Колечко для Исеи

Александр Железняк 2
I.


- Далеко собрался?
- Я еду погулять по полю, сказал Андрей выходя со двора, держа в руках рюкзак и металлоискатель с лопатой.
- У нас нет хлеба на ужин.
- Усёк любимая, усёк моя ненаглядная, сказал супруг посмотрев на машину отрешённым, задумчивым взглядом вспоминая где находятся ключи.
- А ты когда-нибудь собираешься мыть свою машину?
Машина и впрямь была покрыта густым слоем коричневой пыли, стёкла идеально подошли бы для занятий живописью.
Поставив орудия металло-поиска у багажника своей Нивы, Андрей пошарился по карманам и направился обратно во двор за ключами.
Было уже 17 часов, но тяжелое августовское солнце не как не хотело уступать свои права прохладному, всеми жданному вечеру. Последние четыре дня жара стояла невыносимая, спасал лишь небольшой ветерок. Собственно говоря, Андрей, благодаря наличию ветерка и решился поехать на так называемый - коп.
- А смысл мне ее мыть? Два «рабочих» поля вспахано… Ты знаешь какая там пылища?
Мила была не первый год замужем за копарём и прекрасно понимала смысл слов - рабочее поле. Ничего не ответив на риторический вопрос мужа, девушка ушла в дом.

Через минут двадцать езды мимо населенных пунктов, Андрей свернул на земляную дорогу идущую вдоль лесополосы. Облако густой пыли устремилось за автомобилем и казалось вот-вот обгонит и накроет всю машину. Пришлось даже закрыть окно и надавить на газ, как бы соперничая в гонке с пылью, после чего Андрей сразу же ощутил грузность августовской жары и с виска на щёку скатилась капелька пота.
Через несколько минут, доехав до нужного места Андрей свернул с дороги в лесополосу где из кустов, нарушив безмолвную, августовскую безмятежность взлетел и устремился в даль огромных размеров фазан.
- Ну вот, когда вас ищешь – вас нет, а когда до вас нет дела – вы всюду, промолвил Андрей провожая улетающую в даль птицу.
Зимой, Андрей насмотревшись роликов в Ютубе о ловле фазана различными способами, сам пытался опробовать некоторые из этих способов, но как по закону подлости – фазан как будто бы напрочь исчез из наших краёв.
Выйдя с машины, поставив обе руки себе на пояс Андрей оценивающим обстановку взглядом осмотрел безграничные просторы вспаханного поля.
- Ну что, приехали!

II.

Подойдя к дубовой рощице и спрятавшись в тени деревьев, Клеон увидел сидящего на красивом ковре черноволосого торговца, который периодически приезжал к ним в усадьбу из Фанагории.
Две женщины из соседней усадьбы уже восторженно и с большим интересом рассматривали привезенные товары. Подойдя ближе Клеон поздоровался и присев на корточки принялся внимательно изучать ассортимент продавца.
Рядом стояла тележка с привязанной к дереву лошадью. У колеса тележки лежала черная, небольшого размера собака. Из тележки виднелись ящики, рулоны с различными тканями, кувшины и амфоры.
Стояла жаркая июльская погода, дул небольшой ветерок, но он был не достаточно сильный чтоб отгонять прилипчивых и настырных мух, больше всего от которых в настоящий момент страдала измученная солнцем лошадь.
Издали виднелись несколько людских силуэтов, спешивших в нашу сторону. Фанагорийский торговец был всегда очень желаемым и долгожданным гостем в наших усадьбах.
 На ковре стояли различные, черно-лаковые и красно-лаковые, необычайной красоты керамические изделия. Рядом россыпью лежали разного размера и исполнения бусы.
Одна из женщин восторженно разглядывала, медленно вращая в своих пальцах, сияющую на солнце бусину с так называемыми глазками. Бусина была величиной с голубиное яйцо.
Также на ковре лежали различные косметические порошки и масла, было много браслетов, исполненных из разных металлов. В ряд были выложены различные кольца, перстни, серьги, ожерелья и прочее.
Все хотелось рассмотреть, все товары были очень искусно выполнены и конечно же не дешёвыми.

Клеон не был богатым человеком, он был потомственным рабом по рождению. Отец Клеона говорил, что их прадеды были фесалийцами.
Еще отец рассказывал ему что много лет назад, кто-то в их роде был продан в рабство после какой-то войны, и все последующее семейство по сегодняшний день не выходило из этого статуса.
Однако на жизнь не жаловались. Хозяин усадьбы Кимон относился к Клеону и его родным как к членам своей семьи.
Несколько лет назад отец Клеона умер, и он остался жить со своей дочерью Исеей.
Хозяином усадьбы на них была возложена обязанность пасти и ухаживать за стадом коз. Работы было очень много. Утренняя и вечерняя дойка была на них, плюс работа с молоком, мясом и шерстью. Но Клеон был доволен своей жизнью.
По словам его отца, еще до того, как их прадед со своим хозяином приплыл в эти земли, их прародичам приходилось выполнять более грязную и тяжелую работу. Один из прадедов работал гребцом на одном из торговых суден, другой работал на каменоломне при строительстве различных сооружений в Фессалии.

