Слава тульским морякам!

Владимир Гусев Тульский
Сегодня  читал  в  интернете: "В Туле открылся Морской музей."  А  дальше  куча  издевательских  откликов  читателей  типа:  " Очень  актуально!  Тула  -город  порт!"
Когда  же  в  наших  школах  начнут  изучать  историю  родного  края?  Тула  не  город-порт,  но  Родина многих  отважных  моряков  и  морских  первопроходцев  России.
Пока  школа  до  этого  не  дошла,  приглашаю  вас  к  путешествию  по  страницам  военно-морской  истории туляков.


                 1.  СЕВЕРНЫЙ  МОРСКОЙ  ПУТЬ.

О  его  политическом, экономическом, оборонном    значении  для  России  говорят  сейчас  постоянно. 
Напомню,  что  исследование  этого  пути  началось  с  указа  Петра  Великого, написанного  им  1724 - начале 1725 года.
Это  был  указ  об  организации  экспедиции,  получившей название Первой Камчатской. 
Гениальный  ум  Петра  задумал  гениальный  план:
 Проложить  Великий  Морской  Путь  от  Архангельска  до  Америки,  Японии, Китая  и   Индии. То  есть соединить    судоходством  Северную  Европу с  Америкой и  Азией.
Но  для  этого  надо  было  точно  знать:
 Есть  ли  между  Азией  и  Америкой  пролив,  или  они  соединены  между  собой сушей?
 Петру Первому  требовались    самые  точные  данные    не  только  о  морских  границах  России,  но  и  лоции  всех  морей,  омывающих  эти  границы. 

23 декабря 1724 года Петр I подписал указ об организации морской экспедиции на Камчатку (Первая Камчатская экспедиция).   

 Руководителем   Первой  Камчатской  экспедиции  был  назначен  русский  морской  офицер  датского  происхождения капитан - командор / капитан  1-го  ранга/  Витус  Беринг.   Его  помощниками:  лейтенант  Алексей.  Чириков и   лейтенант  Мартын Шпанберг. 
 Экспедиция,  началась  в январе  1725  года,  и  прошла  всю  Сибирь,  составляя  её  карты  и  подробные  описания  местных  народов  и  природных  ресурсов.  Основной  научной  деятельностью  занимался  сам  Беринг,  а  хозяйственные  вопросы решал  НАШ  ЗЕМЛЯК !!!  Алексей  Чириков. Очень  часто  Чириков,  по  заданию  Беринга,  подключался  к  его  научным  изысканиям.
На пути следования Алексей  Ильич определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить долготную протяжённость Сибири.
6 марта 1725 года экспедиция прибыла в Тобольск.  Дальше  дорог  не  было.    Приходилось  самим  прокладывать  их  через   непролазные  дебри, глубокие  снега  и  болота.  Не  хватало  продуктов  и  в  отряде  начался  голод.  За  обеспечение  людей,  за  прокладку  дорог   отвечал  Чириков.  А  люди  гибли  один  за  другим  и  лейтенант  с  болью  видел,  как  тает его  отряд.
Преодолели ещё свыше   4000  км  сложнейшего  пути.
Лишь  3 июля 1727 года   измождённые  голодом,  уставшие  добрались  до  Охотска, поселения,  основанного    казаками-первопроходцами на  берегу  Тихого  океана.
Беринг  и  Чириков    приступили  к  составлению  лоций  морей.   На  боте   «Святой  Гавриил», построенном  в  Охотске  на  скорую  руку,   Беринг  и  его  команда  вышли  из   устья  реки  Камчатки  13/24/ июля  1728 года  и  направились  на  Север,  вдоль  восточного  побережья  Камчатки  и  Чукотки. 
Пролив,  отделяющий   Земли  России  от  Америки,- теперь  Берингов  пролив,-  они  прошли  в  августе,  в  густом  тумане.     Берегов  Америки  , естественно,    не  увидели.  Потом  упёрлись  в  льды   Чукотского  моря.  Это  море частично  освобождается  от   льдов  лишь  на  пару  месяцев.  А  то  лето  выдалось  особенно  холодным.
Беринг,  опасаясь  ранней  зимы, приказал   возвращаться,  так  и  не выполнив  волю  Петра  Великого,   умершего  в  1725 году. 
Не  было подтверждено  существование  пролива  между  Азией  и  Америкой, о котором   впервые  докладывал  губернатору  Якуцка казак  Семён  Дежнев  ещё в 1648 году / Берингова  пролива/.
   

                 2.    1728 год   
           
Уставшие, больные,  еле  живы…
Был  неудачным первый  их  поход.
И  Беринг  посчитал,  что  нет  пролива,
Когда  закрыл  дорогу  плотный  лёд.
А  берег  был  американский   рядом.
Коснёшься,-  только руку  протяни!
Густым  туманом  спрятанный  от  взглядов.
Упали  духом,  дрогнули  они.
А  ветер,  как  из  ледяного  ада!
Заканчивалась  пища  и  вода…
И  Беринг  приказал: « Вернуться  надо!
Иначе  не   вернёмся  никогда!
С  тобой  я   спорить,  Чириков,  не    стану,-
Блуждаем  мы  не  по  моей  вине!
Я  командор!  Тебе, как  капитану,
Всецело  должно  подчиняться  мне!
  Ты  сам  себя  упрёками  не  мучай,-
Мы  славно  потрудились  для  страны.
Вы – русские  надеетесь  на  случай,
А  здесь  расчёты  точные  нужны!»
Мрачнее  серой  тучи   ходит Беринг,
Решив  закончить  первый  свой   поход.
В  Охотск  вернулись  и  сошли  на  берег…
Их  встретил   Питер  только  через  год.

