Обзор Владимира Ворожбы ЕМА-август2023

Творческая Мастерская Ежи
Обзор ежи - август
1.
 «И снова...»
.
Ночь сочится под дверь одиночеством вялым.
С губ коньячную тень лижет пламя свечи.
Шелестит полумрак шерстяным одеялом.
Тишину не щадя,
В окна сердце дождя  с перебором стучит.
 
Утро, словно порог, и захлопнулись двери.
Истрепалось вчера, словно ветхий завет.
Чуть, в желаньях своих, мой рассвет не уверен:
Чтобы, с солнцем вдвоем,
Им сойти янтарем на дубовый паркет.
 
День звучащих теней, на небесном пюпитре.
Пятна с солнца сошли визави на фокстрот.
Заслоились ветра на лазурной палитре.
Под задумчивый сплин,
С горизонта сошли облака легких нот.
 
Вечер нежен и мил, выдувает фаготом
Ненавязчивый бриз, гладит плечи аллей.
Он для каждого свой. Он доволен работой.
Он заслуженный приз,
Если звезды сошлись, для хороших идей.
 
Ночь сочится под дверь…

—————————————————————-
1.
О технике
Сразу отмечу качественную
строфику и добротные рифмы.
Но задумался над вопросом - стоило ли автору ломать стройный четырёхстопный анапест, добавляя две лишние стопы в четвёртые строчки?
Возможно, автор и поразмышляет об этом на досуге.)

О тропах
А вот с художественной тзр автору
удалось далеко не всё.
И в первую очередь, не удалось отстраниться от текста и посмотреть на него глазами читателя.
Понятно, что автору дОроги те эпитеты и сравнения, которыми он решил украсить
ст, но, лично у меня, фразы:
«день звучащих теней»,
«заслоились ветра»
- ни образов, ни эмоций не вызвали.
И появились вопросы:
Как шелестит шерстяное одеяло?
Как может что-то сойти визави и к тому же на фокстрот?
Но есть в тексте и авторские удачи - перечитайте хотя бы первые две строчки - ну «вкусняшка» же!)

О синонимах
К некоторым словам их реально можно подобрать. И такие слова, как «словно» и «сошли» не исключение.

О слове «чтобы»
Описывая причинно-следственные связи, поэту  желательно не вспоминать слово «чтобы».

О композиции
Она есть. Что само по себе уже хорошо.

Ну и, наконец, - об авторской идее.
Читая подсказку-название, невольно задумываешься: и так каждый день?
Что-то мне это напоминает.)
Оценка -7

3.
*
я понял жизнь как маленькая лупа
и в ней сошелся клином белый свет
на том чему названья больше нет
(вернее есть но прозвучало б глупо)
науку выжиганья по живому
постиг я до конца когда в своем саду
я подобрал упавшую звезду
она мигает мне (мы с ней сто лет знакомы)
когда я утром выхожу из дома
и в темноте по улицам иду
———————————————
3.
О догадках
Очевидно, что за этой аллегорией скрывается зашифрованное послание,  приглашающее читателя порефлексировать
с автором по поводу…
Какому? Вот моя краткая версия:

В том, что жизнь - это лупа, умеющая выжигать по живому, автор окончательно убедился, когда в его сад упала его же путеводная звезда…

О загадках
Не разгаданы 3 и 4 строчки.
Не всё ясно с высказыванием:
«постиг…науку выжиганья по живому»,
Кмк, постигать науку - учиться чему-либо.
Это ли хотел сказать автор?
Хочется верить, что нет.
Не понятна концовка.
А точнее, то, что она написана
в настоящем времени.
Мне не хватило слов-вешек, чтобы
поймать авторскую волну.
Так что разделяю оценку
вместе с автором -7

4.
.
В осеннем танце кружат стаи,
Деревья в окна тычут ветки.
Здесь что-то главное витает
И хочет вырваться из клетки.

Здесь что-то главное витает,
Колотит дождь в брызгливость лужи.
Я не святой – ты не святая –
Ты "приглашённая на ужин".

