И роза, и мороз. Центон

Ольга Мегель
 – Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.            
 – Стерпи и не взыщи, несчастный друг, Данзас.            
 – Летят за днями дни, и каждый день уносит...            
 – Громоздкому труду лишь точка удалась.               

 – На свете счастья нет, но есть покой и воля.            
 – На свете счастье есть, и роза, и мороз!               
 – Давно завидная мечтается мне доля...               
 – Оброка отдан долг, и никаких морок!               

 – Давно, усталый раб, замыслил я побег...               
 – Известно лишь ему, бумаге и перу.               
 – В обитель дальнюю трудов и чистых нег.               
 – Покорно у себя я розу отберу!               

 – Частичку бытия! И мы с тобой вдвоём...               
 – Всё то, на что мой лоб свой хладный жар истратил –    
 – Предполагаем жить, и глядь – как раз умрём.            
 – Но роза – вот, скорей возьми её, читатель!            
__________________________________________
*ЦЕНТОН — стихотворение, ЦЕЛИКОМ составленное из известных предполагаемому читателю строк других стихотворений.
• чистый центон подразумевает остуствие авторского текста вообще. В таком случае в стихотворении допускается только использование цитат узнаваемых стихов и других источников высказываний
• размер одной цитаты в тексте - от половины строки до полутора строк. Меньше двух строк, идущих подряд!
• выстраивание диалога разных источников, которых может быть несколько, от двух и более
• отражение определённого культурного/исторического слоя до узнаваемости
• значительное преобладание цитатного текста при ЧАСТИЧНОМ использовании цитат по отношению к авторскому. В таком случае в центонных стихах допускаются строки, содержащие чисто авторский текст
• возможно ироническое и сатирическое отношение к используемому цитируемому тексту, но в новом контексте желательно изменение смысла, возможно, даже на обратный
• игра с омоформами, омонимами, использование созвучий для получения желаемого эффекта. Игровой характер в работе над заимствованным словом делает работу уникальной и авторской
• соответствие стиля речи определённому сюжету (бытовая сцена, крестьянский быт, урбанистическая зарисовка и т.д.)   
• изменение на кардинально противоположный стиль от первоисточника. Возвышенное - на просторечье, крестьянское на одухотворённо-возвышенное, романтическое и т.д.
• текст должен быть организован в единой метрической системе, хотя он и лоскутный. Это тщательная работа по стыковке разных текстовых источников
• стихи рассчитаны на подготовленную аудиторию. Насколько подготовленную - выбирает сам автор!

*ЦИТАТЫ:
1. А. С. Пушкин. "Пора, мой друг, пора!"
2. Белла Ахмадулина. "Шесть дней небытия"

*Иллюстрация: Екатерина Максимова, карина из лоскутов.
Написано для:http://stihi.ru/2023/08/12/382

20. 08. 2023