Маргарита Прекрасная

Галина Ганеева
Ещё  чуть более 10 лет назад она была на фестивале, могла быть там...  И уже  все эти годы  больна.  Силы   оказалось  вовсе   не  бездонными, затраты души  на жизнь и кинематограф превысили максимальный лимит данности. Но нет для неё болезни и забвения.  Исключительный  талант, яркую индивидуальность  и гениальное исполнительское мастерство   сохранили кадры «Белорусского  вокзала», «Дневного поезда», чеховской  «Моей жизни»,  мучительный и стервозный образ Таси в гениальном «Монологе»  Ильи Авербаха,  дивного  фильма  «Только для сумасшедших»,  где  Терехова так  нетривиально убедительна в  роли святой грешницы.   Про «Зеркало» Тарковского уж молчу.   А  эти неповторимые  «тереховские»  балансирования на грани  презрения,  страдания и сарказма, эти её подтексты, которые больше никому не удавались и не удаются   и  «поставленными»  не были, поскольку они  – собственные, личностные.  Редчайшая   на все времена особенность  трагической актрисы  выделяет её во всех ролях – главных и эпизодических. Бесконечно люблю напряжённый нерв её игры, модуляции её голоса, трепет её ноздрей,  несравненную стать, роскошь породы  и красоты!
Даже не упоминаю  широко известных её  работ, но «Чайку»   хочу  назвать  –  режиссёрский опус, который много ругали, а между тем в фильме только один  просчёт, и он материнский: Маргарита Борисовна главные роли отдала  своим детям.   Это могло  стать  полным провалом,  если бы не тонкое  чутьё Тереховой к Чехову, если бы не она сама в роли Аркадиной  –  мощной собственницы,  яркой  носительницы   эгоистического  инстинкта, чеховской  хищницы, которую, между тем, бесконечно жаль:  такой осязаемо трагический шлейф  характера и биографии  развевается    по следам поступков  её  героини!