Моя Осень Мнение Рита Крихели

Страна Алых Парусов
             Конкурс Ф "МОЯ ОСЕНЬ" http://stihi.ru/2023/09/01/7102 МНЕНИЕ. РИТА КРИХЕЛИ.

ВСЕ СТИХИ ЗДЕСЬ: http://stihi.ru/2023/09/11/1478

1. Осенний полёт
Сложилось ощущение, что это детская считалочка. Настолько простенько ритмически. В середине каждой строки цезура совершенно явственна. Требуется другая запись четверостишия – с более мелкой разбивкой и соответствующей рифмовкой. Если бы автор проработал этот момент, добавив рифмы туда, куда они просятся, появились бы отличные восьмистишия с рифмовкой ABCDABCD, превратив простецкую несовершенную считалочку в отличное стихотворение и с наивом влюблённости, и с ощущением мастерства автора. Пока нет.
«Нам кометами сверкали длиннохвостые трамваи» - смысловая вилка. Либо трамваи, как кометы, либо на трамваях где-то прицеплены кометы, которыми трамваи сверкают.

2. На грани осени и лета
В этом стихотворении, безусловно, присутствует ощущение «грани», вынесенной в название. Здесь есть интересные рифмы (вечер-красноречие, колодце-солнце), ритм чётко выдержан. К сожалению, есть множество глагольных рифм и рифм избитых (лета-цвета, например), что не дало поставить стихотворению много баллов.

3. Осень жизни
Мне показалось стихотворение максимально вторичным. Об этом говорилось множество раз. Сравнение осени в природе и осени жизни с подведением итогов хорошо тогда, когда сделано хотя бы идеально технически. Здесь же и глагольные рифмы, и совершенно нечитаемые без «спотыкача» две последние строки: «Но кто-то ж прочтёт строчки эти, Когда уж не будет меня».

5. Тридевятое царство
Удивительно образное стихотворение. Уже первые строки приковывают внимание и не дают отвлечься на технику: «Я тебя  отвезу в тридевятое царство –
тривосьмое минуешь и с  трассы свернёшь».
Отлично сделаны строки: «от недужных ночей, от недружных разладов,
от натужных трудов, от ненужных  речей…» - с подменой одной-двух букв в словах, но создающих при этом какую-то даже шаманскую атмосферу.
Царевна, дремлющая на сидении прекрасна!
Смутил немного золотой листопад с дубов – не тот цвет листьев у этого дерева, но в целом замечательное стихотворение! Спасибо автору.
6. Дождись
Сразу подкупает размер. Цезура в конце 1 и 3 строки в анапесте звучит необычно и свежо.
Немного смутило «ни в грош» - обычное употребление «ни на грош».
Возможно я ошибаюсь, но мне померещилась отсылка к «ночь, улица, фонарь аптека» Блока и лично для меня это сработало в настроение, добавив особенного колорита и некоторой в меру мрачности.
Радует отсутствие глагольных рифм и наличие рифм необычных, которые при прямом взгляде рифмами не выглядят, но, вплетёнными в текст смотрятся максимально гармонично: молкнут-окнах, прильнула-улей.

7. Осень
На первый взгляд чрезвычайно простенько. Сразу наибанальнейшее осень-просинь сбивает всё настроение. Но в целом вызывает уважение построение всего стихотворения на рифме к «осень»
Понравились рифмы озимь-оземь и осень-осьим – необычно.

8. Ранняя осень
Не очень поняла, зачем в финале была расшифровка гекзаметра. Типа, здесь круто, потому что гекзаметром? На меня не сработало.
Зато возникли вопросы и по содержанию, и по ударениям. Возникло ощущение красивости ради красивости – каждая фраза вызывает недоумение. Что за мягкое опушье у сгустка покоя? Что такое слушная осень? Что такое трепет теплыни? Что такое светлокнижие левкоев?
Перекос ударения: в первой строфе читается «рЕбром», а не «ребрОм».

9. Прорезая острым краем зыбь.
Первое четверостишие мне понравилось – ярким сравнением летних дней с драже и осенних с листьями осоки. Но дальше посыпались вопросы.
Смысловая вилка: «сонная змея из дряхлой кожи». Это змея состоит из дряхлой кожи или же сбрасывает дряхлую кожу, «выползая» из неё?
Про наполняемую волю непонятно – что имелось в виду.
Рифма свет-листве понравилась.