С упрёком смотришь на обои –
Наследие прошлого столетия..
На кран под ржавою трубою,
На подоконник в сером цвете.

Мой старый дом слегка пугает,
Но лишь коснусь тебя рукою –
И ты становишься другая,
И ты становишься другою!

И вот уж страх как ночь растает –
Бывает это не с любою.
И всё что в воздухе витает –
Так хочется назвать – любовью...

И всё что в воздухе витает –
Так хочется назвать – судьбою...
.
.
—————————————————————
4.
Стихотворение написано классическим четырёхстопным ямбом, и, благодаря женским рифмам, звучит достаточно мелодично.
А вот рифмы и образы, мягко говоря, оставляют желать лучшего.
В каждом втором стихотворении про осень в окна ЛГ стучатся ветки и куда-то колотятся дожди.
В данном с/т автор попытался отойти от банальностей, но в одном случае напугал (я просто представил, как «деревья в окна тычут ветки»), а другом - заставил не по-детски задуматься.
Нет, я конечно, знал, что лужи могут брызгаться, если по ним чем-нибудь колотить.
Но как можно колотить в «брызгливость»?

Об авторской интенции
Лично меня, как и «приглашённую на ужин», не сильно расстроили: ни старые обои, ни ржавые трубы, и я искренне порадовался за ЛГ, за его волшебную руку, превращающую страх в более приятное чувство.
На этом мои сопереживания ЛГ закончились. То, нечто большее, что автор пытался вложить в текст, меня не убедило.

Оценка -6, с/т всё-таки закольцовано.

5.“Поэт-кокетник"
 
На кроне дерева, ворона -
Блестит как чёрный леденец,
Хулой из лиственного схрона
Меня закаркала вконец.
 
А что по сути ей ответить?
Что ни орёт, во всём права.
Стою в окне, как лысый йети,
А подо мной растёт трава.
 
Беру зловещую на жалость:
"Мол жил с привесом и без крыл.
Судьба упала и отжалась,
С чего бы небо матом крыл?
 
Ну не каркарь, что я не гений,
Но в стихи.ру - лауреат, -
Ничем иных не офигенней,
Несущих манский графо-яд!
 
Я плавал в проруби, не мелко,
Но ты про это клюв закрой.
Прошу прикинься, что ты белка,
Не будь назойливой каргой!"
 
Заместо белки сам Есенин,
Пришёл мирить меня с собой,
Мол: "Как из Рая мне без Сени
Мотаться в Ад на мордобой?
 
Там виршеплёт гнёт стихописца,
Психоделист жжёт рифмача
Там бесы бьют бездарным лица,
А мы, такие - всех, сплеча!"
 
"Ещё один поэт-кокетник!" -
Смеются Рыжий и Рубцов:
"Сейчас опять свернёт штакетник,
Искатель мира праотцов!
 
Душе поэтской нужен выгул:
Тем паче, с музой в неглиже,
Не раз хмельным в окошко прыгал
Жилец на первом этаже..."
.
.
————————————————-
5.
О литературном герое:
-зовут Сеня;
-владеет рифмой и строфикой;
-любит басни;
-не любит/не умеет писать лапидарно,
отсюда - многообразность.
Взять того же, стоящего в окне ЛГ Сеню
- он и поэт, и лысый йети, и он же (!) - лауреат стихиры.
Последнее многое объясняет: и то, что он разговаривает с Есениным и то, что он параллельно слышит смех других поэтов и его склонность к адинамичности сюжетных линий и стремление к окказионализму.
И за примерами далеко ходить не надо.
«Кокетник» - новое слово в поэзии!
Вот раньше, во времена праотцов, мужчину в особых случаях называли также, как и женщину - кокеткой, правда, это слово не имеет никакого отношения к искателям мира этих самых праотцов.

