Валаам. Остров Святой

Сергей Псарев
           Помню, пошел по острову берегом, отыскивая фигуры монахов со свечами на скалах. Было у меня такое заветное желание после знакомства с известной картиной Н. К. Рериха, написанной им в 1917 году. Известный художник тогда несколько раз посещал здешние места.
          День выдался невзрачным, солнце под серой дымкой, как за оконной занавеской. Ждать хорошего освещения, что манны небесной. Иду, разглядываю, задрав голову...
          Рыжеватые отвесные скалы кажутся древними крепостными стенами. На расстоянии остров вообще больше похож на неприступный форт. Приближаясь к нему на волне в крохотной лодке, непременно испытаешь собственную ничтожность. Вся жизнь пролетает в одно мгновение. Ты словно входишь в небесный храм. Потом место общения с Богом одинокого отшельника Александра Свирского превратится перед тобой в гигантское природное панно со скульптурными изображениями. Тогда среди выступов и трещин на скалах можно вычитать целые сцены, вереницы идущих каменных иноков. Конечно, все это призрачно и иллюзорно. Возможно, существует только в твоей голове, как отражение чего-то давно ожидаемого. «Всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучится, тому отворят»...
           По правде говоря, вся наша живопись тоже состоит из таких же «кажется». Один увидит там четыре цвета, а другой насчитает их все тридцать шесть. Лицо на скале неустойчиво и легко ускользает, словно бегущая тень, едва шаг лишний сделаешь. Появляется и снова исчезает в каменной глубине. Получается, что оно открывается только тебе одному. Самый верный способ сохранить увиденное - запомнить и нарисовать его...

Авторская акварель