10. На пепелище
Сложно писать о том, что хорошо, гораздо легче видеть ошибки и спотыкаться об них. В данном случае сложилось всё – и образность, и умение владеть словом, и техника. Картинка, действительно получилась живая и выпуклая, без вычурности, притянутости итд – читается на одном дыхании, захватывает, погружает.
Немного смутило сокращённое «по белу свету» - «белу» здесь не гармонично вошло, есть ощущение, что сокращено исключительно для вхождения в ритмику, мне кажется, что автор такого уровня мог бы этот момент проработать, доведя работу до идеала.

11. Свидание
У меня немного не состыковались тополя с осенью. Возможно, конечно, это личный опыт, но тополь – символ всё же летний, с пухом и жарой. Если тополь здесь дан для контраста, как момент перехода от лета к осени, то пора его цветения наступает гораздо раньше наступления и даже отдалённого дуновения осени.
В целом очень милая зарисовка. Рифмы достаточно банальные, находок нет, но и каких-то серьёзных недостатков тоже нет.

12. Журавлиная песня
Размер выбран не самый удачный. При таком количестве цезур, при прочтении вслух возникают множественные перекосы в ударениях, тем более что строфы не повторяют ритмику друг друга, чтобы можно было к этому привыкнуть. То есть ты понимаешь, как слово правильно читать, но с разгона всё равно имеем «скрЫваться», «зЕмля», «нОвдруг», «бУдя», «дЕньком», «прОрвется», «вОжак», «прОснется»…

13. Музыка осени
Музыка прошла мимо, не зацепив в целом.
Понравился смысловой перенос с последней строки первого четверостишия на второе четверостишие. С тем же приёмом внутри второго четверостишия.
«Золотая сусаль» резанула. То есть я понимаю, что сусаль женского рода, но поскольку слово это означает либо золото, либо золотые пластинки, не гармонично прозвучало.
Дождь-дрожь – рифма, затёртая до дыр.

14. Кража.
Очень сырое стихотворение. Я, конечно, додумала, что кошка эта рыжего цвета, поэтому и как осень, поэтому и «у солнца украдём», но это спустя какое-то время смотрения в текст в попытках найти смысл истории. Расширить бы стихотворение раза в два, поправить, причесать, наполнить и было бы хорошо.

15. Моя осень
Очень двоякое впечатление сложилось от стихотворения. Мне не нравится смешение стилей в одном произведении. С одной стороны, у нас здесь высокий слог, выпуклые образы, атмосферность. А с другой, внезапно влетающие в текст и понижающие уровень патетики «зазря», «наследив», «скукота». Как будто в грамотную осмысленную речь вдруг врываются чужие реплики.
Понравилось: «Не успела я внести август в список бывших».
«Сильный шелест» - странное выражение. Как шелест может быть сильным?
Здесь двоякие ощущения даже в финале не отпускают – начало очень светское – яблоки, дачи, поиск забав и вдруг в финале искренняя молитва…

16. Осенний шарм
Здесь просматриваются три стихотворения – первые две строфы не имеют никакого отношения к «осеннему шарму». Из второй строфы могло бы получиться северное, дикое произведение, где «оголенных веток бивни» (супер строка!), где «прозрачность моря и небес», где сурова и природа, и люди. Но почему-то эта интересная и необычная тематика вдруг превращается в что-то салонное в третьей строфе. А Юг (почему-то с большой буквы) из первой строфы делает стихотворение разваленным на три части.

17. Осень, море, саксофон
Мне не хватило танго. То, что именно эта мелодия звучит, не понятно до предпоследней строфы. Всё стихотворение (=мелодия) звучит мягко, плавно, даже лениво – шорох, романтика, волна льнёт, мурчит, трепетно, изящно... В этом нет страсти, а, значит, нет и танго.
Понравился переброс смыслов – когда предложение обрывается посреди строки или переносится на следующую.
И ещё показалось, что «манго» в стихотворении возникло исключительно ради рифмы к «танго» - и сама строка с ним кривовата, и на смысл никак не играет, а в качестве сравнения в данном контексте довольно слабо играет.

18. На Воздвиженье.
Отличный пример умения автора пользоваться русским языком. Всё стихотворение написано на две рифмы (за исключением 6 строфы, где несмотря на то, что по содержанию нет вопросов, ход с единой рифмой почему-то нарушен), все эти рифмы вписаны очень гармонично и не вызывает ощущения притянутости.
Стихотворение и строгое, и стройное – полностью соответствующее тематике. Двойная рифма на всё стихотворение придаёт некую хоральность, как средневековый кант.
При этом распростёрт-забор не является рифмой, а вот истёрт-истёк отлично подобранная пара. Недвижимой-вышивки – не рифма, так же как вереницею-под ризою.

