О великом труженике Жан-Поле Бельмондо. Часть 3

Марина Северина
О ВЕЛИКОМ ТРУЖЕНИКЕ
ЖАН-ПОЛЕ БЕЛЬМОНДО

Часть третья
ПОЛНЫЙ КРАХ В ТЕАТРЕ
И УСПЕХ В КИНО


***
Вместо эпиграфа:

"Талант - это ничто
иное, как бесконечная
работоспособность".
(Сомерсет Моэм,
английский писатель,
1874-1965)


(1)

А в парижской
Театральной Школе всё
шло своим чередом.

Юные студенты осваивали
шаг за шагом, постепенно
секреты сценического
искусства.

Среди верных друзей
Жан-Поля были будущие
звезды французского кино:
 
Жан Рошфор, Клод
Брассёр, Ги Бедос и
Мишель Бон.

Они часто смеются вместе,
устраивают розыгрыши,
иногда шокирующие
окружающих.

Так, однажды, эта
"пятерка смелых"
после занятий
инсценировала мини-
хулиганскую потасовку
у самого здания
Театральной Школы, -
к вящему изумлению и
недовольству прохожих.

Не успели невольные
зрители прийти в себя
после увиденного, как
студенты актерской
Школы тотчас прекратили
этот своеобразный
"бесплатный спектакль"
на пленэре.

И дружно отправились
всей компанией обедать
в ближайшее кафе.

Лидер и "режиссер"
этой безумной эскапады -
был, конечно же,
Жан-Поль.

(2)

Были и другие его
многочисленные "подвиги".

Преподаватели регулярно
обсуждают поведение этого
"шута и хулигана
Бельмондо" в кулуарах
Школы.

И приходят к почти
единодушному мнению,
что ни на что другое, как
на клоунские буффонады
Жан-Поль не способен.

Но были среди его
театральных учителей и
такие, кто не разделял
общей точки зрения.

Эти немногие понимали,
что сицилийская кровь
Бельмондо ищет своего
выхода, ведь его предки
были итальянцы с острова
Сицилия.

Именно его горячий,
южный темперамент и
толкает его на безумства.

Эти учителя понимали,
что благодаря своему
невероятному презрению
к опасности, благодаря
открытости его души и
обезоруживающей улыбке,
благодаря все
побеждающему оптимизму -
Бельмондо достигнет успеха
в артистическом мире.

Одним из немногих
защитников этого "трудного
студента" был актер и его
преподаватель Жорж Витали.

Он будет в составе того
злополучного театрального
жюри, которое организует
полный крах Жан-Поля
на выпускном экзамене.

И хотя голос Витали
не был решающим
в судейской комиссии,
именно он первым
пригласит этого необычного
ученика Театральной Школы
на главную роль в фильме
"Прирученная мегера".

Учитель не ошибся: участие
его протеже принесет успех
этой картине.

Предсказание Жоржа Витали
сбудется.

У его бывшего студента есть
все задатки и способности
звезды мирового кино.

И он достигнет вершин
актерской славы, что бы
ни стояло у него на пути.

(3)

Но это будет гораздо
позже.

А пока суровые трудовые
будни чередовались
безумной клоунадой
отпетого хулигана
Бельмондо и всей его
театральной "банды"

Бесконечные шутки и
взрывы смеха становятся
их визитной карточкой.

"Мы были молоды, мы
протестовали против
привычных устоев и
боролись по-своему
против лицемерия и
несправедливости.
 
Мы совершали
сумасшедшие глупости, -
улыбается Жан-Поль,
вспоминая годы юности.

Свою дружбу они пронесут
через всю жизнь и всегда
будут готовы прийти
на выручку друг другу.

(4)

А время выпускных
экзаменов молодых актеров
стремительно приближалось.

Этот 1956 год станет
решающим и определит их
дальнейшую судьбу.

Строгое жюри оказалось
недовольно исполнением
роли Жан-Полем
в выпускном спектакле.

Хотя зрители в зале
аплодируют стоя, громко
скандируют его имя и
свистом протестуют
против несправедливого
решения судей.

А товарищи по актерскому
цеху на руках триумфально
проносят его по сцене.

Но все напрасно!

"Я был возмущен этой
несправедливостью,
вспоминает Жан-Поль. -

Гнев и обида просто
ослепили меня!

И, проходя мимо жюри,
я сделал "жест д'оннер"
(NB. Geste d'honneur
(фр.) оскорбительный
жест)

Все было кончено!

Двери Комеди Франсэз
с треском захлопнулись
передо мной".

Все надежды молодого
артиста на работу
в этом прославленном
театре рухнули
в одночасье.

А мечты на исполнение
главных ролей в драмах
и комедиях рассеялись,
как фимиам.

И так будет довольно
часто в его будущей
карьере Жан-Поля
Бельмондо.

