Порубежная колыбельная

Галина Стручалина
Ой, река Везеница,
Ты река полынная:
Берега заросшие,
Берега пустынные!

Казацкая долюшка,
Что вино похмельное:
Погулял на волюшке –
Кончишь в подземелии.

Казаку не ведомо,
Что с ним завтра станется,
Шёл вечор с победою –
На дыбе преставился.

Крепко слово царское,
Крепка соль калёная*.
Что ж судьба казацкая
Не заговорённая?

Ночка – небо синее,
Тишина острожная.
Твёрже слова сильного
Только воля Божия.

Ой, река Везеница!
Поле-степь бескрайняя!
Казаку спасение –
Служба его дальняя.

Покачаю дитятко,
Казачонка малого;
Завтра не увидите,
Чтобы горевала я…

Везеница – исконное название реки Везёлки, притока Северского Донца, которая протекает на территории современной Белгородской области. Во времена Московской Руси и позднее, вплоть до присоединения Крыма и возвращения западнорусских земель в результате победы в русско-польской войне XVII века эта территория  страдала от набегов соседей: крымских татар и черкесов, поляков и литовцев.
Оскольские казаки – так называемые донецкие гулящие казаки, появившиеся на землях «дикого поля» и на будущей Белгородчине, поставившие первые крепости на другом притоке Северского Донца, Осколе в XVI веке, считались государевыми людьми.  Наряду со стрельцами и пушкарями они осуществляли охрану южных рубежей и патрулировали слабо заселённые степные и лесостепные участки у границы, под их присмотром и сопровождением передвигались посуху и по рекам люди и грузы.
Доходы казаков составляли земледелие на жалованной земле, охотничий и бортный промысел, рыболовство, винокурение, ремёсла, а также соляное и денежное жалование, но деньги, притом небольшие, оскольский казак получал за «сверхурочные», например, будучи в длительном походе. Без позволения начальства из города-крепости, острога, где жили и несли службу казаки, отлучаться они не имели права.

Считается, что первые казаки Белгородчины переселились из разных  мест – были терскими, ярославскими, донскими, яицкими казаками, но на южных рубежах такой автономией и «вольницей», как на первоначальном месте службы, они уже не обладали. Их силами была построена Засечная черта – линия укреплённых городков и засек протяженностью около 800 км.
Во время русско-польских войн XVII века белгородским казакам приходилось сражаться с «украинскими» казаками, черкасами на службе у Речи Посполитой, отбивать приступы и выдерживать осаду. Однако черкасы не только шли с оружием против белгородцев, часть этих казаков мирно обосновалась на Белгородчине, привлечённая различными правительственными льготами и возможностями.
Двойственный характер взаимоотношений с властями любой из враждующих сторон, крымско-татарской, московской или польской, для казаков, которые то служили власти, то разбойничали против неё,  оборачивался трагично. Их свободолюбие, обострённое чувство собственного достоинства, фатализм, выражавшийся в форме то истовости, то всепоглощающего прагматизма, с одной стороны, были особой, замечательной чертой характера, усиленного околовоенным укладом жизни,   но это же переходило в другую крайность – в переменчивость, которая любой властью воспринималась как предательство и бунт. И просчитать, когда может случиться поворот в отношениях, предотвратить его, не могли ни сами казаки, ни те, кому они служили.
После поражения Булавинского и Пугачёвского восстаний  Белгород, чьё казачество, видимо, разделяло антиправительственные настроения, был лишён статуса губернского города (под предлогом административных реформ), а казаки этих земель, как и прочие казачьи войска, стали «иррегулярными войсками» Российской Империи.
К ХХ веку от ранних, старинных казачьих традиций в песнях Белгородчины почти ничего не осталось. 

*Калёная соль – чёрная соль, приготовляемая по особой технологии в Чистый четверг, считалась сильным оберегом, её носили в ладанке, вместе с нательным крестом, хотя власти, церковные и светские, однозначно относили даже освящаемую правдами и неправдами калёную соль к языческим суевериям и пытались с этой традицией бороться.