19. Иероглифами веток
Мне показался странным язык. Слова «бесконечье» не существует. Невозможно одновременно распластаться и повиснуть на верёвке. «Пыхал чем-то там ещё» - это не про поэзию. Кстати, кто «пыхал»? Пласт?
Непонятно, кто такой Серый, у которого из-под жёлтых щёк косточки.

21. Осенний ворох листьев
Очень детское стихотворение. Не проработанное. При этом некоторые моменты очень просто исправить. Например, кривое «кучковались в жёлтый ворох» можно исправить на «собирались в жёлтый ворох».
«Летели наобум» - слишком разговорная фраза, а если учесть, что «наобум» - это «не подумав, не подготовившись», то совсем странно звучит в контексте листьев.

22. Пока
На мой взгляд, всё это стихотворение можно показывать, как образец и образности, и техники. Я даже не знаю, что лучше – облака-рыбы, зайцы на воде, подмигивающий день или фонари-одуванчики. Просто чудесное стихотворение!

23. Одно к одному.
Очень гармоничное стихотворение. Я бы даже сказала – песенное. И это удивительное волшебство, когда первая строка «А в комнате душно», но в целом от стихотворения очень мягкое, тёплое послевкусие и какая-то свежесть.
И финальная точка «Лишь кажется лишним прелестное фото,
Где так неоправданно счастливы мы…» несмотря на грустную окраску так же вызывает ощущение уюта и покоя.

24. Всё зависит от собак.
Мило. Картинка достаточно чёткая, хоть и невероятно наивная. История о том, как собаки соединили людей не нова, в данном случае, ничего нового в воплощении я не увидела.

25. Спелый дух осенней благодати.
Я немного запуталась в логике повествования. До момента рыбки всё стройно, понятно и логично. Но вся вторая часть относится к стихам? Логика текста теряется. Стихи тонкие сиренево-родные? Камушки появляются внезапно без привязки к чему-либо. Что появилось из дождей? Камушки? Или это мы ходим из дождей? А в финале оленёнок – это олицетворение девушки? Или отсылка к Серебряному копытцу?..

26. Рапсодия хризантем
Очень чувственное стихотворение. Тонкое, салонное, интеллигентное. Оно напоминает старинную вазу, в которой и стоит букет хризантем. И звучащая музыка очень осязаема.
«Цереры дочь -
Сентябрьская рапсодия.» - прекрасно!
«В дождях октав
Таится адамант,» - очень красиво!
Смутило слово «изящною» - как будто удлиннение от «изящной» в данном случае не из-за общей стилистики, а для «догонки» ритма.

27. Но яблоки летят на землю.
Фактически автор схитрил, записав стихи в длинную строчку. Исходя из цезуры, запись должна быть в два раза короче, образуя не двустишия, а четверостишия, где в настоящий момент не рифмуются 1 и 3 строки:
За что любить тебя, скажи,
золотовласая подруга?
Вослед тебе придёт пурга
и заморозит сердце вьюга,
Стихотворение, конечно, образное, картинка рисуется выпуклая, но отсутствие промежуточных ритм очень сильно портит общее впечатление.

28. Двое
«Вьётся ветер, срывая охапками куш   
С золотого запаса беспомощных веток.» - красивая фраза, где золото осени приравнивается к выигрышу. Отлично.
И в целом ощущение тепла и красоты от стихотворения. Всего в трёх строфах мы узнаём историю пары, проходим вместе с нею по жизни. И при этом природа идеально слита с историей двух людей. Тот случай, когда природа и осень в жизни людей подана небанально.

29. Помнишь?
Уже была история с рифмовкой на «осень». Я бы сказала, что здесь рифмы вписаны совершеннее. Но выбранная ритмика не даёт скользить по стихотворению. Постоянные затыкания, паузы, цезуры, неровные строки очень сильно мешают, создавая некую аритмию. Если бы эта аритмия была заявлена в стихотворении и была оправдана, да, но в данном случае, стилистически на мысль он не работает.

30. Сонатой Паганини
Странная запись в короткие четверостишия при наличии шестистиший:
Устав от дня дорог,
Подаренных судьбой,
Мы взяли шашлыки И спрятались в машине.
Глазами диалог,
В котором огонёк.
На лужах пузырьки Сонатой Паганини.
То есть фактически здесь три шестистишия и при такой записи стихотворение смотрелось бы более выигрышным, чем продирание через короткие строки. Так же, как и четыре одинаковые рифмы в строфе.
К сожалению, сейчас больше времени ушло на понимание того, как это читать, чем на содержание.

