Не надо писать глупости о Дубоссарах

Виктор Дюкарев
Представленная здесь книга издана в Болгарии. В ней приведены первоисточники на турецком языке об административном делении и роли Дубоссар в Османской империи Они переведены на русский язык. Дубоссары были северной столицей (Очаков - южной) Тартарии. После падения Очакова роль столицы перешла к Дубоссарам.

Уважаемые читатели! Откройте энциклопедии большинства стран мира. В них написано, что Менгли Гирей в 1484 г. овладел городом Tombasar (Дубоссары). В 1774 г. Екатерина II вела переписку с Турцией о принадлежности Tombasar (Дубоссары).

В Дубоссарах и предместьях (в округе) в настоящее время описано порядка 150 захоронений с человеческими останками, возраст которых до 2,5 тыс. лет. А академики Молдовы пишут, будто бы, Дубоссары основаны в 1792 г. молдавскими строителями dubase, под которыми они понимают лодки, выдолбленные из цельного ствола дерева (однодеревки, или моноксилы).

Ложь этого утверждения видна явно.
Bus (bas) означает средство передвижения. Примеры: автобус, омнибус, троллейбус или просто бус.
Приставка du-(di-) означает "два", "двойной". Соответственно, dubase должно было бы означать "двойное средство передвижения", то есть "катамаран". Но даже такой подход к пониманию слова dubase опровергается тем, что этого слова нет ни в одном языке.

Идеологический отдел Дубоссарского райкома КПМ слово "дубас" назвал русским, перепутав плоскодонную 14-весельную лодку с парусом для плавания по мелководьям в Прибалтике с лодкой-однодеревкой на Днестре. Дубасы на Днестре не строились и не использовались. Здесь лодки-однодеревки назывались камьями, комьями, комейками, камейками, комягами, дубами. Эти слова происходят от слова "комель" (нижняя часть ствола дерева).

На этом путаница не заканчивается. На Южном Буге и Днепре в настоящее время изготавливаются лодки-однодеревки, которые называют бусами, буськами, басами, баськами, душегубками (из-за неустойчивости), но не дубусами и не катамаранами.

В немецком толковом словаре, откуда пошла эта отсебятина, лодка-однодеревка описывается весельной, остроносой, типа байдарки или каноэ. Позже стали писать, что такие лодки использовались для наведения мостов на другой берег, для чего они непригодны.

Профессор МГУ М.Сергиевский лишь упомянул эту отсебятину из старого германского словаря иностранных слов, не комментируя этого, но дубоссарские "краеведы" пишут, будто, заведующий отделом романских языков М.Сергиевский придерживался этого мнения. Это переписывается "краеведами" друг у друга, не ознакомившись с "Молдавскими этюдами" 1936 г. ученого.

М.Сергиевский лишь упоминает о переправе из лодок, но не приводит сведения, из какого типа лодок они строились, в какое время, что появилось раньше, поселение или переправа. Как уже говорилось ранее, лодки типа байдарки или каноэ непригодны для строительства переправ. На фотографиях таких переправ хорошо видно, что они сооружались из больших тупоносых грузовых лодок, которые не снабжались ни парусом, ни веслами. Такие лодки прибывали в Дубоссары с верховий Днестра вместе с грузом. Назад такие лодки (против течения по каньонам) не возвращались. Часть из них разбирались и служили строительным материалом. Свое дерево в Дубоссарах было дефицитным.

Это ж насколько надо быть бессовестными политиканами, чтобы писать об основании города в 1792 г.? Это ж насколько надо быть бессовестными историками-краеведами, чтобы переписывать эти глупости у молдавских академиков или добавлять отсебятину к этой лжи? Эти же невежды тут же пишут, будто бы Дубоссары названы Новыми Дубоссарами Екатериной II, хотя в Амстердаме еще в 1703 г. перед словами Tombasar (Tymbasar, Tembosar) ставили New или novie, а царица родилась в 1729 г.

На старом еврейском кладбище в Дубоссарах в начале XX века еще было захоронение с указанием даты смерти 1702 г. Сотрудники лаборатории археологии г. Тирасполь, якобы, знают это конкретное место.

Но академики Кишинева, руководствуясь политическими соображениями, пишут о возникновении Дубоссар в 1792 г. А что с них взять, если они утверждают, будто бы Вышний Волочек (расположенный севернее Москвы), основали волохи (румыны).
Ум имеет пределы, глупость - беспредельна!