Всё селение готовилось к завтрашнему празднику окончания уборки пшеницы. Клеон хотел купить подарок для Исеи к этому празднику. Дочери было 14 лет, она была очень красивая, смуглая, черноволосая, с зелеными глазами девушка.
Года летели очень быстро и незаметно для отца, Исея, из маленького ребенка вдруг обернулась совсем себе зрелой невестой.

Взяв в руки одно из золотых продаваемых колец, Клеон с восторгом, со всех сторон осмотрел его. Оно было одновременно и простовато, и изящно. Дужка кольца была тонкой снизу, но у верхней части плавно расширялось, постепенно образуя овальную форму. В центре был изображен ромб, а справа и слева от него располагались два цветка.
Клеон понимал что это золотое колечко ему не по карману и даже не стал спрашивать цену на него. В кармане было всего шесть оболов.
Положив на место колечко, Клеон расплатился с продавцом за косметические белила для лица, уложил их тряпку, и заткнув ее за пояс отправился домой.
В сознании Клеона засело некое сожаление о невозможности купить золотое колечко для Исеи.
- Мм.. как бы она обрадовалась, задумчиво сказал сам себе заботливый и очень любивший свою дочь отец.

Придя домой Клеон долго и задумчиво рассматривал маленькую бронзовую монетку у себя в ладошке, затем взяв молоток, керно и небольшую стамеску принялся превращать эту монетку в маленькое кольцо. В голове Клеона крутился образ золотого колечка из Фанагории.
Закончив работу Клеон уложил колечко в тряпочку к купленным белилам и удовлетворенно вздохнув, отправился помогать дочке доить коз.


III.


Вывернув лопатой землю, Андрей собирался было присесть на корточки и достать пинпоитер, но увидев торчащий из земляного комка кусок  алюминиевой проволоки, вновь выпрямился во весь рост.
Через несколько шагов - опять четкий, цветной сигнал. Пахота была довольно грубой, земля была очень сухая, приходилось то и дело наступать на большие земляные глыбы.
Воткнув лопату Андрей почувствовал что она на половину вошла в мягкую землю и краем вонзилась в твердую земляную глыбу. При попытке вывернуть лопату, глыба чуть сдвинулась с места, а часть мягкой земли была перевернута в сторону.
Взяв в руки металлоискатель, Андрей начал сканировать намеченное место, но сигнал пропал. Еще раз ковырнул там же лопатой – сигнала нет.
- Пойду ближе к краю поля, там пахота ровнее, сказал сам себе огорченный кладоискатель.
Ходил он уже минут сорок, но из находок пока были лишь: старый и оборванный кусок тюбика из-под зубной пасты советского времени, попался смятый в лепешку флакон Дихлофоса, и несколько кусков алюминиевой проволоки.
Андрей достал из сумки маленькую бутылочку, в которую перед поиском налил ледяной воды из термоса. Вода была уже теплой и сделав несколько глотков Андрей почувствовал, что не испытал от нее никакого удовольствия. Воздух был густой со смешанным запахом акации, пыли и слегка - амброзии.
Плеснув немного воды на ладошку, намочил себе лоб и затылок, и тут же ощутил приятные объятия вечернего, летнего ветерка.
Затем наступила какая-то длительная пауза в обнаружении сигналов. Их не было минут 30. Проведя катушкой вдоль земли в левую сторону, появлялся яркий, четкий сигнал. При проводке в обратную сторону, это сигнала уже не было вообще.
- А не глючит ли у меня прибор? Спросил сам у себя Андрей, и выполнив перевключение и настройку прибора, продолжил поиск.
Ситуация с отсутствием сигналов не изменилась. Пройдя еще метров 10 попался яркий, четкий сигнал. Индикаторы на мониторе подсказали что металлический предмет глубоко. Андрей воткнул лопату на всю глубину, вывернул. При повторном сканировании прибор показал, что цель все еще в ямке.
Заинтересованный кладоискатель воткнул лопату еще глубже. Край лопаты со скрежетом скрипнул о что-то железное. Это оказался железный, виноградный кол из добротной, советской стали, миллиметра 4 толщиной.
Несколько минут Андрей выкапывал траншейку, пытаясь достать драгоценный по нынешним временам кусок железного лома, но кол видимо был Г-образно согнут, наглухо зарыт в землю и никак не хотел из нее доставаться.
Выбившись из сил Андрей бросил это занятие поняв, что в пустую тратит силы и умножает без того присутствующую из-за сильной жары усталость. Пока боролся с колышком очень сильно вспотел и запыхался.
После, крепко выругавшись, продолжил металло-поиск.
Периодически по ходу поиска Андрею попадались ранее выкопанные и не закопанные другими копателями ямки.
Народ в сообществе кладоискателей делился на две категории. Первая группа была из числа более осознанных людей. Они всегда зарывали за собой ямки, не оставляли за собой мусор и не лезли в поля, если хозяин поля что-либо посеял в этом поле.
Вторая группа была из числа людей, живших по принципу – «после нас, хоть трава не расти».
Подойдя ближе к лесополосе, Андрей увидел множество следов оставленных представителями людей второй группы. Не закопанные ямки (одна из которых была выкопана прям на земляной дороге), пластмассовые и стеклянные бутылки, целлофановые пакеты…
Отношение фермеров к копателям могло бы быть намного благоприятней, если бы все кладоискатели являлись бы представителями первой группы. Но представители второй категории этого тайного общества, здорово гадили и мешали установлению дружеских отношений между фермерами и копарями.