Любовь и признание
публики, оглушительная
международная слава,
с одной стороны.

А с другой - холодное
неприятие его актерских
работ официальной
критикой и многими
мэтрами сценического
искусства.

(5)

Но жизнь снова сделала
свой крутой вираж.

И Жан-Поля наперебой
приглашают режиссеры
для участия в их кино-
картинах.

Он снимается у Жоржа
Витали в "Прирученной
Мегере", и  фильм имеет
успех у зрителя.

Затем следует картина
"Будь красивой и молчи"
режиссера Марка Аллегрэ.

И снова - успех.

А в сентябре 1959 года
Жан-Поль приглашен
молодым, талантливым
режиссером Жан-Люком
Годаром на исполнение
главной роли в его фильме:
"Au bout de souffle",
("На последнем издыхании")

(6)

Жан-Полю не нравится
этот странный режиссер, -
худой, молчаливый,
замкнутый, в затемнённых
очках.

Бельмондо - его полная
противоположность.

Улыбчивый, открытый
балагур и весельчак, душа
нараспашку, рубаха-парень,
мускулистый спортсмен,
обожающий бокс.

Он даже подозревает
Годара в нетрадиционной
ориентации и делится
опасениями со своей
подругой Элоди, будущей
супругой и матерью его
детей.

Та успокаивает его:

"В любом случае, ты
ведь боксер и всегда
сумеешь постоять за себя.

Покажешь ему свой
знаменитый удар левой -
и дело с концом!"

Но не лежит душа
у Жан-Поля к этому
режиссеру.

Он отказывается, и
даже в весьма грубой
форме, что с ним
случается не часто.

(7)

Но Годар настойчив и
не обидчив.

Он видит редкое актерское
и человеческое обаяние
начинающего актера.

И догадывается, что
именно этот природный,
исключительный талант
Бельмондо может
принести успех его
фильму.

Наконец, Жан-Поль,
после долгих раздумий,
принимает предложение
на участие в новой
картине.

Постепенно он начинает
лучше понимать Годара,
беседуя с ним, и даже
разделяет его взгляды и
отношение к жизни.

Роль Жан-Поля в этом
фильме отрицательная.

Его герой - отъявленный
мошенник и большинство
реплик его откровенно
циничны.

Но сила обаяния Бельмондо
и его обезоруживающей
улыбки - огромная.

Через них просвечивает
его благородная натура
боксера, защитника слабых
и поборника справедливости.

А также - его душа
круглого двоечника
и школьного хулигана,
который ничего в жизни
не принимает всерьёз.
 
Его добродушный,
сердечный юмор и смех
сыграли свою решающую
роль.

Персонаж Жан-Поля
самым чудесным образом,
словно по мановению
волшебной палочки,
превращается
в положительный и
вызывает сочувствие
зрителя.

(8)

Режиссер Жан-Люк Годар
во всем следует системе
русского театрального мэтра Станиславского, который
утверждал, что актер
обязан играть так, чтобы
его персонаж (пусть даже
негативный) вызывал
сочувствие и понимание
публики.

Актер и режиссер должны
показать, почему этот
герой стал отрицательным,
раскрыть его внутренний,
психологический мир, его
мысли, его философию.

Показать, что проблемы
этого анти-героя уходят
глубоко корнями в его
детство и его окружение.

(9)

Актерская игра Бельмондо
очень напоминает историю
исполнения роли Глеба
Жеглова российским
актером Владимиром
Высоцким в фильме
"Место встречи изменить
нельзя".

Фильм был создан
режиссером Станиславом
Говорухиным по сценарию
братьев Вайнеров.

Поначалу роль следователя
Жеглова задумывалась,
как отрицательная.

Но актерский талант
Высоцкого и его
блистательное исполнение
превратили его героя
в положительный персонаж.
 
И симпатии зрителя были
на его стороне.

В творчестве Владимира
Высоцкого и Жан-Поля
Бельмондо удивительно
много общего.

По-видимому, это
объясняется схожестью
личностей этих двух
великих актеров, их
характеров, взглядов
на мир и отношения
к жизни.

С удивлением французский
актер скажет позднее:

"Тогда я и не подозревал,
что мы создаём шедевр
и что этот фильм
режиссера Жан-Люка Годара
станет лучшим, заслужит
многие призы и всеобщее
признание".

16 июля 2023

<>

ПРИМЕЧАНИЕ

1) По мотивам
документального
французского фильма
"Этот неисправимый
Бельмондо", 2023 год,
(режиссер Франсуа Леви-
Куэнц)

и журнала Пари-Матч
"Вечный Бельмондо",
декабрь 2021 год.

2) Иллюстрация:
картина современного
французского художника-
импрессиониста Лорана
Парселье (род. 1962)