Заповеди Иисуса Христа

Инна Вальдерес
        Эпиграф:

"Собрать все заповеди Иисуса воедино.
И разъяснить их суть, причем, в стихах. -
Пришла мне мысль сия незримо,
Сравнима с бабочкой в цветах!"

Предисловие:

В годы душевного одиночества, кризиса среднего возраста, безверия и пустоты, когда "и скучно, и грустно, и некому руку подать", явился мне светлый образ Спасителя - Иисуса Христа. Пришло в душу осознание великого смысла Его Заповедей. Ведь, они очищают, просветляют, делают лучше и добрее каждого, кто к ним прикоснется душой.

И тогда приходит покаяние, раскаяние в грехах. Душа хочет быть чистой, светлой, достойной своего Спасителя. Она, словно, заново рождается в свете Истины Божьей и наполняется Светом, Счастьем и Покоем. которые может дать только Бог.

Собрать все заповеди Иисуса воедино и раскрыть смысл каждой из них - в этом суть, и в этом моя задача. Для себя и для каждого.

        Вступление:
 
  Значение заповедей Иисуса:

Господь, святится Твое Имя!
Явил свои мне чудеса,
Они вовек неизмеримы,
Душа стремится к Небесам!

Иисус, я верю в Тебя свято,
Ты кровью нам спасенье дал!
За все грехи придет расплата,-
Любовь взойдет на пъедестал!

Любовь Божественная, Вера,
Гармония и Доброта..
Любовь Иисуса так безмерна,
Прощения полны уста.

К тому, кто кается, кто сам
Да припадает к ногам Бога..
Тому открыты Небеса,
И к Свету лишь ведет дорога!

Ведь,"Царство Божие - в тебе,
В тебе самом, в твоей душе!"-
Сказал Иисус. И на земле
Понять нам надо смысл и суть.

И жить, как нам Христос велел,
Все заповеди соблюдая свято.
Хоть, тяжек кажется удел,
Но не тяжеле, чем расплата.

Наоборот: кто просветлится,
И заповеди все поймет,
Тот Ангелом потом родится,
Душа прозреет, оживет.

Наполнится пречистым Светом,
И счастьем станет каждый миг!
Господь, лишь, даст на все ответы
И успокоит сердца крик.

Пролъется нА душу бальзамом,
Все раны твои зарубцует,
Одарит раем и нирваной! -
Пусть будет так,
И так ,лишь, будет.


    Заповеди Иисуса Христа:
            

1."Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Это есть первая и наибольшая заповедь".


           В стихах:

Первая заповедь Иисуса:

Коль хочешь, чтобы жизнь твоя продлилась,
И в Вечности блаженство  ты обрел,
И со Всевышним чтоб душа соединилась,
И чтобы дух твой возродился и расцвел!-

Ты соблюдай все заповеди свято,
И свет наполнит душу до краев!
Знай: за грехи всегда придет расплата.
И сердце вновь очистится твое.

Если покаешься ты искренно и честно,
И призовешь Спасителя к себе!
В душе твоей ему не будет тесно,
Ведь, Он спасенье дать придет тебе.

И Бога возлюби ты всей душою,
Всем сердцем, духом, разумом своим.
И навсегда прибудет Он с тобою,
И будет от тебя неотделим!

А свою волю, поврежденную грехом,
Божественной ты воле подчинишь,
Что правильно и важно, ты поймешь,
Свет Истины в своей  душе  узришь!

Что, все - божественны по сути, дети Божьи,
И потому, по сути,- все  равны.
Все братья - сестры для  тебя, и, подытожив,
Поймешь, зачем законы нам  даны.

Законы Божьи или Заповеди эти,
Которые к блаженству нас ведут
И в жизни вечной,  и на этом свете,
К духовной жизни.  Счастье принесут.

Ведь, счастье, лишь, исходит - из Любви,
Любви Божественной. Она - как свет от солнца!
Мы - лучики, а солнце - Бог.
И мы, в итоге, лишь к Нему вернемся.

Он - Высший Разум, и Любовь, и  Милосердье,
Он даст нам Стойкость, Мужество и Веру!
Коль будем соблюдать с усердьем
Законы Божьи,  и с душой, не лицемерно.


Вторая заповедь Иисуса:

"Возлюби ближнего твоего, как самого себя".

