительной степени жив. Внутри меня бурлит стихия. Её отражение – пишу стихи я”.

Стихи для несостоявшегося романа

О любви так много песен спето,
Сказано так много чудных слов.
Но, увы! У юного поэта
Есть другое мненье про любовь.
     Вот она пришла пора любить,
     Поцелуи огненнее мака.
     Только хочется не петь, а выть,
     Не смеяться хочется, а плакать. 
Только может кто-то и привык,
Что за все страдания награда
Лишь любовь, жестокий проводник
В рай, ведущий по дорогам ада.    
     Сердце не щемит уже, не стонет.
     Льётся кровь с вонзившихся шипов.
     Жизнь в последний раз слезу уронит
     С жёлтых и увядших лепестков.
                Астащенко Алёна
                (7 “А” класс)
Я люблю тебя очень-очень,
Только ты обо мне забудь.
В жизни всё ведь не так, как хочешь,
Что ушло – никогда не вернуть.
     Я из сердца от часа к часу
     Вынимаю шипы твоих роз.
     Я устала, я так несчастна,
     Я несчастна и вместе и врозь.
И не знает душа, что хочет,
Сердцу нравится выть и страдать,
Растирать покрасневшие очи
И шипы вынимать и вонзать.
     Птица бьётся сквозь ливни и грозы,
     Окровавлены крылья в пути.
     Рвётся к счастью, не зная, что слёзы
     Даже в счастье сумеют найти.
Вот и я – эта глупая птица,
Та, что рвётся сквозь терни к любви,
И к неведомой цели стремится…
Я назло не вернусь, не зови.
                Астащенко Алёна
                (7 “А” класс)
                Цветы
                (Маме)
Оберегаю цветы в электричке
От разношёрстной толпы,
От стандартных привычек
Оберегаю цветы.
    Девушки смотрят, влюбляясь заочно.
    Старухи не сводят глаз.
    Оберегаю цветы от пощёчин
    Откровенных девичьих глаз.
Оберегаю от старческой немощи,
Придавленный юностью к выцветшей раме.
Оберегаю от каждой мелочи,
Ибо цветы предназначены маме.
     Они не просто внимание к женщине,
     Прожившей нужную численность лет,
     Их значимость ничуть не меньше,
     Чем Верность и Честность, Вера и Свет.
Они – повинная перед мамой,
Отдавшей силы себе не впрок:
Только бы сын не был жесток,
Только бы не был он одинок,
Не был другими обманут.
      А я не всегда её сердце берёг.
      Некогда выросший, ставший собою,
      И позабывший, ступив за порог,
      Кому я обязан своею судьбою.
Тесно в вагоне. Пристроившись с краю,
Прижавшись к фактуре стекла,
Цветы, как душу оберегаю,
Ибо мама меня берегла.
                Константин Б.,
                (10 класс)
               
          Отрывки из дневника ученика Х 7 класса.
                О смысле жизни

     Большинство людей рано или поздно задают себе вопрос, в чём смысл жизни. Одни находят простое объяснение, вроде – любить и быть любимым, другие – трудиться для блага будущих поколений, но большинство отбиваются избитыми выражениями, что смысл жизни нечто абстрактное, нечто символическое. Я попытаюсь выразить своё мнение. С  самого начала жизни будущего человека начинают лихорадочно обучать, пытаясь впихнуть все знания, накопленные человечеством, в его голову за восемнадцать лет. Неудивительно, что у человека после окончания главного учебного заведения – школы – остаются обрывочные, смутные, скомканные впечатления обо всех науках, так сказать, обо всём понемногу. Редко при таком “обучении” может уцелеть собственная цель, стремление, навеянное не мнением родителей и не мечтами о благосостоянии, цель, основанная на личных увлечениях. Немногие могут отстоять свои интересы в борьбе с гнётом учёбы, которая не отличает мальчиков и девочек, личные способности и пристрастия и подводит всех под одну мерку. И поэтому большинство людей после выхода из учебного заведения не знают, куда им податься. Многие поступают в институт по знакомству, некоторые по финансовым соображениям, другие, где проще учиться и лишь единицы по призванию.
     Наряду со студенческой жизнью чаще всего наступает период любви. Безусловно, это был бы один из светлых периодов человеческой жизни, если бы это чувство не сводилось к животному звериному инстинкту. Затем, наступает то, к чему вы стремились, работа. В любой работе приходится угождать начальнику. Это сочетание подхалимства, напыщенная гордость начальника перед своими подчинёнными и постоянные заботы и опасения, связанные со своим положением и – разве это работа?
     Придя с работы, человек не может работать над осуществлением смысла жизни, а часто не может выполнить и свои насущные проблемы.
К пенсии человек чувствует такое отвращение к жизни, что просто не в состоянии осуществить смысл жизни. Словом, смысл жизни есть, но жизнь человека так загружена, что он не успевает его найти. Конечно, это детская сфера понимания вопроса, но я боюсь, что взрослая наступит нескоро, так как я по пояс затянут в быстрый водоворот жизни”.

