Апофеоз войны. Картина В. В Верещагина

Аллов Мик
Песочный день рассыпал зной, пустынный ветер обжигает глины,
На горизонте синей полосой блестит мираж в расплавленной пустыне,
Пустых глазниц чернеющий узор, голов повергнутых из тонкого фарфора,
Набросанный пирамидальный склон застыл под  лабиринтом небосвода.
Иссушенный ветрами карагач*, корявый ствол прирос в песках корнями,
Кричащих падальщиков* плач и хруст колючий перьев под горячими ветрами.
Под острым клювом стук прошедших лет, пергамент черепов и силуэты минарета,
Глаза в глаза былых врагов в молчании песков и душный азиатский полдень лета.
Движения крыльев в знойной вышине не нарушают в вечности картину,
Апофеоз* войны в веках, уснувших в зное стен Дамаска сложен Тамерланом* в пирамиду.
А может быть уйгурский* Чугучак* кочует по степям барханным вороном за сцену
И Цин Великая* в руках у палача вершит историю из взлетов и падения в пучину.
Апофеоз империй тает в миражах,  джеммель,* неслышно проскользнувший мимо,
Пу И* и Тамерлан стоят в тени оазиса в маньчжурских* камышах.
Двугорбый бактриан*  пересечет горячий солончак*. Печальный, иллюзорный караван.
Над Туркестаном новый день и Верещагина* картина!

02.09.2023   Санкт – Петербург.


*Апофеоз - Обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления.
*Апофеоз войны – В данном тексте речь о картине. Картина русского художника Василия Васильевича Верещагина. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим». Одна из наиболее известных, философских и пацифистских картин художника.
Василий Васильевич Верещагин служил в действующей армии, в том числе и во время покорения Туркестана. Эти земли обильно политы кровью захватнических войн всех эпох. Не стало исключением и время службы Верещагина. Именно тогда зародилась «Туркестанская серия» художника, повествующая об этих краях, местном быте и тяжелой кровопролитной войне.

Есть две основные версии появления этого сюжета. Один отсылает к знаменитому завоевателю Тамерлану. По его приказу каждый воин принес по голове мужчины покоренного народа, и все это сложили в семь ужасающих пирамид. По другой – художника вдохновила легенда о правителе Кашгара Валихан-торе, который также воздвиг столь мрачное сооружение.
Однако мало, кто знает, что знаменитой картине предшествовала менее известная работа Верещагина "Развалины театра в Чугучаке", где среди руин здания лежат человеческие черепа. Эту сцену художник видел, посетив местность на северо-западе Китая, где проходило антикитайское восстание мусульман, подавленное войсками империи Цин. "Развалины театра в Чугучаке".
*Тамерлан – (1336-1405 гг.) Тюрко-монгольский завоеватель, который основал империю Тимуридов на территории современного Афганистана, Ирана, Месопотамии, северной Индии и Центральной Азии и стал первым правителем династии Тимуридов.
Непобедимый полководец, широко известен как один из величайших военачальников и тактиков в истории, а также как один из самых жестоких. Также считается великим покровителем искусства и архитектуры, общался с такими интеллектуалами, как Ибн Халдун, Хафез и Хафиз-и Абру, и его правление положило начало тимуридскому Возрождению.
*Чугучак - Городской уезд на севере Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Уйгуры - тюркский коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.
*Карагач – дерево.
*Падальщики - Животные, птицы, питающееся мертвечиной, падалью. Противопоставляется хищнику, однако эти типы питания не исключают друг друга. Падалью питаются африканский марабу, американские грифы. И другие.
*Цин Великая - управлявшаяся маньчжурской династией — последняя империя, включавшая весь Китай. Империя Цин существовала с 1644 по 1912 год.
*Джеммель (джемаль, джамаль, гамаль в Египте)  – верблюд (араб.)
*Пу И - Китайский политический деятель; десятый представитель маньчжурской династии Айсиньгьоро, последний император государства Цин.
*Бактриан – двугорбый верблюд.
*Солончак - тип почвы, характеризующийся наличием в верхних горизонтах легкорастворимых солей в количествах, препятствующих развитию большинства растений.