Об авторской задумке
Здесь автора следует от души поблагодарить - не стал озадачивать читателей расшифровкой замысла…
Тем более, что он уже не раз прыгал из окошка…
А чего не прыгнуть-то?
Первый этаж…

Оценка прыжка - 6 баллов

6.
"Сублимация"
 
На ладан солнышко дышало,
Луна устала убывать,
Под хохот сов сияньем алым
Внезапно вспыхивала гать.
 
Обили вусмерть все пороги,
Святой сражая простотой,
Чужие выцветшие боги,
Когда просились на постой.
 
Уныло компас стрелки свесил,
Часы Дали текли вдали,
В театре опустевших кресел
Сливали свет и воду жгли.
 
Антиутопий злая поступь
Крушила души и умы:
Догнались Оруэллом вдосталь,
Вкусив замятинского "Мы".
 
Теперь зализываем раны –
Бунтарский скис идеализм –
В кибитке битой балагана,
В который превратили жизнь.
.
————————————————————
6.
О технике
Говорить не стану. Очевидно же, что автор владеет строфикой и богатым арсеналом качественных рифм.

О художественности
Оригинальная лексика, ряд авторских метафор, аллюзий, эпитетов, хорошая фонетика, наконец, - всё это украшает стихотворение и вызывает симпатию.

Об идее
Очевидно, что автор, в отличии от творцов психоанализа, с изрядной долей иронии относится к особой роли сублимации в создании культуры и общества в целом.
И хотя автор описал происходящее большей частью в прошедшем времени,
я бы обратил внимание на актуальность текста.
Так, кто-то ещё только вступает на «гати»,
кто-то ещё общается с «чужими богами»,
а кто-то уже добрался до абсурда и даже погрузился в антиутопию.
Финал тоже заставил задуматься: а стоит ли  скисать, ударяясь в деструктив?
А что, если продолжить сублимацию, совершенствуя творческие навыки?)
Оценка - 8

7.
Капельница дождя.
.
Капельница дождя.
Кап-кап…
Внутривенно безрадужный сплин.
Кап-кап…
Я тону в море жгучей тоски.
Кап-кап…
Разбавляю дождичком спирт.
Кап-кап…
Ухожу в проливной запой.
Кап-кап…
Я как туча над пропастью хмур.
Кап-кап…
В каждой капле застыли сны.
Кап-кап….
Полыхает гроза в душе.
Кап-кап…
Молния в сердце бьёт.
Кап-кап…
И по радуге я иду -
Шаг, шаг…
На эшафот.
.
————————————————————————
7.
Автору верлибра, следует понимать, что  текст должен быть наполнен глубоким и понятным читателю смыслом / содержать в себе оригинальный сюжет / звучать интересными авторскими интонациями…
Ничего этого мне в предложенном тексте обнаружить не удалось.
Очень надеюсь, что оценка в 5 баллов не сломит автора окончательно, а наоборот  - сподвигнет представить на следующий конкурс более яркое сочинение.

8 .
"Пиратское"
.
А мы уже "не дети" в квадрате,
умноженные живостью внуков,
и время понарошку не тратим,
расходуя сердечные стуки.

Но всё же, чёрт возьми, но же всё же,
ещё скрипит- поёт половица,
когда мы тихой ночью из дома
уходим, превращаясь в прохожих,
глотающих, желая напиться
бодрящего воздушного рома.

И ветер! И гудит такелажем
направленная вдаль бригантина...
А утром кто-то ласково скажет -
Ну где тебя носило, скотина?
———————————————————
8.
О технике
Автор смешал размеры и получил непростой логаэд, но на фонетике с/т это отразилось не в лучшую сторону, к тому же не обошлось без парочки ударных сбоев.
Решусь только на одну подсказку - в пятой строке, как вариант, фразу «черт возьми же» можно заменить на известное выражение «черт подери».)

Об идее
Она проста и очевидна, но автор - поэт.
И то, что у обычного человека называется «выйти подышать ночным воздухом», поэт превратил в пиратскую вылазку.
Хорошая, атмосферная концовка.
Оценка -7

9.  *

Что ни случается – все впрок,
И тянут ввысь, крепя законы,
Слетающие медальоны,
Живущий незаметно бог.
 