     Ещё одним знаковым событием для гимназии стала загородная поездка в Дом отдыха “Ёлочки”. В автобусе мы распевали отрядные песни, какие мы, воспитатели, пели сами, когда отправлялись в детстве летом в пионерлагерь. В Доме отдыха была очень насыщенная программа занятий с гимназистами. Педагоги получили за эту поездку двойную оплату, но если иметь в виду круглосуточное бдение за учениками – и ночью в том числе – то становится понятно, что такое напряжение не стоит таких денег. За неделю пребывания в “Ёлочках” нельзя было расслабиться ни на минуту. Среди задач было повторное включение в Бизнес-игру (только для старшеклассников), викторины и соревнования, прогулки, дискотека (которая для пятиклассников и шестиклассников заканчивалась в 20.00), а также танцевальный конкурс, на котором 5 “А” класс выиграл 2 место. Мне пришлось перевоплотиться в хореографа и, как видно, – с хорошим результатом.      
     Работа в гимназии приносила мне не только удовлетворение. Среди преподавателей пальму первенства держали всё-таки дипломированные педагоги. Некоторые из них указывали воспитателям на их место, но это было скорее исключение, чем правило. Например, немногочисленные мужчины коллектива, несмотря на свою благосклонность к отдельным воспитателям и более пристальное внимание – вызывали протест и ревность со стороны преподавательского состава, которые могли прервать разговор и воспрепятствовать дальнейшему общению. Новая учительница русского языка, пришедшая в школу позже нас, но уже осведомлённая о личных отношениях между преподавателями – на корню пресекала все попытки установления контактов и дружеского общения между каким-нибудь воспитателем и преподавателем. Вот такой интересный нюанс –  “наши мужчины только наши”. Даже у педагогов такие женские выверты, оказалось, присутствуют, несмотря на присущую им интеллигентность. Всё, наверное, зависит от внутренней культуры и образование не решает вопрос личной порядочности человека. Возможно, всё дело в том, что учитель русского языка была приезжей, и к тому же женой военного, где иерархическая составляющая наиболее выражена. Она проецировала отношения в армии на школу. И провинция, наверное, тоже под стать армии, где так же лидирует сильнейший. В столице среди москвичей соперничество присутствует, но чувствуется не так остро, как это показала преподаватель русского языка, поведение которой очень смахивало на дедовщину. 

