До-мажор или Молитва Иоанну Крестителю

Лариса Самохина
ИК-Ф, тема "Нотная шкатулка" с использованием до, ре, ми, фа, соль.

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famule tuorum
Solvi polluti
Labil reatum
Sankte Ioannes
         Павел Диакон VIII в.

Утробою отверстой чтобы
Ревнители твои сумели
Миру возгласить деяний чудеса,
Фальшь совлеки с их губ,
Солгать дабы не смели,
Лаская слух напевом,
Святый Иоанне!
  Мнемонический пер. М.И.Катунян

ДОлгие тысячу с лишним лет все знают названия нот.
История древняя, и латынь не всякий теперь поймёт.
Это непросто и глубоко - церковный хорал, акростих,
Однако начало им дал Пифагор, с ним строй музыкальный возник.

С поздней античности гамму его любой мог напеть без труда,
Но только последнюю тысячу лет всем нотам даны имена.
Гвидо д'Ариццо заимствовал гимн, слова из молитвы святой,
Семьсот долгих лет вначале был Ut, потом звучный Dominus* - "до".

"Ре" - первый слог из второй строки - из нотной шкатулки тяни,
За ним Mira gestorum первый слог, третья по счёту "МИ".
Гамма ступеньками вверх идёт, четвёртая нота "ФА",
Дай же, шкатулка, ещё тройку нот! А где седьмая строфа?

В гимне - Предтеча, Креститель Христа, иначе - Святой Иоанн,
И именно он для ноты седьмой заглавные буквы дал!
Избранным знание кодом дано, в гамме священный пароль!
К нотной шкатулке - скрипичный ключ, а скважина - где нота "СОЛЬ"*.

07082023

*Dominus - Господь
**Скрипичный ключ пишется со второй линейки нотоносца, указывая на положение ноты соль.

Гвидо д'Ареццо (ок.990 - ок. 1050) монах-бенедиктинец, итальянский теоретик музыки и педагог, один из крупнейших в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки, изобретатель нот.