Алыптар родной земли

Морозова Натали07
Серебрится серп над степью,
Над курганами в тиши,
Горы встали молча цепью,
Под чатхан* запел хайджи*.

Горловым своим распевом,
Возглашает: Эйии!
Учит слушать песнь с припевом,
У огня с теплом в груди.

Треск костра в ночном эфире
Лижет воздух языком,
В этом мудром старом мире
Искры вьются в небосклон.

Лепестки ложатся цветом,
Клонит голову ковыль,
Песни  славы, по куплетам,
Ветер  веет эпос - быль.

О героях: славных, сильных,
Как  на свет пришли они,
И до стен своих могильных,
Были Родине верны.

Им в обряде, с нареченьем,
Имя каждому дано,
Есть доспехи, кнут с сеченьем,
Конь – алып и с ним седло. 

Сколько подвигов свершали,
По Хакасии они,
Не забыв о ритуале,
Под священные огни.

Каждый верил в силы кама*
В предсказания его,
Что даются, без обмана,
Тайной тёси* для него.

Бубном бьёт под ритм копыта,
С гор спускается туман,
Дверь для духов лишь открыта,
Видит образы шаман.

Острым взглядом по округе,
Зрит он воина в седле,
(Конь напыжился в  подпруге)
Бьёт алып* врага к земле.
 
Дух пропал в рассвете светлом,
И шаман открыл глаза…
Всё развеял ветер пеплом,
Встала ясность, как гроза.

Степь проснулась для героев,
Грудь широкую открыв:
Для защиты их устоев,
Для защиты их родных.

И, алып, поверив в силы,
Бьётся в битвах словно барс.
Так учили старожилы:
Чтоб Отчизну с юртой спас.

Каждый чтил отца и маму,
Свой народ и свой аал*,
Дав отпор чужому хану,
Взяв хылыс* свой, под оскал.

На арене битв багряных
Защищают Светлый край,
Девы с верой, силой – бравых,
Богатырки в песне – хай*.

Много силушки для рати,
Положили алыптар*,
(Не желая себе знати) –
Отдавая высший дар.

Силой духа, силой воли,
Волей сердца и руки,
Били чудищ в чёрном поле,
били чудищ у реки.

Им природа сил давала,
Обратиться в лик зверей,
Чтоб спастись от дыма, пала
И от жала чёрных змей.

Братьев меньших* понимали,
Разговор вели в боях,
Радость, слёзы и печали,
Разделив в своих сердцах.

Сквозь года летели песни:
Через горы, Енисей,
Сквозь аалы, всем известный
Мыс – по имени Тепсей.

Как спасали честь народа,
Жизнь детей своих, сестёр,
Скот под крышей небосвода,
(Их украл, кто был хитёр).

За любимых в состязаньях
Был соперник покорён…
А потом в любви, лобзаньях,
Богатырский род продлён.

О легендах, о героях,
Долгим будет сей доклад,
О любви и их устоях,
У хакасов - это клад.

Эпос бережно хранится
На устах хайджи и книг,
А в узорах мастерица
Отражает храбрый лик.

У художников в картинах,
Скульптор фреской на стене,
Чтится в сказочных мультфильмах
Образ воина в войне.

Древний слой – фольклор народа,
Он хранит язык в веках,
Он - гранит преданий рода.
Алыптыг нымах* в стихах.

Чатхан* – многострунный щипковый музыкальный инструмент хакасов.
хомыс* - Хакасский двух, реже трехструнный щипковый инструмент, тип лютни.
Хайджи* - хакасский сказитель-мастер, поющий и повествующий под аккомпанемент народных музыкальных инструментов чатхана или хомыса— алыптыг нымахи; музыкант, обладающий горловым пением (хай),
Алыптар*- богатыри
Кам* - шаман
Тёси*- духи, рожденные вместе с  землей невидимые вечные силы, дающие шаману знания и направлявшие его деятельность.
Алып*- богатырь
Хай*- горловое пение
Алыптыг нымах* - героические сказания
Хылыс* - меч воина