                ***
             
А  теперь  отвлечёмся  и  прочитаем  историческую  справку,  которая  удивит  многих:
Если  вы  запросите  интернет назвать  Вам  фамилии  русских  людей -прямых потомков  Чингис-хана,  этот  всезнающий  электронный  разум  ответит  примерно  так:

«...Дворянский род Чириковых происходит от племянника хана Берке который, уверовав во Христа, в ХIII веке переехал в Ростов и принял крещение под именем Пётр.  После  смерти  жены  этот потомок Чингис-хана постригся в монахи и вошёл в историю России, как Пётр Ордынский. А его правнук и тёзка, Пётр Игнатьевич, выбрал военную стезю и под руководством Дмитрия Донского в 1380 году участвовал в борьбе  с "монголо-татарским игом" на Куликовской прле. Именно этот воевода впервые удостоился фамилии Чириков, которая происходит от тюркского слова «чирик», по одним данным обозначающего «воин». Представители дворянского рода Чириковых прославили Россию на научном, литературном, государственном, мореплавательном и военном поприщах. Любители генеалогических изысканий обязательно обнаружат родственные связи Чириковых с видными аристократическими фамилиями России. Егор Чириков (1809-1862) был женат на дочери прославленного архитектора Карла Росси – Зинаиде, а Юлия Чирикова (1809-1852) сочеталась узами брака с Петром Мусоргским, в семейном союзе которых родился великий композитор Модест Мусоргский. Прямым представителем этого аристократического рода был знаменитый мореплаватель, исследователь северо-восточного побережья Азии и Тихого океана Алексей Чириков, а более дальним родством с ним связана известная во Франции и России писательница Зинаида Шаховская.»

Источник: Статья  «Чингисхан: русские, с какими фамилиями, являются его потомками - Русская семерка»
© Русская Семерка russian7.ru

От  себя  добавлю,  что   
Однажды Петру  Ордынскому во сне явились апостолы Петр и Павел и велели построить церковь. Он построил на берегу озера Неро храм с монастырем, названным позже Петровским.
Именно в этом монастыре Петр Ордынский принял перед смертью постриг. А  в XVI веке он был канонизирован. Так правнук Чингис-хана стал русским святым.

Существует  легенда,  что   мореплавателю  Алексею  Чирикову  открылось,  что  он  с  Берингом  найдут  путь  к  берегам  Америки,  только если  назовут  корабли  в  честь  святых  Петра  и  Павла  и   заложат  на  Камчатке  город,  названный  в  честь  святых.

                3. НАШ  КОЛУМБ

В  10  км.  На  Юго-Восток  от  Тульской  Дубны, где  я  теперь  живу, есть  небольшое  село  Лужное.  В  18   веке   оно, со  всеми  20-ю  дворами,  принадлежало  помещику  Илье  Чирикову.   
 Илья Родионович, в молодости служил в Москве при царском дворе, имел звание стольника,  но  позже  чем-то  прогневил  государя- батюшку  и  был  отправлен  в провинцию.
К началу XVIII в. Чириковы обеднели и полагались не столько на доходы с поместий, сколько на «государево жалованье».

Именно  здесь  (13 [24] декабря 1703, родился   будущий  великий  путешественник,  мореход,  учёный,  Алексей Ильич  Чириков.  Здесь , прошло  его  детство.  Здесь  он  венчался  в  местной  церквушке . И здесь  был  похоронен  в  семейном  склепе, когда  закончился  его  земной  путь.
В   одной  «умной»  статье  прочитал что  Алексей  «С самого детства, слушая рассказы бывалых моряков, грезил о морской стихии...»   и.т.д.
 И  откуда  только    взялись  в  те времена  « бывалые  моряки»  в  глубине  тульских  лесов?  Их  и  сейчас , думаю ,  здесь  не  густо.
Вернее   всего   его  отцу,  Илье  Чирикову,  обедневшему  потомку   Чингиз-хана,    очень  хотелось  дать  сыну хоть  какое-то  образование.  Но  в петровские  времена  выбор  образовательных  учреждений  в  России  был  небольшим.               
А  на  заграницу  денег   не  хватало.
Выход  был  найден:  отправил    Алексея  в  Москву ,в  навигационную  школу.  Там  и  накормят,   и  обучат  морскому  делу.
Это  что-то  типа  современного нахимовского  училища.               
Из  Московской    навигационной    школы  Чириков ,  в  числе  других  лучших  учеников,  был  переведён в  Петербургскую  морскую  академию-  под  зоркое  око  императора  Петра. На  выпускных  экзаменах  в  академии, в 1721  году,    Пётр  Великий  был так   восхищён  знаниями   Алексея  Чирикова, что  повелел присвоить  ему   вместо  первого  офицерского  звания  «мичман»   сразу  унтер-лейтенанта.   Пётр   запомнил способного  юношу и,  в  следующем  году, повелел    назначить  его  на  должность  преподавателя  навигации  в   ту  же  академию.
В 1724 году   Чириков  был  произведён в  лейтенанты и направлен помощником  руководителя  Первой Камчатской экспедиции (1725—1730)  Витуса  Беринга.   Изначально  Беринг  был  недоволен  этим  назначением,  но  вскоре  и  он  должным  образом  оценил   отличные  знания  и  деловую  хватку  своего  помощника.
Первым  помощником  Беринга  стал  всё-таки  более опытный  лейтенант  Мартын  Шпанберг.
Вернувшись  из первой   экспедиции,  Чириков  получает долгожданный  отпуск,   который  проводит   в  своём  имении  Лужном.  Во  время  отпуска  женится, о  чём   сохранилась  соответствующая  запись:
«20 декабря 1731 г. "флота капитан-поручик Алексей Ильин сын Чириков" подал в Поместный приказ челобитную, в которой, в частности, писал: "В нынешнем 1731 г. женился он у прапорщика у Якова Семенова сына Шишкова на дочери его девице Прасковье".
Прасковья  станет  верной  и  незаменимой   спутницей  Алексея  Чирикова,  последует  за  ним  в  Великую  Северную  экспедицию,  разделит  все  тяготы  и  лишения  опасной  и  трудной  службы  мужа,  родит  ему  в  экспедиции  5  детей!!!

                ***
Пётр  Первый  умер  в  год  начала  Первой  Камчатской экспедиции.  Через  5  лет,  в 1730 году,   на  российский  престол  взошла  племянница  Петра  Первого,  Анна  Иоанновна.  Советские  историки  представляют  нам  эту  императрицу,  как  взбалмошную  бабёнку  на  троне, помешанную  на  балах,  карнавалах  и  дворцовых  интригах, растрачивающую  государственную  казну  на  заморские  вина, драгоценности  и  наряды.
Так,  да  не  так.  При  ней  началось  масштабное  перевооружение  и  укрепление  Российского  Флота, продолженное  Елизаветой  Петровной.
За период 1731—1799 годов в Петербурге (с Кронштадтом) было построено 55 кораблей, а в Архангельске — 100 . Многие  корабли  имели  мощное вооружение - до 66  пушек   С 1783 года в Архангельске начали строить и 74-пушечные суда.   Зачем  так  много?  Мудрые  императрицы  отлично  понимали, что  у  России  всегда  было и  будет  много  врагов, мечтающих  прибрать  к  рукам  её  несметные  богатства. Поэтому  надо  не  только  знать  границы  своего  государства,  но  и  уметь  эти  границы  защищать.
В  Якуцке  был  построен  "железодеятельный"  завод  для  оснащения  всем  необходимым  кораблей  Северного и Тихоокеанского  Флотов.

