Кухонная филология. Выпуск 1 - НКТ

Гринберг Борис
Начально-концевые тавтограммы

Когда, в конце прошлого тысячелетия я только пришёл в комбинаторику (ну или к комбинаторике), мои познания в ней ограничивались информацией, (весьма поверхностной) о трёх формах: палиндроме (на уровне Аргентины, Азора и Кирсановского дятла), акростихе (вообще без примеров, знал только сам принцип) и тавтограмме (Отец Онуфрий и чертята, причём, ввиду «трудного детства», узнавал именно в таком порядке). Быстренько написал пару акрошек и одну тавтограмму, на первую пришедшую в голову букву (которой конечно же оказалась «П»), ту самую «Песню пьяного пиита», которая, с легкой руки Игоря Лощилова, на долгие годы стала моей визитной карточкой. (Кстати, Игорь в то время был единственным человеком, поддерживавшим мои «начинания», за что я ему был, есть и буду благодарен безмерно!) В общем, написал, посчитал что это как то совсем уж просто, и занялся только палиндромами, а так же «изобретением» и освоением «новых» комби форм. В кавычках, потому что подавляющее большинство этих форм оказалось велосипедами. Хотя ездить на этих велосипедах у меня получилось весьма неплохо, может именно потому что сам их «изобретал».
Но вернёмся к тавтограммам. Я напрочь потерял к ним интерес до тех пор, пока в руках не оказалась «Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии». Та самая АЛьФа, которую я так часто поминаю добрейшими словами. Помимо целой россыпи неведомых мне до того форм и формочек, (некоторыми из которых заинтересовался и потом использовал, а с некоторыми просто ознакомился), наткнулся и на статью о тавтограмме, написанную, как я понимаю, Серёжей Фединым. Цитирую заинтересовавший меня абзац:

«Усложняя задачу, можно потребовать, чтобы повторялась не только первая буква (как в обычной тавтограмме), но, скажем, первая пара, тройка или даже четверка букв. Например (у Маяковского): Гриб. Грабь. Гроб. Груб. Или (у С. Федина): Стремительные странницы стрек;зы... Придумывать такие супертавтограммы, конечно, труднее, но, пожалуй, и интереснее.
    Кроме того, можно строить тавтограммы с конца, т.е. фиксировать не первую, а последнюю букву каждого слова. Вот образчик такой концевой тавтограммы: Хиппи и панки ломали танки.
    Существуют и начально-концевые тавтограммы, например: 1. слово сломало стекло. 2. облако отплыло одиноко.»

Прочитал, и началоооось… Прокрутив этот «Абзац» (к нему я ещё вернусь чуть позже, потому с большой буквы и в кавычках) в голове раз сто, я решил отложить на потом супертавтограммы (когда «потом» наступило, написал стишки с 4,5, и даже 7ю одинаковыми первыми буквами), отбросил концевые тавтограммы, поскольку они мне показались едва ли не проще обычных (на самом деле это не совсем так, но в целом недалеко от истины), и «разделив» мысленно начально-концевые-тавтограммы на два типа, которые в «Абзаце» даны под общим термином. Тавтограммы слова в которых начинаются и заканчиваются на одну и ту же букву здесь и далее буду называть как и прежде НКТ, а те, что на разные РНКТ. Для простоты исключительно.
Так как я как раз закончил (или заканчивал, не помню точно) близкий «по духу» цикл «Гиперлипограммы», один из вышеупомянутых велосипедов, использовав все возможные буквы алфавита во вполне обозримом массиве стихотворений, то выбор НКТ оказался очевидным. Поскольку «годных для сочинительства» букв я тогда определил всего 11. Определял по принципу - должно быть минимум три части речи, или хотя бы словоформы (например, существительные в разных числах и/или падежах и тп), причём не разовых, а в «приличных» количествах. Зависело наличие таких слов от окончаний, не в грамматическом смысле этого слова, а буквально концов слов, будь то окончание, суффикс, или корень слова. Реализация отобранных изначально 11 букв - в предыдущем посте до плюсика.
Что же касается РНКТ, то если даже условно 20 (на самом деле больше) первых «тавтограммных» букв, умножить на условных 14 (не проверял, но думаю, что сильно больше) концевых «тавтограммных» букв, то речь шла бы о нескольких сотнях стихотворений. С учётом того, что я всё таки в первую очередь поэт, и только в четвёртую комбинатор, и для каждого стихотворения искал бы свой ключ, ритм, строфу и тд, то на написание такого цикла ушла бы пара лет полного погружения, если не больше. Да что там - точно больше. А такого я себе не мог позволить тогда, да и сейчас не могу…

