Гений балетной постановки..

Ленивый Критик
инет

Сведения
Ю;рий Никола;евич Григоро;вич — советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, педагог, публицист. В 1947—1957 годах — солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, в 1961—1964 годах — балетмейстер этого театра. Википедия
Дата и место рождения: 2 января 1927;г. (возраст 96 лет), Санкт-Петербург
Супруга: Наталия Игоревна Бессмертнова (в браке с 1968 г. до 2008 г.), Алла Яковлевна Шелест (в браке с 1950 г.)
Родители: Николай Григорович, Клавдия Григорович
Фильмы: Спартак, Грозный век, Легенда о любви, ЕЩЁ
Книги: The Authorized Bolshoi Ballet Book of The Golden Age, ЕЩЁ
Годы активности: 1946 — н. в
Имя при рождении: Юрий Николаевич Григорович


Юрий Григорович: балет способен отстоять себя в любых спорах времени

Юрий Григорович
© Зураб Джавахадзе/;ТАСС
О международном балетном фестивале, провокациях в адрес артистов русского балета и планах на будущее
Всемирно известному международному балетному призу Benois de la Danse ("Балетный Бенуа") под художественным руководством выдающегося русского хореографа Юрия Григоровича исполняется 30 лет. К этому событию приурочен гала-концерт звезд балета в Большом театре России, который состоится 7 июня. Накануне юбилейной даты Григорович в интервью ТАСС напомнил историю создания международного балетного приза, оценил успехи этой инициативы и высказался о своей новой роли президента программы.

— Юрий Николаевич, вы верите, что программе исполнилось 30 лет? Как будто это было недавно...

— Да, правда, как быстро пролетело время! Все помнится как вчера: мои коллеги по балетному цеху педагог Регина Никифорова и заведовавшая тогда репертуарным отделом Большого театра Нина Кудрявцева-Лури пришли с идеей балетного "Оскара". Ежегодно сменяемое международное жюри работает заочно, формируя лист номинантов, и съезжается в Москву только на открытое голосование. Этот базовый механизм в дальнейшем закрепился. Первое вручение Международного балетного приза Benois de la Danse состоялось на сцене Большого театра России весной 1992 года. Мы волновались, но делали, верили. Без веры бы ничего не получилось. На сцене царили легендарные люди балета: Галина Уланова, Иветт Шовире, Марика Безобразова... Мы хотели строгой и торжественной красоты, величия. Рождался первый профессиональный балетный приз, которым отмечались наивысшие достижения в области хореографии и исполнительства за минувший год. И, в общем, все получилось. Могу констатировать и сообщить всем друзьям программы, всем, кто был с нами с момента ее основания 30 лет назад или недавно присоединился, что идеи нашего начинания по-прежнему актуальны и встречают отклик в профессиональном сообществе и у публики.

— Примите наши поздравления. Мы в зале волновались не меньше и как бы всматривались в новую идею. Изменилась ли идеология приза и всей программы, которая со временем значительно расширилась?

Читайте также
Интервью
Артистический директор "Бенуа де ла Данс": для нас каждый год – событие

— Смысл приза остался неизменным — найти новое, талантливое, какому бы направлению танца оно ни принадлежало. Это конкретный план акции — найти и наградить. Но была и сверхзадача — консолидировать интернациональные достижения балета, предъявить миру огромные духовные богатства нашего искусства. Мы рассчитывали, что этот единственный день в году, когда приз будет вручаться, станет точкой схода самых разных направлений танца, прославленных мастеров и новых имен, вступающих в профессию.

Потребность цехового единения жила в нас всегда и концентрировала наши усилия все годы. Мы не ошиблись в ожиданиях. Балетное сообщество всех континентов встречало наши предложения с пониманием и радостно устремлялось в Москву, в Большой театр России, чтобы влиться в прекрасный союз. Свыше 150 артистов, хореографов, композиторов, художников из почти 30 стран мира вошли в орбиту Benois de la Danse и были отмечены здесь в той или иной мере.

— Вас не смущали очевидные различия в стиле, содержании, направлении танца, порой в уровне подготовки артистов? На сцену выходили звезды главных балетных сцен мира — Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Милана — и совершенно безвестные, почти студийные соискатели.

— Даже понимая, сколь различны все в своих представлениях о танце, мы принимали эти различия и не считали их пагубными для развития творчества. Минувшее 30-летие сильно трансформировало искусство сценического танца. Программа Benois de la Danse сделала этот процесс наглядным и пристально наблюдала за ним, стремясь поддержать самое достойное. Вот, собственно, итог работы нашей команды, то, что мы можем передать тем, кто будет идти нашим путем дальше.

— Вы решили оставить дела Benois de la Danse окончательно?

— Для меня завершился определенный этап нашей совместной деятельности. Мы с моими замечательными соратниками-основателями генеральным директором Региной Никифоровой и артистическим директором Ниной Кудрявцевой-Лури, задавшими высокий стиль и образ Benois de la Danse, сделали все, что могли, были поняты и признаны в мире сполна. Benois de la Danse влияла на критерии художественности в мировом балете и показала, что чеховская единая "мировая душа" балета существует. И она витает, где хочет: в России, Европе, США, Южной Америке, Азии... Словом, эти годы не прошли даром. Мне нравится чувствовать себя 30-летним. (Смеется.)

Каким будет следующий этап эволюции танца и самой программы Benois de la Danse, зависит от многих обстоятельств, в том числе не творческого порядка. Я по-прежнему не отказываюсь консультировать и советовать, высказывать свои соображения уже как президент приза. Оперативное же управление переходит к нашим преемникам. А художественным руководителем программы становится звезда мирового балета, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова.