17/ 28/  апреля 1732 года  императрица Анна Иоанновна подписала указ об организации Второй Камчатской экспедиции, которую  мы   теперь называем   Великой  Северной.   Это была самая крупная исследовательская экспедиция в истории человечества.  Она длилась десять лет (по 1743 г.).  Среди  5  тысяч  участников  были  люди  разных  профессий: учёные, солдаты,  картографы,  мастеровые,  священники, лекари...Все   считались  мобилизованными  и  должны  были  подчиняться  своим  начальникам.   Любое  неповиновение  считалось  бунтом  и  каралось  самым  жестоким   образом.
Свободным  людям  разрешалось  брать  в  экспедицию  жён.
В  экспедиции  рождались  детки  и  умирали  те,  чей  организм  не  выдерживал  адских  условий .
Из  интернета:
« Великая Северная экспедиция исследовала огромные территории Сибири, побережья и  морей   Северного Ледовитого океана и северной  части Тихого океана.  Были получены ценные географические, исторические, этнографические  данные о внутренних районах Сибири, Камчатки и Курильские островов. Получены  сведения  о  полезных  ископаемых,  животном  и  растительном  мире. Проложен  путь  к  берегам   Северо-Западной Америки и Японии, открыты Алеутские острова.  Были  составлены  карты  исследованных  районов  и  лоции  морей,   уточнены  координаты  городов  и  других  населённых  пунктов.
Все  эти   задачи  выполнили  7    отрядов  направленных  в  разные  концы  Сибири  и  к  побережьям  морей.
Для  изучения  внутренних  районов    Сибири  вышел  отряд  учёных   под  руководством  профессора  Герхарда  Фридриха  Миллера,  действительного  члена    Петербургской   академии  наук.»
Конец  цитирования.

Общее  руководство    морскими  отрядами  возложено  было  на  капитана – командора  Витуса  Беринга. И  на  него  была  возложена  главная  задача:  подтвердить  существование  пролива  между  Азией  и  Америкой, о  котором  имелась  докладная  записка  казака  -первопроходца  Семёна  Дежнёва.
Сам  Беринг  редко  занимался  хозяйственными  вопросами,  справедливо  считая  себя  великим  учёным.
Фактически,  Камчатским  отрядом  руководил  наш  земляк  Алексей Ильич  Чириков.

             1731  год.

Как  солнышко  прекрасная  Прасковья
Очаровала  сердце  моряка
Соединила  светлой  их   любовью.
В  Лужном,  под  Тулой,  Божия  рука

Из  отпуска  был  в  Питер   вызван  вскоре.
Там  встретили  старинные  друзья:
«Идти  пешком  придётся   вам  до  моря,
Исследуя  сибирские  края.
В  Охотске  вы  построите  два  бота.
Пусть   вам  в  благих  делах  поможет  БОГ!
А  на  Камчатке, для  морского  Флота
Необходимо  заложить  острог.
И  интерес  императрицы  прежний,-
На  то  и  специальный  есть  указ:
К  американским   выйти  побережьям
И  сделать  их  доступными  для  нас!
Начальником  твоим  - вновь  Витус  Беринг.
Тебе  поручат  набирать  отряд.
В  самом  себе  не  очень  он  уверен.
Коль  что  не  так - ты  будешь  виноват.

Готовились  в  поход  два  года  люди:
С  утра  и  до  темна – упорный  труд.
И  верили,  что  всё  иначе  будет,
Теперь  они  Америку  найдут!
На  этот  раз  не  отвернётся  счастье!
Всё  лично  сам  проверил  Алексей.
Повозки,  провиант,  оружие,  снасти,-
В  свою  звезду  душою  верил  всей.
Нет,  кажется,  вопросов  нерешённых
До  мелочей  он  всё  продумать   смог…
Идти   в  поход  с  мужьями  могут  жёны.
«А  кто  вернётся? -  знает  только  Бог!
Сибирский  тракт  покажется  им  адом,
Нахлынет  столько  трудностей,  забот…
Вот  и  Прасковья  быть  мечтает  рядом,
Твердит,  что  всё  равно  за  ним  пойдёт!»

Напутствия,  прощания  и  слёзы,
Едва  забрезжил  питерский  восход.
Пропел  рожок  и  двинулись  обозы.
Их  звал  в  дорогу  33-ий  год.

             1733- 1740
               
Огромная,   богатая,  лесная…
Болота,  реки,  тучи  мошкары.
И  до  сих  пор  Сибирь  мы  плохо  знаем,
Что  говорить  о  людях  той  поры?
Источник  их  везенья – Воля  Божья,
В  любви  к  Отчизне – мужества  исток.
В  сибирском  утопая  бездорожье,
Отряд  их  продвигался  на  Восток.

Забот всегда у  Чирикова  много.
Работает  и  ночью  он  и  днём.
Все  говорят: «Он  командир  от  Бога,
И  всё  в  отряде  держится  на  нём!»
Всегда  спокоен  и   всегда уверен.
Полно  задумок   разных   и  идей.
В  штабной  повозке   что-то  пишет   Беринг.
А  Чириков  живёт  среди  людей.
Был  очень   добрым,  если  надо - строгим,
В  принятии  решений    скор  и  смел.
Стал  братом  и   наставником  для  многих.
Заставить   мог,  но  и  понять  умел!

Для  командора  Чириков – находка.
Талант  от  Бога  Алексею  дан.
Заботы  многолетнего  похода,
Как  воз  тяжёлый  тянет  капитан!
Помощника  не  очень  Беринг  любит.
Для  всех  в  отряде   главный – Алексей.
Не  к  Берингу,  а  к    Чирикову  люди.
Идут  с  бедой и  радостью  своей.
У  Алексея   зависти  нет  чёрной:
Под  Берингом  ходить – не  привыкать.
Ведь  Витус -  замечательный   учёный,
Таких  на  свете  надо  поискать!