Отступление 1
Кстати, пока не забыл. Почему 14, а не 11, как для НКТ? Потому что возможно полноценно использовать такие буквы как Ы, Ь. и Й. Например (здесь и далее все примеры пишутся практически экспромтом, исключительно в качестве примеров, так что к качеству претензии не принимаются):

***
Великолепны входы
Великодушны выходы
Вневременны восходы
Вопросы вечны… Выводы

***
Боль. Бить? Бежать?
Блажь. Блажить? Бечь?
Будешь беречь, б***ь?!
Будешь беречь?!

***
Клацай, Кащей,
Кучей костей.
Клятвой кровей
Коронуй королей.
Каждый край кой-какой, каждый край
Кабалой карай, кромешной карай.

Пока сочинял эти примеры, подумал… В общем

Отступление 2

Вернёмся к «Абзацу». А вы заметили, что в приведённых примерах Супертавтограмм, и в тексте Маяковского, и в тексте Федина, достаточно убрать по одной букве (Ь в слове ГрабЬ и крайнюю Е в слове СтремительныЕ), и они превращаются в РНКТ? Точнее в Супер-РНКТ! Причём, если у Маяковского смысл сильно меняется, то у самого Сергея - по-минимуму. Оставим классика в покое, а вот по мотивам «стрекоз» посочинял:
***
Стремительны странницы стрекозы,
Стрекоты страстны струны
Стропы - стрельцы стреножены…
Странны страницы страны.

Есть у меня подозрение, что если решу снова обратиться к тавтограммам, то займусь Супер-РНКТ, а то и на Супер-НКТ замахнусь (хотя это и сильно сложнее).

Возвращаемся к основному тексту. А именно к НКТ. Итак: стихи на «запланированные» буквы написаны, даже с бонусом. Значит ли это, что НКТ на остальные буквы невозможны? Конечно же не значит. Из большинства букв алфавита, хотя бы одностроки можно, как называет этот процесс Валера Силиванов - СОСТАВИТЬ. Не люблю это слово в контексте творчества, даже комбинаторного, поскольку, даже самые сложные комби-формы при реализации должны подчиняться (чисто имхо) формуле поэзии Колриджа - лучшие слова в лучшем порядке! Пусть даже используемый словарный запас на уровне племени Мумбо-юмбо, в конце концов во времена ЖЖ я стишок написал по словарю Элочки Людоедки. Ну, или вспомните конкурс поэзии в итальянской комедии (времён, когда ещё существовало великое европейское кино) «Сеньор Робинзон»!
Тем не менее дальше десяток примеров именно составленных, в процессе писания этой заметки, особо не заморачивался, просто чтобы показать, что это возможно:

ПРОТОТИП

Парагрипп. Подохрип, подосип,
Полуслеп. Полутруп. Полип
Прилип…

Ш-Ш-Ш

ШАбаш, шалаш…
- Шиш! ШабАш!!!

***
Царедворец цац-цариц…
- Цыц!!!

***
Рокер, рэпер - раздор!
Рёбер разговор
Радиоэфир распростёр.

***
Экстракаланхоэ,
Экоалоэ,
Электроканоэ…

Энергоапноэ!!

ГЭГ
ГУЛАГ Гамбург - гаг гэг, грог…
Герцог Габсбург голоног.

***
Дед - домосед,
Доход - дивиденд.
***
Баобаб Боб - бабойоб! (По мотивам анаграммок вышеупомянутого Валеры Силиванова))
***
Философ - фотограф фиф.

