Долина ветров на дне океана или...

Руслан Мирров
              СУСУМАН -            
       ГОРОД МИСТИЧЕСКОГО
       ПРИТЯЖЕНИЯ ВРЕМЁН
            
А когда-то ведь был любимый мой Сусуман
лишь один океан "Хукуман-Кухуман".

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЗОЛОТОГО
         СЕРДЦА КОЛЫМЫ
(пером её местного жителя, вашего покорного слуги)
           Глава первая
  КОГДА ЕЩЁ НЕ БЫЛО СУСУМАНА               
Есть выводы некоторых учёных, что мировой океан был миллионы лет назад не только на территории нынешней Колымы, но и на территориях Чукотки, Якутии, Таймыра, Аляски и многих нынешних северо-восточных групп островов, причём сравнительно недавно, девять или даже семь тысяч лет назад. Мол, именно тогда появились первые остроги коряков, юкагиров, ламутов и прочих древних северных народностей с отходом ледников. Следовательно, первые картографы Колымы были её первые местные жители и карты Северо-Востока, тогда ещё неизведанной Руси, до прихода первых русских казаков-разбойников (так называемых у историков-краеведов "первопроходцев") были иными, к тому же постоянно ещё и видоизменяясь.
В то время не было скоростных дорог, авиалиний и железнодорожных путей сообщения. Реки служили способом быстрого передвижения на плотах, челноках или на рубленных кораблях из хорошей лиственницы. По руслам рек, у их берегов начали образовываться древние поселения кочевых племён в поисках лучшей жизни. Таким нехитрым способом казаки в XVII веке сплавляли награбленные богатства у местного населения Чукотки и Колымы к Якутску, который в то время уже был большим обжитым центром притяжения народов Севера. Живые, вполне себе здоровые, в плане здоровья мамонты, оказывается были замечены на Колыме даже в начале IXX века. Но, поскольку мамонты большие любители сладких фруктов таких как персики, то можно предположить, что и климат на Колыме был иным - субтропическим, чем нынче - северный-арктический. Удивительно!
Значит; климат, который пришёл к нам сейчас, пришёл с невероятной быстротой, несколько сотен лет назад.
Вместе с тем, год от года горы на Колыме играют в свои игры по высоте и размерам с амплитудой метр или два. Значит, можно смело утверждать, что северо-восточная часть материка ЕВРАЗИЯ сформировалась тоже сравнительно недавно, и до конца по-видимому ещё не устоялась.
По расчётам учёных уже к 2050 году на территории России останется лишь 15-18% от нынешней площади, занятой вечной мерзлотой. Также существуют смелые предположения, что самые густонаселённые районы земли были как раз районы Якутии, Таймыра, Чукотки и Колымы.
К приходу первых русских землепроходцев к территориям нынешних Якутии, Колымы, от Чукотки к 1640-му году откололся целый архипелаг земной суши, который ушёл под воду, а в следствии этого образовалась Камчатка в результате прорыва Тихого океана вглубь материка. Таким образом к XVII веку образовалось Камчатское море, которое потом назовут Охотским в честь первого большого поселения на побережье его - Охотск, разбитого казаками крупного промышленного и торгового острога уже к середине XVII века.
Именно в период XVII-XVIII веков появляются географические открытия Беринга, Витсена, Дежнёва, атамана Маркова и Адмирала Нагаева после масштабной и крупной вышеупомянутой катастрофы северной части Азии.
             ********
Теперь немного приблизимся к золотому сердцу Колымы, к главной заглавной нашей теме "Долине ветров - Сусуман". Точнее если, пока к его артерии - реке "Берелёх". Удивительное рядом; река Берелёх протекает не только через нынешний Сусуман, но река с таким же названием есть и в Якутии - в "Аллахимском улусе" притока реки Колымы Индигирка. Наша Сусуманская река Берелёх берёт начало с притока реки Колымы "Аян-Юрях". Кстати, есть народная поговорка со времён советской Колымы, в которую я добавил немного зарифмованной сатиры:-Плывёт каряк Ях от Берелёха в Аян-Юрях, Аян-Юрях в Кулу, Кулу в Колыму.(Кулу - приток реки Колымы)
Пару строчек о Якутском Берелёхе, а вместе с тем окунёмся в глубину веков ветхозаветного периода крайнего севера. В 1970 году исследователями северных рубежей Якутии были найдены кости мамонтов именно в Аллахимском улусе реки Индигирки. После тщательного анализа находок выяснилось, что останкам примерно 12-14 тысяч лет и падёж мамонтов был чуть ли не в один день в следствии какой-то страшной катастрофы. Некоторые скелеты мамонтов были увязшие в болотистой местности, а в целом кладбище мамонтов, их скелеты, были разбросаны на расстоянии 250 километров Аллахимского улуса.
Исследователи назвали это кладбище "Берелёхское кладбище мамонтов", которое как выяснилось, оказалось самым большим кладбищем мамонтов в мире. Также выяснилось, что в тех местах, примерно 11 тысяч лет назад была самая древняя палеолитическая стоянка людей - "дюктайцев". По утверждения учёных, доминирующим питанием дюктайцея, помимо рыбы, грибов и ягод, служили зайцы.
"Из-за зайцев дюктайцев назвали дюктайцами зайцы" . - Это уже моё предположение, ну или шутка.
Найденные кости мамонтов служили зависимых от зайцев дюктайцам дровами в обдуваемой всеми ветрами тундре.
              ********
Теперь логический вывод началу моего рассказа с небольшим, однако, поучительным экскурсом о давних временах севера.
И так!
Тысячи лет назад местные народы севера сплавлялись по рекам или по жизненно важным артериям ветхозаветной Якутии, Колымы и Чукотки, открывая для себя лучшую жизнь, а вместе с тем строили для себя всё новые и новые стойбища на просторах крайнего Севера. Сказать "крайний север" тяжело, поскольку есть большая вероятность тому, что климат за период времени в 12-14 тысяч лет периодически изменяется вплоть до субтропиков, где растут персики, что так любят мамонты. Таким образом, сформировались известные на сегодняшний день 15 народов нынешнего нашего Российского севера с большими некогда стойбищами (поселениями). Одни из них, их артифакты, не так далеко от настоящего города Сусумана были обнаружены у озера Малык, в долине Мальдяка и там, где сейчас вымирающий микрорайон Сусумана "Берелёх".
Известен факт, что Якуты вместе с русскими казаками в XVII веке продвигались на восток, осваивая новые земли вьючно на лошадях. Вместе с этим Якуты хорошо знали маршруты пути следования. Сначала казаки ездили в верховья Колымы кружным путём с низовьев Колымы на запад, в нынешний Зашиверск. Оттуда вверх по Индигирки до Оймякона. Они привозили с собой железные части для постройки судов.