Ненастье,  зной,  речные  переправы.
Отряд  трудиться  день  и  ночь   готов,
Чтоб  местный  быт  узнать,  природу,  нравы,
Составить  карты  рек  и  городов.
Какой  там  зверь?  Какая  в  реках  рыба?
Какая  польза  может  быть  от  гор?
Забытым  им,  ОГРОМНОЕ  СПАСИБО!
Их  сведенья  нам  служат  до  сих  пор.
В  какого  бога  местный  житель  верит?
Что  ест  тунгус  и  пьёт  ли  он  вино?

Зной,  лютый   холод…  Первые  потери!
Не  всем  домой  вернуться  суждено.


Таёжные  дремучие  завалы,
Где  в  лапах  сосен  меркнет  белый  свет,
Безлюдных  гор  и  сопок  перевалы.
Прошли они   за  7  тяжёлых    лет!

                1741 год            

Год  41-ый  спущено  два  бота,
Заложен  Петропавловский  острог.
Стремленье  и  единая   забота,-
Исполнить  до  конца  теперь  свой  долг.
Надёжней  кремня  и  арабской  стали,
Своей  Отчизны  верные  сыны!
Но  все  они  давным-давно   устали,
Серьёзно  очень  многие   больны.
«Америка  должна  быть  где-то  рядом.
Найдём  её  и  отдохнём  потом!»
Два  берега  соединить  им  надо
Морским  путём,  как  каменным  мостом.

«Петра»  команду  Беринг  сам  возглавил.
Он  всё  ворчит,  что  не  надёжен  бот.
У  Алексея  в  подчиненье  - «Павел»
Он  верит,  что  корабль  не  подведёт.
- Успехов  вам!  Туманов  берегитесь!
Здесь  много  скал  в  прибрежной  глубине!..
-  Себя  учи!-  бурчит  сердито  Витус,-
Советовать  пока  что  молод  мне!

Сначала  боты  шли  друг  с  другом  рядом,
Но  мглою  затянуло  небеса.
Туман  сгустился.  Море  стало  адом.
И  ветер  рвал  со  злобой  паруса.
Не  видно  больше  звёзд,  померкло  солнце,
И  трудно  кораблями  управлять.
Друг  друга  потеряли.   Не  придётся
Им  в  этой  жизни  встретиться  опять!
Хоть  с  Берингом  и  не  были  друзьями,
Но  командора  жаль  ему  до  слёз.
Ведь  Витуса    нашли  замёрзшим  в   яме,-
Его    корабль  разбился  об  утёс!

Но  ветры  вновь  попутные  подули,
Настали  снова  солнечные  дни.
15-ое  дал  им  БОГ  июля
Увидели  Америку  они!
Кричали  все – не  выдержали  нервы,
Так  много  лет  к  заветной  цели  шли.
Какое  счастье  оказаться  первым
У  берегов  загадочной  земли!..

                1748 год .
Он  в  собственной  постели  умирает.
А  многих  тех,  кто  с  ним  тогда  пошли,
Давно  уж  приняла  земля  сырая,
От  их  любимых  и  родных  вдали.

Хоть  смерть  близка,  но  нет  в  душе  досады
Немало  было  в  жизни  светлых  дней!
БОГ   дал  любовь,  сейчас  она  с  ним  рядом,
И  в  мире  человека  нет  родней!
Глаза  Прасковьи  снова  ищет  взглядом,-
Спокойно  от  её  печальных  глаз:
«Всегда  со  мною  шла  по  жизни  рядом.
Соединил  нас  БОГ  в  счастливый  час!
Прасковья,  моё  солнышко  земное!
В далёкие  холодные  края
Она  всегда  бесстрашно  шла  за  мною.
С  5-ю  детьми  её  оставлю  я!»

Он  верил:  Не  в  богатстве  вовсе  счастье,
А  в том,   чтоб  покорять  за  далью  даль.
Он  собственные  деньги  тратил  часто
На  дело,  жизнь  которому  отдал.
.Путь  каждому  его  судьбой  отмерен.
Про  этот  путь  один  лишь  знает  БОГ
«Какою  страшной  смертью  умер  Беринг!
Моя  вина -  найти  его    не  смог!»

Прасковья,  моё  солнышко  земное!
В далёкие  холодные  края
Она  всегда  бесстрашно  шла  за  мною.
С  5-ю  детьми  её  оставлю  я!»


            ***
Он  умирает  в  собственной  постели,
И  дарит  печь  домашнее  тепло.
Так  многие  окончить  жизнь  хотели,
Но  никому  почти  не  повезло.
Кто  умер  от  цинги,  кто  от  чахотки,
Кто  лёг  в  болото,  кто  в  холодный  снег…

«Прасковьюшка!  Налей  немного  водки!
Помянем  тех,  кого  давно  уж  нет!»

После  смерти  Алексея   Ильича  Чирикова,  Прасковья    осталась  одна  с  5  детьми.  Жили  в  Лужном  бедно.  Соки  выжимать  из  своих  крепостных  не  хотели,  часто  сами  помогали  им  из  своих  скромных  средств.  Земли  у  нас  в  Дубенском  районе  суглинистые,  урожаи  так  себе.  О  подвиге  Аленксея  и  Прасковьи  Чириковых  почти  совсем  забыли.  Героев  в  России  много,  а  она  у  всех  одна!

                ***
Любим мы попустословить и поспорить. Вот и здесь из ничего возникла сенсация: Вовсе и не Алексей Чириков с Витусом Берингом летом 1741 года проложили путь от Камчатки до берегов Америки, а бравые ребята из отряда казачьего головы Афонасия Шестакова: Иван Фёдоров и Михайло Гвоздев за 9 лет до того. Правда, от мистической экспедиции Фёдорова и Гвоздева никаких документов, подтверждающих их пребывание на Аляске, не сохранилось.
А от экспедиции Беринга Адмиралтейство получило: карты, вахтенные журналы, лоции морей...-всё, что положено, вплоть до рисунков стеллеровой коровы,  названной  так  в  честь  описавшего это огромное  морское животное  натуралиста и  доктора  экспедиции,  Георга  Стеллера.  Коровка  эта  водилась  лишь  у  берегов  Америки,  пока  её  не  истребили  полностью  ради  вкусного  мяса.
Документов, подтверждающих экспедицию на Аляску Гвоздева- Фёдорова в 1732 году нет и не может быть. Это поняли учёные и следственные органы уже в 18 веке.
О том, что до Беринга и Чирикова у берегов Америки никто из русских не бывал свидетельствует простой факт:

/Из интернета/

"Никто из членов Великой Северной экспедиции не знал в каком направлении надо искать этот материк:
По воспоминаниям Чирикова, в течение зимы 1741 года шёл горячий спор о маршруте летнего похода. Был созван совет из всех офицеров и штурманов, на который, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии Делакройер, француз по происхождению. Мнения участников совета разделились: были предложения плыть на Северо-Восток, на Восток. А профессор Делакройер предлагал искать Америку на Юго-Востоке...
Практически ничего не было известно об островах, подводных рифах и течениях Берингова моря, которое в ту далёкую пору именовалось Бобровым.
Местные жители добывали в нём морских бобров-каланов. Но они рассказывали о море неохотно, справедливо опасаясь, что русские сами хотят добывать этого ценного морского зверя..."

