Феликс Довжик Поэзия чувств и рифмованные мысли

Феликс Довжик
Феликс Довжик

Поэзия чувств и рифмованные мысли

В хорошем стихотворении должны присутствовать:
Чувства,
Мысли,
Ритм,
Рифма,
Согласование слов по правилам грамматики,
Знаки препинания, если они применяются.

Что-то одно из этого набора может отсутствовать, но, если отсутствуют чувства и мысли, это не стихотворение, а бессмысленный текст.
Если в стихах преобладают чувства – это заявка на поэзию, если только мысли – это рифмованные строчки.

Однажды я свой килограммовый поэтический труд предложил почитать знакомой женщине – знатоку и любителю туристской поэзии.
Её рецензия была предельно короткой, но для меня очень понятной: «У тебя не стихи, а рифмованные мысли». Именно так и в таких же терминах я сам оценивал свой стихотворный труд. Стопроцентное совпадение.

Но прошло время …

В природе, кроме очевидных золотых самородков, очень редко что-то встречается в чистом виде. Обычно примеси и смеси.

Чистой поэзии в больших объёмах не бывает.
Я уже где-то писал. Маяковский считал, что у него из пяти стихотворений два хороших, а у Есенина три.
Могу добавить своё наблюдение. Лермонтов написал то ли четыре, то ли пять посвящений любимой женщине. Последнее шедевр. Предыдущие – лишь ступеньки к нему, каждое последующее более высокого уровня.
О чём это говорит?

Чувственный аппарат более древний, чем мыслительный, словесно-логический. Но описание чувственного состояния опирается на смысловой словарный запас.
Одно дело – чувственное проживание и переживание, совсем другое дело, словесное описание этого. Количество слов конечно. Любое описание – та или иная степень приближения к реальному состоянию картины чувств – зрения, слуха, прикосновений, переживаний – восторга, страха, испуга, изумления.

Волей-неволей при описании объёмной картины чувств мысль работает, хотя бы потому, что идёт поиск и выбор слов и формулирование предложений и фраз. Но всё-таки главной движущей силой в этом процессе выступает пейзаж чувств.

Когда главную движущую роль в стихах играет мысль, это рифмованные мысли, но при этом чувственный аппарат обязательно стоит на страже своих интересов. Мы же эти строчки в процессе создания пробуем на вкус. А это и есть в той или иной степени проникновение чувств в поэтические строки.
В итоге получается, нет поэзии чувств без присутствия мысли и нет рифмованных мыслей без присутствия чувств. Даже если стихи забава или шутка, что-то из этого в той или иной степени должно присутствовать.

А далее труд поэта поступает на суд читателей, а они, как и поэты, все разные – одни ближе к чувственным, другие ближе к мыслительным. И тут наступает процесс сепарации – разделение на потоки. Чувствительные не приемлют мыслительных, но обожают чувственных, мыслители не понимают чувственных, но понимают мыслящих. Конечно есть люди, примерно поровну наделённые природой чувственными и мыслительными способностями. Счастливые люди – для них открыт почти весь спектр поэзии.

Практически те же проблемы в прозе, но, может быть, менее ярко выраженные.

Поэзия для литературы, как физика для техники. Взлёт и расцвет физики – это всегда с небольшим отставанием взлёт и расцвет техники. Не будет хорошей поэзии – не будет хорошей прозы. Издательства, отталкивающие поэзию, не желающие отыскивать в ней золотые зерна, рано или поздно получат худосочную нетоварную прозу.
Не было бы Пушкина и Лермонтова, Россия не получила бы Толстого и Достоевского.

Солженицыну стихи не давались. Почитайте его Статью о Бродском. (А. Солженицын.  Иосиф Бродский – Избранные стихи). Человек предельно занятый своими глобальными работами бросил всё своё и штудировал стихи Бродского от корки до корки без пропусков. Какая неприкрытая зависть великого и успешного человека прорывалась в его справедливых придирках к каждому пустяку или к каждой мелочи, каким острым орлиным взглядом он сканировал каждую строчку в поисках поэтических соринок и под каким мощным микроскопом он их рассматривал, а о сути стихов и их мощном завораживающим влиянии на читающих ни единого слова. Он понимал роль и значение поэзии в литературе и смертельно огорчался, что поэтический талант его обошел стороной.

ПС
И опять о стихах.
Если в стихах нет цельной картины ни того, ни другого – ни чувств, ни мыслей, – это или неумелое подражание, или плагиат, или халтура, или всё это вместе. А это уже в любом варианте коммерция, а не поэзия.