Урок, по сути, на исходе.
И жажда новых перемен:
Почти обнажены, в исподнем
Леса с ветрами до колен.
И троп закрученные цепи –
Спасенный осенью витраж,-
Опять мишени, дула, цели,
Километраж.
 
Но там, на невесомом, дальнем
Опять звучат колокола
Средь тишины исповедальни.
И причащение:
Была…
—————————————————————
9.
«Стихотворение написано в рифму…»
Но что это даёт читателю?
После афористичной первой строки, читаем:
«…И тянут ввысь, крепя законы,
Слетающие медальоны,
Живущий незаметно бог.»
И дальше:
«…И жажда новых перемен:
Почти обнажены, в исподнем
Леса с ветрами до колен.»

Скажу прямо - это смысловой сумбур.

В тексте ощущается, что автор, хотел что-то рассказать про осень, но вот что?

И, наконец, последнее четверостишье.
Я не теолог, но знаю, как проходит исповедь и в чём смысл обряда причащения.
Но вот смысл катрена в целом и особенно последней строки я считать не смог.
Я с пониманием  отнёсся только к одному - к тому, что автор не придумал к данному тексту названия.

Оценка -3

10.
Белые волки

Ночь. Третий час. Ни в одном глазу.
Сколько же можно маяться...
Белые волки город грызут -
волки метели мартовской.

Тёплую плоть спящих домов
рвут на куски кровавые.
Хочется сжаться в тугой комок,
шёпотом заговаривать:

пойду я, раба Божья... из дверей в двери, из ворот в ворота, найду бел-горюч камень, положу  под камень зиму, святым крестом осеню и молвлю:

сваха-метель, не выдавай
за волчью душу девицу -
вынесут солнечный каравай,
маем земля отелится.

Будут опять в небе стрижи.
Не подведёт сталкер -
вызвонит колокол из души
белых надежд стайку.

Ну а пока бесится волк,
белый вожак матёрый.
Сахар, и тот в чае прогорк,
и на душе потёмки.
.
.
—————————————————————
10.
Жанр с/т я бы определил, как лирический фольклор.
Автору удалось эмоционально передать тревогу героини через интересные образы «белых волков метели», «свахи-метели», и органично вплести в текст настоящий народный заговор; поделиться надеждами героини, опять же, - через яркие образы: тут и «солнечный каравай» и «душевный колокол»…
Фонетике с/т не мешает слегка рваная метрическая структура, вплоть до двух крайних катренов - где автор уже заметно меняет размер и отказывается от дактильных рифм в нечётных строчках.
Но это, по моему скромному мнению, - единственный недочет с/т.
Оценка - 8

11.

Алко-таун. Любаша
.
Молча выплеснем на пол несладкий черри,
за ночь не протрезвевшие от любви.
..Жадной змеюкой плющ поедает череп
колотой временем каменной головы -
башни старинного замка.
..
Повествование замерло,
ждёт внутри, кутаясь плотно в обрывки поэм и шёлка.
Здесь, куда бы ни шёл ты - шёпот, шорохи,
горы сокровищ, брошенных ненадолго.

Только
эхо заводит песни, танцует ветер,
и
призрак маленькой девочки бродит по коридорам.

Эта простит всё на свете -
и если кому-то снится, её даже видно почти:
лучики лунные длинные
на волосы, и ресницы,
и на ладони сеют алмазы пылинок -
те пролетают сквозь..

Ветер, несносный гость,
носится, ноет в замке, почти безбашенном.

Девочка шепчет: забыли меня? Любаша я.
Стану побольше, меня назовут.. Как?
Эхо в ответ: ду-роч-ка.
Нет, рассмеётся она в пустоту,
я же не вы-рас-ту.
Ни-ког-да.