/ Конец цитирования/

О  жителях  Америки  камчадалы  отзывались  недоброжелательно,  утверждали,  что  там  живут  очень  злые  люди,  которые  чужих  не терпят.

Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля 1741 года достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11' с. ш. и 133° 57' з. д.   Но  к  самому  берегу   корабль  подойти  не  мог  и  продолжил  путь  вдоль  американских  берегов.  Бросил  якорь  на  широте   57° 50'.  На  разведку  была  отправлена  шлюпка с  10  матросами.  Матросы  сошли  на  американский  берег.  Ждали  их  возвращения  несколько  дней, но  никто  не  вернулся.
Послали вторую  шлюпку.  В  ней  4  матроса  и  боцман.
И  она  пропала.
Поняли,  что  ждать   кого-то  бесполезно. Посылать  на  берег  кого-то  ещё  страшились  Надо  было    продолжать  работу.     Прошли  вдоль  американских  берегов  ещё  400  миль.
26  июля  Чириков  принял  решение  возвращаться.   
В  августе и  сентябре  на  корабле  уже  не  было  здоровых  людей.    Цинга  косила  людей  беспощадно. Умирали  один  за  другим. Чириков боялся,  что  скоро    на  пакетботе  не  останется живых.  Некому  будет  управлять  кораблём.  Некому  будет  хоронить  в  море усопших.  С  20-го  сентября  Алексей  Чириков  уже  не  выходил  из  своей  каюты  и  безропотно  ждал  смерть.
На  ногах  держался  пока штурман,  мичман Иван  Фомич  Елагин. Он  и  вёл  пакетбот  "Святой  Павел"  в  родную  гавань. Утром 6  октября  он  увидел  наконец   вдали  берег Камчатки.
В  походе,  который  длился  чуть  больше 3-х  месяцев,  погибло  30  человек!!!!
Тогда  ещё  не  знали  причину  этой  страшной  болезни.
Цинга в  то  время  была   болезнью, которая  косила  всех моряков. Причина -отсутствие  в  рационе  пищи,  богатой   витамином "С"-растительной  пищи.  Без  витамина "С" / аскорбиновой кислоты/ коллаген, - основа  соединительной  ткани,- не  образуется.
 Стеллерова  корова,  которую  я  уже упоминал  в  своём  повествовании, могла  бы  стать  не  только  источником  вкусного   мяса, но  и  дала  бы  наблюдательным натуралистам  пищу  для  размышления.  Длина  животного  около  9  метров.  И  почти  5т. плоти, которая  держалась на  мощном  скелете.  Стеллерову  корову  называют  ещё  "капустницей"  Она  питалась исключительно одною  морскою  капустой -ламинарией.  В  ламинарии больше  других  витаминов - от  3 до  10  мг - аскорбиновой  кислоты на  100г  продукта.  Той  самой, аскорбиновой  кислоты,  которой  так  не  хватало  в  древние  времена  мореманам. Сейчас  этот  ценный  продукт  есть  на  полках  любого  продмага... У  берегов Северных  морей  водорослей, которые  мы  зовём  морскою  капустой- тьма!
Как бороться  с  цингой  Чириков в  ту  пору ещё  не  знал.  В Питер  он был  отозван  из  экспедиции   лишь  в  1746-году.  Ему  был  пожалован  чин  капитан – командора.  Он  стал  директором  Морской  академии  Санкт – Петербурга  и  принял  участие  в  составлении  карты  Российской  империи.  В   1747  году  он  был  переведён  в   Москву  директором  Московской   конторы  Адмиралтейств -  коллегии.         
 24  мая /4 июня/  1748  года    Алексея  Ильича  Чирикова   не  стало.  Его,  мощный  когда-то  организм,   разрушили    перенесённая им   цинга  и  туберкулёз.   
Ему  было   всего  44  года.  Из  них  23  года  непрерывного  подвига  в  служении  Отечеству.
Как  хочется,  чтобы  именно    о  таких  наших  предках    помнили  россияне!
Я вовсе не предлагаю вычеркнуть из истории имена М. Груздева, И. Фёдорова и других скромных, чаще  всего не известных  нам, первопроходцев земель русских. Они сделали для России, что могли, жертвуя свои жизни и здоровье на  благо  Родины!
Главный итог их трудов тот, что Дальний Восток, Сибирь, Русский Север с их неисчерпаемыми богатствами - НАШИ! ТОЛЬКО НАШИ! И это так бесит теперь англосаксов и "прочих шведов".

               
 Они  расширяли  границы  Российской  империи, открывая  и  присоединяя  к  ней  всё  новые  земли  и  моря.            

              4.ЛЕЙТЕНАНТ  ВАСИЛИЙ  ПРОНЧИЩЕВ И  ТАТЬЯНА  ПРОНЧИЩЕВА.

В   6  километрах  к  Северо – востоку  от  Дубны,   на  пересыхающей  речушке   Волхонке,  есть     полузаброшенное  сельцо  Берёзово.  Там  в  1710  году (?)  в  семье  стряпчего / царского  чиновника / Фёдора  Кондырева  родилась  дочь  Татьяна.
20  мая  1733  года  она  вышла  замуж  за  лейтенанта  российского  Флота, сына  мелкопоместного  дворянина,  Василия  Прончищева.  Имеет  ли  основание  версия,  что  их  родители  были  знакомы?  Всякое  может  быть.  От  села  Берёзово  до  Алексина, Тульской области,  меньше  40 км,  а  от  усадьбы  Прончищевых,   Богимово,  которое  находится  уже  в  Калужской  области,   до этого  города  всего  7  км.
 Через  несколько  дней  после  свадьбы молодожёны  в  составе  морского  исследовательского  отряда  уже  направлялись  в   Сибирь.
Всего  чуть  больше  3х  лет  очень  трудной  и  очень  счастливой  семейной  жизни  отпустил  им  Бог.  Они  успели  славно  потрудиться,   изучая  северные  моря  и  берега  России.  Потом  их  не  стало.

