Голос далёкого детства

Сергей Целищев
Есть люди, которые не помнят события прошлых лет, они просто стираются с памяти. Я же слава Богу помню все свои годы жизни с раннего детства, все происходящие события, где, с кем и во что играли, кто и что делал, что  говорил, всё  отчётливо помню. Вы может быть мне не поверите, но это действительно так. Всё это было как будто вчера.

Я чётко помню тогдашние лица своих друзей первоклассников. Помню лицо и голос своей первой учительницы, участницы ВОВ Хибученко Евдокии Семёновны. Она имела блестящие наградные медали, прошла войну водителем грузового автомобиля если я не ошибаюсь "полуторки". Помню старую классную доску, потёртую и не свежую на вид, запудренную с годами белым мелом, старые деревянные парты которые сейчас можно увидеть в музее или в старом кино. Евдокия Семёновна нередко читала нам на уроке сказки, и выдержки из книг, а вот каких точно я к сожалению не помню. И часто, очень часто когда была чем то занята, просила кого нибудь из ребят рассказать сказку, с того и повелось. Нежданная радость всегда приходила внезапно, учительница спрашивала:
- Кто может рассказать сказку? Вызывался рассказчик"сказитель" Тима(Тимонов Андрей). Он выходил к доске и как заправский сказочник, словно диктор с энтузиазмом рассказывал сказку, а мы с интересом слушали рассказчика затаив дыхание. В классе стояла полная тишина, лишь изредка нарушаемая нашим смехом в каком нибудь как нам казалось смешном месте. А Евдокия Семёновна тем временем сидела за письменным столом, о чём то думала, и что то писала. Был ещё один "сказитель", "Шапа"(Александр Шаповалов), ныне мой друг детства и врач дерматовенеролог нашей районной поликлиники. Почему "Тима" и "Шапа", да всё очень просто, у нас как и у всех детей в школе были свои прозвища, которые остались с нами и по сей день. Это сокращенные фамилии. Например,  - "Волчок", - это Игорь Волков. "Жук" или "Жучок", - Жлуктов Сергей(ныне покойный). Я был "Целик" и "Цилиндр", ну для кого как, и я естественно отзывался на это прозвище когда меня кто то звал, а позже уже после четвёртого класса я стал "Поэт Русского народа", так меня прозвал учитель русского языка и литературы Дерябкин Василий Васильевич, прошедший ВОВ. Своего одноклассника балагура Андрея Тимонова, я по окончании школы долгое время ни где не видел, потом как то повстречался с ним на литургии в нашем Свято покровском мужском монастыре, где он жил какое то время вместе с трудниками, то есть с рабочими приехавшими потрудиться, кто во славу Божию, кто просто поправить своё материальное положение, а кто то полечить душу и обрести душевный покой. Андрей долгое время работал при дворе нашего Верхнемакеевского Свято покровского мужского монастыря в качестве строителя, а строить там было что, выкладывать дорожки камнем пластушкой, строить во дворе новый Свято Георгиевский храм и многое другое, а сейчас он работает вахтовым методом где то в Москве.

Я как то спросил на школьной перемене у Андрея:
- Андрюха, откуда ты знаешь столько сказок?
- Я в библиотеке книги беру, - ответил он мне, это был второй "Б" класс. И вот я в тот день узнал о библиотеке. А до этого момента я о ней и не слышал. Детская районная библиотека находилась рядом с кинотеатром "Родина", сейчас его давным давно нет. Нет не "тира" который был за стенами кинотеатра, не каруселей, всё давным давно снесли. Но библиотеке повезло больше всех, она была снесена гораздо позже. В ней была церковь Святителя Николая(Свято Никольский храм), в котором служил основатель нашего местного Свято покровского мужского монастыря игумен Алипий(ныне покойный) и иеромонах Антоний. Так вот, в те далёкие школьные годы я записался в эту библиотеку. Я брал и читал в основном сказки, и тоненькие книги по цене пять и семь копеек. Работница библиотеки мне не раз говорила:
- Серёжа, ты не по возрасту берёшь книжки, тебе уже надо читать книги по серьёзней. Но я всё равно делал по своему, брал только сказки. Помню попалась мне книга сказок "Тысяча и одна ночь", и я её многократно читал летом в душном сарае лёжа на топчане и щёлкая семечки. Как то Евдокия Семёновна прочитала нам выдержку из книги "Приключение поросёнка Плюха", автор книги Ирина Георгиевна Румянцева, и я в тот же день нашёл её в библиотеке и взял домой. Я не мог оторваться от героев этого произведения. Потом мне попалась абсолютно новая книга "Ворон Кутха", авторы Е. Рычёв и Л. И. Грибова. И я по своей детской наивности на каждой странице всем героям написал у ртов разные высказывания, будто это говорят они, чего я только не понаписывал. Мне казалось, что это очень смешно, и все строчки были обрамлены так же как общаются герои комиксов в журналах, ну типа в шарике. Я сдал книгу и библиотекарша не просматривала её, это меня и спасло, а то бы наверно влетело за испорченную книгу.

Позже, уже где то в пятом - шестом класс, мне попалась книга фантаста Ю. Беляева "Голова профессора Доуэля", "Продавец воздуха", "Человек амфибия", и другие, и всё в одном сборнике. Я её брал снова и снова, читал на уроке держа книгу под партой, читал дома до позднего вечера, отчим ругался, говорил, что пора мне спать и выключал свет, а я включал фонарик и читал под одеялом. Мне попала книга Наби Даули "Между жизнью и смертью", где автор рассказывает о жизни военно пленных во время ВОВ. Я был потрясён, жизненными условиями пленных, и думал, это сколько же было вшей на майках и гимнастёрках солдат, что их вещи лёжа на земле шевелились словно живые, так писал автор. Как можно было бриться найденным кусочком стекла? Так же неоднократно читал книгу "Властелины атомов", автор произведения Александр Буянов. Меня многое удивило в этой книге, но сильней всего поразило то, что японцы придумали нить, тоньше паутины и крепче стальной проволоки.

Но больше всего я любил читать о Сибири и Дальнем Востоке, о жизни чукчей, от которой я порой плакал от умиления. О как же я их любил и люблю по сей день. Я считал их и считаю своей родной кровью, хоть я и Шорец по матери и бабушке, которую звали Чебучакова Наталья. Читал повесть о мальчике по имени Беркен, который никогда не расставался со своей "носогрейкой"(курительная трубка), ел оленью строганину, юколу и другое. К сожалению не помню названия книги. Я так хотел проникнуть сквозь страницы к нему, обнять, и навсегда с ним подружиться. Благодаря библиотеке, писатель Владимир Санги открыл мне "летопись" О. Сахалина, моей родины. Он сам по национальности Нивх. Нивхи, это коренные жители Сахалина, на ровне с орачёнами.

Я любил библиотеку, и ходил в неё до тех пор, пока меня не призвали служить в С/А. Больше я в родной библиотеке никогда не был. Вернее был, но уже не в поиске литературы на книжных полках, а на Божественной литургии, к которой никак не мог  привыкнуть. Ведь этот храм для меня на всегда остался детской районной библиотекой.

13. 07. 2023 год.