В сумраке прячется тайна, а в ней беда.
Девочка с эхом по замку бредут..
В бреду
здесь их придумали, здесь их зачем-то оставили
и дописать забыли несладкий стих.
Видно, так и исчезнут - ужасно тихо,
на самой дальней окраине Алко-тауна.
.
.
——————————————————
11.
Самый оригинальный текст в лонге.
Названием с/т автор сразу сообщил нам - драмы не будет. И уже по ходу повествования доверительно делился с читателями трудностями творческого процесса, а в конце - честно признался, что концовки не придумал.
Кто хочет, может считать, что это такая вот оригинальная концовка.)
Это с одной стороны.
А с другой - видно, что автор - мастер слова.
Яркие образы, начиная со змеюки-плюща
и заканчивая  девочкой-призраком.
Им не просто веришь - их видишь.

Украшают с/т и симпатичные авторские рифмы. И пусть они хаотично разбросаны
по тексту, а метрическая структура отсутствует, - в минус с/т это ни в коем случае не идёт. Его фонетика удивительно легка и изящна.
Оценка - 8

12.
виртуальные финиши
..
гоняешься, гоняешься за суетой.
мыслеобраз предлагает виртуальный финиш:
на кокосовых пальмах не растут финики!
новые знания заполняют извилистые пустоты,
в которых гудит непростой вопрос "а-кто-ты".
.
ищещь, ищещь ответ в отмерянной годами гонке,
а свободного места в головных кластерах всё меньше.
оказывается, что пропасть непонятного к старости больше,
чем на старте, и слабо помогает алкогольный жень-шень.
собственное отражение в зеркале шепчет "кто-здесь".
.
каешься, каешься, что бежал не туда и не с теми,
постигая учения, философии, религии,
хотя казалось, что в каждом изученном интересные темы,
и поглощённые гигабайты информации хорошо легли
на жёсткий диск действительности "ты-со-всеми".
.
проснёшься в очередной раз, не зная: купол-вершина, яма
и захочешь сказать "с добрым утром", но промурлыкаешь "мяу..."
.
.
——————————————————————
12.
О строфике говорить не буду - чего нет, того нет.
Об авторском послании тоже мало что можно сказать - ничего нового, что могло бы привести к развитию мозга.
И ничего, что могло бы удивить или вызвать хоть какие-то эмоции.
Впечатление одно - автор разговаривал сам с собой, а не с читателями.
Оценка -3

13.
#Ежемать

Что за вопли, что за кипиш в лесу?
...отчего же рухнул дуб на лису?
на сосне  повисла шкурка мыша,
волки спрятались, дрожат в камышах?..

Всё нормально, вы должны понимать:
вышла замуж  за козла еже-мать,
и теперь леса родные рябят
табунищами они-же-ребят.

———————————————————
13.
Прочитал с/т и вспомнил старую шутку:
«Скрестил ежа с ужом и получил полтора метра колючей проволоки».
Но в нашем случае, воображение автора решило, кмк, куда более сложную задачу.)
Да что там волки!
Теперь я и сам, гуляя по лесу, буду прислушиваться и оглядываться.)
Пожелаю автору избавиться от инверсии «леса родные ребят».
За успехи в селекции  - Высший балл;
За стихотворение - 7
14. "Очнуться от сна"

Я успела вскочить в уходящий поезд.
Проводница – ленива? бездушна? – заглянула в паспорт мельком.
Не сверила с данными сканера.
Ничего не сказала.
Я бежала, сверяясь с часами на руке, и ориентируясь на чувство времени (чую почти до секунд почему-то).
Я бежала, боясь опоздать, я вскочила в последний вагон, не сверяясь с табло.
Отдышалась. А тот ли поезд?

Я, конечно, знаток киевского вокзала последнего уровня.
Вокзала, с которого почти не ходят поезда дальнего следования.
Вероятность того, что в одно и то же время отправятся несколько поездов, стремится к нулю.
Вероятность того, что это мой поезд, стремится к бесконечности.
Все пути конечны.
Направление  – одно.

Надо просто очнуться от сна.

————————————————————-
14.
Автор в последней строчке сам резюмировал идею с/т.
Оценка за мастерство
и художественность – 7