Ч. 4 ГЛ. 8. Дет-во У-ва, учеба в кадетском корпусе

Татьяна Ивлева 4
На фото: памятник Ушакову Ф.Ф. на его малой родине в селе Хопылево под Рыбинском.(Автор Клыков Андрей Александрович.)Установлен 6 августа 1017 года.  Он представляет собой фигуру мальчика с корабликом в руках, олицетворяющий символ выбранного жизненного пути Федора Ушакова. За спиной мальчика старец в монашеской одежде — Федор Санаксарский, дядя будущего адмирала, который дает свое благословление племяннику .               
         ЧАСТЬ 4. ГЛАВА 8. ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ УШАКОВ.  ХРОНИКА ЖИЗНИ.
       ДЕТСТВО.  УЧЕБА В МОРСКОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ. (1761 - 1766 годы.).
Достоверных документов о детстве Фёдора Ушаков нет, поэтому этот период его жизни был наиболее мифологизирован.
Легенда Ф.Ф. Веселаго об огромной физической силе Ф.Ф. Ушакова, когда он ещё будучи гардемарином, гнул на шее ломы и пальцами сгибал медные монеты, не находит подтверждений. На самом же деле, согласно последним медико-биологическим исследованиям, адмирал был среднего роста, тонкого (грациозного) телосложения со слабым или средним развитием мускулатуры и с детства имел заболевание опорно-двигательного аппарата (частичный асептический некроз головки правой бедренной кости).
               
  Дворяне Ушаковы жили небогато. Поэтому будущий адмирал не решился поступить в гвардию: не хватало денег на блестящую светскую жизнь. Морской шляхетный кадетский корпус, куда поступил Ушаков в 1761 году, имел славные боевые традиции. Начало его восходит к Навигацкой школе в Москве, учрежденной Петром I. Указ, подписанный 14 (25) января 1701 года, гласил: «Великий Государь, Царь и великий князь Петр Алексеевич… указал именным своим… повелением в государстве… своея державы… на славу Всеславного… Бога и своего царствования, во избаву же и пользу православного христианства быть математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению». Петр сам недавно возвратился из Голландии и Англии, где прошел курс кораблестроения и морского искусства. Навигация и стала его страстью, а строительство кораблей – любовью.
На любовь свою Петр 1 смотрел серьезно и требовал этого ото всех, кто связал свою судьбу с флотом.
Учебная программа включала в себя арифметику, геометрию, астрономию, навигацию, географию, историю, артиллерию,  фортификацию, корабельную архитекту, фехтование, танцы, иностранные языки.
Федор Ушаков с прилежанием постигал науки, проявляя особую склонность к арифметике, навигации, истории. Гораздо хуже давались ему «заморские» языки. Впоследствии в общении с иностранцами, он прибегал к помощи переводчиков.
12 февраля 1763 года Федор Ушаков был произведен в гардемарины, и в летней кампании этого года он впервые вышел в практическое плавание по Балтийскому морю. Во время плавания гардемарины несли вахту под парусами и на якоре вахтенными командирами, учились определять место корабля, изучали снасти и правила использования парусного вооружения, вели шканечные журналы (в VIII веке вахтенные журналы назывались шканечными).
В апреле 1766 года Федор Федорович Ушаков успешно сдал выпускные экзамены, став одним из лучших по выпуску – четвертым по списку из 58 воспитанников. 1 мая состоялось производство в офицеры и приведение к   присяге. В торжественной обстановке, на плацу Морского корпуса гардемарин Ф.Ф.Ушаков получил воинский чин мичмана и дал клятвенное обещание «…Ея Императорскому Величеству… верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови… В чем да поможет мне Господь Всемогущий!»
(Другие источники: 1 мая 1766 года произведен из капралов в мичманы. Служил на Балтийском флоте.)