Каждый человек нуждается в садовнике...

Галина Клинкова
Эти слова Антуана де Сент-Экзюпери сами собой всплыли в моей памяти после встречи с Г. Ф. Матула, учительницей рисования, черчения и труда из п. М. Горький. Рассказывая в одном из августовских номеров газеты "Звезда" об этой школе, я намеренно до поры притенила ее образ.

...Думала ли когда-нибудь Галина Федоровна, что в дни своей второй молодости окажется унесенной ветром судьбы с обжитого места в родной Киргизии и "осядет" в маленьком степном поселке Волгоградской области?.. В школу ее с семьей пригласил директор Ю. П. Алексеев и выиграл, как в лотерею: заполучил и учителя, и художника-оформителя, поскольку Галина Федоровна окончила в свое время Фрунзенское художественное училище.

Я знакомлюсь с этой стройной миловидной женщиной с пышными темно- каштановыми волосами и сразу проникаюсь к ней симпатией. К тому располагает не только приятный внешний вид, но и обаяние, женственность, интеллигентность, манера говорить... От нее веет покоем и уверенностью в
себе.

Переступив порог кабинета ИЗО, я попадаю будто бы в музей изобразительных искусств. Кругом детские работы, выполненные на уроках Г. Ф. Матула и на занятиях ее кружка "Умелые руки". Они представлены в различных экспозициях. На одной из стен от пола до потолка натянуты рядами прочные нити. Это сделали мальчики-старшеклассники, чтобы здесь с помощью пластмассовых прищепок с закругленными краями обрели свое место рисунки, салфетки, панно, вышивки и другие изделия. Каждую выставку на нитях начинает специальная заставка. Заголовок "Наши мастерицы" с эмблемой: ножницы и катушка ниток с иголкой, серию рисунков предваряет фигурная коробка красок "в обнимку" с карандашом и кисточкой.

Мое внимание привлекают картины на тему | "Летний отдых", выполненные детской рукой. Учительница вставила их в рамки и вывесила для всеобщего обозрения. Интересна акварель сестер Юлии и Haталии Сальцовых, а также Сережи Матулы, который нарисовал себя среди родных гор в Киргизии.

- Эти работы, - говорит Галина Федоровна, - написаны по воображению, но достоверно. Смотрите, какие гаммы красок применили дети, чтобы рассказать в рисунках о самом счастливом для них времени года - летних каникулах...
Главное, считает Галина Федоровна, развить у школьников художественный вкус, научить видеть, чувствовать, понимать прекрасное, чтобы не были они равнодушными к миру красок, чтобы жила в них жажда высказать себя, выразить свои представления об окружающем мире в художественных образах. И при этом стремиться ощутить чужую душу ребенка, как свою, чтобы предугадать, что же ей необходимо, чтобы расцвести. Ах, если бы с каждым маленьким человечком рядом в свое время оказался такой мудрый, добрый, необходимый Садовник!

Выпускники рассказывали, как Галина Федоровна всегда учила наблюдать, подмечать в природе, у предмета главное, может быть, не бросающееся в глаза, но являющееся в данный момент неповторимой "особинкой". Ученикам поэтому нравилось рисовать с натуры, а более всего, когда на дворе зимой было холодно и они с Г. Ф. Матула поднимались на второй этаж, чтобы оттуда запечатлевать на бумаге пейзаж из окна школы.

Какое богатое разнообразие видов работ выполняют дети! Кроме названных есть и рисование в технике "граттаж". Галина Федоровна показывает альбомные листочки, которые бережно наклеила на плотные основания (она хранит все детские работы - множество различных папок, упаковок). Сначала натирали бумагу свечкой, поверху грунтовали тушью, а затем процарапывали рисунок. Это очень занимательно для  школьников среднего возраста.

Нравится детям и декоративное рисование. Галина Федоровна по-разному "оживляет" их работу. Например, дает свой шаблон большой матрешки. А при раскрашивании потом - воля фантазии каждого. Она мысленно опережает время, думая о предстоящих праздниках в следующем учебном году: "Из этих матрешек можно будет составить цифру "8" при оформлении декораций. А не хватит, еще дорисуем...".