Как мы видим, 400 лет назад жизнь на Колыме кипела!
Из воспоминаний учёного и выдающегося геолога Сергея Обручева, руководителя большой советской экспедиции 1929-1932 гг. к стороне Кулу, Аян-Юрях и Берелёху:-"В верховьях Аян-Юряха на расстоянии 20-30 километров, одна от другой были раскиданы якутские юрты. Это большею частью бедные жилища. Пастбища в этих местах довольно обширные и на них можно много развести скота. Якуты появились в верховьях Колымы сравнительно недавно, лет сто назад. Сначала они появились в уричищах Оротук и Таскан, а потом уже из этих двух центров стали расселяться вверх и вниз по течению реки. Несколько ниже Лошкалаха в Аян-Юрях слева впадает большой приток Берелёх. Он берёт начало в хребте Черского и сходится своими верховьями с истокам Неры. От устья Берелёх мы увидели на востоке отдельные высокие горные группы и их короткие цепи".
От себя:- Мне всегда интересно читать дневники больших учёных и исследователей! Таким образом ты погружаешся в мир непознанного и делаешь для себя невероятные открытия от трепетного пера сильных и смелых картографов, геологов-поисковиков-первооткрывателей земель и их месторождений.
            Глава вторая
             БЕРЕЛЁХ
Одним из перевалочных пунктов одного из речных трактов древней Колымы был наш нынешний микрорайон "Берелёх", но уже на обратном пути караванов срубленных судов из лиственницы, грузоподъёмностью в 1200-1400 пудов, плывущих с награбленным добром через левый исток Колымы Аян-Юрях по реке Берелёх. В XVIII веке, в год по речным трактам Колымы казаки сплавляли 3-4 судна с десятью человек в команде на каждом из судов.
Справка:Самое старое дело архива Колымского полицейского управления относится к 1785 году с названием "О Колымский вершине и сплаве из оной провианта...".
По Аян-Юрях в 19 веке проходил Оймяконо-Сеймчанский тракт, по которому издавна возили почту и различные грузы. В 1901 году по этому тракту из Сеймчана в Якутск через Оймякон приехал на лошадях Колымский исправник Н.М.Берёзкин, чтобы определить пригодность этого тракта для перевозки больших грузов на Колыму. Именно с записей исправника Берёзкина есть упоминания о левом притоке реки Берелёх - речке "Кухуман":-... Вдоль реки Кухуман дорога тянется вёрст сорок и приводит к реке Берелёх, на берегу которой живёт поселившееся очень давно одно семейство оймяконских якутов. Этот пункт, служащий пристанищем для путников среди совершенно безлюдной местности, что стоит от урочища Таскан на расстоянии вёрст сто семьдесят... ".
Однако этот путь для важного тракта, предназначенного для перевозок большого груза, исправник Берёзкин посчитал труднопроходиным и забраковал его. Лишь спустя целых 30 лет нынешний микрорайон Берелёх на месте того самого семейства оймяконских якутов, начали обживать геологи первых советских научных экспедиций.
              ********
Познавательная справка: - Сусуман на эвенском языке звучит "кухуман" или "хугуман", что означает "буран" или "ветреная речка". Однако, есть ещё один топоним реке Сусуман из обрывочных карт других народов севера с именем "хукуман", что по сути не важно.
-Может топоним всего один из этих трёх? -Что ж, как кому легло на язык тех народов!
Наша речка Сусуман невелика, протяжённость всего 106 километров, а ручьи её идут к горном хребту Черского, где наша знаменитая гора Морджот.
" Морджот"(говорят ещё "Морджет") с эвенского "мэргэты", что значит "гора скверная", хмурая и угрюмая. Со слов же бывалых Сусуманцев "хмурый дед".
Но, что самое интересное; дед Морджот - очень древний потухший вулкан, причём навсегда! Морджот входит в группу огромного горного хребта (1000 км. дл. - 300 км.ш.), названного в честь авторитетного учёного самоучки, исследователя-палеонтолога, геолога, геоморфолога Ивана Дементьевича Черского (1845-1892гг.),который в своей последней научной экспедиции к бассейну реки Колымы заболел тяжёлой формой туберкулёза и вскоре был похоронен в устье "омолон" (Оймякон). У горы Морджот есть речушка "Морджотка", а вдоль речушки дорога от Сусуманского аэропорта длиной в десять километров, которая ведёт к первой перевалочной базе, где обычно разбивают палатки смельчаки и туристы, подготавливаясь к восхождению на потухшуй древний вулкан Колымы. У горы несколько вершин из наваленных друг на друга камней в человеческий рост с острыми краями, самая высокая из которых составляет 2127 метров. Ну, а от панорамных видов в хорошую ясную погоду захватывает дух, поскольку можно увидеть во всей своей красе великолепную цепь горных хребтов с их долинами и вьющимися змеями реками с неповторимым завораживающим северным пейзажем  лесотундры и тайги.
На берегу нашего Берелёха образованы населённые точки Сусуман, уже ликвидированый или перемытый Беличан. Перекопанный, но ещё подающий признаки жизни Широкий(где я прожил 12 лет детства и юности), Ударник (бывший лагерь, а впоследствии прииск и посёлок) и Буркандья, где пекли когда-то знаменитый буркандьинский хлеб, что в советское время был своего рода визитной карточкой это большого посёлка на краю дорожной грунтовой цепи от Сусумана.
Длина нашей реки Берелёх всего 239 километров, а в зиму промерзает до дна. Берелёх с якутского слова "Берелеех" - волчья река или волчья яма.
Совпадение; город Абинск Краснодарского края - моя родина, где я родился, старики тоже называют "город в волчьей яме" .
В годы освоения золотоносных месторождений вдоль реки нашего Берелёха геологи Обручевских экспедиционных партий замечали группы волков огромных размеров и на длинных ногах. После чего наш "Берелёх" прозвали "волчья река". Кстати; совсем недавно, летом 2022 года волк заходил на Широкий. Тут я отмечу; волк не ходит один, где-то рядом стая. Увидеть волка в наши дни, да в наших степях присусуманья очень большая редкость, и на тебе!
              *******
Важная справка!
