Ч. 4. ГЛ. 10е. Сражения. Корфу

Татьяна Ивлева 4
ЧАСТЬ 4.ГЛАВА 10Е.СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1798-1800 гг.
     РЕСПУБЛИКА СЕМИ ОСТРОВОВ. ВЗЯТИЕ ОСТРОВА КОРФУ  (18-20 ФЕВРАЛЯ 1799 г.)
На фото: Карта боевых действий у острова Корфу.

  Закончилась война. Не стало Потемкина. Ушакова после всех побед наградили чуть менее щедро, чем это случилось бы при князе Таврическом, но он продолжал укреплять Черноморский флот. Ушаков снова понадобился большой политике в 1798 году, когда набирала ход антифранцузская коалиция европейских монархий.

Во время Средиземноморского похода 1798—1800 годов вице-адмирал Ф. Ф. Ушаков проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик, а также как государственный деятель при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Показал образцы организации взаимодействия армии и флота при овладении Ионическими островами и особенно островом Корфу (Керкира), при освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. В ходе похода имел разногласия с британским адмиралом Нельсоном относительно блокады (предложение Нельсона) или штурма (предложение Ушакова) острова Мальты.
     Павел I, ставший великим магистром ордена госпитальеров, мечтал освободить от революционных французов Мальту и получить базы для русского флота на Средиземном море. Объединенную русско-турецкую эскадру (вчерашние враги вступили в коалицию с Россией) возглавил Ушаков. Ушак-паша, как называли его новые союзники, первым делом отправился изгонять войска Директории с греческих островов.
Из документов АВПРИ видно, что на создание республики на островах Ушакову официально были даны полномочия.  Павел I в рескрипте В.С. Томаре от 27 апреля сообщал: «Нам ощутительно, что министерству турецкому, столь мало сведущему, трудно или, прямо говоря, невозможно самому установить ничего порядочного, и для того считаем, что всего лучше было бы, как Вы о том писали к адмиралу Ушакову, чтоб он окружился сведениями людей благонамеренных и просвещенных, в немалом числе на островах тех существующих, и учредил в них правление, не отлагая времени, когда флот Наш еще всякую меру подкрепить может».( Павел I в рескрипте В.С. Томаре от 27 апреля.)
Корфу  -  важнейший в стратегическом отношении остров.  Позиции французов казались неприступными, но Ушаков умело организовал осаду, отбивая все попытки врага прорваться на помощь к заблокированному гарнизону. Всё решил кровопролитный бой за бастионы Видо 18 февраля 1799 года. Под знаменами России воевали не только русские, но и турки, и греческие ополченцы. В плен сдались почти 3 тыс. французов, включая четырех генералов. Знамена, орудия, склады — всё досталось победителям.
На Ионических островах и в наше время русского адмирала почитают как освободителя. И по праву. Посоветовавшись с местными представителями, Ушаков учредил Республику Семи Островов со столицей в Корфу. Это было первое суверенное греческое государство за несколько веков. Благодаря Ушакову на Корфу до сих пор сохранено православие.
Узнав о победе при Корфу, сам Суворов написал адмиралу Ушакову восторженное письмо, в котором припомнил слова Петра I: «Россия в мире одна, она соперниц не имеет». Завершил фельдмаршал свое послание восклицанием: «Зачем я не был при Корфу хотя мичманом!» Для Ушакова, считавшего Суворова своим учителем, такая похвала была превыше  всех наград.
И австрийцы и англичане стремились присвоить себе плоды усилий русских в Италии. Получая от Суворова, Ушакова, других лиц сообщения о поведении союзников, император Павел все больше и больше приходил в негодование. Нельсон, например, хотел использовать силы Ушакова для штурма Мальты, с тем чтобы занять самому этот важнейший пункт Средиземного моря. Вскоре Павел приказывает отвести флот из Средиземного моря на Корфу и в Константинополе Ушакова ждали восторженные встречи. Затем он вернулся в Севастополь.