 Больно  читать  записи,  сделанные  в  судовом  журнале  штурманом  отряда    Семёном  Челюскиным:
"Августа 30 дня 1736 года пополудни. ...В исходе сего 8 часа пополудни бывшего нашего командира дубель-шлюпа Якуцка сего числа божию волею умре".
"Сентября 4 дня 1736 года пополудни. ...Сего часа свезли на берег бывшего лейтенанта жену. В исходе 2-го часа лейтенанта Прончищева положили в гроб и свезли на берег".
"6 сентября пополуночи. ...Сего числа был вынос, погребение лейтенанта Прончищева бывшего нашего командира..."
"Сентября 12 дня пополудни. ...В начале сего же 4-го часа пополуночи бывшего командира дубель-шлюпа Якуцка Прончищева волею божию жена его умре".
"Сентября 13 дня пополуночи. ...В исходе сего 10 часа пополуночи похоронили жену бывшего командира нашего лейтенанта Прончищева".
Долгое  время  историки считали,  что  Прончищевы  умерли  от  цинги,  и  лишь  в  конце прошлого века  судебно-медицинские  эксперты  доказали,  что  он  умер  от  травмы,  а  она умерла  от  горя,  потеряв любимого. Сердечко  её  не  выдержало  горя.               
Ему  было  всего  - 34,  а  ей  -  26  лет!.


Лейтенант   Прончищев   с  командой  в  40  человек  открыл   ряд островов на северо-восточном побережье полуострова Таймыр,   исследовала северо-восточную часть гор Бырранга.  Экспедиция Прончищева была первой, которая составила точную карту русла реки Лена от Якутска до устья, а также карту побережья моря Лаптевых от дельты Лены до залива Фаддея.   Общая длина описанной  командой  Прончищева  береговой линии составила около 500 километров.  Татьяна  всегда  была его  незаменимым  другом  и  помощницей.    В  морских  документах  она  везде  числилась, как  ЖЕНА  ЛЕЙТЕНАНТА  ПРОНЧИЩЕВА.   Имя  её  долгое  время  вспомнить  не  могли  и  решили  присвоить  ей  самое  распространённое  на  Руси  - Мария.
Лишь  последние  научные  изыскания   установили,  что  её  звали    ТАТЬЯНА  ФЁДОРОВНА  ПРОНЧИЩЕВА /  урождённая   КОНДЫРЕВА/!
ОНА  БЫЛА  ПЕРВОЙ  ЖЕНЩИНОЙ - ПОЛЯРНОЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬНИЦЕЙ   В  МИРЕ!



               5. СЕМЁН  ЧЕЛЮСКИН.

Выходцем  из  Тульских  земель  был  и  штурман  Ленско – Енисейского  отряда  Семён  Челюскин.  Он  родился  в  семье  однодворца  Ивана  Челюскина  около  1700  года  в  глухой  лесной  деревушке  Мишина  Поляна,  что  в  15  км   южнее  Арсеньево,  Тульской  области.  Однодворцами  называли  мелких  землевладельцев,  которые  совмещали  землепашество  с  охраной  южных  границ  Московского  государства. Дворянскими  привилегиями  они  не  обладали.               
По другим источникам Челюскин родился в Белёве и его отец был дворянином.
Но в любом случае он наш земляк.  Это лично  для  меня  главное!
               
После  смерти  Василия  Прончищева  он  некоторое  время,  до  прибытия  Харитона  Лаптева,  осуществлял  руководство  отрядом.
В полночь с 8 на 9 мая 1742 года Семен Иванович Челюскин с   товарищами  достиг по  суше расположенной на севере полуострова Таймыр,  самой северной материковой  точка Евразии, Азии и России, а также самой   северной точка континентальной суши - мыса, названного впоследствии мысом Челюскин.    ОН  БЫЛ  ПЕРВЫМ, КТО  СДЕЛАЛ  ЭТО!

               6. АЛЕКСЕЙ   СКУРАТОВ.
 
Родился   в   1709  году в  селе  Журавино  / Теперь  Большое  Скуратово/  Чернского  уезда,  Тульской  губернии в  семье  богатого  помещика.
 В 1721 г. он поступил в Питерскую Морскую  академию, через пять лет окончил её с отличием и был оставлен в  ней  в  качестве  преподавателя.
В 1735 г.  Алексей Скуратов был направлен в Северную экспедицию для исследования Северного  морского  пути  из  Европы  в  Азию.
В 1736-1739  году участвовал в работе Двинско-Обского отряда Великой  Северной  экспедиции под руководством  лейтенанта С.Г. Малыгина.
По итогам экспедиции С. Малыгиным и А.Скуратовым была составлена первая карта побережья   и  лоции  Баренцева  и  Карского морей на участке от Архангельска  до устья  Оби.
Протяженность нанесенного на карту побережья составила около 4 тысяч.
 Километров.
Именно  они  первыми  назвали  море  Карским  в  честь  реки  Кары,  на  которой  отряд л-та Малыгина  зимовал.
По окончании экспедиции Алексей Иванович Скуратов ещё четверть века служил на Балтийском флоте на кораблях «Астрахань», «Азов», «Петр».
11 сентября 1762 года он был «за болезнею отпущен в дом до указа» (об отставке) с чином капитана второго ранга. Указ об отставке последовал лишь в 1765 году. Год его смерти не установлен, могила не сохранилась.