Иван Фёдорович Молодых (1847-1940)-участник первых экспедиций на Колыму под руководством Юрия Билибина. Гидрограф, гидролог, гидрогеограф, кандидат географических наук, профессор, автор более сорока научных работ. С 1928 по 1933 год руководил гидрографическими экспедициями Наркомвода (Народного комиссариата водного транспорта) Колымский, Индигирской и Восточной. Был консультантом проектно-изыскательной конторы Наркомвода. Именно в документах руководителя экспедиции Наркомвода СССР И.Ф.Молодых от 1928-1929гг. есть упоминания о поселения якутов и других различных северных народностей в районе нынешнего Сусуманского района, что подтвердило записи того самого исправник Н.М.Берёзкина. По наблюдениям Ивана Фёдоровича подтвердилась версия того, что по левой вершине реки Колымы, а именно по Аян-Юряху в конце XVII века и начала XVIII сплавлялись русские казаки, доставляя провиант в остроги своих перевалочных баз районов бассейна реки Колымы.
Сергей Владимирович Обручев - Выдающийся Советский геолог, лен-корреспондент Академии Наук СССР, лауреат Сталинской премии первой степени, сын знаменитого писателя фантаста - автора книги "Земля Санникова"(которую я прочитал девяти летним мальчиком), русского и советского учёного, геолог, историк геологии и горного дела. Сергей Владимирович стал продолжателем дела своего отца и встал в ряд авторитетных исследователей-геологов, посвятивший шесть лет своей походной жизни в районах бассейна реки Колымы и Индигирки. Открыл золотоносных месторождений общей площадью 700 километров в длину и 300 километров в ширину вдоль по руслу этих рек и их притоков. В заслугу Сергея Владимировича относится объединение горных цепей в 1000 километров среднего течения Индигирки и Колымы под названием хребта Черского, в честь авторитетного учёного-самоучки, палеонтолога, геолога, геоморфолога Ивана Дементьевича Черского, тем самым утвердил исследовательские работы первого учёного Колымского края и северо-востока Якутии.
            Глава третья 
 ДОЛИНА ВЕТРОВ,СУСУМАН.НАЧАЛО         
Экскурс:-В конце 1920-х и в начале 1930-х годов в молодом и разрастающемся коммунистическом государстве Советский Союз приступили к реализации грандиозного и крупномасштабного экономического перехода или, можно сказать "прорыва" нашей (тогда советской) страны на рельсы промышленной индустриализации с программой обязательного (любой ценой - с использованием "человеческого материала", т.е.трудовых, а точнее дармовых рук из исправительно-трудовых лагерей, а после из спец.поселений) ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА всех субъектов страны без исключений.
Вместе с этим новое государство нуждалось в золотом запасе для подъёма экономики и развития экспорта и бартера "я тебе - ты мне" на внешнем мировом рынке. Именно поэтому советские геологи в поисках залежей различных полезных ископаемых, так сильно нужных для развивающейся в небывалых темпах промышленности страны, исходили и истоптали вдоль и поперёк всю Сибирь, Якутию, и наконец добрались к Колыме и Чукотке.
              ********
В 1929 году по едва заметному и труднопроходимому Оймяконо-Сеймчанскому тракту от верховой Аян-Юрях до Лошкалаха, и дальше к  Таскану прошёл громадный "караван помощи" из 88-и лошадей с каюрами. Он вёз производственный и продовольственных груз Колымский экспедиции Академии Наук СССР, которой руководил Сергей Владимирович Обручев. При входе в долину Аян-Юрях в устье Лошкалаха геодезистом караван помощи К.А.Салищевым был поставлен астропункт (небольшая научная база), который, как покажет история, и увековечить этот труднопроходимый тракт к будущему городу Сусуману, где уже базировалась небольшая группа геологов-поисковиков команды Обручев рядом с юртами оймяконских якутов, т.е. там, где сейчас наш вымирающий микрорайон "Берелёх". На маршрутной карте астронома-геодезиста К.А.Салищева появился кружочек с названием "СУСУМАН".
              ********
Экскурс государственной важности:-11 Ноября 1931 года за личной подписью И.В.Сталина было издано постановление ЦК ВКП(б) "О Колыме"
В нём предписывалось: "Образовать на Колыме специальный трест с непосредственным подчинением ЦК ВКП(б) (Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков). Уже через несколько дней на срочном заседании Ольского райисполкома был создан знаменитый трест" Дальстрой" по строительству дорожной артерии Колымы, которую впоследствии окрестят "Колымский тракт" для развития Колымской горной промышленности и разработок месторождений золота и других полезных ископаемых с привлечением принудительного труда заключённых.
Добавлю:- Страшную историю (не для слабонервных, слабо характерных и мягкосердечных) строительства Колымского тракта я подробно описываю в своей большой книге "Долина Колыма".
              ********
До Ноября 1930 года по Оймяконо-Сеймчанскому тракту через поставленный астропункт с табличкой со стрелочкой "на Сусуман" ходили геологические партии Всесоюзного акционерного общества "Союззолото".
(22Ноября 1930 "Союззолото" было ликвидировано). С открытием треста "Дальстрой" Оймяконо-Сеймчанском трактом воспользовалась в 1932 году и геологическая экспедиционная партия под руководством главного геолога Е.Т.Шаталова. Этой партией геологов непосредственно сама долина Сусумана была подвергнуть шлиховому опробыванию. После выяснилось, что в бассейнах рек Сусуман и Берелёх есть большие россыпи золота.
Примкнувшие к бригаде Е.Т.Шаталова вспомогательные экспедиции геологических партий К.А.Шахворстовой, Х.О.Калугина, А.Л.Лисовского подтвердили шлиховые пробы. В устье ручья Еврашкалах на большой и сухой лиственнице геолог Шаталов сделал затёс и написал "Город Сусуманск", как-будто предвидя будущий наш Сусуман, правда уже без последней буквы "к".
Так начинался Сусуман!
             ********
Примечание:- Поскольку речка с эвенского языка "Кухуман" или как я ещё упоминал выше "хукуман" и "хугуман", наша нынешняя речка Сусуманка или Сусуман означает "ветреная речка", то и строящийся посёлок, а затем и строящийся город Сусуман с его большой и размашистой долиной, местные жители окрестили вполне северным названием "Долина ветров-Сусуман".
              ********
Вплоть до 1936 года центром притяжения геолого-поисковых партий, направленных на разработку золотых месторождений в районе нынешнего Сусуманского района, а также и вспомогательной рабочей силы из вольнонаёмных и первых заключённых "Севвостлага" в числе которых были и репрессированные по статье 58 УК РСФСР вместе с вооружённой охраной "ВОХР" при окрещённым народом "карательным органом власти" Народным Комиссариатом Внутренних Дел (НКВД) был посёлок Берелёх на месте нынешнего вымирающего микрорайона "Берелёх". От посёлка Берелёх вдоль по руслу реки Берелёх шли на север пешком вверх по течению колонны заключённых, а вместе с ними десятки запряжёных лошадей с повозками и телегами, гружённые необходимым производственным оборудованием, кухней и продовольствием. Заключённые обустраивали своими руками первую производственную базу, своего рода, - стан с палатками для заключённых, деревянными избами для начальства и конюшней Мальдяк-2, где речка Мальдячка впадает в Берелёх (на месте нынешней развилки в сторону прииска Мальдяк). Кстати; на месте стана Мальдяк-2 после был посёлок Бургали.
