прояснение смысла 53 - течение

Даниил Боченин
1) течь - значит двигаться, не забегая вперёд .
поэтому противоположная гексаграмма, "Невеста",
понята мной именно как забегание вперёд,
как предвкушение и предвидение.
творчество это коллективное, неравномерно сознательное
присутствие в моменте. (54, 1)

2) постепенное продвижение можно уподобить работе Сизифа,
осознавшего себя одним из многих рядовых строителей храма. (53, 2)

3) начальная трудность - соблюсти ритуал,
не утратив его сокровенный смысл. (22, 3)

4) неразвитость следует понимать как жажду познания,
то есть сущностное начало всякого отдельного человека.
понятая таким образом,  неразвитость становится источником общего блага.
понятый таким образом человек является учащимся.
колодец это школа, не существующая вне традиции и культуры.
плывя по течению в потоке рутины,
преподавателю часто сложно оценить собственное продвижение. (48, 4)

5) необходимость ждать это разрыв в ткани событий.
плавная неторопливость движений это убыль разрывов. (41, 5)

6) естественная, природная справедливость
определяет направления рекам - они постоянны, 
и смену времён года - она происходит постепенно.
справедливость среди людей существует благодаря тяжбе,
то есть - столкновению и борьбе разнонаправленных интересов. (32, 6)

7) разнонаправленные интересы - это, прежде всего,
базовый демократический запрос на участие во власти.
а также, не менее базовый авторитарный запрос
на концентрацию власти в руках немногих.
социальный прогресс неостановим благодаря невозможности
существования чистой политической силы,
представляющей только демократический, или только авторитарный интерес. (57, 7)

8) непосредственное, явное для ученика
присутствие руководителя бывает необходимо
только в некоторых известных руководителю
моментах постепенного продвижения.
моменты эти можно уподобить вдеванию нитки в иголку. (52, 8)

9) всё новое приходит через повседневность, и проявляется постепенно.
внезапность и неожиданность возможны лишь в силу того, что
приходящее и возникающее до поры оставалось незамеченным. (19, 9)

10) неторопливость и неотвратимость -
вот два несомненных признака великого делания. (34, 10)

11) секрет вечной молодости прост и труден, как всё гениальное.
нужно лишь в изначальной глубине своей не забегать вперёд. (61, 11)

12) в социальном смысле течение это океан коллективного бессознательного.
постепенный прогресс коллективного бессознательного всегда - упадок.
дождя на землю, семени в почву,
обогащённой кислородом крови - к жизненно важным органам и членам. (62, 12)

13) символом внезапности издавна считается молния,
вместе с её верным товарищем громом.
тот, кто сумел подружиться с молнией, уже не пугается и раскатов грома. (51, 13)

14) "человек создан для счастья, как птица для полёта."
если эта сентенция кажется вам пошлой и жестокой насмешкой,
то возможно, оттого, что из всех птиц вы знакомы только с курицами,
да и с ними - лишь в жареном виде. (58, 14)

15) чтобы видеть, куда движется коллективное бессознательное,
нужно, будучи его частью,  не закрывать глаза,
сметь сохранять позицию наблюдателя.
для этого достаточно обладать скромностью,
то есть считать и чувствовать себя младшим среди равных. (20, 15)

16) вольность это отсутствие принуждения.
бегство это игнорирование принуждения.
в постепенном прогрессе находится место и обывателям, и героям.
так же как в круговороте природного добра
находится место и полярным льдам, и гнилым болотам. (33, 16)

17) следовать течению значит - сиять, подобно звезде.
или подобно блуждающему огоньку.
или влюблённому человеку. (30, 17)

18) испорченное течение это водоворот.
исправленное течение это водопровод.
опасность социального прогресса - возможность существования
эпох и обществ, подобных злокачественной опухоли. (29, 18)

19) как капля точит камень, как трава пробивает асфальт -
таким же должен быть образ действий революционера,
учащегося у самой жизни. (49, 21)

20) дискурс, не забегающий вперёд -
не забегает только потому, что прихрамывает.
однако, хромота его нарочита.
искренний охотник за истиной
может оказаться задержан зигзагами дискурса.
надолго ли? (39, 23)

21) если вы не торопитесь возвращаться - создавайте семью.
желательно, конечно, с перспективой, хотя бы на полторы тысячи лет. (37, 24)

22) неторопливость можно определить как
уверенную, несомненную победу над "командующим я".
поскольку мне до этого пока далеко,
я вижу сочетание изобилия и беспорочности
как морковку перед своей ослиной мордой. (55, 25)

23) абсолютная разлука, как и абсолютная встреча - недосягаемы
в рамках пространства и времени, в границах узора перемен.
однако надежда на достижение абсолюта жива,
и её всегда хватает для нового витка...
без разницы - в сжимающейся, или в расширяющейся вселенной. (60, 26)

24) конец течению - устье.
раскрытый, жаждущий рот. (63, 27)

25) однажды, около тридцати лет назад, я имел переживание,
более или менее знакомое всем, кто смеет помнить свои кошмары.
мне казалось, будто я дышу отравленным воздухом,
в моих жилах течёт отравленная кровь, и сами мысли мои -
безнадёжно и неизлечимо отравлены.
и всё это ощущалось волнами лихорадочного возбуждения и ужаса.
безусловно, это был опыт великого прохождения.
наверное, можно это интерпретировать и как переживание бесконечности.
модус же постепенного прогресса возможен, по всей видимости,
лишь в силу того, что я до сих пор пытаюсь понять - что это было.
единственным более или менее внятным символом в этой сумятице впечатлений
был знак, похожий на букву "М"... или на перевёрнутую "W".
насколько я помню, он выражал суть прочувствованной мною "отравленности".
несомненно, что он же должен быть также и необходимым ингредиентом "противоядия".
поэтому мне кажется уместным существование данного текста
в качестве элемента "повсеместно протянутой паутины". (64, 28)

26) поэтому же пусть здесь будет одна несерьёзная цитата из одной серьёзной книжки:
"моложавый, мешковатый, молчаливый мастер-медник,
методично мастерящий медную маслёнку". (35, 31)

27) чем гуще тьма - тем ярче свет.
чем медленнее сейчас - тем шире горизонт событий. (42, 36)

28) увлёкшиеся разладом изгоняются из течения.
кто то успокаивается на дне,
кто то оказывается выброшен на берег. (38, 43)

29) переченье и протест разрешены в той мере,
в какой они способны воспользоваться силой течения,
массовыми ожиданиями и настроениями. (44, 40)

30) следовать переменам без опозданий и лишних движений.
это как собирать необозримый пазл.
некоторые элементы требуют обработки напильником.
некоторые - терпеливого, многолетнего взращивания. (56, 45)

31) хотя смысл узора перемен превышает человеческое разумение,
всё же кое что происходит
в те моменты, когда очередной элемент занимает своё место. (59, 46)

32) "устремлённость избравшего нищету
не превышает одного его шага." (50, 47)