О ВЕЛИКОМ ТРУЖЕНИКЕ
ЖАН-ПОЛЕ БЕЛЬМОНДО
Часть третья
ПОЛНЫЙ КРАХ В ТЕАТРЕ
И УСПЕХ В КИНО
***
Вместо эпиграфа:
"Талант - это ничто
иное, как бесконечная
работоспособность".
(Сомерсет Моэм,
английский писатель,
1874-1965)
(1)
А в парижской
Театральной Школе всё
шло своим чередом.
Юные студенты осваивали
шаг за шагом, постепенно
секреты сценического
искусства.
Среди верных друзей
Жан-Поля были будущие
звезды французского кино:
Жан Рошфор, Клод
Брассёр, Ги Бедос и
Мишель Бон.
Они часто смеются вместе,
устраивают розыгрыши,
иногда шокирующие
окружающих.
Так, однажды, эта
"пятерка смелых"
после занятий
инсценировала мини-
хулиганскую потасовку
у самого здания
Театральной Школы, -
к вящему изумлению и
недовольству прохожих.
Не успели невольные
зрители прийти в себя
после увиденного, как
студенты актерской
Школы тотчас прекратили
этот своеобразный
"бесплатный спектакль"
на пленэре.
И дружно отправились
всей компанией обедать
в ближайшее кафе.
Лидер и "режиссер"
этой безумной эскапады -
был, конечно же,
Жан-Поль.
(2)
Были и другие его
многочисленные "подвиги".
Преподаватели регулярно
обсуждают поведение этого
"шута и хулигана
Бельмондо" в кулуарах
Школы.
И приходят к почти
единодушному мнению,
что ни на что другое, как
на клоунские буффонады
Жан-Поль не способен.
Но были среди его
театральных учителей и
такие, кто не разделял
общей точки зрения.
Эти немногие понимали,
что сицилийская кровь
Бельмондо ищет своего
выхода, ведь его предки
были итальянцы с острова
Сицилия.
Именно его горячий,
южный темперамент и
толкает его на безумства.
Эти учителя понимали,
что благодаря своему
невероятному презрению
к опасности, благодаря
открытости его души и
обезоруживающей улыбке,
благодаря все
побеждающему оптимизму -
Бельмондо достигнет успеха
в артистическом мире.
Одним из немногих
защитников этого "трудного
студента" был актер и его
преподаватель Жорж Витали.
Он будет в составе того
злополучного театрального
жюри, которое организует
полный крах Жан-Поля
на выпускном экзамене.
И хотя голос Витали
не был решающим
в судейской комиссии,
именно он первым
пригласит этого необычного
ученика Театральной Школы
на главную роль в фильме
"Прирученная мегера".
Учитель не ошибся: участие
его протеже принесет успех
этой картине.
Предсказание Жоржа Витали
сбудется.
У его бывшего студента есть
все задатки и способности
звезды мирового кино.
И он достигнет вершин
актерской славы, что бы
ни стояло у него на пути.
(3)
Но это будет гораздо
позже.
А пока суровые трудовые
будни чередовались
безумной клоунадой
отпетого хулигана
Бельмондо и всей его
театральной "банды"
Бесконечные шутки и
взрывы смеха становятся
их визитной карточкой.
"Мы были молоды, мы
протестовали против
привычных устоев и
боролись по-своему
против лицемерия и
несправедливости.
Мы совершали
сумасшедшие глупости, -
улыбается Жан-Поль,
вспоминая годы юности.
Свою дружбу они пронесут
через всю жизнь и всегда
будут готовы прийти
на выручку друг другу.
(4)
А время выпускных
экзаменов молодых актеров
стремительно приближалось.
Этот 1956 год станет
решающим и определит их
дальнейшую судьбу.
Строгое жюри оказалось
недовольно исполнением
роли Жан-Полем
в выпускном спектакле.
Хотя зрители в зале
аплодируют стоя, громко
скандируют его имя и
свистом протестуют
против несправедливого
решения судей.
А товарищи по актерскому
цеху на руках триумфально
проносят его по сцене.
Но все напрасно!
"Я был возмущен этой
несправедливостью,
вспоминает Жан-Поль. -
Гнев и обида просто
ослепили меня!
И, проходя мимо жюри,
я сделал "жест д'оннер"
(NB. Geste d'honneur
(фр.) оскорбительный
жест)
Все было кончено!
Двери Комеди Франсэз
с треском захлопнулись
передо мной".
Все надежды молодого
артиста на работу
в этом прославленном
театре рухнули
в одночасье.
А мечты на исполнение
главных ролей в драмах
и комедиях рассеялись,
как фимиам.
И так будет довольно
часто в его будущей
карьере Жан-Поля
Бельмондо.