ЗВЕРОСОВХОЗ

ЗАраз завхоз
Заказ завёз.
Заказ зарАз -
Зерновоз заноз.

Залез, завяз завхоз…
Замёрз.

И тд.

Ну и в заключении – полный (на данный момент) цикл начально-концевых тавтограмм

АПОЛОГЕТИКА АПОКАЛИПСИСА

Адова арфа Аида-аскета
Атаковала Атланта-атлета,
Анчутка - Аллаха, амазонка Адама…
Агонизировала амальгама.
Армада антихриста агнца алкала,

Атласна алела астра астрала.

ВЫЗОВ

Воскреснув, восстав,
Воротив волхвов,
Восхвалив варрав,
Восславив воров,

Вандалов воспев,
Возбудив вурдалаков,
Вегетарианцев,
Веганов, вахлаков,

Воронов взвив,
Взвесив, воздав,
Вычеркнув… Взрыв -
Веков волкодав.

ИТОГИ,
ИЛИ ИЧИГИ ИРОНИИ.

Исчезли иллюзии, иссякли идеи,
Истлели империи истыми искрами...

Избегли идиллии иудеи.
Изгои – истоки истории исстари.

КИНИК

Короток крик,
как крюк...
Капелек клик:
Каюк.

Клеток комок,
клубок...
Крэк, кошелёк...
Каток.

Кроток. Кирдык,
канюк!
Короток крик.
Каюк...

МИЛЫМ МОИМ МЕЩАНАМ.

Мельчаем мельком, мудрствуем, мудрим.
Моргаем мозгом, мыслим - мягким местом.
Мычим мессиям, мимоходом - месим.
Мстим мастерам, мешаем молодым.

Манкируем миром, мытарствуем, мучим...
Маразм маскируем молчаньем могучим.

ОБРЫДЛО (Или «Эмиграция»)

Облако отплыло одиноко...
Герман Лукомников.

Обескровлено общество, обнищало Отечество,
Обожгло, обгорело, оставило - отчество.
Опоздало, однако, оно. Опрометчиво...

Отпустило охотно... Окно. Одиночество...

СИНОПСИС

Силос скис -
Сенокос спас.
Синенос скунс.
Седовлас саврас.
Сладкоголос Сфинкс,
Синтаксис Сфинкс сотряс…

Сапиенс. Стикс.
Сейчас…

ТЕКСТ – ТРАКТАТ.

Точит талант, тиранит,
Трепет тенёт таранит.
Тревожит, томит, торопит...
Тикают -
тягот топот.

УСТАВШЕМУ.

Умолкну. Услышу улитку-удачу,
Упрячу усмешку, улыбку утрачу.
Ухмылку убогому Утру утрУ...
Увязну, увяну, угасну...
умру.

ЮМОРЮ

Юлю, юлю
юлою юркою.
Юркаю, юркаю
юною юбкою.
Юдолью южною
юнею...

Юродствую.

ЯВЛЕНИЯ

Я – ячея янтаря,
Яркая, ясная, явная!...
Я – якоря января.
Яблоня я янтарная!

+

ЛОЛ в соавторстве с И.Чудасовым)

Ловчил лелеял либерал:
лавировал - лобзал, лизал...

Ловил ловчил лесоповал.
Лишал лекал, лепил, ломал.

НОКТЮРН

Нарзан неуместен, нечаян,
Надкушен нектарин, «наполеон»
Надрезан, никотин насыщен…
Надменен, накалён наган, напыщен.
Недвижен наркоман. Неон
Напрасен, нежен, неприкаян.


И вдогонку посту «Кухонная филология»… Я-таки сделал это!!!

СУПЕР-НКТ

ОБЛИЧИТЕЛЬСТВО

Облако облюбовало облачко,
Обложило, облепило, облизало…
Облачко облыжно облапошено -
Облако облиго* обладало!

Облако облюбовало облачко….
Облако облюбовало облачко…
Облако облюбовало облачко…

Облачно

*облиго - задолженность по векселям