Справка:"Севвостлаг"- структурная единица системы исправирельно-трудовых лагерей ОГПУ НКВД-МВД СССР, существовавшая на территории треста "Дальстрой" как его производственное подразделение.
В 1937 году руками заключённых началась стройка лагеря Мальдяк на месте большого месторождения золота у подножия сопок "Три богатыря" и "Кошандык" вдоль берега речки Мальдячки. В 1938 году началась застройка исправительно-трудовых лагерей "Стахановец" и "Ударник".
          Глава четвёртая
         СОВХОЗ "СУСУМАН"
               И
  ПЕРВЫЕ ИЗБЫ В ДОЛИНЕ ВЕТРОВ
К 1935 году посёлок Берелёх был переполнен геологами-поисковиками, рабочими, местными жителями и прибывшими по этапу первых сотен заключённых с их конвоирами и надзирателями. Посёлок Берелёх стал неким центром распределения сил к новым открытым месторождениям золота по руслу реки Берелёх. В связи с этим было решено строить ещё один центр в 3-4-х километрах ниже по берегу речушки "Талон". И поскольку долина Сусумана оказалась богата сенокосными угодьями, то параллельно с закладкой первых деревянных изб в 1936 году было решено строить руками рабочих совхоза "Эльген" Северного Горнопромышленного Управления, образованного в 1935 году с центральным его руководством в посёлке Хатыннах(ныне уже не существующего посёлка)Ягоднинского района, новую и сразу большую совхозную. усадьбу. Так спутник совхоза "Эльген" Сусуманский совхоз стал первым и крайне нужным и полезным сельскохозяйственным предприятием рубленного из лиственницы всего лишь из нескольких изб нового населённого пункта "Сусуман".
Уже в 1937 году Сусуманский совхоз вырастил три тонны помидоров и одну тонну огурцов. Параллельно с этим шла стройка деревянных бараков в Сусумане, а в октябре этого же года был основан первый золотодобывающий прийск-лагерь "Мальдяк" с подчинением к тресту "Дальстрой". Дорогу к Мальдяку прорубили и скосили косами через лесные препятствия нетронутой тайги от стана "Мальдяк-2" заключённые "Севвостлага ". Тогда эта дорога к первым золотым жилам нашего Сусуманского района представляла из себя колею из лошадиных повозок.
В середине 1930-х годов параллельно с освоением Сусумана и прийска Мальдяк геологов Б.М.Вронским было открыто крупнейшее на Колыме месторождение каменного угля с первоначальным эвенским названием "Эмтегейское".
             ********
Справка:-Река "Эмтегей" является притоком реки "Аркагала". В 1937 году месторождение "Эмтегейское" было переименовано в "Аркагалинское". В этом же году на карте геолога Б.М.Вронского появилось новое название "Кадыкчан".
             ********
1937 год оказался для Сусумана богат на события. Кроме выше описанных сюжетов, в этом же году в посёлок Берелёх два трактора на санях привезли передвижные домики для отряда прораба Иорданского. Этот отряд начал строительство жилья для автотранспортников "Берелёх". Уже к осени 1937 года приказом по Дальстроя в посёлке Берелёх была организована автобаза номер 5 с тремя автомобилями и девятью рабочими. Следом началось регулярное сообщение Берелёх - Спорное. Оперативно была сооружена специализированная площадка для приёмов груза из Магадана.
1 октября 1937 года в посёлке Берелёх создана первая контора со своей производственной базой дальних разведок к новым месторождениям золота Северного ГПУ под руководством С.Д.Раковского.И в этом же году на горе Морджот была поставлена историческая и знаменательная геодезическая веха геодезистом В.П.Брусенкиным. Лагерь заключённых нового населённого пункта "Сусуман" стал носить название "Заплаг".
В 1938 году организовано новое Западное Горнопромышленное Управление "Дальстроя" с конторой в посёлке Сусуман, включившее в себя три уже существовавших прииск "Мальдяк", "Ударник", "Стахановец". Именно с этого события тогда ещё совсем небольшой посёлок Сусуман становится центром притяжения всей горной промышленности западного района Колымского края при полном подчинении к тресту "Дальстрой".
Заметка; тогда территория Колымы была ещё не в статусе Магаданской области и трест Дальстрой носил характер главного государственного управления в регионе.
В 1938 году полным ходом ведётся строительство ремонтных мастерских, организованы Аркагалинская комплексная партия для проведения изыскательных работ по строительству ТЭЦ на Аркагале и шахтоуправление. В этом же году образован совхоз "Челбанья".
Действительно, можно сказать "стахановскими" темпами и рекордами уже к концу 1938 года руками заключённых "Севвостлаг" и "Заплаг" при тресте "Дальстрой" были организованы ещё прииски, относящиеся к Западному Горнопромышленному Управлению - "Еврашкалах", "Линковый", "Чай-Юрья", "Контрандья". С расширением площадей по добыче золота, строительство приисков набирали интенсивный, можно сказать, бешеный темп.
            Глава пятая
   АЭРОПОРТ "БЕРЕЛЁХ". НАЧАЛО
В 1920-х годах начали осуществляться эпизодические полёты самолётов типа П-5,У-2 с пилотом и штурманом на борту к Северо-Востоку СССР. С высоты проводились изыскания воздушных трасс, выбор площадок для посадок и гидроаэродромов. Вместе с этим изучались метеорологические условия. И только в 1932 году с прилётом в бухту Нагаева выдающегося учёного и геолога С. В.Обручева, который по сути и открыл месторождения золота в нашем Сусуманском районе, Совет Труда и Обороны треста "Дальстрой" тогда ещё строящегося посёлка Магадан, принял постановление о срочном введении регулярного воздушного сообщения с приисками треста "Дальстрой". С начала 1935 года на картах авиамаршрутов появилась новая воздушная гавань "Берелёх". К весне 1939 года посадочная площадка "Берелёх" становится узловым аэродромом по снабжению населённых пунктов в бассейне реки Индигирки.