Любовь и признание
публики, оглушительная
международная слава,
с одной стороны.
А с другой - холодное
неприятие его актерских
работ официальной
критикой и многими
мэтрами сценического
искусства.
(5)
Но жизнь снова сделала
свой крутой вираж.
И Жан-Поля наперебой
приглашают режиссеры
для участия в их кино-
картинах.
Он снимается у Жоржа
Витали в "Прирученной
Мегере", и фильм имеет
успех у зрителя.
Затем следует картина
"Будь красивой и молчи"
режиссера Марка Аллегрэ.
И снова - успех.
А в сентябре 1959 года
Жан-Поль приглашен
молодым, талантливым
режиссером Жан-Люком
Годаром на исполнение
главной роли в его фильме:
"Au bout de souffle",
("На последнем издыхании")
(6)
Жан-Полю не нравится
этот странный режиссер, -
худой, молчаливый,
замкнутый, в затемнённых
очках.
Бельмондо - его полная
противоположность.
Улыбчивый, открытый
балагур и весельчак, душа
нараспашку, рубаха-парень,
мускулистый спортсмен,
обожающий бокс.
Он даже подозревает
Годара в нетрадиционной
ориентации и делится
опасениями со своей
подругой Элоди, будущей
супругой и матерью его
детей.
Та успокаивает его:
"В любом случае, ты
ведь боксер и всегда
сумеешь постоять за себя.
Покажешь ему свой
знаменитый удар левой -
и дело с концом!"
Но не лежит душа
у Жан-Поля к этому
режиссеру.
Он отказывается, и
даже в весьма грубой
форме, что с ним
случается не часто.
(7)
Но Годар настойчив и
не обидчив.
Он видит редкое актерское
и человеческое обаяние
начинающего актера.
И догадывается, что
именно этот природный,
исключительный талант
Бельмондо может
принести успех его
фильму.
Наконец, Жан-Поль,
после долгих раздумий,
принимает предложение
на участие в новой
картине.
Постепенно он начинает
лучше понимать Годара,
беседуя с ним, и даже
разделяет его взгляды и
отношение к жизни.
Роль Жан-Поля в этом
фильме отрицательная.
Его герой - отъявленный
мошенник и большинство
реплик его откровенно
циничны.
Но сила обаяния Бельмондо
и его обезоруживающей
улыбки - огромная.
Через них просвечивает
его благородная натура
боксера, защитника слабых
и поборника справедливости.
А также - его душа
круглого двоечника
и школьного хулигана,
который ничего в жизни
не принимает всерьёз.
Его добродушный,
сердечный юмор и смех
сыграли свою решающую
роль.
Персонаж Жан-Поля
самым чудесным образом,
словно по мановению
волшебной палочки,
превращается
в положительный и
вызывает сочувствие
зрителя.
(8)
Режиссер Жан-Люк Годар
во всем следует системе
русского театрального мэтра Станиславского, который
утверждал, что актер
обязан играть так, чтобы
его персонаж (пусть даже
негативный) вызывал
сочувствие и понимание
публики.
Актер и режиссер должны
показать, почему этот
герой стал отрицательным,
раскрыть его внутренний,
психологический мир, его
мысли, его философию.
Показать, что проблемы
этого анти-героя уходят
глубоко корнями в его
детство и его окружение.
(9)
Актерская игра Бельмондо
очень напоминает историю
исполнения роли Глеба
Жеглова российским
актером Владимиром
Высоцким в фильме
"Место встречи изменить
нельзя".
Фильм был создан
режиссером Станиславом
Говорухиным по сценарию
братьев Вайнеров.
Поначалу роль следователя
Жеглова задумывалась,
как отрицательная.
Но актерский талант
Высоцкого и его
блистательное исполнение
превратили его героя
в положительный персонаж.
И симпатии зрителя были
на его стороне.
В творчестве Владимира
Высоцкого и Жан-Поля
Бельмондо удивительно
много общего.
По-видимому, это
объясняется схожестью
личностей этих двух
великих актеров, их
характеров, взглядов
на мир и отношения
к жизни.
С удивлением французский
актер скажет позднее:
"Тогда я и не подозревал,
что мы создаём шедевр
и что этот фильм
режиссера Жан-Люка Годара
станет лучшим, заслужит
многие призы и всеобщее
признание".
16 июля 2023
<>
ПРИМЕЧАНИЕ
1) По мотивам
документального
французского фильма
"Этот неисправимый
Бельмондо", 2023 год,
(режиссер Франсуа Леви-
Куэнц)
и журнала Пари-Матч
"Вечный Бельмондо",
декабрь 2021 год.
2) Иллюстрация:
картина современного
французского художника-
импрессиониста Лорана
Парселье (род. 1962)