— Современная политическая обстановка не способствует международным связям, скорее им препятствует, ломает то, что созидалось годами. Неужели новой команде все придется начинать сначала?

— Им потребуется немалое терпение, это ясно. Но из моего 70-летнего сценического опыта я также знаю, что это не первое испытание нашего искусства. Был железный занавес, который все же рухнул не без участия русского балета.

Были провокации на наших спектаклях: и гвозди на сцену в Лондоне кидали, и мышей в зале выпускали, и демонстрации бесноватых перед театрами устраивали. Мы преодолели
Юрий Григорович
Стоило выйти нашим артистам на сцену, не произнеся ни единого слова, не выкрикнув ни единого политического лозунга, и просто начать делать свое дело, к которому они предназначены, и весь балаган рассыпался в прах. Люди в зале преображались, становились людьми, и все мы были вместе. Моя самая большая надежда по-прежнему в том, что балет как искусство абсолютно способен отстоять себя в любых спорах времени, преодолеть внешние угрозы и внутренние сомнения. И остаться тем, чем он был всегда, — высшим выражением красоты мира и человека. Это идеалистические мечтания старого человека, живущего за городом, ближе к природе, но я по-другому думать не хочу.

Мы не смогли провести в этом году сам конкурс по традиционной модели, хотя лист номинантов и состав жюри сформировали и люди были готовы приехать на церемонию в Большой театр. Но не отметить саму дату мы не могли — отсюда идея юбилейного гала-концерта с участием лауреатов приза. Всем вдохновения и успеха в день нашего праздника Benois de la Danse!

Беседовала Ольга Свистунова


Первые пять с половиной минут

фильма-балета СПАРТАК

позволяют полностью насладиться

супер-шедевром балетной постановки Юрия Григоровича!

https://youtu.be/SAKMCfUZ8Fk

Интервал:  первые 5,5 минут


9 апреля 1968 года — хореограф и главный балетмейстер Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе, дирижёр Геннадий Рождественский. Исполнители: Спартак — Владимир Васильев, Фригия — Екатерина Максимова, Эгина — Нина Тимофеева, Красс — Марис Лиепа.

 14 апреля 1968 года Спартак —Михаил Лавровский, Фригия — Наталия Бессмертнова, Эгина — Светлана Адырхаева, Красс — Борис Акимов ,

За этот балетный спектакль Григоровичу, Вирсаладзе, Рождественскому, Васильеву, Лавровскому и Лиепе была присуждена Ленинская премия 1970 года в области театрального искусства[3].



...

Балетом страстно восхищаюсь,
Как нежным символом мечты -
Виденьем танца восторгаюсь!
Движениями  красоты

Душа наполнена живая,
Мне дорог каждый пируэт!
Волненье преодолевая,
Вновь наслаждается поэт

Земным величием балета
И музыкой,что на века
Сочинена во благо света,
Нас радуя наверняка!


__________________________

Профессиональное и чисто балетное,хореографическое прочтение великой музыки

Арама Хачатуряна - можно даже сказать страстно танцевальное прочтение музыки

позволяет духовно слиться с завораживающими мелодиями!

Деятели балетного искусства - хореографы,балетмейстеры и артисты балета

настолько точно передать все нюансы великой музыки,

что остаётся просто наслаждаться

и музыкой,и танцем,и величайшей хореографической постановкой!

Взять только один момент великого балетного спектакля -

передача стремительного и мощного массового движения

специально разработанным балетным танцем,

выполняемым артистами балета практически на одном месте!

Балетный приём ассоциации движения просто завораживает,

заставляя поэта-балетомана снова и снова просматривать

эпическую хореографическую сцену!

ВОСТОРГ И НАСЛАЖДЕНИЕ!

______________________

Балетная система музицирования

1
В своих исторических основах

балет привлекает гениальную классическую музыку

для демонстрации красоты балетных танцевальных движений!

2
Следующей исторической ступенью классического балета

является вовлечение гениальных композиторов

в искусство балета

с созданием целенаправленных балетных классических произведений!

Так был Хачатуряном создан балет СПАРТАК!

3
Следующей уже творческой ступенью балетного искусства

является творческая хореография,

которую выдающиеся балетмейстеры

создают в виде комбинации классических балетных движений,

подстраиваясь под классическое музыкальное произведение,

не меняя при этом форму и последовательность содержания

музыкального произведения!

4
И наконец высшей ступенью классического балета

является творческая переработка

музыкального произведения -

если балетмейстер сам не композитор,но владеет чтением партитуры

и обладает тонким музыкальным слухом и особым чутьём на шедевры классической

музыки,то происходит:

- внимательное прослушивание

- выделение частей произведения,доставляющих

  неимоверные восторг и эмоции

- компоновка таких шедевральных частей в особом необходимом изменённом порядке
 
  в целостный балетный спектакль!

Таким талантом обладал Глигорович,создавший постановку балета СПАРТАК,

меняя последовательность и продолжительность частей произведения Хачатуряна,

вследствие чего возникли сильные эмоции со стороны композитора,

не желавшего по началу признавать гений Глигоровича -

в конце концов на утверждённой и согласованной партитуре

великий композитор оставил надпись:

Гениальному балетмейстеру Глигоровичу!







Если балетмейстер является композитором,то может полностью переработать

произведение и добиться значительного улучшения -

таким образом действовал Щедрин,создавая  кармен-сюиту на основе Кармен (Бизе)

https://youtu.be/YD3pmpPIf8w