Отмечу! До 1940 года воздушное сообщение с посадочной площадкой "Берелёх" осуществлялись только в зимнее время. (Тогда самолёты зачастую были на санях и гидросамолёты) Для вычистки снега на взлётной полосе нанимались работники треста "Дальстрой" в количестве 50-и человек и 30-и лошадей с телегами. В здании лётной полосы образуются тёплые, уютные комнаты для лётного состава, красный уголок с газетами, журналами, шахматами и даже патефон.
В конце апреля 1940 года посадочная площадка "Берелёх" была разрушена сильнейшим паводком. На восстановление взлётной полосы были брошены все силы рабочих вместе с заключёнными. К лету взлётная полоса была сдана в эксплуатацию, а летнию авиалинии в верховьями Колымы открыл лётчик тов. Шарков, прилетевший в воздушную гавань "Берелёх" вместе с комиссаром авиаотряда треста "Дальстрой". 8 июля 1940 года были начаты полёты этим авиаотрядом по почтово-пассажирским линиям. Первая почтово-пассажирская линия "Берелёх - Нера" была открыта в конце июля 1949 года.
            Глава шестая
СТРОИТЕЛЬСТВО И СОБЫТИЯ НОВОГО
  НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА" СУСУМАН"
К весне 1939 года в Сусумане появился скотный двор, почти законченное здание ЗГПУ (Западное Горнопромышленное Управление), баня, пекарня. В одной из обложенных торфом палаток вышел первый номер четырёхстраничной газеты политотдела "Стахановец". Ныне это наша любимая районная газета "Горняк Севера". Летом этого же года начато строительство клуба, стадиона, сдан участок Колымского тракта "Берелёх-Ягодное". Построен мост через реку Берелёх (нынешний модернизированный мост федерального значения). Построены дороги местного значения Сусуман-Челбанья, Аркагала, Чай-Юрьинская долина. Сдана автоматическая телефонная станция на 100 абонентов, заработало 50 радиоточек. Построены три двухэтажных дома. А чтобы обеспечить ночлег для заключённых, задействованых в этой крупномасштабной стройке, руками самих же заключённых были возведены несколько длинных брезентовых бараков. Зимой температура в этих бараках доходили до -5 градусов.
             ********
Отмечу; Совхозы Сусумана и Челбанья приносили к тому времени урожай в несколько тонн огурцов, помидоров и зелени, а заключённых - строителей Сусумана и посёлков ЗГПУ кормили баландами в холодных брезентовых бараках или палатках в районе крайнего севера. Цинга, дистрофия, голод, полное физическое истощение, бесконечная простуда, переходящая в туберкулёз, кожные заболевания косили ряды заключённых.
Добавлю; зекам месяцами не разрешали мыться после изнурительных работ. Новое постельное и нижнее бельё не выдавалось, в следствии этого людей заедали вши и мучила чесотка. Многие кончали жизнь самоубийством и сходили с ума не только от этого, но и от беспредела "бытовиков" (блатных и фраеров, отпетых уголовников, которые наряду с политическими заключёнными отбывали меру наказания в Колымских лагерях и жили вместе с остальными заключёнными под одной крышей холодных палаток и бараков).
При попытке к бегству заключённых из лагеря или рабочего объекта, выносился на скорую руку смертельный приговор и людей расстреливали в затылок или в лоб. Других заключённых заставляли трупы прикапывать недалеко от лагерей. Вместе с этим дефицита в человеческом материале у власти не было, поскольку в исправительно-трудовые лагеря и строительные объекты Колымы привозили чуть ли не каждый день всё новую и новую рабсилу репрессированных страшной и бесчеловечной, государственной и самой крупномасштабной карательной системы всех времён и народов,ГУЛАГ.
К 1939 году численность заключённых, задействованных в золотодобыче, только в лагере прииска Мальдяк составляла около 12000 человек. И это только один прииск! А теперь представьте масштаб по всему Колымскому тракту (строящаяся дорога "Бухта Нагаева - Якутск"),который к тому времени кайлом и лопатой заключённых как раз достиг дорожной точки "Сусуман".
             *********
В предвоенные годы помимо репрессированых заключённых, число прибывших вольнонаёмных для работ по расширению инфраструктуры Сусумана и для работ на золотых приисках ЗГПУ месяц от месяца заметно увеличивалось. В связи с этим строящийся посёлок Сусуман дополнительно нуждался в кадрах в сфере медицины, образования, культуры и быта. В 1940 году и середине 1941 года построен двухэтажный Дом Культуры, в котором состоялась премьера местной творческой самодеятельности с пьесой "Любовь яровая". Палатки с заключёнными переносят за черту посёлка Сусуман, а также перенесён скотный двор. Построена поликлиника и здание политотдела, сданы в эксплуатацию несколько жилых домов, центр посёлка засыпали гравием для пешеходных прогулок. Открыли неполную среднюю школу, почтово-телеграфное отделение, организован отдел записи актов гражданского состояния - в посёлке начался счёт скромных свадебных гуляний. Перед войной запустили Аркагалинскую локомобильную электростанцию РЭС, которая на то время стала самая крупная во всём ЗГПУ. К лету 1941 года одна из мастерских Сусумана стала производить небольшими партиями кирпич.
С начала Великой Отечественной войны самым популярным лозунгом у горняков Сусумана стал "Каждый грамм золота-это снаряд по врагу". А вместе с этим в лагерях при ЗГПУ и по всему Колымскому тракту в годы войны заключённые золотодобытчики работали по 14-16 часов, теряя здоровье и жизнь при невыполнении непосильного завышенного плана по добыче каждого грамма из лозунга. В 1942 году посадочная и взлётная полоса воздушной гавани "Берелёх" будет переименована в аэропорт "Берелёх" воздушной трассы "Алсиб". Через воздушные ворота Сусумана будут перегоняться американские самолёты в города СССР по договору ленд-лиза. А вывеска аэропорт "Берелёх" на фасаде главного здания аэропорта Сусумана будет висеть вплоть до 1966 года.
В 1944 году некоторые происки Дальстроя,наш Сусуманский совхоз и даже рудник Сусуманского ЗГПУ посетил сам вице-президент США Генри Уоллес. (Тогда США были нашими союзниками против войск нацистской Германии). В январе 1945 года сдана в эксплуатацию высоковольтная электростанция, обслуживающая Нексикан-прииск имени Фрунзе-Челбанья. В этом же году на некоторых полигонах ЗГПУ заработали первые бульдозеры импортного производства, потом стали внедряться в горные работы бульдозеры и нашего отечественного производства. К весне 1945 года на взрывных работах стали выборочно применять станки ДР-30 и ФМ-2. К маю месяцу 1945 года стали собирать первую драгу Сусумана, началась организация дражного флота. Аркагалинская районная электростанция преобразована в Аркагалинский электрокомбинат треста "Дальстрой".