               7. ИВАН   СУХОТИН
 
Вторым    туляком  в  отряде   лейтенанта   Малыгина  был  Иван Михайлович Сухотин.  Он родился около 1700 года в Тульской  губерне. / Точных  сведений  нет/.
Во  время  Великой Северной  экспедиции, в мае 1736 года, Сухотин получил приказ Малыгина вернуться в Архангельск чтобы  доставить   туда коч «Обь», который получил повреждение  и был  в аварийном  состоянии.
По пути в Архангельск  моряки  под  командованием  Ивана  Сухотина не  только  боролись  за  живучесть  своего  судна,  но  и вели  астрономические наблюдения, продолжали  корректировку  лоций  северных  морей. Они  внесли значительные поправки в карты побережья островов Моржовец и Колгуев. На карту были нанесены устья 67 речек (каждая со своим именем.  Велись  промеры  глубин  в 144 пунктах, и  были  обозначены  рифы  и  мели...Для  многих пунктов были  определены  координаты.
15 марта 1754 года был произведён из капитан-лейтенантов в капитаны 3 ранг и назначен помощником коменданта Архангельского порта.
В 1755  году ему  было  присвоено  звание кап.2-го  ранга,  и  он  занял  должность  советника  в  Адмиралтействе в Санкт-Петербурге.
Дослужился  до  чина  капитана-командора,  который был  выше  кап.1-го  ранга,  но  ниже  контр-адмирала.
Этот  чин  был  присвоен  Сухотину незадолго  до  увольнения  со  службы в  1763  году. После  увольнения  вернулся  в  своё  тульское  имение /?/,  где  вскоре  скончался.
Место  его  погребения  никто  не  знает.

МЫ НЕ  ЗНАЕМ,  КАКУЮ  РОЛЬ  ИГРАЕТ  ЗЕМНАЯ  ПАМЯТЬ  НАША О  ЛЮДЯХ,  УШЕДШИХ  В  ВЕЧНОСТЬ.  НО,  НЕСОМНЕННО,  КАКУЮ-ТО  РОЛЬ,  И  ОЧЕНЬ  ВАЖНУЮ,  ЭТА  ПАМЯТЬ  ИГРАЕТ.
 НЕ  ЗАБЫВАЙТЕ ПРЕДКОВ!  ПОМИНАЙТЕ  ИХ  ЧАЩЕ,  И  ОНИ  БУДУТ  НА  НЕБЕ  МОЛИТЬСЯ  О  ВАС!

                8. СТЕПАН  ХРУЩОВ.

Степан  Петрович  дорос  до военно-морского   звания,  которого  до  него  и  после  него не  был   удостоен ни один  житель  Тульской земли. - «Адмирал»   / Это  выше Контр-адмирала  и  Вице-адмирала/.

Степан Петрович Хрущов родился в 1791 году в семье небогатого тульского помещика  Петра Яковлевича Хрущова.  Многодетный  папа определил трёх из семи своих сыновей на учёбу в Морской кадетский корпус в Петербурге. В 15 лет, получив  звание  гардемарина,   Степан Хрущов был выпущен из Морского кадетского корпуса и направлен  в   в Средиземноморскую эскадру адмирала Д.Н. Сенявина.
 
Во время войны  с  Наполеоном  С.П. Хрущов участвовал в походе русского флота к берегам  Франции.  А в 1813 году отличился при  высадке  десанта на побережье Голландии.
В 1821 - 1824 гг. лейтенант С.П. Хрущов совершил кругосветное плавание к берегам Русской Америки на шлюпе "Аполлон",  приняв  командование  кораблём  после  смерти  командира.  Во время этого плавания были описаны: южная часть пролива Чатам, пролив Фредерик, залив Кордова, пролив Кларенс (отделяющий Бобровый остров от североамериканского материка), западные берега островов Королевы Шарлотты и остров Аристасабаль.
 В 1827 г., уже  в  звании капитана 2 ранга,  он  командовал фрегатом "Константин", участвовавшем  в  Наваринском сражении. В этом сражении "Константин" уничтожил два турецких фрегата ,один корвет и турецкую береговую батарею. За высокие  командирские  качества,  проявленные в Наваринском сражении, С.П. Хрущов был произведён в чин капитана 1 ранга и награждён орденом св. Анны 2-й степени, французским орденом св. Людовика и английским орденом Бани.
Капитан 1 ранга С.П. Хрущов участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., командовал линейным кораблём "Азов", сменив на этом посту знаменитого М.П. Лазарева, который  стал  командующим Черноморским флотом.
 В 1834 г. С.П. Хрущов получил чин контр-адмирала и в 1837 г. занял должность начальника штаба Черноморского флота Он руководил рядом успешных десантных операций на Кавказском побережье.  В 1849 г. вице-адмирал С.П. Хрущов  был  назначен на должность военного губернатора Севастополя,  которую  занимал  до  1852 г..  Был членом Адмиралтейского Совета. .  Во время Крымской войны   ему  была  поручена  обороне Архангельска и побережья Белого моря от возможных действий английского флота. В апреле 1855 г. Степан Петрович Хрущов одновременно с легендарным П.С. Нахимовым был удостоен чина / полного/ Адмирала.
Выйдя  в  отставку   Степан   Петрович    вернулся  в  Тулу  .
Он умер 25 октября 1865 года. Был похоронен, по  некоторым  сведениям,  на кладбище при церкви села Рогожня,  превратившегося   давно в  Рогожинский  посёлок  г.Тулы.  От  церкви  и  от  могилы  выдающегося  Адмирала  не  осталось  следа.  Они  давно  снесены  и  на   костях  Адмирала  стоит  теперь  какой-нибудь  многоэтажный  дом.

               9. ВСЕВОЛОД   РУДНЕВ

Контр-адмирал Всеволод  Фёдорович Руднев был  не  только  героем  русско-японской  войны,  но  и  неплохим  писателем.  Он  участвовал  в  кругосветном  плавании на  крейсере  «Африка»  и  написал  об  этом  книгу  «Кругосветное плавание крейсера „Африка“ в 1880—1883 годах».
/Из  интернета/
"26 января (7 февраля) 1904 года японская эскадра остановилась на внешнем рейде залива. На внутреннем рейде были русские — крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли.
Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.
В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своём решении. В частности, он сказал следующее:
«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю....»
/Конец  цитирования/
В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

С  Тульской  губернией  связаны  были  последние  дни  жизни  героя-адмирада.  Тихо  жил  в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). Активно участвовал в жизни  своего земства, был в  совете  попечителей  местной школы.  Встречался в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым.
 
 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Всеволоду  Фёдоровичу повезло с  благодарной  памятью туляков.  Всем  остальным  прославленным  тульским  морякам  повезло  меньше.    Потому  и  пишу  теперь,  чтобы  освежить  нашу  память.

Памятник  адмиралу  Рудневу  около  Комсомольского  парка.  Одно  из  красивейших   мест  Тульского  Заречья.

                10.  МИХАИЛ  И  НИКОЛАЙ   БЕКЛЕМИШЕВЫ.

