Я человек серьёзный, или Бог любит

Лена Марковская
«… – Пятьсот миллионов чего? – А? Ты ещё здесь? Пятьсот миллионов… Уж не знаю чего… У меня столько работы! Я человек серьёзный, мне не до болтовни! Два да пять – семь…» – диалог Маленького Принца и Делового человека с астероида 328, помните, да?
Так и мы живём порой в своей серьёзности, деловитости, угрюмости, и не то, что «некогда спичкой чиркнуть», некогда даже улыбнуться, посмеяться над нелепостью от собственной важности и значимости в этом огромном мире, а уж о душе подумать, и вовсе – цейтнот. А жизнь идёт, точнее, проходит, даже пролетает мимо нас, пока мы строим планы-бизнеспланы, рассчитываем статистику и прочее, плавая в цифрах.
К чему я всё это? А вот к чему! Вернулись, значит, мы неделю назад с Народным Молодёжным православным театром «Белая Птица» с четырёхдневных гастролей из Курганской области, отыграв на четырёх разных сценах четыре раза (ну вот, опять сплошные цифры) спектакль «Бог любит». Уже давно пора бы остыть, а эмоции и мысли переполняют. Ведь, чтобы сыграть роль и донести через неё до зрителя замысел автора пьесы, замысел режиссёра-сценариста, нужно глубоко прочувствовать характер своей героини, понять и передать. Легко, если ты схожа с персонажем, тогда играешь себя саму, по сути. Но если образ и характер не соответствуют твоим, в голове не укладывается поведение и мышление героини, а ваши жизненные принципы в полной противоположности, то роль даётся на сопротивление, на преодоление себя, и самое время именно через такую роль раскрыть и проявить актёрское мастерство, при этом сохранить свои истинные душевные качества. Всем в команде артистов достались роли на сопротивление. Как раз в такие моменты идёт глубокая работа над собой. Через понимание, принятие-непринятие, сочувствие или отрицание, наблюдение за другими людьми, подмечая личные особенности каждого и применяя их для создания нужного образа. Расскажу о своей героине.
Вернёмся к первым строкам сего повествования про человека серьёзного. Так вот, будучи по жизни человеком серьёзным, стесняющимся лишний раз пошутить (кабы что дурного не подумали обо мне… или: а вдруг шутка не понравится или вовсе неуместна), а также боящимся показаться смешным, на свой страх и риск я приняла предложение режиссёра театра Марины Глейх сыграть роль Ленки Уткиной в новом спектакле, название которого вышеупомянуто. Моя тёзка, Ленка – чудная баба, многодетная мать, беременна пятым ребёнком. «Чешет» правду-матку всем без разбору, прямо в лоб (а то и по лбу!), за словом в карман не лезет. Хамовата и хабалиста, горласта. Неопрятная (в силу нехватки времени – семеро по лавкам, как-никак, – муж, сама, свекровка, четверо детей и пятый под сердечком, за всеми уход и забота требуются, ещё и пашет, как лошадь, на нескольких работах). Не без грехов, их в ней – изобилие: и завистлива, и любит приложить руку к чужому (например, порыться в косметичке Ольги Анатольны, которую играет Ксения Бондарчук), и посплетничать мастер да приукрасить… Но вот чего у неё не отнять, так это безмерную любовь к детям, к семье своей вопреки всем тяготам жизни. Ведь «для женщины семья и дети – это главное!», цитируя фразу другой героини спектакля – Галки, в исполнении Марии Америковой. Глотку, конечно же, Уткина не перегрызёт за родных (с зубами проблема), но вот словесно откостерит по-русски так, что мало не покажется, да тумаками присыплет слегонца, чтоб неповадно было! Да и за чужих детей Уткина горой встанет на защиту, потому что любовь к детям – она либо есть, либо её нет совсем, а свои-чужие, не имеет значения: дети – дар Божий, который нужно беречь и растить. Так наша Уткина, узнав о намерениях 14-летней Ритки (в роли Татьяна Сметанина) сделать аборт, пришла в неистовство и всеми возможными способами попыталась показать обратную (нелицеприятную и далеко не радужную) сторону Риткиного желания. Но, увы, подростковый, юношеский максимализм оказался непреклонен… Ох и отхватил от Ленки в одном из эпизодов акушер (в роли Олег Куров) за неудачно брошенную фразу, ох и погоняла она его, гром-баба, – чтоб надолго запомнил, как с беременными женщинами нельзя обращаться!
«Марина Юрьевна, Вы думаете, у меня получится?» – с величайшим сомнением задала я вопрос режиссёру. «Работай, Лена, наблюдай, изучай, показывай, если будет что-то не так, я скажу, скорректирую. Главное, принимай критику и рекомендации не в обиду, а для совершенствования образа своей героини в спектакле», – с верой и доброжелательностью ответила Марина Юрьевна.
Работа пошла, но тяжело. Предстать нелепой, страшной, смешной даже на репетициях перед партнёрами по спектаклю оказалось довольно-таки сложно. А ведь впереди ещё и показы на большой сцене, где море зрителей, среди которых в зале будут сидеть мои родные и близкие, коллеги, творческие и далеко не творческие люди… что они подумают?.. Господи, помоги!
И Он помог, потому что Бог – любит, само название спектакля вселяло веру в каждого из нас и поддерживало во всём рабочем процессе. Всем актёрам в этом спектакле Бог помог почувствовать и сыграть непростые роли так, чтобы зритель смог забыть о своих насущных делах и погрузиться в атмосферу происходящего на сцене действа, испытать удовольствие от просмотра и получить зёрнышки добромыслия. Только переоценив опыт жизни прошлых лет и по совести с любовью и верой проживая настоящее, можно надеяться на светлое будущее. Ангелы-Хранители в лице художественного руководителя Елены Садовниковой и режиссёра Марины Глейх оберегали, направляли, вдохновляли нас, артистов, делясь профессиональными навыками и знаниями, даря безграничную любовь и веря в каждого.
Через поиски образа для Ленки Уткиной в моей душе и жизни тоже произошли некоторые глобальные изменения, переосмысления. Без этой роли я, возможно, ещё бы долго шла к жизненным переменам или вообще не пришла к ним. Хотя Бог нам посылает всё, что нам требуется, в определённое время, а не когда мы этого хотим. Потому что Он нас любит, и Ему видней. А что касается преодоления страха показаться нелепой и смешной перед почтенными зрителями спектакля мною, серьёзной вроде как, – гештальт закрыт. Улыбаюсь!
Образ Ленки Уткиной, несмотря на всю противоречивость, полюбился публике. И, цитируя высказывание санитарки в исполнении Ларисы Базаевой, уверяю: «Будет жить Россия, пока такие Уткины есть!»