             ********
Экскурс:-11Октября 1939 года директором Дальстроя назначается комиссар госбезопасности 3-го ранга, Генерал-лейтенант, кандидат в члены ЦК ВКП (тогда уже без приставки "б" "большевиков", депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созыва, Герой Социалистического труда Иван Фёдорович Никишов (1894-1958гг.).
В историю этот человек войдёт с окрещённым народом именем "Хозяин Колымы", который будет лицом номер 1 Колымы вплоть до 1948 года.
Справка:- Должность директора треста "Дальстрой" в наши дни приравнивается к креслу Губернатора.
При руководстве Никишова в годы войны заключёнными Дальстроя было добыто более 460 тонн золота (на тот период времени треть добываемого золота в стране). Дальстрой Никишова становится предприятием оборонного значения с внедрением большой горной техники. В лагерях Колымы трудовой день увеличен, но вместе с тем расстрелы сведены почти на "нет". разве что за побег или какое тяжкое преступление внутри лагерных пунктов.
При руководстве Никишова около 6000 вольнонаёмных и заключённых, работавших в горнопромышленных управлениях были награждены самыми высокими правительственными наградами. Некоторые были удостоены медалью "За победу над Германией" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
            Глава седьмая
       ПОСЛЕВОЕННЫЙ СУСУМАН
После войны, в июне 1946 года состоялось открытие Сусуманского стадиона с забегом по беговой дорожке. Вокруг стадиона Сусуманцы своими силами разбили парк отдыха с аллеями и беседками. К 1947 году посёлок Сусуман стал преобретать современные черты посёлка городского типа. Западным Горнопромышленным Управлением в 1947 году была утверждена схема разбивки территории Сусумана на кварталы с присвоением имён улицам, таких как -Центральная,Почтовая, Набережная, Полевая (Полевая улица в 1952 году в ознаменование 100-летия со дня смерти писателя Н.В.Гоголя была переименована в улицу Гоголя).
Шли работы по озеленению посёлка; перед каждым домом высаживались тополя и разбивались цветочные клумбы. Пустыри были вспаханы и засеяны травами, построили спортивный центр, оборудовали баскетбольную, волейбольную, городошную площадки. В 1947 году открыты курсы горных мастеров.
В 1950 году курсы горных дел преобразованы в учебно-курсовой комбинат. 19 сентября 1949 года была запущена первая драга на прииске имени Фрунзе. С 1950 года в ЗГПУ Сусумана полностью прекратилась ручная вскрыша в летний период.
3 февраля 1950 года центральные ремонтно-мастерские ЗГПУ реорганизуются в первый Сусуманский ремонтный завод горного оборудования с подчинением ЗГПУ. Также в этом году гостиница "Морджот" встретила своих первых посетителей, открылся первый кинотеатр "Тайга". Летом 1950 года заработал дом отдыха "Полярный"
К 1 сентября 1950 года открылась школа - семилетка в соседнем посёлке "Берелёх" (скажем так - прародитель Сусумана, благодаря которому, собственно, и появился наш Сусуман).
В посёлке Кадыкчан параллельно открылась начальная школа. Открыта новая большая средняя школа на улице Ленина. Вместе с этим шла оживлённая и большая стройка жилых домов в посёлке Мяунджа и Центральный.
            Глава восьмая
             НОВАЯ ВЕХА
В промывочный сезон 1953 года на всех полигонах (ещё их называли гидравлики - непосредственно там, где моют золото) Дальстроя работало более 300 приборов, в народе именуемый "мониторы". Мониторами управляли мониторщики (профессия такая была). Ваш покорный слуга как раз и работал на мониторах в Широкинском ГОКе, сезоны 1997-1998гг.. Последние 2 монитора были замечаны в работе даже в 2020 году, именно в Сусуманском районе. На этих прибора вылет золота в эфиля (перемытые пески) был огромен, до 70% содержания золота в подготовленных песках к промывке. Нынешним артелям предстоит ещё долго перемывать те переработанные площади полигонов советских времён, поскольку год от года, обогащая те эфиля с новыми вскрытыми песками, золото всё выявляют и выявляют.
              ********
От себя:-Я глубоко убеждён, что сегодняшние мощные приборы по промывке золота тоже не совсем совершенны. Лет через двадцать, может даже раньше умные головы построят идеальные механизмы почти со 100% золотосодержащим выявлением драгоценного металла с обозначенных точек площадей даже сегодняшних перемытых песков(эфилей).
              ********
После смерти Сталина, с весны 1953 года лагерный режим Колымы постепенно переходит в спец.поселения
Настоящие уголовники, воры, рецедивисты конечно были за колючей проволокой, продолжая работать на советскую власть. Большинство сфабрикованных дел политических репрессированных были пересмотрены и уже бывшие заключённые по своему выбору могли улетать на большую землю с Магаданского аэропорта "13-км",либо оставаться в преобразованных спец.поселениях и работать уже за хорошую зарплату, имея право перемещения по всей территории Якутии, Колымы и Чукотки.
Так начиналась на Колыме так называемая в народе "Хрущёвская оттепель, а Колыма в целом вступила в новую веху счастливых советских времён, в веху ударного строительства населённых пунктов - приисков, посёлков и городов на всё новых и новых открываемых золотых, серебряных, угольных и других месторождениях по всем ветвям дорожной артерии Колымского тракта. Так к примеру; в 1953 году в Сусумане началась историческая и крупномасштабная стройка пятиэтажек улицы Советской на нетронутом Богом пустыре с болотом.
3 декабря 1953 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Представление Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании в составе РСФСР Магаданской области с областным центром в городе Магадан. В состав Магаданской области включить город Магадан, районы-Среднеканский, Ольский, Северо-Эвенский, Сусуманский, Ягоднинский, Тенькинский и Чукотский национальный округ, выделив их из состава Хабаровского края, который к тому времени имел другие, достаточно большие границы. К концу 1953 года также преобразованы в посёлки городского типа прииски Адыгалах, Большевик, Кадыкчан, Нексикан. В 1954 году созданы сельские и поселковые советы - Сусуманский, Нексиканский, Большевистский, Аркагалинский, Широкинский, Адыгалахский. Со вступлением в новую веху Колымы, в 1954 году была наконец достроена Аркагалинская ГРЭС, а вместе с ней вступил в работу её первый агрегат. После образования и реорганизации треста "Дальстрой" в Магаданскую область Сусуманское ЗГПУ (Западное Горнопромышленное Управление) также было реорганизовано.