31. Миг пришествия бабьего лета
«Но в известном шкафу для скелета
Осень учит свой текст наизусть» - не поняла смысла данной фразы. Осень – скелет в шкафу? Тогда почему «скелет» жив и «учит текст»?
«Сам-собой, раз природа не просит» - тоже не очень поняла. Обычно природа просит? Да и сам собой вызывает вопросы – непроизвольно, без усилий, без вмешательства природы получается?
«Жнёт траву в листопадных местах». Это как? Где много листьев, там и срезает под корень?
И снова получается склейка двух стихотворений – первого про бабье лето, и второго про королей-вальтов и прочие карточные достоинства.

32. Осень
Очень милая зарисовка с хорошей техникой и богатыми рифмами.

33. И шепчем ласково во сне
Интересно сделано ощущение сна. В целом стихотворение погружает в свою атмосферу, закручивает. Правда, для меня были неожиданными дельфины, хотя я понимаю, что во сне может быть что угодно, но тогда и приближение осени не должно восприниматься как «неладное».
Маленьких-ставенки – интересная рифма. Но при этом есть и нерифмованные пары: тебя-ручья, мне-вдалеке.

34. Ужели так?
Очень сырое стихотворение. Название с устаревшим «ужели» настраивает читателя на некий салонный лад, а фактически получаем нечто с жаргонизмами типа «не дрейфь», «окей».
В первой строфе плывёт ритм.
Рассказ о том, что дружба переросла в интим между подругами достаточно сомнителен.

35. Осенний эскиз
Очень живая, красивая работа, откуда хочется убрать слово «красотищща», которое сюда не подходит совсем и ломает магию стиля.
После прочтения остаётся самое главное – ощущение. Это то, что я ценю в пейзажной лирике, лирике настроения, когда ты не помнишь какие-то конкретные моменты работы, но выходишь из неё, как из живой картины – чувствуя запахи, капли на коже, звуки.
пододвину плетёное кресло,
кот запрыгнет ко мне на колени,
строчки шалые тут же воскреснут...
Пребывая в блаженстве и лени,
мне послышалось: листья сбивая
и сбежав черепицею крыши,
дождь стучит. Я окно открываю:
он озябший, живой и... притихший. – удивительная по красоте строфа!
И технически всё чётко.

36. Скоро бабье лето, а когда ж мужицкое?
Невероятно колоритное стихотворение, которое вызывает тепло и улыбку от начала и до конца.
Плахами-плакали, мужицкое-цицкают – отличные рифмы! Чувствуется опытный автор, который умеет обращаться и с техникой, и с русским языком!
При этом это тот случай, когда есть уверенность, то автор не размышляет о красивом, а сам лично видел и пережил всё, что описывает.

37. Люблю сентябрь
Выбрана интересная форма стихотворения, за что автору спасибо – познакомил с неизведанной пока гранью поэзии.
В сумме мне стихотворение показалось зарисовкой, коротким размышлением. Технино, красиво.

38. Грусть в осеннем парке.
Стихотворение показалось мне сырым и недоработанным.
Стекающая с деревьев листва кажется сомнительным образом. Шумела и зелень, и фонтан (неоправданный повтор). «Рядом с цветами» кажется выпадающей по смыслу фразой. «Уйти в покой» - сомнительный оборот, как мне кажется.

39. Ваша осенняя светлость
Мне показалось, что из этого стихотворения получился бы замечательный романс. Здесь есть стиль и цельность. Текст очень музыкален, он льётся. Каждое слово работает на образ.

40. Лето прошло
Жгут листву... Тлеют листья, стремясь, умирая, согреть
Землю стылую перед холодной, дождливой порою.
Истлевает судьба, всё дымит, но не может сгореть,
Отсырев от туманов, невзгод и от слёз непокоя... –
Четверостишие, которое очень понравилось и запомнилось.
В целом же автор создаёт очень целостную картинку. Это атмосферная работа, которую хочется перечитывать.

41. Осенние мысли
Опоясывающая рифма вписывается очень гармонично.
Мне показалась лишней последняя строфа. Она выглядит неким нравоучением, моралью, которая немного смазывает общее впечатление. Как мне кажется, здесь как раз тот случай, когда надо дать читателю додумать самому.
Техника на высоте. Рифмы, хоть и простые, но все на своих местах.