Прошло уже несколько часов, интересных находок все не было и махая прибором из стороны в сторону Андрей ощутил нешуточную усталость.
- Пора шабашить. Не ужели опять порожняк?
Склонив голову наткнулся взглядом на виднеющийся из земли маленький фрагмент зеленой бронзы. Взяв в руки сухой земляной камень, попытался руками его разломать. Не получилось. Ударил об лопату, из середины камня выпало маленькое, бронзовое, покрытое засохшей грязью колечко. Оно было примитивного исполнения и из-за грязи не было видно – имеет ли это кольцо какие-то надписи или какой-либо орнамент.
- А где же монеты? Ведь раньше это поле славилось очень интересными находками.
Из далека показалась направляющаяся в мою сторону и оставляющая за собой большое облако пыли, темного цвета Нива.
Через минуту машина остановилась напротив Андрея и из нее вышел пожилой мужчина.
- Я ведь уже ни раз говорил, чтоб здесь никто не ходил, что не ясно?!
- Здравствуйте.
- Давай уходи от сюда!
- Но ведь сейчас ничего не растет…
- Я говорю – уезжай! Вы уже совсем совесть потеряли, сказал фермер указывая рукой в сторону выкопанной на дороге ямки.
Поняв что разговаривать бесполезно, Андрей выключил прибор и направился в сторону машины.
- Я до поры, до времени терпел, пока вы в том году не потоптали мне картошку, теперь видеть здесь никого не хочу, так всем и передай, сказал в след Андрею озлобленный фермер.

Напившись у машины холодной воды из термоса, Андрей уложил в багажник все свои вещи и отправился домой.


IV.

- Папа, с этими белилами, мне кажется я стала похожа на нашу хозяйку Адонию, сказала Исея удовлетворенно разглядывая себя в зеркало. Девушка была очень рада подаркам отца. Колечко подошло по размеру и прекрасно сидело на мизинце девочки.
Праздник был в разгаре, но Клеону с дочерью приходилось несколько раз отлучатся для ухода за козами.
Закончив вечернюю дойку и спустив сдоенное молоко в подвал, отец с дочерью опять поспешили к гуляниям.
Народу было много. Откуда-то приглашенные музыканты исполняли музыку, кто-то танцевал, кто-то сидел за столами, кто-то трапезничал сидя на коврах. Двое молодых парней, атлетического телосложения, состязались в борьбе. Несколько десятков людей оживленно наблюдали за борцами и воодушевленно кричали.
- Слава Спартоку* (Спарток 1-ый – правитель Боспорского царства в 5 веке до н.э. – примечание автора*), доносилось из другой толпы, в центре которой громче всех что-то рассказывал бородатый мужчина. Толпа вокруг него внимательно слушала выступающего и периодически аплодировала.
Горело несколько костров. Из больших бронзовых котлов доносились вкусные ароматы тушенных овощей и всяких мясных блюд. На столах было много фруктов и ягод.
Клеон подошел к одному из столов, взял лепешку, насыпал большой ложкой на нее тушенные овощи, и положив сверху жаренную рыбу ушел под дерево, прихватив с собой небольшой кувшин с вином.
Исея присоединилась к танцующей группе.

Когда солнце опустилось за горизонт, Клеон почувствовал, что уже хочет спать. День был насыщенный на события и очень активный. Посмотрев в сторону все так-же танцующей в компании своих сверстников Исеи, Клеон не стал ее беспокоить и потихоньку направился домой.
 - Слава Деметре, слава Спартоку, сказал сам себе, слегка пьяный, удаляющийся от праздника Клеон.
- Да здравствуют наши хозяева Кимон и Адония!


V.


Выполнив поручение жены по покупке хлеба, Андрей вернулся домой.
Войдя во двор достал из кармана найденное колечко и склонившись у уличного крана попытался отмыть его от грязи. Но вековая грязь не отмылась.
Принес из гаража гравировочную машинку со стальной щеткой и убрав вековую грязь, подошел ближе к свету под лампочку.
Никаких букв на кольце не оказалось. В центре кольца не совсем аккуратно был выдолблен ромб, по краям от него были выдолблены группы точек, образующие два маленьких кружка. 
- Надо же… Видимо носил кто-то из бедняков.
Положив находку обратно в карман, Андрей ушел в летний душ.
Солнце окончательно спряталось за горизонт, очередной день завершался.






                17.08.2023 г.