              ********
Экскурс-справка:- В 1953 году ещё в статусе посёлка Сусуман становится официальным районным центром Магаданской области. К 1955 году общая численность населения при ЗГПУ с центром в Сусумане уже составил рекордное число 31,8 тыс. человек. Только в одном лишь центре Сусуман численность населения по переписи к 1955 году составила 12400 человек. С преобразованием бывших лагерных пунктов на месте золотодобывающих приисков в спец.поселения, для большей добычи полезных ископаемых на Колыму были брошены силы советских комсомольцев и бывшие заключённые-участники вредных мегастроек Советского Союза. При этом люди уже получали хорошую заработную плату и создавали семьи. Как и в целом вся Колыма, тогда ещё посёлок Сусуман рос и развивался как на дрожжах. Именно с 1950-х те граждане Советского Союза, которые собирались в путь-дорогу на Колыму, ехали с добрым напутствием друзей, родных и знакомых "за длинным рублём". Эти слова, вызывающие улыбку на устах с пониманием того, что "за длинным рублём" ни куда-нибудь, а "на Колыму" , вошли в обиход во всех уголках Советского Союза.
            Глава девятая
       Знаковые события города
           1950-1970-х гг.
В связи с мощным и стремительным ростом добычи золота, серебра, олова, угля и невиданного размаха строительства инфраструктуры всё новых и новых населённых пунктов на территории Магаданской области, Постановлением Верховного Совета СССР от 10 мая 1957 года Горнопромышленные Управления Магаданской области были спешно реорганизованы в "Совнархозы". В 1960 году было организовано отдельное Сусуманское Горнопромышленное Управление (ГПУ), в состав которого входили все золотодобывающие прииски Сусуманского центра.
20 октября 1961 года коллективу прииск "Большевик" Сусуманского района присвоено Красное знамя как победителю в предсъздовском социалистическом соревновании среди горных предприятий Магаданской области.
12 декабря 1964 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР большой рабочий посёлок Сусуман Сусуманского сельского района Магаданской области наконец-таки был преобразован в статус города районного подчинения.
С начала 1965 года уже в городе Сусумане было постепенно организованно местное автобусное движение, соединяющее центр города, микрорайоны "Заречье" и "Берелёх", Ясную Поляну и к тому времени уже работающий пищекомбинат. Открыто автобусной сообщение "Сусуман - Усть-Нера" и во многие посёлки района.
В 1966 году сдан в эксплуатацию Сусуманский горный техникум на базе трёх профессионально-технических факультетах: горная электромеханика, разработка россыпных месторождений, планирование на предприятиях горной промышленности. Было зачисленно 120 первых студентов. В 1978 году к техникуму пристроили ещё один учебный комплекс. Ну, а в начале 1980-х мой отец учился в этом техникуме на взрывника. И ещё! Точной даты не нашёл, но примерно к 1980-м годам наш Сусуманский горный техникум за хорошую подготовку специалистов был награждён Почётной грамотой Министерства цветной металлургии и Центрального Комитета профсоюза металлургов.
1 января 1970 года Сусуманской ГПУ было реорганизовано в Горно-обогатительный комбинат "СуГОК" За досрочное выполнение пятилетнего плана по добыче золота, а также за совершенствование организации производственного процесса и внедрения новой горной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1971 году СуГОК был награждён Орденом Октябрьской Революции.
Первый герб города Сусумана был принят исполкомом Сусуманского райсовета депутатов трудящихся 1 марта 1974 года. В 1977 году СуГОК был разделён на две большие, а впоследствии конкурирующие между собой компании "Сусуманский Горно-обогатительный Комбинат" и "Берелёхский Горно-обогатительный Комбинат".
В июне 1977 года недалеко от Сусумана нашли хорошо сохранившееся тело ископаемого мамонтёнка. Как выяснилось, подобная находка оказалась единственной в мире. Мамонтёнка назвали Дима, в честь бульдозериста Дмитрия Логачёва, обнаружевшего его при вскрытии очередного пласта земли на глубине около двух метров в ходе работ на одном из золотоносных месторождений. Рост мамонтёнка составил чуть больше одного метра, возраст примерно шесть-семь месяцев. Возможно, мамонтёнок провалился в яму с водой, не смог выбраться, вмёрз и хорошо сохранился до наших дней. Сейчас тело мамонтёнка Димы выставлено в Палеонтологическом музее Российской Академии Наук (РАН) города Москвы.
           Глава десятая
             1980-е
В 1980-х в городе Сусумане работают на всю мощность сразу несколько крупных промышленных предприятий:Горно-обогатительные Комбинаты, ремонтно-механический завод, завод строительных материалов, хлебозавод, молочный комбинат и пивоваренный завод. В микрорайоне Берелёх в декабре 1981 года сдана в эксплуатацию Северная Автомобильная Испытательная Станция (САИС) - крупнейшая автобаза Магаданской области, которая будет испытывать на прочность работу всех типов грузового транспорта отечественного и импортного производства в условиях крайнего Севера. Совхоз "Сусуман" обеспечивает всё население района овощами и продуктами животноводства.
В Сусумане открыты двери пяти общеобразовательных школ и профессионально-технического Училища номер 10, работает музыкальная школа и три Дома Культуры. Организуются ярмарки, карнавалы, эстрадные и творческие конкурсы как в самом районном центре, так и во всех посёлках Сусуманского района.
Взлётно-посадочная полоса Сусуманского аэродрома принимает средние и большие грузопассажирские и морозоустойчивые самолёты Ан-2,Ан-24,Ан-26, Ан-30,Ил-14,Як-40 и Л-410 с популярными и каждодневными рейсами в Магадан, Синегорье, Усть-Нера и частично в другие аэродромы соседних областей. В конце 1980-х был проект строительства новой, большой взлётно-посадочной полосы в аэропорту города Сусумана для приёма самолётов типа Ту-134, Ан-12, Этот проект даже начал реализовываться, начались работы по подготовке, насыпке грунта полосы. Однако, после развала Советского Союза в начале 1990-х годов проект был заморожен.
Летом 1988 года на моей второй родине прииск Широкий, вблизи посёлка, по правую сторону от дороги со стороны Сусумана, на золотодобывающем полигоне БЕРГОКа (Берелёхский Горно-обогатительный Комбинат) при промывке песков на промывочном приборе "монитор" был обнаружен, застрявший в перфорации важгерта огромный золотой самородок весом 11кг 800 грамм. Это редкое и удивительное событие освещали на своих страницах газеты "Горняк Севера", "Магаданская правда", "Известия", "Правда", "Труд". Программа "Время" центрального телевидения и программа "Монитор" Магаданского телевидения (тогда очень популярная новостная программа у местного населения Колымы) также рассказали об этом удивительном самородке Широкинского полигона с голубых экранов телевизоров.
