ГК. - Отрезки на службе психологии

Наталья Мартишина
Отрезки!

Счастливейшее слово! Здесь и отрезы ярких тканей, и обрезки окороков - радость и для детей, и для собачек! Отрезки цветных ленточек... Кто любит что-то мастерить - поймёт.

Да и в первобытное время всё искусство, я думаю, начиналось с точек да отрезков.

Как рисовали первобытные люди? Ставили точки. Первые узоры - из точек.

Чертили риски - маленькие отрезки.

Крап, крапинки - точки. Риски, чёрточки - отрезки.

Крап да риски - так рисует и море на камнях. Приглядитесь к камешкам - тут - точки, там - отрезки.

Крап да риски - так рисует море...

Самое первое искусство моря, мира...

А что такое узелковое письмо индейцев, как не точки и отрезки?

Это  одна из древнейших мнемонических и счетных систем. Узелковое письмо представляет из себя сложные переплетения и узлы веревок разного цвета из шерсти  или из хлопка.   Возраст самой древней кипу - узелковой цепочки -  датируется примерно 3000 годом до нашей эры.

Если точки хранят множество секретов о тайнах мира, то не менее просты и отрезки.

Посмотрите на рельсы - прямые линии, а шпалы - это отрезки. Отрезок - нечто конечное, имеющее две точки ограничения. Прямые - бесконечны... (по крайней мере, в наших измерениях)

Интересно, что в учебнике геометрии 7-8-9 класса ( Издательство Просвещение, 2013) определения отрезка нет вообще. Понятие "середина отрезка" - есть. Вот так вот, граждане! Есть невесть что, а также его середина.

Я не удержусь и процитирую:

"Точка отрезка, делящая его пополам, т.е. на два равных отрезка, называется серединой отрезка. На рисунке 21  точка С - середина отрезка АВ".

У вас еще осталось желание знакомиться с геометрией?

Должно быть, коллектив авторов этого учебника ( а их там пять человек во главе с академиком, шестым), резонно решил, что раз за 3000 лет до нашей эры уже пользовались понятиями отрезков, то и нет нужды что-либо объяснять, можно сразу переходить к задачам.

Перейдем и мы.

Сегодня отрезки помогут нам что-то важное узнать о нас самих.

Прямая и точки тоже подключатся, помогут.

Начертим прямую линию посередине листочка. Это будет нулевой уровень, ноль.

А теперь поставим четыре точки на этой прямой, и проведем из каждой по отрезку перпендикулярно прямой, чтобы половинка отрезка уходила вверх, а половинка - вниз. Всего нам надо 4 таких отрезка на прямой, 4 столбика.

Мы их назовём: "Ум", "Красота", "Здоровье", Счастье".

Пусть на каждом отрезке будут по 4 точки сверху от прямой линии и по 4 - снизу. Так мы задали какую-то систему отсчета.

А теперь отметим на каждом отрезке наше мнение о себе: "Я самый-самый умный " - верхняя точка отрезка "Ум", над прямой. "Я полный чайник" - нижняя точка, под прямой. "Я умен, но есть, возможно, где-нибудь  и умнее", - скажем, третья точка вверх. "Найдутся и глупее меня" - третья точка вниз. "Не знаю" - нулевая линия, точка на самой прямой.

Поглядев на то, что получилось у клиента, у ребенка, например, - психолог уже знает, о чем задавать вопросы, как начать работу. Самое тревожное - когда отказ от ответов или апатия: это одинаковая линия по точкам, нулевой или крайним. Это отказ в разговоре. А остальное вы и сами сможете интерпретировать. Поняли же вы, что такое отрезок, хотя вам об этом в учебнике и не сказали...