Жану Татляну 80!

Григорий Липец
Жану Татляну — 80!

   Пять лет назад я опубликовал на сайте статью, посвящённую 75-летию великого эстрадного певца Жана Татляна.  Сегодня, к его 80 летию, я повторяю публикацию с небольшими дополнениями.  Далее — статья.

   Сегодня празднует своё 80-летие выдающийся советский (российский) эстрадный певец Жан Татлян.
   Люди моего поколения хорошо знают это имя.  В начале шестидесятых он появился на одном из «Голубых Огоньков» с незамысловатой польской песенкой «Гитарово».  Насколько мне помнится, это было первое знакомство широкой публики с артистом.  Но с того момента его исполнительская карьера пошла вверх головокружительными темпами.  Редкой красоты тембр голоса, милая манера исполнения, умение себя «подать» публике, шикарный репертуар, наконец, огромное личное обаяние (девушки бегали за этим красивым певцом не меньше, чем за Муслимом Магомаевым, а в более поздние годы Татляна задним числом назвали секс-символом шестидесятых) — всё это способствовало тому, что певец вскоре стал необычайно популярен.  Его концерты проходили, как правило, при полных залах.
   Снова вернёмся к репертуару.  В те же шестидесятые годы Жан Татлян исполнял несколько песен одного из популярнейших композиторов того времени Арно Бабаджаняна.  «Воскресение», «Море зовёт», «Песня о капели»», «Память», «Улыбнись», «Лучший город Земли» (последние три песни исполнял также Муслим Магомаев).  А чуть позже началась композиторская деятельность певца, на ниве которой его талант расцвёл ещё более яркими красками.   Жан Татлян написал музыку к большому количеству ярких, запоминающихся песен!  И, естественно, сам их исполнял.  «Уличные фонари» (пожалуй, самая знаменитая его песня), «Осенний свет», «Бумажный голубь», «Воздушные зАмки», «Корабли», «Осенние следы», «Звёздная ночь», «Белый медвежонок», «Страна влюблённых»; а в более позднее время - «Ночной дилижанс», «Только ты одна», «Зеркало жизни».  Но мне лично больше всех остальных нравилась «Старая башня», которую я считаю вообще одной из лучших песен, когда-либо созданных в советской (российской) эстраде.
  Можно отметить также, что  все песни Жана Татляна отличает великолепная, богатейшая аранжировка.  Не три и не четыре аккорда, а настоящая красочная гармоническая палитра, где в оркестре в разных фрагментах песен могут солировать разные инструменты — при том, что их партии органично сочетаются с партией вокальной.
   К сожалению, огромный период творческой биографии певца сложился не лучшим образом.  В начале 70-х певец уехал из СССР, будучи не в состоянии потакать требованиям «руководящих органов».  Широко известно, что практически у всех эстрадных исполнителей «верхушка» требовала, чтобы они в обязательном порядке включали в свой репертуар патриотические песни.  И все попытки убедить «боссов» - мол, я — лирик, пою только о любви, - были обречены на провал.  Именно по этой причине надолго «перекрыли кислород» другому популярнейшему певцу — Валерию Ободзинскому, который после всех запретов и травли так толком и не встал нА ноги и умер в 55 (!) лет от сердечной недостаточности.  Жан Татлян предпочёл другой путь — и покинул страну, много лет после этого прожив во Франции.  Естественно, такой «бунт» в СССР не оставили без последствий.  Имя певца было предано забвению; все записи с его песнями размагнитили (немногое втайне от властей удалось сохранить его друзьям); даже упоминать о нём где-либо было официально запрещено.
   Но, когда в стране начались перестроечные процессы, Жан Татлян, в числе некоторых других представителей творческой интеллигенции, вернулся в Россию.  Живёт, как и до эмиграции, в Санкт-Петербурге, и его концерты, по-прежнему, собирают аншлаги.  Кстати, в 1990 году мне посчастливилось быть на его концерте в Москве, когда он приехал с гастролями в (тогда ещё) СССР, ещё проживая во Франции.  Видели бы вы, как тепло публика его приняла!
   К сожалению, долгое отсутствие певца и композитора в стране не могло не сказаться на его, так сказать, долговременной популярности.  Если бы он жил в Союзе, а затем в России непрерывно, то я уверен, что он был бы не менее популярен, чем исполнители его поколения — Кобзон, Лещенко.  Увы — получился временнОй провал: среднее поколение, чья зрелость (период, когда формируются музыкальные вкусы) пришлась на зарубежный период жизни певца, его практически не знает.  Откуда же тогда — спрОсите — и сейчас аншлаги на его концертах?  Я считаю, что, в основном, это заслуга моих ровесников и тех, кто немного постарше.  Ну и молодёжи, конечно, среди которой всегда можно найти людей с хорошим музыкальным вкусом, и которая «хорошо забытое старое» способна воспринимать, как новое.
   Как же я хотел, чтобы он приехал с гастролями в Канаду!  Увы, те лица, которые принадлежат к кругам, так или иначе компетентным в организации приездов артистов из России, предпочитают приглашать третьесортных, но кем-то «раскрученных» исполнителей.
   В день Юбилея я желаю своему любимому певцу, кумиру моей юности, лучше которого, по моему скромному мнению, в нашей эстраде не было и нет, жизненного и творческого долголетия.

   Желающие поближе познакомиться с творчеством этого великого певца могут набрать его имя в поисковой системе «Яндекса»  - и Вам будет предложено несколько ссылок.  В том числе, и ссылка «Жан Татлян. Личный сайт»  Там можно прочитать много интересного, послушать песни, послушать телеинтервью с замечательным певцом и композитором.  Там же можно через соответствующую опцию написать лично Жану.  Он, в отличие от большинства, не лишает простых людей возможности личного общения.  Чем я и воспользовался несколько лет назад — мы обменялись несколькими очень тёплыми письмами.