Между прочим, молдавские правители год 1792 почерпнули у Санкт-Петербургского Генштаба, который в приложении к карте 1787 г. назвали Дубоссары турецким городом. После овладения городом тот же Генштаб "основал" Дубоссары русскими в 1792 г. Молдавским правителям год 1792 понравился, а "основателями" города они назвали молдавских строителей dubase. Ложь на лжи и ложью погоняет.

"Краеведы" Дубоссар! Вы не понимаете, бездумно переписывая упомянутые глупости, вы наносите вред ПМР? На основании этих выдумок в Молдове принимали законы. Автору, бывшему депутату Верховного Совета Молдавской ССР (с 1990 г. Парламента Молдовы) доводилось слышать эту наглую ложь. Что-то доказывать было бесполезно. А тут "патриоты" ПМР своим бездумным плагиатом "трудов" академиков Молдовы вредят своей Патрии (Родины). Сколько еще будет продолжаться эта профанация?

Чем больше ложь, тем скорее в нее поверят.
Эта фраза приписывается министру пропаганды гитлеровской Германии Йозефу Геббельсу. В действительности это перефразированная цитата из книги «Моя борьба» (т. 1, гл. 10) Адольфа Гитлера: «Широкие массы [...] скорее становятся жертвами большой лжи (einer grossen Luge), чем маленькой».

Мы имеем дело с достойными последователями фашистской Германии.

Уважаемые читатели! Если вы хотите знать правду о прошлом Дубоссар (Tombasar), руководствуйтесь сведениями из представленной книги, а не отсебятиной Академии Наук Молдовы, а также "краеведов" Дубоссар, бездумно занимающихся плагиатом политиканов Молдовы!

TOMBASAR - это tom - "режу", "разделяю" + bos (bas, bus) - "бык", то есть место убоя 100 жертвенных быков во время празднования Гекатомбы в Греции. Tombasar - это также место зимовья скота в Дубоссарах (предположительно, район Малого Фонтана) с массовым убоем его поздней осенью - в начале зимы.

Так называемые "турецкие подвалы" в Дубоссарах - это место хранения продуктов убоя с помощью льда, заготавливаемого зимой. Конечно, они имели значение также для военных целей. В них можно было спрятать не только людей, но и животных. Естественно, спрятавшиеся в подвалах должны были иметь запасы воды и пищи.

Не смотрите фильмы "краеведов" Дубоссар о "турецких подвалах". Вам показывают (в лучшем случае" входы в настоящие подвалы, сооруженные из камня-известняка, добытого современными машинами. Известняковые блоки (котельцы) легко пропускают влагу, поэтому НЕПРИГОДНЫ для строительства упомянутых подвалов. Они недолговечны. Настоящие "турецкие подвалы" сооружались из камня-песчаника. Их высота (радиус) порядка 5,5-метров, а ширина (диаметр) - 11 метров. Но в фильмах показывают подвалы для хранения овощей и фруктов, по которым можно ходить только пригнувшись.

Пройдите от гостиницы "Днестровский Сад" в направлении магазина "Цветы", потом метров 70-100 в направлении Днестра! Со двора дома вы сможете попасть в настоящие "турецкие подвалы высотой 5,5 метров. Они тянутся вниз к бывшим болотам, которые высохли после обвалования Днестра.

Лица, названные "краеведами" спелеологами, отрицают, будто бы они делали предположение о строительстве этих подвалов печенегами или половцами. Это выдумка местных недостаточно грамотных "краеведов", чьи фамилии автор не будет называть.

Они даже не поинтересовались результатами раскопок археологов Приднестровья в Байраках. В работе российско-приднестровской экспедиции принимал участие автор этих строк, а руководил ее работой чл.-корр. РАЕН Л.Чепалыга. Он уроженец Крицест, расположенных недалеко от Дубоссарского водохранилища, но о нем в музее Дубоссар ничего не рассказывали. Недавно Л.Чепалыгу все же поздравили с 85-летием и опубликовали статью о нем в газете "Приднестровье".

Человек на территории Дубоссар жил более 1 000 000 лет назад.
Историки ПМР, не повторяйте выдумки академиков Молдовы! Не калечьте души подрастающего поколения!

Поинтересуйтесь трудами Л.Чепалыги и других ученых.