Учительница разворачивает лист обоев голубого цвета. Это фон. И на нем два корабля под парусами. Уясняю, что передо мной "визитка" одного из уроков рисования во 2 классе. Тема: "Два флота". Каждый ребенок получил детали - аппликации - само судно и парус. Задание: раскрасить так, чтобы было понятно, кто есть кто (пираты и купцы). Запланированное учителем при помощи цвета и рисунка показать: добро и зло воплотилось в жизнь. Здесь - улыбающееся солнышко и ясное небо, а там - череп и кости... Несомненно, малышам было интересно на уроке, ведь на партах перёд ними лежало по "кусочку моря"...

А ученики 7-8 классов склеивали из бумаги сундучки, затем оформляли декоративную роспись - хохломскую, жостовскую. Конечно, на листе альбомном было бы проще, но скучно...

Главное место витрины, считаю, принадлежит изделиям из глины, которые лепили, а затем обжигали в печи. Это и маски экзотических животных (одна из лучших работ - "Динозавр", автор Рустам Утеев -9 класс), много герое из мультфильмов, расписная ваза, по соседству с русской красавицей  - великолепный крокодил, выползший на камень погреться... Удивляюсь: ну и фантазия у провинциальных степных ребятишек!

Любой ребенок неповторим, когда он ощущает, что у него что-то получается... Тут надо вовремя поддержать... И она помогает. Где "словом, где рукой...".

Галина Федоровна подает внушительных размеров блюдо с этикеткой: "Земляничка", работа учеников 6 класса". На желтом фоне ярко-красные, сочные, спелые, крупные ягоды. Мне показалось, что я даже чувствую их запах и вкус... Это папье- маше.

Несколько в стороне находятся акварели, посвященные временам года. И тут проскользнула "изюминка". Учительница придумала сделать работы "с продолжением". Например, смешали эмульсионную белую краску с акварелью, взяли в руки кисточку, и в результате "Осень" превратилась в "Зиму". Прекрасно получилось. Причем рисуют успешно на обоях. Это, считает Г. Ф. Матула, удобный материал и доступен всем.

Немало работ по теме "Бумажная пластика", "Аппликация". Вот наборы вышивок. Среди них есть такие, чьи авторы - мальчики. Например, хорошо владеет стебельчатым швом пятиклассник Кирилл Худанин.

А какая коллекция всевозможных самодельных и симпатичных игрушек! Из меха, тряпочек, картона.

Ученики 8 - 9 классов  изготавливают чудесные матерчатые салфетки с бахромой и расписывают их масляной краской.

-Хочу попробовать, - говорит Галина Федоровна, - работать по программе  Неменского, которая предполагает  соединение  изобразительного искусства  с художественным трудом.  Это гуашь, клей, пластилин, глина... Детям нравится  декоративная работа. Они уже пробовали  рисовать и мелом, и углем.

У Галины  Федоровны четверо своих детей. Они уже выросли, определились в жизни.  Только младший, Сережа,  еще учится в  Волгоградском педагогическом лицее.

Она хорошо понимает, любит детей и легко находит с ними общий язык. Особенно  повезло пятиклассникам (их классный руководитель).  Находясь по таким  “крылышком”, не боятся они никаких конкурсов, соревнований. Они всегда и во всём впереди.

Г.Ф. Матула  предложила покрасить пол в своём кабинете, как разноцветный ковер. Ученикам понравилось.  Тогда расчертила  узоры  по полу  в коридорах  обоих этажей при ремонте... Застекленные двери у перехода на второй этаж оформлены витражом - яркие диковинные цветы. Так же выглядит и стекло в окне на лестничной площадке. Как в сказке. Эту роспись и орнамент на панелях помогали делать Галине Федоровне дети. Она рассказывает, с каким увлечением украшают ребятишки школу. Исчезли мрачные, казенные краски. Теперь здесь поселилось ласковое солнышко.

В который раз убеждаюсь, что предмет "рисование" с Галиной Федоровной стал для учеников серьезным искусством радости.

На прощание она подарила мне салфетку из коллекции детских работ. На желтом фоне по двум углам мои любимые сине-голубые колокольчики, васильки. Я берегу ее как память о М. Горьковском счастливом доме, именуемом "школа", и не перестаю думать, что, оказывается, всегда есть возможность воспитывать и ум, и сердца детские, заботливо ухаживая за проклюнувшимися в них ростками добрых чувств, творчества, как делает это Г. Ф. Матула.

29 августа 1997 года

НА СНИМКЕ (из газеты): Г. Ф. Матула со своими теперь уже шестиклассниками.
Фото
Ю. П. АЛЕКСЕЕВА.