             *********
Тяжёлый экскурс:- В 1989 году численность населения города Сусумана достигла своего исторического пика - 17000 человек, а с начала 1990-х пошёл резкий отток населения всего Крайнего Севера в центральные районы страны. Это было связано с тем, что
22 октября 1990 года Президиум Магаданского областного Совета народных депутатов принял постановление под номером 86 "О порядке ликвидации населённых пунктов Магаданской области в связи с реорганизацией и последующей постепенной ликвидацией производственных структур, заложенных советской уникальной системой с её экономическими взаимозаменяемыми отлаженными механизмами межреспубликанских торговых отношений внутри СССР. Также категорически запретить использование электроэнергии для целей отопления и горячего водоснабжения на предприятиях, в организациях и учреждениях, в теплицах и совхозах". После развала Советского Союза, а вместе с ним и развала крепкой некогда цепи межреспубликанской торговли и промышленных взаимовыгодных отношений к развалу инфраструктуры населённых пунктов на территории Магаданской области по ходу Колымского тракта послужил ещё один печальный эпизод в истории Колымы:- 18 октября 1992 года город Магадан с однодневным рабочим визитом посетил на то время Председатель Правительства Российской Федерации Егор Тимурович Гайдар, внук всемирно известного писателя, журналиста-публициста Аркадия Петровича Гайдара. Так вот; в тот злополучный день Егором Гайдаром в стенах областного Правительства было заявлено, что Север чрезмерно перенаселён, а Магаданская область в частности должна перейти на вахтовый метод работы. Почти через десять лет был принят убивающий "Закон о жилищных супсидиях" для инфраструктуры регионов Севера и утверждённого Правительством РФ от 22 мая 2002 года под номером 336 "Положение о содействии переселения граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера. Т.е. та, инфраструктура, что строила некогда Советская власть в районах Крайнего Севера оказалась вдруг ненужной, а проще Север признать слишком затратным на обустройство населённых пунктов и их содержание, и создать постепенный вахтовый метод работы. Те стахановские стройки с привлечением несчастных зеков, отчаянных комсомольцев Хрущёвской оттепели и просто обычных граждан одним лишь росчерком пера новой власти были обречены на мёртвые города и посёлки Колымы, других северных регионов страны и в частности наш Сусуманский район. Совхоз "Сусуман" и"Челбанья" были закрыты, а со временем превращены в развалины. В результате реализации необдуманного оттока населения с насиженных и обустроенных мест Крайнего Севера, численность населения города Сусумана резко сократилась в три раза уже буквально через несколько лет. А весь Крайний Север впал в чёрную фазу нулевых с началом развала всей инфраструктуры, где посёлки и целые города в ближайшие 5-10лет будут похожи на вымершие города и посёлки призраки, как когда-то впал в чёрную фазу в 1930-х и 1950-х годах для создания инфраструктуры городов и посёлков гибли сотни тысяч заключённых в исправительно-трудовых лагерях системы ГУЛАГ на территории всего Крайнего Севера страны, в частности всего Колымского тракта и нашего Сусуманского района.
С середины 1990-х до 2010 года на золотых предприятиях Магаданской области зарплаты резко пошли на убыль, а в некоторых случаях старателям платили деньги только по окончании промывочного сезона и вскрыши торгов. Эхо лихих 1990-х затронули и лично меня - в ряде случаев я по сегодняшний день от нескольких артелей и Широкинской котельной, где я работал кочегаром, так и не получил свою законную заработную плату. Были случаи в 1990-х, когда мужики год от года вкалывая на ту или иную Артель оставались ни с чем, и по несколько лет с семьями не могли достойно улететь на материк. Среди среды старателей Колымы ходила грустная байка: "Повезёт - не повезёт?", "кинут - не кинут?". Ну, а на сегодняшний день, дорогой мой читатель, ты видишь своими глазами, что посёлки и города некогда цветущего Колымского края превращены в развалины, как после военных действий.
Численность же всего населения Магаданской области на сегодняшний день составляет очень грустную цифру, - 134315 человек по данным Росстата с ничтожно малой плотностью - лишь 1/3 человека на квадратный километр.
Пример:-В 1959 году на моей второй родине в посёлке Широкий нашего Сусуманского района проживало местных жителей 4716 человек в хорошо отапливаемых домах с теплотрассой от двух центральных поселковых котельных. Сегодня проживает пять человек в давно неотапливаемых, чудом оставшихся пары, тройки домов от уже давно ЛИКВИДИРОВАННЫХ котельных.
Кстати; на сегодняшний день в городе Сусумане по данным Росстата численность населения ещё меньше, чем на Широком в том самом 1959 году, всего лишь 4297 человек.
Приятная справка лихих 1990-х нашего города:- В 1994 году произошло объединение горного техникума и Сусуманского профессионально-технического Училища номер 10 в единое учебное заведение - Сусуманский профессиональный Лицей номер 2, которое до 2013 года было единственным профессиональным учебным заведением в области, выпускающее специалистов горного профиля.
         Глава одиннадцатая
        ТЯЖЁЛОЕ ИСПЫТАНИЕ
Период с 1998 по 2012 год настало самое тяжёлое испытание не только для самого города Сусумана, но и для его воздушной гавани. Аэропорт прошёл процедуру банкротства, был исключён из реестра аэропортов страны. Заброшенный и покинутый людьми он начал разрушаться. Лишь эпизодически прилетали вертушки (вертолёты) для обеспечения работы телевизионного ретранслятора в микрорайоне "Берелёх". Зарастала травой и приходила в негодность взлётно-посадочная полоса аэропорта. Разбиралось и разрушалось здание аэродромного комплекса. В 2001 году часть зданий аэропорта "Сусуман" были переданы РПЦ для организации скита Сергия Радонежского. Благодаря этому уцелело здание вышки управления полётами аэропорта "Сусуман".
В 2011 году благодаря стараниями председателя совета директоров ОАО "СУСУМАНЗОЛОТО"(реорганизованный Сусуманский Горно-обогатительный комбинат) Владимира Христова, началась подготовка проектно-сметной документации по реконструкции посадочной полосы аэропорта "Сусуман". Через год 27 июля 2012 года самолёт Ан-28 с пробным техническим рейсом совершил радостную для всех Сусуманцев мягкую посадку на отремонтированной взлётно-посадочной полосе аэропорта "Сусуман".
      






Продолжение следует