Здесь надо отметить, что даже врагов своих желательно возлюбить: то есть, не испытывать к ним ненависти и не отвечать им злом на зло, чтобы не породить еще большее зло. И еще надо за них молиться. Самая короткая молитва за врагов: " Наставь, Господи, их на путь истинный."
Иисус сказал: "А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.Да будете сынами Отца вашего Небесного."
(Об этом говорит Иисус Христос в  Евангелии от Матфея, глава 5, стих 44)
 
2 заповедь Иисуса в стихах:


Друг друга возлюбить, добро творить!
Да, не хвалясь. И Не превозносить
Себя, гордыню свою теша!
И жребий не бросать: орел иль решка.

Осознанно  свой  выбор  в пользу Света
Нам сделать надо, чтоб душа - прозрела,
Наполнилась Любовью и Блаженством,
И чтобы мы стремились к Совершенству.

Любить людей - то высший завет Бога. 
И все живое возлюбить,  Его творенья!
Любить не только доброго, но - злого,
Ведь, зло приводит часто к просветленью.

К прозрению души.. Враг выявляет
Все наши недостатки. Очищает..
Задуматься нас заставляет над грехами. .
Ведь, зло нас бьет за  то,
Что делаем мы  сами.

Иль делали когда-то в  прошлой жизни:
Убил кого-то -  сам ты будешь убиенным,
Украл, ограбил - сам останешься ни с чем!
Разврату предавался - несомненно
Орудье похоти отнимется затем.

Так что, не злись ты на врага,- добром плати,
И из врага его - да в друга преврати!

 
    ***Девять заповедей    
  блаженства Иисуса Христа***
        (в стихах)

Эпиграф:
       *Девять заповедей  блаженства
        Приведут нас к совершенству!*

****
Ты смиренен, без гордыни,
Кроток, милостив и щедр,
Выше всех себя не ставишь,
Полон благости и веры.

Любишь всем творить Добро,
Не хвалясь им ежечасно,
Истребляешь в себе зло,
Сострадателен, участлив.

Каешься в своих грехах,
Их потом не совершая,
И пороки терпят крах,
В душу их не допускаешь.

Ты не злобный, не сердитый,
И других ты не гневИшь,
Ты не бьешь, и сам не битый,
Не хулишь и не коришь.

Жаждешь Правды ты  и Света,
Не приемлешь клевету,
Отвергаешь лжи  обеты
И стремишься ты к Христу.

Чистый сердцем, и умеешь
Ты прощать, не презирать,
Милосердием согреешь,
И умеешь примирять.

Если вдруг, гоним за веру,
Злом на зло не отвечаешь,
Любишь ближнего безмерно,
И безвинно ты страдаешь..

Но Любовью наполняешь
Снова сердце ты  свое,
И в других ты Свет вселяешь,-
В том спасение Твое!

Что стремишься чрез Христа
Истины Любви понять!
Ведь, спасение  души
Лишь, Христос нам может дать.

*****
   *Девять заповедей     блаженства Иисуса Христа*
       (в прозе)

1) Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
*Здесь "нищие духом" - это  люди смиренные, без гордыни и высокомерия, не ставящие себя выше других и любящие делать добро, не хвалясь им.
И знающие, тем не менее, что они грешники.*
 
       
      Ты смиренен, без гордыни,
      Кроток, милостив и щедр,
      Выше всех себя не ставишь,
      Полон благости и веры.

      Любишь всем творить Добро,
      Не хвалясь им ежечасно,
      Истребляешь в себе зло,
      Сострадателен, участлив.


2)  Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
*Здесь  под "плачущими" имеются ввиду люди, сокрушающиеся о своих грехах, раскаивающиеся в них и плачущие в покаянии. А также все безвинно страдающие.*

       Каешься в своих грехах,
       Их потом не совершая,
       И пороки терпят крах,
       В душу их не допускаешь!

3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
*Кроткие - то есть добрые и смиренные, не гневающиеся и не злобные, которые сами не сердятся и других ничем не сердят. *

     Ты не злобный, не сердитый,
     И других ты не гневИшь,
     Ты не бьешь, и сам не битый,
     Не хулишь и не коришь.
 

