Василию Фёдорову, великому забытому поэту

Федор Федорович Федоров
Василию Фёдорову, великому забытому поэту

Так как стихи посвящены забытому поэту, считаю нужным предварить своё стихотворное посвящение некоторым предисловием:

Василий Дмитриевич Фёдоров – один из моих самых любимых и высоко ценимых мной поэтов. Это советский поэт, при жизни бывший очень знаменитым и читаемым. Сегодня, к огромному моему прискорбию, этот истинный гений забыт... И уже много лет я декламирую его лучшие произведения на моём поэтическом Ютуб-канале «Фёдор Фёдоров Поэт Писатель», снял для канала большой видеофильм о жизни и творчестве великого поэта, тем самым пробуждая интерес к его удивительной поэзии.

Василий Фёдоров был одним из ярчайших любовных лириков XX века. Это не раз отмечали критики при его жизни. По мнению прозаика и литературоведа И. Шевцова, в историю русской литературы XX века Фёдоров вошёл как звезда первой величины. Фёдоров — необыкновенный лирик, певец любви, вознёсший культ женщины до вселенских высот. Я полностью согласен с каждым словом данного утверждения. Василий Фёдоров – это, в первую очередь, певец Женщины, Любви и Красоты. Однако его гений необычайно разнообразен и многогранен. Поражают и пейзажные, и философские, и гражданские, и исторические стихи, и искромётно-остроумная сатира Лирика. Василий Фёдоров – автор нескольких воистину грандиозных поэм – «Похождения Дон-Жуана», «Бетховен», «Далёкая» и другие.

Вообще, когда я читал сборники стихов Василия Фёдоров, с трудом найденные мной в библиотеке (к огромному сожалению, сегодня книги Василия Дмитриевича не переиздают), то передо мной постоянно вырисовывался образ некого древнего мудреца, будто возродившегося вновь в советские времена. Его стихи просто поражают своей мудростью, прозорливостью, невероятной точностью и афористичностью. Многие произведения смело можно разбирать на цитаты – цитаты на все случаи жизни.

Так же интересно отметить, что в народе Василия Дмитриевича негласно прозвали "кузбасским Пушкиным" (Фёдоров был родом из Кузбасса). Это сравнение, по-моему, очень верно, так как Фёдоров, как и Пушкин, стремился к предельной внешней доступности и ясности своих текстов, которые поражали внутренней глубиной и масштабностью.

Более того, особенно жаль мне, что Василий Дмитриевич забыт, потому что его стихи по большей части поражают неистощимым жизнелюбием и оптимизмом, они подчас просто лучатся Светом, Чистотой, Любовью, Наивной Верой в Добро и Разум, Надеждой... Многие стихи Василия Дмитриевича я бы назвал истинным Чудом в стихах".

Важно упомянуть, что Василий Фёдоров очень любил свои родные деревенские края, несмотря на то, что бОльшую часть жизни жил и работал в городах – в Новосибирске, потом – в Москве. Он родился в деревне Марьевка, не раз приезжал погостить на родину и наполнялся там всегда особым вдохновением. Родной Марьевке посвящены многие «идиллические» стихи великого поэта. Здесь, кстати, очень примечательно привести воспоминания самого автора о его детских годах:

«Поздней мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла реки Яя. Под нею — озеро, за озером — заливные луга, за лугами — быстрая пескарёвая река Яя, за рекой — лес и далёкий туман…».

Фото к данному стихотворению – одно из самых знаменитых фотоизображений Василия Дмитриевича. Именно эта прекрасная фотография на фоне горячо любимых автором родных мест вдохновила меня на создание данного посвящения великому забытому лирику, и, повторюсь, в первую очередь, Певцу Женщины, Любви и Возвышенной Красоты. Каждый кто подробнее ознакомится с творчеством Василия Фёдорова, очень хорошо поймёт, о чём я… А я очень-очень рекомендую это сделать всем любителям истинно Прекрасного!

Данные стихи содержат несколько отсылок к произведениям самого Василия Фёдорова:
"Любовь и хлеб", "А я когда-то думал, что седые...", "В этом нет моей вины..."("У поэта нет жены, у поэта - только Женщина...").

Итак, "Василию Фёдорову, великому забытому поэту")

Он стоит пред родною деревней -
Перед Марьевкой любой своей.
И крестьянок родных, как царевен,
Он поёт - лирик Вышних Страстей!

Он – в душе – воспевает, сияя,
Вровень с Сеною, с Гангом, с Янцзы,
Речку детства свою – речку Яя,
Полноводно-лиричных пролив три слезы…

И палаты Души его – пашен просторы!
В – бычий терем – возвёл бы он хлев! –
Ведь возделал, воздел - до Любови восторженной,
Надлирично когда-то – пшеничный хлеб!..

И сегодня глядит он – со светлостью мудрой,
А душа его – в тихой привольности спит…
В предрассветном сияньи, как вечное утро,
Своего часа ждёт вешне-пламенный стих…

Он стоит, позабытый седыми веками,
Вечно-пылкий и юный, и вечно-седой,
На забытый богами мосток опёршись руками,
Зачарованно глядя за посевной…

Позабыла Россия о нём, и не внове
Предрассветных своих забывать ей творцов!..
Он стоит -  с речкой Яя и с Марьевкой – вровень! -
И каких ему надобно любших венцов?!..

И так странно сдаётся мне: эти столетья
Ему сами – как будто сто лет в обед! –
Он их сам однажды забыл в столе-то,
Когда - Женщину -
Выше Вечности! - решился воспеть...

И, должно быть, обидел, капризную Вечность
Отрешённостью самоотверженных сил,
Превозвышенным стилем Таланта беспечного! –
Он немножечко пере-превозносил!..

Он в царевнах-крестьянках, в горожанках принцессных
Видел родоначальниц Сиянья Руси!..
И теснил Горделивую Славу – взнебЕсившись! -
Тот изысканный, любвеобильно-парящий курсив...

Нет гордыни в том! – тих, и спокоен, и мудр,
Ныне смотрит укромно на дом свой – музей, -
Добровольно забытый в тайге, даже – в тундре…
Что ему юбилейные ваши «полундры!»! -
Счастлив, верно, не слыть в пропагандной «лузге»!..

Он, забытый богами, в райчике милом,
Всё глядится в обетованно-родимый восход! –
И блаженством надвечным его осенила,
И хранит его мир с неизбывною силой
Сама Женщина – Женщина новых лиричных Высот!..

(7,8,9 октября, финальная авторская редакция – вечер 9 октября)