200 лет И. Аксакову. Начало

Тимур Сергий Давлетшин
8 октября,  в день памяти преп. Сергея Радонежского, сего, 2023-го, года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского мыслителя, одного из лидеров славянофильского (русского православно-патриотического) течения, Ивана Сергеевича Аксакова. Именно этому человеку принадлежит огромная заслуга в освобождении балканских славян от турецкого ига. Еще до войны 1877-78 года Иван Сергеевич много поспособствовал тому, что в русском обществе сформировалось убеждение в том, что Россия обязана помочь православным братьям - сербам и болгарам. Кроме того, Славянский комитет, который он возглавлял, оказывал большую материальную помощь страждущим православным братьям-славянам. Этот же Комитет содействовал отправке добровольцев на  Балканы (еще до вступления России в войну). Благодарные болгары даже прочили его потом на болгарский престол.

С властями у Аксакова были непростые отношения. Монархист и патриот, он, однако,  порой подвергался гонениям за свою принципиальную позицию, которая кому-то была как кость в горле. Кстати, здесь на  фото - портрет И. Аксакова работы И. Репина. Насчет этого портрета есть интересная информация из статьи К.Кудрявцева о знаменитом коллекционере Павле Третьякове: "...когда славянофила Ивана Аксакова за его патриотическую речь, критикующую недочёты отечественной дипломатии, позволившей украсть победу в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, выслали из Москвы, Третьяков устроил политическую акцию. Илье Репину был заказан портрет Аксакова, моментально размещённый в «галерее выдающихся деятелей нации»".

Замечательно сказал об уж почившем на тот момент И. Аксакове обер-прокурор Синода К. Победоносцев:

 "Пусть перечисляют другие все многообразные занятия и все литературные труды его. Всего драгоценнее была та нравственная сила, которая соединялась с его именем и действовала и на ближних и на дальних во всех концах России и даже за ее пределами. Эта неисчислимая и не всегда сознаваемая сила тем и драгоценна, что помогает множеству людей малосильных держаться на ногах, возбуждая их, ободряя их, собирая их к одной мысли и к одному стремлению. Такую силу слабо сознают и чувствуют, пока она действует, но когда она исчезла, тогда становится явственно для каждого, что она значила. Для многих лиц официального мира Иван Аксаков представлялся лишь отвлеченною величиною в качестве издателя "Руси", иные с ужасом говорили об нем, как о народном трибуне, опасном для государства, или с любопытством заглядывали на него как на московскую диковину. Но для Москвы, и для великого множества простых русских людей, не знающих, куда деваться и на чем остановиться, посреди хаоса современных явлений, течений и веяний общественной и политической жизни, Иван Аксаков был живое лицо, на коем отдыхало взволнованное чувство, успокаивалась смятенная мысль, ощущалась нравственная опора, оживлялась надежда на лучшее, отражалось сияние русской правды во тьме вавилонского разноязычия. Всякий чувствовал, подходя к нему, что в нем нет лести и своекорыстия, что он ни тепл, ни холоден, а горит огнем любви и негодования -- для истинных интересов Русской земли и всего языка славянского. Русский галичанин и серб, и болгарин несли к нему свои печали о бедах и нуждах своего края, и простые русские люди шли исповедовать ему заботу о положении дел на Руси и ревность свою о правде. Теперь идти пока не к кому, и многие чувствуют себя осиротевшими".


Замечательнейший публицист, И. Аксаков соединял в себе патриотизм и уважение к свободе личности. Об этом пишет философ П.Б. Струве: "В русской публицистике нет лучшей защиты свободы слова и совести, чем классические статьи на эти темы Ивана Аксакова. Его статья в "Руси" против цензурного ведомства, которое почти перед самой смертью знаменитого публициста осмелилось обвинить его в "недостатке истинного патриотизма", читалась и перечитывалась людьми нашего поколения буквально с трепетом и восторгом как беспримерно мужественное обличение бюрократической тупости и как такая же защита свободной речи" (П. Б. СТРУВЕ  Аксаковы и Аксаков).

Как я уже сказал выше, И. Аксаков гораздо более значим, как публицист, чем как поэт,  но все же следует упомянуть и об этой стороне его таланта. Как ни странно, но поэзия явилась поводом к его отставке от государственной службы. И. Аксаковым была написана поэма "Бродяга", герой которой был беглым крепостным. С этой поэмой и была связана его отставка. Как он сам пишет в своей автобиографии: "Вследствие доноса Ярославск[ого] Военного Губернатора, Ал[ександра] П[етровича] Бутурлина, III Отделению, что Аксаков (с которым он находился в столкновении по службе) читает в Обществе какую-то поэму противозаконного содержания, под названием Бродяга, III Отделение сообщило о том Графу Перовскому, который предписал официально Аксакову представить ему сего “бродягу”; Аксаков и представил его, как следует, при рапорте. Министр скоро возвратил рукопись, не найдя в ней ничего предосудительного, но в предписании своем сделал Аксакову замечание и объявил, что занятие стихотворством неприлично человеку служащему, облеченному доверием Правительства. Аксаков в ответ написал Министру резкое письмо, вышел в отставку и возвратился к своему отцу в Москву, где и занялся литературой".

После этого И.Аксаковым было написано стихотворение, которое я не могу не привести здесь целиком:

 МОИМ ДРУЗЬЯМ, НЕМНОГИМ ЧЕСТНЫМ ЛЮДЯМ, СОСТОЯЩИМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

             В среде бездушной, где закон
             Орудье лжи, где воздух смраден
             И весь неправдой напоен, --
             Один лишь ты мне был отраден,
             Ты, малочисленный союз
             Мужей без страха и без лести,
             Себя добром взаимных уз
             Скрепивший для добра и чести!
   
             Досуга праздно не губя,
             Вы чужды дерзких замышлений;
             Вы не взложили на себя
             Задачи целых поколений.
             Скупой покорствуя судьбе,
             Избравши путь, неяркий с виду,
             Вы обрекли себя борьбе,
             И слабых внемлете мольбе,
             И мстите бедного обиду.
   
             Я знаю -- подвиг вам сужден
             Докучный, тесный, ежедневный,
             Но сколько раз прекрасней он
             Печальной праздности душевной,
             Бесплодным преданной мечтам!..
             А вы, средь козней и проклятий,
             Всё тот же пыл несли к трудам...
             Мужайтесь! сил добудут вам
             Благословенья меньших братии!
   
             Я знаю -- мелок ваш удел,
             Но пышен плод усилий дружных:
             Невинный в битве одолел --
             Проснулась бодрость в безоружных!
             И мог обиженный не раз
             Изведать здесь, в среде разврата,
             Что встретит в каждом он из вас,
             На всякий день, на всякий час,
             В делах добра слугу и брата!
   
          Так пусть же дремлет в тишине
             Тоска несбыточных желаний;
             Зато, без праздных ожиданий,
             Вы люди честные вполне.
             Так жизнь скупа! предел так краток!
             Надеждам смелым не созреть!
             И благо всем, кому без взяток
             Придется здесь разов десяток
             Слезу вдовицы утереть,
             Вновь возвратить стесненным грудям
             Простор и воздух в душной мгле...
             Так благо вам, хорошим людям,
             За ваше дело на земле!
   
             Декабрь 1851


Остается горько пожалеть, что эта дата - 200-летие со дня рождения этого великого человека, в нашем государстве не отмечается так, как он этого заслуживает.




см. также по теме - Иван Аксаков и Крымская война http://stihi.ru/2024/03/24/5893