Андрей Подшибякин Последний день лета

Юлия Ви Комарова
Новинка этого лета - я бы назвала это бомбой! – роман о ростовских бандосах 90-х годов, маскирующийся под подростковую приключенческую книгу в духе советского реализма, неожиданно превращается... ну, об этом подробнее ниже.

АНДРЕЙ ПОДШИБЯКИН
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ЛЕТА

Возрастные ограничения: 18+
Дата выхода: 2023

Длительность: 15:10:14
Жанр: современная русская литература
Исполнитель: Андрей Подшибякин (послесловие) , Григорий Перель , Максим Суханов (в роли демона)
Музыка: Андрей Репников (Репа) , Денис Чернышов (Тенгиз)
Правообладатель: ООО "Вимбо"
Режиссер: Михаил Литваков

Итак, о чём?

Группа из четырёх разных по характеру и социальному статусу восьмиклассников, которые сдружились на почве противостояния бандитским отморозкам, оказывается в краеведческом музее на месте древнего города Танаис под Ростовом-на-Дону. Древнее Зло выглядит не менее сильным и могучим, чем во времена скифов, готов и монголов, надо только дать ему достаточно крови для того, чтобы оно проснулось...

И всё это на предельно реалистичном фоне семейных неурядиц у четверых друзей – у каждого своих, но очень узнаваемых: развод родителей или разногласия на почве политических событий для ребёнка в принципе ничем не отличается от сиротства или полу-сиротства (когда родители живы, но живёшь ты со старшим братом, потому что отец выгнал из дому).

Плюс события разворачиваются осенью в знаковом 93-м, когда страну бьёт мелкой и крупной дрожью: Руцкой, Ельцин, конституционный кризис, Белый дом. Все эти события постоянно проговариваются за кадром голосом диктора из вечно включённого телика.


Что хорошо?

Книга абсолютно кинематографична. По-хорошему кинематографична. Отличные диалоги, прекрасно продуманные повороты сюжета, живые герои. Фанатам первого сезона "Настоящего детектива" и первого же сезона "Очень странных дел" рекомендую и советую.

Если вы в своё время с удовольствием читали повести Алексина и всё ещё считаете шедеврами детской подростковой классики "Два капитана" и "Белеет парус одинокий", то вам однозначно понравятся приключения Аркаши, Вити, Стёпы и Саши. Тем более, что мальчики демонстрируют собой срез общества 90-х. Аркаша из благополучной интеллигентской профессорской семьи, Витя из семьи бухгалтера обувной фабрики (с пьющим отцом), Стёпа сирота с немощной бабушкой и кошкой на руках, а Саша – брат местного бандита средней руки.

Портреты мальчишек нарисованы ярко и узнаваемо, психология подростков тоже хорошо прослеживается. Все эти внезапные взрывы агрессии, незащищённость, которая маскируется под бесстрашие и ярость, первые влюблённости и разочарования, верность мальчишеской дружбе и предательство – всё это описано честно и без прикрас. Так оно всё и было. Автору веришь не потому даже, что сам это видел и испытал. Просто понимаешь, что автор в теме.

Особенно в тот момент, когда школьные будни, неустроенность (а точнее, неустойчивость) быта и гоп-стопы местной шпаны неожиданно перерастают в противостояние чему-то большему. Ты начинаешь понимать, что люди сами вызывают всё плохое в этот мир своими действиями, сами и составляют это плохое: все эти жестокие разборки и постоянные подставы, чудовищные маньяки и непрерывная человеческая (а вовсе не доисторическая демонская) злоба исходит от самих людей.


Ещё один момент. Мне кажется, что современные авторы слишком уж злоупотребляют магреализмом и фантастическим элементом, запихивая его, простите, всюду, особенно усердно залатывая им дыры в повествовании. Такое чувство было у меня, когда я читала "Покров" А.Пелевина, например, но в "Последнем дне" присутствие некой потусторонней силы вполне оправданно. Больше скажу: это сделано красиво.

До боли (и даже до омерзения) реалистичное повествование требовало от автора такой же реалистичной – пусть жестокой, пусть страшной – развязки. На мой вкус, даже демон из Танаиса оказался не таким страшным, как некоторые люди. Потому что именно человеческая природа зла у меня лично вызывает неистребимый ужас.

То, как наши четверо "мушкетёров" ведут себя, как держатся перед лицом опасности, как помогают друг другу, несмотря на весь ужас и безысходность ситуации – это прямо бальзам на душу. Особенно сильна сцена последнего противостояния Вити и Аркаши демону. Очень правдиво это нарисовано с точки зрения психологии.

Особо подчеркну, что ВИМБО с помощью своих чтецов и идеального звукового и муз сопровождения сделало из книги настоящий радиоспектакль в духе лучших советских образцов. Всему услышанному веришь, каждый герой кажется живым, всё происходит пугающе по-настоящему.


Что не так?

Иногда достоинства и есть недостатки.

Предупреждаю: это чисто моё восприятие. Меня никогда не привлекала бандитская романтика. Я не читала и не смотрела сериалы про Питерских бандитов, не интересовалась темой разборок в лихие 90-е, не заслушивалась лагерным шансоном и прочими популярными в мою юность шлягерами.

Поэтому мне реально было неприятно слышать весь этот мат через слово, на котором говорит большинство героев романа Подшибякина. Кроме того, отличная озвучка ВИМБО передаёт ещё и совершенно омерзительные интонации ростовских бандосов, что делает повествование до ужаса реалистичным. Ты слышишь эту недо-речь и будто видишь всех этих недо-людей, простите.

Интересно, что "Земля" Елизарова, тоже наполненная обсценной лексикой, но прочитанная глазами, не воспринималась мною настолько близко к сердцу. Видимо, именно на слух мне эта речь больше всего неприятна. Умозрительно и теоретически я отношусь к ней спокойно, а вот слышать могу с трудом.

И вот что подумалось: а не матерное ли слово и явилось проводником зла в наш мир? Не оно ли стало первопричиной жутких событий? В романе есть чудесная тонкая сцена, когда интеллигентный Аркаша позволяет себе выругаться, и тогда демон овладевает его сознанием.

Итог

Книга, безусловно, мощная, сложная и заслуживает самого пристального нашего внимания. Она действительно поднимает важные и особенно актуальные сейчас вопросы: все мы чувствуем, что 90-е не канули в Лету. Думаю, что мы не успели их толком переосмыслить, а потому они нас и преследуют.

Но самое главное – это удивительный позитивный заряд книги. Несмотря на весь ад и ужас, нарисованный автором, четверо мальчишек отказываются от помощи потустороннего и находят в себе самих те силы добра и чистоты, которые только и могут всем нам помочь, в конце концов.

В общем, я искренне рада, что прочитала эту книгу. Вы заметили, как много отличных новых авторов появилось в нашем литературном пространстве? Это несказанно радует.

Но ещё раз предупреждаю: книга жестокая, где-то даже страшная, предельно откровенная и честная, да ещё и наполненная обсценной лексикой. Такое не каждому читателю по силам и по душе. Так что выбирайте, ваше или категорически нет.

И – делитесь со мной своими мыслями. Если кто-то уже читал или слушал, давайте обсудим, там есть о чём поговорить.