О системе Станиславского

Олег Стоеросов
В последнее время (особенно!) я то и дело слышу или читаю о том, что западное кино (в первую голову подразумевается европейский и американский кинематограф) слабоват относительно кино советского периода.
Скажу откровенно, что сам я - являюсь апологетом фильмов, снятых в эпоху расцвета социалистического реализма и прежде всего таких как: "Чапаев", "Щорс", "Ленин в Октябре", "Рассказы о Ленине", "Трилогия о Максиме", "Молодая гвардия", "Подвиг разведчика", "Сотрудник ЧК", "Большая семья", "Дело Румянцева", "Баллада о солдате", "Чистое небо", "Застава Ильича", "Летят журавли", "До свидания мальчики".                В этих фильмах меня интересует не идеологическая подоплёка (фальшивая и топорная, от которой меня тошнит), не дутый патриотизм, густо сдобренный партократическим "соусом", а потрясающая ИСКРЕННОСТЬ, детская восторженность с которой герои проживают на экране свои жизни, полные задора и отваги, абсолютная достоверность психологических портретов, цельность и хрустальная ясность характеров!

Когда-то, на заре становления звукового советского кино, один из создателей "Трилогии о Максиме", Леонид Трауберг, сидя в "закрытом" просмотровом зале, увидев на экране, как чернокожий чечёточник бьёт стэп, в порыве восторга воскликнул: "Я бы за этого чечёточника отдал весь советский кинематограф".
Понятно, что фраза эта родилась спонтанно, как результат бурного и неконтролируемого всплеска эмоций, но тем не менее кто-то из коллег не поленился настучать в ГПУ и Трауберг надолго задержался в ГУЛАГЕ.

В отличие от Трауберга, я человек менее восторженный, а потому - более сдержанный и в кинематографическом смысле вкусы мои, в целом, гораздо более обширны.
Мне, наряду с фильмами Феллини  и Висконти, Антониони и Бертолуччи, де Сика и Росселлини, Годара и Лелюша, Трюффо и Полански, Бессона и Формана, Кубрика и Скорезе, Чаплина и Тарантино, Альмодовара и Бергмана, Куросавы и Вайды, Гофмана и  Андерсона, не чужды НЕКОТОРЫЕ фильмы Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова, Калатозова и Ромма, Роома и Балаяна, Тарковского и Данелия, Рязанова и Захарова, Балабанова и Богомолова, Шепитько и Асановой, Хуциева и Калика, Говорухина и Бортко, Гайдая и Жалакявичюса.

Я не стану заниматься сравнительным анализом творчества, делать акценты на достоинствах и недостатках фильмов каждого из режиссёров разных стран, направлений, исторических срезов и эпох, но вот какая штука.

Когда я смотрю как актёры, занятые в несоветских фильмах курят,пьют и едят, жестикулируют и улыбаются, смеются и целуютя, кричат и плачут, беснуются и о чём-то размышляют, ходят, сидят, лежат, одеваются и раздеваются и проч., проч., проч. - мне хочется громко и уверенно воскликнуть: "ВЕРЮ!", чего я  практически не могу сказать об аналогичных атрибутах в советских фильмах (за редчайшими исключениями).