21сентября-икона София, Премудрость Божия Киевская

Галина Николаевна Николаева
     Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Есть много списков с изображением Софии, Премудрости Божией, — например, в Киеве, Новгороде, Вологде, Тобольске, в Москве, в Троице-Сергиевой лавре и других местах, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому.

     Впервые этот образ появился в Византии. Именно ему был посвящен юстиниановский храм Софии Премудрости Божией в Константинополе.
     Все списки с изображением Софии, Премудрости Божией, изображают Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражая одну главную мысль. Воплощение Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, Которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией.
     Под Премудростью, или Софией, разумеют Сына Божия на основании IX главы книги Притчей Соломоновых, где говорится: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божия, Который в Посланиях апостольских называется Божией силой и «Божией Премудростью»; а в слове «дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, послужившую воплощению Сына Божия. На основании этих слов строится изображение икон Св. Софии, Премудрости Божией.
    
     Одним из наиболее старинных списков иконы является Киевская икона «София Премудрость Божия», находящийся в Киеве, в Софийском Соборе.
     Эта икона, заимствованная из церкви Юстиниана в Византии, изображает соединение Церкви Небесной и земной через воплощение Сына Божия — Премудрости Божией. На ней изображен дом или храм и в нем стоящая Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и длани Ее распростерты, а стопы утверждены на серповидной луне. На персях Богоматери покоится Предвечный Младенец, правой рукой благословляющий, а в левой имеющий державу. На карнизе сени начертаны слова книги Притчей: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». Над сенью посредине изображен окруженный лучами Дух Святой, а немного выше, также окруженный сиянием, Бог Отец, имеющий в левой руке державу, а правой благословляющий; из уст Его исходят слова: «Аз утвердих стопы Ея». По обеим сторонам изображения Бога Отца и Духа Святого представлены семь архангелов с распростертыми крыльями и с знаками своего служения в руках:
     у Михаила – пламенный меч;
     у Уриила – молния, опущенная острием вниз;
     у Рафаила – алавастр (алебастровый сосуд для хранения благовоний, в данном случае – мира);
     у Гавриила – цветок лилии;
     у Селафиила – чётки;
     у Иегудиила — царская корона;
     у Варахиила – цветы, а сам он располагается на белом плате.
    
     Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон (возвышение перед иконостасом), включающий в себя семь ступеней с надписями, несущими глубочайший смысл для каждого верующего человека:
     Чистота (помыслов);
     Слава;
     Благородство;
     Смирение перед Господом;
     Любовь;
     Надежда;
     Вера.
     Вся икона дополнена надписью «Премудрость создай Себе Дом и утверди столпов седмь».
     Основная цель образа – напомнить всем христианам, с какой целью Спаситель пришёл к людям и от кого Он был рождён.
    
     По обе стороны семи ступеней расположены библейские пророки и праотцы:
     Моисей со скрижалями, на которых начертаны слова: «Радуйся, скрижале Божия, на ней же перстом Отчим написася слово Божие»;
     Аарон с жезлом (брат Моисея, первый еврейский первосвященник);
     Царь Давид с ковчегом Завета;
     Пророк Исаия (на его хартии, которая свисает с левого плеча видна надпись: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына»); 
     Пророк Иеремия со свитком;
     Пророк Иезекиль с вратами затворенными;
     Пророк Даниил с камнем в руках.
    
     Семь ступеней амвона утверждаются на семи столпах, на которых находятся взятые из Апокалипсиса изображения и их объяснения:
     на первом столпе изображены 7 очес с надписью: «дар совета»;
     на втором — семисвечник с надписью: «дар разума»;
     на третьем — книга с 7 привешенными печатями и надписью: «дар премудрости».
     С левой стороны на первом крайнем столпе изображены 7 труб и надпись: «дар крепости»;
     на втором — правая рука с 7 звездами и надписью: «дар ведения»;
     на третьем — 7 курильниц дымящихся и надпись: «дар благочестия»;
     на четвертом и последнем столпе — 7 струй молнии с надписью: «дар страха Божия».
     Таким образом, на этой иконе, за исключением Богоматери и Святой Троицы, все лица и вещи приспособлены к седмеричному числу и имеют символическое значение.
     Таково изображение Киевской иконы Софии — Премудрости Божией.

     «Слава Тебе Господи, слава Тебе».

     Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София – Премудрость Божия», глас 1:
     Превечная Премудросте, Христе Боже наш! Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса, благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, средостение вражды разрушив, освятил еси естество наше и Царствие Твое нам отверзл еси; сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя, и рождшую Тя, спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.
     Перевод: Предвечная Премудрость, Христос Бог наш! Божественным промыслом Своим преклонивший Небеса, Ты изволил поселиться в утробе Чистой Девы, разрушив преграду вражды, Ты освятил нашу природу и открыл нам Царство Твое, потому Тебя, Творца нашего и Спасителя и родившую Тебя, послужившую тайной спасения нашего, Деву Чистую, православно прославляем.

     Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София – Премудрость Божия», глас 4:
     Велия и неизреченная Премудрости Божии сила смотрения плотскаго таинства! Софие Преименитая, девственных душе и неизглаголаннаго девства чистото, смиренный мудрости истино, покоище Святаго Духа, пречестный храме непостижимыя славы Его, огнезрачный престоле Христа Бога нашего, в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть, Невидимый явися, и неприкосновенный из Тебе изыде, и с человеки поживе, врага исконнаго уловляя и человеки от клятвы древния свобождая, возводя паки, отнюдуже испадохом.
     Молимтися, Владычице, отягченныя ны во гресех лютых помиловати и спасти душе наша, и, яко человеколюбивая и милосердая Царица,/ Мати Премудрости Божия Слова, призри на ны, грешныя люди Твоя, и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых/ и грады наша невредимы сохрани, идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится.
     Перевод: Великая и неизреченная сила Премудрости Божией - замысел таинства воплощения! София Знаменитая, девственной души и неизреченного девства чистота, смиренной мудрости истина, почивание Святого Духа, почитаемый храм непостижимой славы Его, пламенный престол Христа Бога нашего, ибо в Тебя неизреченно поселилось Слово Божие и стало плотью, явился Невидимый и из Тебя изошел неприкосновенный, и прожил с людьми, врага извечного уловляя и людей от древнего проклятия освобождая, снова возводя туда, откуда пали.
     Молимся, Владычица, нас, обремененных жестокими грехами, помиловать и спасти души наши и, как человеколюбивая и милосердная Царица, Мать Премудрости Слова Божия, обрати внимание на нас, грешных людей Твоих, и умилосердись, защити нас от напастей и тяжких скорбей, и города наши сохрани невредимыми, где сейчас имя Твое пресвятое Богоугодно прославляется.

     Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София – Премудрость Божия», глас 4
     Притецем, православнии людие, к премудрости Божий и видим чудотворную икону Пречистыя Богоматере, Юже именуем по явлению Софию, Премудрость Божию, зане храм бысть одушевлен Единороднаго Сына и Слова Божия.
     Сия убо светолучно сияет в пречестнем храме Своем/ и сердца наша веселит, приходящих с верою и взирающих со страхом и благоговением на пречистую сию икону, помышляюще в сердцах наших, яко воистинну Премудрости Божий есть селение и таинства Его смотрение, на упование бо верным воображение огнезрачное Ей зрим и покланяемся, яко истинному и пренепорочному Ея девству в рождестве и по рождестве паки; от Неяже изыде Огнь Божественный, попаляя тленныя страсти/ и просвещая души наша и чисты сотворяя
      Имже и веки сотвори Отец, Той же и Мудрость, Слово и Сила наречется, сияние славы и Образ Отчи Ипостаси. И паки убо молим/ и, припадающе, лобызаем пречестную икону Премудрости Божия Матере/ и велегласно вопием: о Милосердая Владычице, спаси рабы Своя от насилия диаволя, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани,/ яко Ты еси всех благих Подательница и Покровительница/ притекающим к Тебе с верою и просящим велия милости.
     Перевод: Обратимся, православные люди, к премудрости Божией и увидим чудотворную икону Пречистой Богоматери, которую называем по явлению Софией, Премудростью Божией, потому что Она была одушевленным храмом Единородного Сына и Слова Божия.
     Пречистая икона эта, испуская лучи, сияет в почитаемом храме Твоем и сердца наши радует, приходящих с верой и взирающих на нее со страхом и благоговением, размышляющих в сердцах наших, что Ты есть воистину селение Премудрости Божией и замысел Таинства Его, ибо мы, верующие, с надеждой взираем на Ее пламенный образ и поклоняемся Ее истинному и непорочному девству - в рождестве и после рождества.
     От Нее же изошел Огонь Божественный, опаляющий тленные страсти и просвещающий души наши и очищающий их, Тот через Которого и сотворен Отцом мир (Евр.1:2), Он же зовется и Мудростью, и Словом, и Силой, сиянием Славы и образом ипостаси Отца.
     И снова мы молимся и, преклоняя колена, прикладываемся к почтенной иконе Премудрости Божией Матери и громко взываем: «О милосердная Владычица, спаси рабов Своих от насилия диавольского, от нападения врагов и междоусобной войны, так как Ты Подательница всех благ и Покровительница приходящих к Тебе с верой и просящих великой милости».

     Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София – Премудрость Божия»

     Непостижимая и Всепетая Премудросте Божия, Софие Преименитая, девственных душе, сиречь Единородный Сыне, Слове Божий, приими молебное сие пение от недостойных и скверных уст наших.
     Аще и писана суть: не красна песнь во устех грешничих, обаче же разбойник единем словом спасеся, мытарь воздыханием оправдася и хананеина дщерь матерним прошением исцелися, понеже Ты, Господи, Благ и Человеколюбив, грядущаго в мир просвещаеши, и грехи грешником отпущаеши, и разумом неразумных наполняеши, и буияго умудряеши, и жаждущия благих словес души учением Твоим, яко самаряныню водою живою, напаяеши, блудника целомудренна устрояеши, разбойнику рай отверзаеши, зане Ты еси всех благих Податель, и Вразумите ль, и животу Хранитель, Христе Боже наш,
     и Тебе славу и хвалу, честь и благодарение и славословление возсылаем и поклонение творим со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, и со Пресвятою и Пренепорочною Твоею Материю, Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

     Премудросте Божия, Софие преименитая, спаси ны, грешныя рабы Твоя.





Источник:
http://voskrcerkov.ru/2017/09/20/ikona
-sofiya-premudrost-bozhiya/
https://days.pravoslavie.ru/name/2975.htm