     Вдруг посреди учебного года представилась возможность попробовать свои силы в роли предметника – неожиданно уволился географ. Полную ставку я бы не потянула, а вот половину вкупе с классным руководством – вполне. Поэтому я предложила эксперимент коллеге Наталье Борисовне Медковой. Немного поколебавшись, она согласилась. Я вела географию в 5, 6 и 7 классах, а Наталья Борисовна – в 9, 10 и 11. В случае затруднений я планировала консультироваться с тётей Галиной Семёновной, географа с 40-летним стажем, Заслуженного учителя СССР. Так же для подстраховки Валентина Ивановна рекомендовала учителя истории, которая специализировалась и на географии. Но ни мне, ни коллеге так и не потребовалось вмешательство, мы прекрасно справились с поставленной задачей.   
     Большое внимание Борис Ханонович уделял свободному времени преподавателей. Например, он первым в Москве открыл кабинет релаксации, куда могли прийти преподаватели в перерыве занятий или после, и отдохнуть от суеты школьной жизни. Для этих целей была приспособлена приёмная перед кабинетом психолога. Строго выстроенный дизайн помещения выполнен в тёмно- синих тонах с белыми перьями. В комнате стояло три удобных кресла, расположенных на расстоянии друг от друга, журнальный столик для любителей почитать в тишине, звучала спокойная расслабляющая музыка и царил полумрак.
     Для торжественных случаев директор выделял суммы, сопоставимые с меню ресторана. И это помимо того, что преподаватели приносили, как правило, с собой для стола. Все женщины – а их было, естественно, большинство – наряжались, и создавалось ощущение праздника. Следует сказать, что этот розарий очень выгодно смотрелся на фоне "главнокомандующего" - красивого статного мужчины высокого роста в идеальном костюме от Кардена. Весь облик директора гимназии и его манера поведения соответствовали занимаемой должности, а его устремления в преобразовании школы даже опередили своё время. Возвращаясь к празднику, скажу, что на столах стояли не только красиво украшенные закуски, дорогая колбаса и выпечка с тортом в завершение праздника, но и изысканный алкоголь, причём на выбор, всех мастей.
     На Новый год праздничная атмосфера накалялась до неприличия – Борис Ханонович приглашал артистов – Деда Мороза и Снегурочку. Педагогический коллектив тоже внакладе не оставался. Заведующие кафедрами готовили коллективные выступления. Негласный организатор кафедры воспитания Дина Ивановна, заранее вместе с нами отрепетировала выступление. Она написала стихи к известным песням с куплетами и припевами. Несколько раз мы собирались на репетицию в кабинете музыки, где аккомпаниатором выступал учитель музыки. И теперь в ряд у рояля с листочками текстов песен стояли: Дина Ивановна, Наталья, Светлана, Елена, Юлия, Елена Вторая и я. Мы старательно выводили ноты, попадая в такт мелодии: 7 красавиц от 30 до 50 лет в изысканных платьях и с радостными глазами. Мы пели про нелёгкую учительскую долю и начали с песни Аллы Пугачёвой.   

Загружать всё больше нас почему-то стали,
И справляемся подчас мы со всем едва ли.
План, отчёт, сбор проездных и в театр билеты,
А дожить до выходных – это в мечтах где-то.
Припев: То ли ещё будет     3 р
                Ой-ой-ой.

     Затем мы вторили Михаилу Боярскому:

Пора-пора-порадуемся на своём веку,
Что мы пока все в разуме и не совсем ку-ку.
Пока-пока-покачивая тихо головою,
Приставим пистолет себе к виску.
       Опять придётся мне вас огорчить –
       Замены нет и с кем детей оставить?
       Ну что же делать теперь, как мне быть?
       Я воспитателя хочу туда направить.
Припев.
       Напоминаю, прежде чем уйти,
       Вы как предметники, не забывайте
       В журнале аккуратней записи вести,
       Оценки чаще детям выставляйте.
Припев.

     Тут на арену опять незримо выступает будущая примадонна Алла, и мы вторили ей:

Ледяной горою Штульберг
В коридоре вырастает
И неспешною походкой
К воспитателям идёт.
Что от них конкретно хочет,
Он и сам-то вряд ли знает,
Всё равно даст указаний
На три месяца вперёд.
Припев. А мы про всё на свете запомнить успеваем,
                Хотя уже немножко разлады с головой.
                А ты такой холодный, как айсберг в океане,
                И все наши печали обходишь стороной.                2 раза

     Следующей была песенка на цыганский мотив из кинофильма “Бумбараш”.

Ой, куда же деться, дайте оглядеться,
Впереди каникулы, сзади марафон.
Лица все зелёные, глаза воспалённые,
Мы забыли, что такое безмятежный сон.
Припев. Директор требует отчёт, а ученик к себе зовёт.
                А кто меня куда влечёт по белу свету,
                И где награда для меня, и где зарплата для меня.
                Эй, воспитатель! Где взять ответа!?
Где мы не бывали, что мы не видали,
Учёба выездная – по ночам не спим.
А такую премию нам за это дали,
И теперь мы в “Ёлочки” больше не хотим.
Припев.