Как   вы  думаете:
Когда  на  матушке  Руси   стали  пользоваться  электроплиткой,   электрочайником  и  электрокофейником?  А  когда   на воду  была  спущена  первая  российская  подводная  лодка?
-МАЛО  КТО  ЗНАЕТ,  что    первая российская   подводная  лодки  «Дельфин»  была спущена  на  воду  в  мае  1903  года. И  на  той  самой  лодке  уже  стояло  3  электрических  розетки, к  которым  моряки  подводники  царского  Флота  подключали    электрочайник,  электрокофейник  или   электроплитку, чтобы  скипятить  себе  чаёк  и   разогреть  пищу. Скорость  у неё под  водой  была  8  узлов.  Это  очень  даже  прилично!  У   кораблей,  на  которых  я  ходил  в  дальние  походы  в  советское  время, скорость  в  надводном  положении не  превышала  10 -11 узлов.
Конструировал  подводную  лодку  «Дельфин» знаменитый  русский  кораблестроитель,   адмирал-профессор  Иван Григорьевич Бубнов .  А   всё  электрооборудование  устанавливал на  ней  наш земляк   Михаил Николаевич Беклемишев. Он  же  был  назначен  первым  командиром  самой  первой  российской подводной  лодки.  Перед  этим  он  прошёл  стажировку в  Соединённых  Штатах.  Американцы  тогда несерьёзно  отнеслись  к  мечте  русских  создать  свой   собственный подводный  флот  и  просчитались!  Наверняка,  уже  пожалели  об  этом.
Первый  командир  первой  российской  подводной  лодки,  Михаил Николаевич Беклемишев родился 14 (26) сентября 1858 г. в сельце Божениново Алексинского уезда Тульской губернии (сейчас село Божениново, городской округ Алексин, Тульская обл.).
Михаил   был  потомственным моряком.  Отец  его,  Николай  Петрович, флотский  офицер,   защищал  Севастополь  в  Крымскую  войну.   Получил  тяжёлое  ранение  и  контузию,  вследствие  которых умер    в 1866  году в  возрасте  36  лет.
У  Михаила  был  старший  брат,  Николай,  который  пошёл  по  стопам  отца и
В 1872 г.  поступил в Штурманское и Артиллерийское училище Морского ведомства в Кронштадте.  В  то  же  училище  поступил  и  Михаил, когда  закончил  Тульскую  гимназию.
Биография  Михаила  Беклемишева  очень  богатая.
 В  1879  году  Михаил  закончил  Техническое  училище  морского  ведомства.
В  1884  году  он    окончил Минный офицерский класс. Служил минным офицером на кораблях Балтийского флота и преподавал в Минной школе.
В  1890  году  Михаил  Николаевич  окончил механическое отделение Морской академии, а в 1891 году и кораблестроительное отделение.
В  1901  году   вошел в комиссию по проектированию первой  подводной  лодки.  В составе комиссии  разрабатывал  механизмы  вооружения  и   электротехники.
В  1902-1904  году  он служил  командиром -наставником экипажей новостроящихся лодок. Выдавал заказы на поставку оборудования, проводил испытания и отправлял ПЛ в  плавание.
В  1910  году   уволен в отставку с чином  генерал-майора  по адмиралтейству.

В апреле 1933 г.большевики  лишили   Беклемишева  пенсии, «как высшего чина царского Флота». А в 1935, после убийства С.М. Кирова, началась чистка Ленинграда от «социально-опасных элементов». Таким  большевики признали и Михаила  Беклемишева.  Его  арестовали,  но потом отпустили. Наверное,  в  ком-то   заговорили  остатки  совести.   Расстреливать  за  несовершённые  преступления  77-летнего старца со 2-ой группой инвалидности?

А  что   рассказывает  нам  интернет  о  старшем  брате  Михаила  Беклемишева?
"БЕКЛЕМИШЕВ, Николай Николаевич, морской писатель и общественный деятель. Род. в 1857 г. Состоял преподавателем в Морском кадетском. корпусе, Минном офицерском классе и академиях: Морской Николаевской и Николаевской инженерной, в 1902 г. был назначен старшим инспектором торгового мореплавания, а потом начальником отдела торговых портов. В 1905 г. совсем оставил государственную. службу, посвятив себя  общественной деятельности. Еще в 1903 г. Николай  Беклемишев. получил  звание председателя военного и морского отделов Императорского Русского технического общества. Выйдя в отставку,Николай  Николаевич продолжал работать над вопросами морского образования, развития морских сил России. С первых дней своей службы Николай Беклемишев занимался литературной деятельностью, и значительное количество его статей по морским, экономическим и политическим вопросам было помещено в разных газетах, журналах и изданиях; с 1901 г. он. издает и редактирует журнал «Море». В 1905 г. Николай  Николаевич, при содействии других деятелей, учредил Лигу обновления флота...»
ВИКИТЕКА  статья
  «Беклемишев, Николай Николаевич»
Как  закончилась  жизнь   « высшего чина царского  Флота»  Беклемишева   Николая  Николаевича  в  страшном   1934  году ?  Интернет  стыдливо  умалчивает.  Надеюсь,  естественным  путём,  а  не  при  помощи  борцов  с  контрреволюцией.

В  1987  году  в  Северодвинске  был  построен  атомный  подводный   крейсер  стратегического  назначения  К-114,  который  получил  название  «ТУЛА»  в  знак  признания  исторических  заслуг тульских  моряков.
Жаль,  что  сами  туляки  почти  ничего  не  знают о  героях-туляках   военно-  морской  истории  России.

Что  посоветовал  бы  я  тульским  градоначальникам.  Установить   рядом  с   Тульским   морским  музеем  памятную  доску,  где  были  бы  выбиты  имена  выдающихся   тульских  моряков.

ВЫДАЮЩИЕСЯ  ТУЛЬСКИЕ  МОРЯКИ:

1.  Капитан-командор  АЛЕКСЕЙ  ЧИРИКОВ./ Род.  в  селе  Лужное,  Дубенский  район./  Русский  Колумб. Заместитель  капитан-командора  Витуса  Беринга. Пакет-бот "Святой Павел" под командованием Чирикова 15 июля 1741 года первым достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11' с. ш. и 133° 57' з. д.  Во  время  Великой  Камчатской  /Северной/ экспедиции  Алексей  Чириков внёс  неоценимый  вклад  в  изучение  Сибири,  Камчатки,  Чукотки. На  Камчатке  Чириков  и  Беринг  заложили   город  Петропаловск  Камчатский,  ставший  на  несколько  веков  основной  базой российского  Флота.