42. Оттенки мёда
Филигранная работа с пятистишиями. Эпиграф вписан максимально гармонично, всё подчинено ему, но при этом стихотворение самобытно и не вторично.
«На столе в саду — из листьев скатерть,
Гость приходит — ясный новый день.
Просишь:
— Не спеши, пальто надень...
Не могу найти его нигде
И бегу во двор в медовом платье.» – зримо, ароматно, озорно, ярко.
«Не крупицу нежности, а горсть
Снова дарит осень золотая.» - действительно, нежность в стихотворении рассыпана щедро, она ощущается в каждом слове и дарит очень позитивные эмоции.

43. Ароматное и хмельное
Задорное стихотворение, наполненное улыбкой и позитивом. Очень солнечное. И так здорово, что вопрос перенесён в самый финал стихотворения:
«Становлюсь безрассудно смелою
     и никак не добьюсь ответа,-
что со мной сотворило-сделало
     желтоглазое бабье лето?»
Читая, видишь эту девушку-женщину – без возраста, с искрами в глазах, летящую по улице и влюбляющую в себя.

44. Осенний сад
Это описательное стихотворение прекрасно своим финалом:
«…старый сад…
Молитву вознесёт за мирный год,
подобно самым истовым монахам,
и в белом храме до поры замрёт,
пока сошьётся новая рубаха.» - удивительно образно!
Слово «небыль» лично у меня всегда вызывает вопросы. Оно слишком неконкретное, слишком расплывчатое. Хочется спросить – что автор имеет ввиду, описывая вполне конкретную картину и используя это слово?
Технически всё хорошо.

45. Без слёз оставлю август за спиной.
Из недостатков – сбитый ритм первой строки третьего четверостишия и сбитое ударение «Уж глаз мой радуЮт костры рябин»
«Хохломой расписанные яблони» - блестящий образ!
Мне не очень понятен «туман полога». Вероятно имелся ввиду «полог тумана», но в данном случае от перемены мест слов смысл меняется.

46. Моя осень
Интересное, необычное стихотворение. Здесь рваность строчек не выглядит вычурной (хотя требуется несколько прочтений первого четверостишия, чтобы войти в необходимый ритм).
Забавно, мне казалось, что стихотворение написано от женского имени – по языку, по образности. Даже вошедшая женщина не смутила. Прозрение наступило, когда возникло «повстречал». И в этот момент понравилось ещё больше, как будто этот мужчина стал ближе.
Очень понравилось слово «бабьелетние».

47. Привыкаю.
Стихотворение очень красиво разделено на две части, причём это разделение усиливает впечатление.
При том, что обращение к осени невероятно красиво и образно, меня подкупила вторая часть – своей щемящей нежностью и печалью:
«...Ну а я к леденящим росам,
к безнадёжно поблекшим дням,
к сентябрю привыкаю, осень.
Привыкаю к твоим дождям.
Привыкаю уже к печали, -
расплескалась вокруг печаль.
Я тебя как родню встречаю,
только лета немного жаль.»
Отдельное спасибо за последние 4 строки – я очень люблю, когда обыгрывается в окончании строк одно и то же слово, но в разных падежах: «печали-печаль-встречаю-жаль».

~~~~~~~

Благодарю Вас, Рита, за нелёгкий кропотливый труд, конструктивный подход и желание поделиться своими мыслями о представленных конкурсных работах. Оценить каждое стихотворение, увидев положительные и требующие доработки строки, дано далеко не каждому, владеющему основами мастерства стихосложения, но услышать это ( на мой взгляд) полезно всем конкурсантам (принять или не принять - дело личное). Во всяком случае, мне - да. Что-то извлечь, подумав, переписать или подкорректировать. Со стороны всегда виднее. Однако, стиль, манера, видение настолько у всех разные, что можно только удивляться этому разнообразию и новаторству. Чем я в последнее время и занимаюсь.

Отдельное спасибо за мои порядковые нр/нр (29, 35). Абсолютно согласна с Вашими критическими замечаниями ст-ию под нр 29. Оно было написано, скорее, искренне, нежели отвечая правилам стихосложения. Мне равно нравятся, как гладко причёсанные волосы, собранные в тугой узел, так и небрежная растрёпанность, которая придаёт внешности  пикантность. Признательна за высокую оценку второму ст-ю.  Но... Красота в моём понимании - акварель, красотища - это пастозность, присущая пограничью лета и осени. Так увиделось...

С самыми тёплыми пожеланиями в чудесной, пышной в своём величии, великолепии и убранстве, поре, Наталья.