Кино, Зощенко и Гайдай

Виктор Стекленев
Передо мной встают друзья, -
Герои лучших фильмов детства.
Они почти моя семья,
Мое советское наследство…

Вот Штирлиц «Камэл» закурил,
Вкус вспоминая «Беломора»;
Вот Сухов Абдуллу убил,
А Шурик жениться наш скоро…

Остап нашел тот самый стул,
А Шилов – снова «свой» для «наших».
Болконский руку протянул
На танец, - в первый бал Наташи…

Вот службу трудную несут
Нас охраняя, ЗнаТоКи.
И Горбунков – он тоже тут,
Без «бриллиантовой руки».

Как много у меня друзей!
И как сладки воспоминанья
О лучших из прошедших дней.
Мои вам искренни признанья

В любви и памяти навек!
Пусть скоро с Воландом встречаться,
(Он,  кстати, «киночеловек»),
Спасибо за дни счастья, братцы!


   Зощенко, Михаил  Михайлович. Русский писатель фантастического таланта и удивительной судьбы, испытавшей Человека такими бурями, кои могли бы стереть целые народы…  Поэт, пишущий стихи с восьми лет, которые и сегодня проблематично найти…Рассказчик и драматург, имеющий десятки экранизаций и постановок,  государственная критика в чей адрес стоила «жизни» целому литературному журналу… Воин прошедший ДВЕ мировые войны, имеющий в наградах пять царских Орденов,  а также советский Орден Трудового Красного Знамени и Медаль за доблестный труд во время Отечественной войны…Преследованиями наградившей его власти растоптан как писатель и уничтожен как человек…Читать его не перечитать!
  Наиболее близко из наших современников открыл Зощенко замечательный Леонид Гайдай комедией «Не может быть!». Фильм стал популярным, народным… и мало кем понятым. Именно так понятым, как его создал Гайдай, в том,  что рассказал в своих комедии, рассказе и пьесе (в основе сценария) Михаил Зощенко.
Не буду утомлять читающих «философствованиями» и литературно-драматургической аналитикой, по-простому покажу вот что.
  Из сотен произведений Зощенко, для фильма Гайдай выбрал всего три, - разных жанров и размеров, разного времени, и связанных разве что «фабулой» любовных приключений. Причем пьеса «Преступление и наказание» Зощенко, созданная в 1933 году, уже была экранизирована в 1940 году с великими (и любимыми Сталиным) артистами: Вл. Лепко, Марией Мироновой, Игорем Ильинским и Марком Бернесом… Что не имя, - легенда советского экрана, герои, «народные артисты» лауреаты сталинских премий… Казалось бы – фильм обречен на успех. Но он – запрещен, и на полвека «положен на полку». Знал ли об этом Гайдай? Не имею понятия. Но в 1975 году вышла на экраны его кинокомедия, ставшая моментально любимым фильмом народа СССР. А у Зощенко… пять лет войны, высокие награды и спустя полгода – травля, самые настоящие репрессии… Кто-то пишет «причина – работа над повестью «Перед восходом солнца», кто-то считает причиной гонений рассказ «Приключения обезъяны» в журнале «Звезда»…
  Сегодня я полагаю одной из причин преследования Зощенко партийными функционерами как раз те его идеи, которые понял Гайдай, вложил в свою комедию, и которые так и не дошли до сознания большинства зрителей, увидевших лишь «прикольные» приключения героев…
  Смешны и красиво, с изрядной сатирой показаны житейские «обстоятельства» героев трех самостоятельных миниатюр «Не может быть!». Так красиво поставленных и сыгранных великолепными артистами, что СУТЬ каждой просто… не воспринимается как что-то важное, серьезное.
  Во-первых, в «Преступлении и наказании», живущий на нетрудовые доходы нэпман, вызванный в милицию свидетелем, но, полагающий, что пришло «возмездие» за грехи, легко теряет все что «нажито непосильным трудом» (крылатая фраза из другой советской комедии), в том числе и СЕМЬЮ. Избавляясь от имущества (боясь конфискации), свояк с супругой срочно распродают его имущество, под занавес «женя» на соседе супругу, буквально в считанные часы…
  Во-вторых, в «Забавном приключении» шестеро героев, часть из которых – «образцовые» семьянины, а часть – «свободные» любовники с легкостью готовы полностью отказаться от СЕМЬИ при приближении первого же скандала на «любовной почве».
  В-третьих, после «шапочного» знакомства в трамвае, герой спешит на свою свадьбу к новой «невесте», которую не способен «различить среди гостей», где его ждут разнообразные «приключения». На следующий день он разводится, забежав в ЗАГС… То-есть, создание советской СЕМЬИ и ее прекращение показано как банальный фарс.
  Вот это – полное уничтожение тысячелетних норм и  традиций создания основной формы социума – СЕМЬИ, очень точно, в различных проявлениях описал Зощенко и столь же точно показал нам Гайдай. И ни одной мысли на эту тему не вынесли из зрительных залов миллионы советских зрителей. Сам фарс, сами «приключения» героев – полностью вытеснили суть глобальной социальной проблемы…
Проблемы социальной болезни, ставшей в будущем одной из причин смерти абсолютно новой для Планеты формы социума  - формы Народного государства, так и не выразившего себя исторически под гнетом властно-партийной системы… и это не первая в истории вспышка социальной болезни, были и худшие обострения, уничтожившие целые народы, и нас ставившие на грань уничтожения… Но о страшном геноциде тысячелетней давности, как-нибудь позже…