     Дальше – бардовская песенка Юрия Кукина:

А ты твердишь, чтоб остался я, чтоб домой не смывался я,
Говоришь – слишком рано мне  покидать кабинет.
А мне б денёк методический, а не шум ученический,
Хорошо делать праздники, просто времени нет.           2 раза по 2 строчки
     А чтобы жить нам идеями, а не твоими затеями:
    Туры, конкурсы, вечера – не такой уж пустяк.
    И как успеть подготовить всё, да ещё чтобы хорошо,
    Воспитатели каждый день лишь об этом грустят.      2 раза по 2 строчки

     Следующей песней была оптимистическая песня Владимира Ланцберга, которую в пионерском лагере ребята пели у костра:

Ребята, надо верить в чудеса!
А вдруг такое всё-таки случится,
Детей мы будем видеть больше чем на полчаса,
И душу знать их, а не только лица.              2 раза по 2 строчки
     Успеем всех услышать и понять,
     Не торопясь, ведя беседу с ними.
     Нам нужно говорить с детьми и столько объяснять,
     И душу знать их, а не только имя.          2 раза по 2 строчки

     Песня “Оранжевый кот”, которую тоже пели юные и не только юные туристы, в походах, этой песней и завершилось наше выступление.

Перед вами мы стоим неспроста,
Посмотрите – за окном красота!
И учительская нынче пуста:
Дел сегодня важных нет.                2 раза
Поздравляя всех, хотим в этот час,
Чтобы счастье всегда было у вас,
Чтобы дети, заходя утром в класс, каждый раз
Улыбались вам в ответ.                2 раза
Поздравляя всех, хотим в этот час,
Чтобы счастье всегда было у вас,
И с улыбкой заходя утром в класс, каждый раз
Затмевали солнца свет. 

Будьте так милы, нежны и легки,
Словно в поле ясным днём мотыльки,
И бессовестной злодейки-тоски
Не встречайте даже тень.                2 раза
Как прекрасен ваш сегодня наряд,
Вам об этом всё вокруг говорят,
И надеемся, не раз повторят, все подряд
Комплименты в будний день.                2 раза
Как прекрасен ваш сегодня наряд,
Вам об этом всё вокруг говорят,
И надеемся, не раз повторят, все подряд
Комплименты в будний день.

Дни мелькают, как цветное кино,
Время праздника пройдёт всё равно,
Только радость пусть стучится в окно
Непременно круглый год.                2 раза
И хотя года стрелою летят,
Вырастают поколенья ребят,
Кто поёт, сейчас те очень хотят – да, хотят!
Пусть к вам старость не придёт!             2 раза
Пусть всегда вас ожидает успех,
Лучше смеха может быть только смех,
Восхищенье вызывайте у всех
И во всём вам пусть везёт!
Пусть всегда вас ожидает успех,
Лучше смеха может быть только смех,
Восхищенье вызывайте у всех
И во всём вам пусть везёт!

     Пребывание в стенах гимназии оказалось на удивление удачным не только благодаря полному включению в атмосферу творчества, которое было созвучно моим жизненным устремлениям, но и благородной цели просвещения, в чём я тоже видела свою миссию. Как оказалось – и мои идеи относительно дополнительных занятий, в числе которых была тема “москвоведение” – показались интересными и заслуживающими внимания Министерства образования. Штульберг Б.Х. вызвал меня к себе на аудиенцию и попросил о нашей беседе никому не говорить, чтобы не вызвать досужие разговоры. Он объявил, что Министерство образования оценило мой вклад в образовательный процесс, и собирается выпускать учебник по москвоведению. Как основателю идеи, мне предлагают наравне с лучшими педагогами страны защищаться по нескольким темам, которые войдут в первый учебник по москвоведению. Если я согласна участвовать в конкурсе, мне предоставят три темы, и уже можно  приступать к написанию глав к учебнику. Кроме меня, подчеркнул он, никто из преподавателей гимназии претендовать на участие в конкурсе не может. Личная просьба не оповещать ни географов, ни историков о данном факте. Это персональное предложение только для меня.   
     Через год, начиная с 1995 года, курс “москвоведение” в экспериментальном порядке стал обкатываться в школах Москвы. С каждым годом сырой учебник обновлялся и дополнялся новыми главами, приобретая полноту и законченность. Когда он полностью был сформирован, года через три, его ввели в программу средней школы как обязательный предмет. Отрадно, что эстафету подхватили регионы, и теперь в каждой области и районе есть уроки краеведения, на которых ребята узнают много интересного о своём родном крае, о местных героях и передовиках производства, об известных людях, земляках, которыми могут гордиться ученики, об истории своей малой родины и своих корнях. В следующем году школьному предмету “москвоведение” исполняется 30 лет.             
               
                8-9 сентября 2023 года.