4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
*Жаждущие правды - это  люди, стремящиеся к Свету Истины и отвергающие ложь. И не творящие клевету на других. А также желающие спасения для души через веру в Иисуса Христа.*

      
     Жаждешь Правды ты и Света,
     Не приемлешь клевету,
     Отвергаешь лжи  обеты
     И стремишься ты к Христу.


5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
*"Милостивые" -  это люди милосердные и добрые, творящие добро другим людям , а также животным, и  умеющие прощать. *

6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
*"Чистые сердцем" - это люди, не загрязняющие свою душу отрицательными и низкими эмоциями (гневом, злобой, завистью, гордыней, жадностью, корыстолюбием, похотью, унынием). Имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге. Они увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.*

      
      Чистый сердцем, и умеешь
      Ты прощать , не презирать,
      Милосердием согреешь,
      И умеешь примирять!


7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
*"Миротворцы" - это люди, любящие жить мирно и примиряющие других, они назовутся сынами Божиими. *

8) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
*То есть, гонимые за правду, за веру, и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное. *

     Если вдруг, гоним за веру,
     Злом на зло не отвечаешь,
     Любишь ближнего безмерно,
     И безвинно ты страдаешь..

     Но Любовью наполняешь
     Снова сердце ты  свое,
     И в других ты Свет вселяешь,-
     В том спасение Твое!

9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
*То есть, кто смиренно переносит ругательства,  мучения и смерть за веру в Иисуса Христа, тот получит великую награду на небесах.*

         
    Что стремишься чрез Христа
    Истины Любви понять!
    Ведь, спасение  души
    Лишь, Христос нам может дать!

           Заключение:


Бог - это высший Разум, высшее Благо, высшая  Истина и высшее Милосердие.

Бог - это Абсолют, Он вечен и бесконечен, всегда был, есть и будет. 

Бог - есть Любовь.
А значит, кто любит людей, тот исполняет самый высший завет Бога. И не только тех, кто делает нам добро, но и тех, кто делает нам зло.

Оскорбляющих и проклинающих нас  Иисус велит прощать и  платить им добром за зло. Ибо только любовью можно истребить в них зло.

Поэтому " Возлюбить Бога"- это значит наполнить свою душу Божественной Любовью и дарить ее всем существам без исключения, как солнце дарит свой свет и добрым, и злым.

Возлюбить Бога - значит, по моему мнению: делать добро, не грешить, часто и искренно молиться, чтобы поддерживать в своей душе связь со Всевышним.

А если нагрешил, то, как можно скорее, искренно покаяться перед Богом в грехах. Осознать их, как зло, разрушающее твою душу, и более не поддаваться искушениям и соблазнам дьявола. 

И не причинять другим зло, ни во имя добрых целей, ни во  имя злых.

Возлюбить Бога своего - это также значит: признать Его высшее руководство над людьми и Его Божественную волю, признать Его святость и свою греховность.

Самая короткая молитва - это:
" На все воля Твоя, Господи, и помилуй меня, грешного. "

Бог дает нам утешение и стойкость в бедах, терпение и мужество перед лицом смерти и счастье в обычном течении жизни.
***
А любить ближнего, как самого себя -  это значит: относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Осознавая, что все мы - дети Божьи, все божественны по своей природе и все, по сути, братья и сестры.

Это значит:  видеть в людях , в первую очередь, только хорошие качества, суметь их разглядеть. И тогда люди повернутся к вам хорошей стороной.

Всем дарить свет своей  любви и позитив, как Бог дарит свою любовь всем нам, и добрым, и злым.

Вот, что значит возлюбить ближнего своего, как самого себя. И скрыта в этой заповеди еще и третья : возлюби самого себя.

Ибо, если не будешь любить себя, то не сможешь возлюбить и других.

Но любить себя - не значит быть эгоистом и делать только то, что хочется во благо лишь своим страстям и желаниям.

Любовь к себе означает любовь не только к своему телу, но и к своей душе, заботясь об ее нравственном состоянии и чистоте.

Это значит: слушать голос своей совести(своего высшего"Я").

Не грешить, делать добрые дела, не загрязнять свою душу негативом: злом, гневом, гордыней, завистью, страхом, похотью, а также унынием.

А наполнять свою душу Божественной Любовью и Светом, Позитивом и радостью, и дарить это  другим.

А также любить себя, по моему мнению, означает: иметь чувство собственного достоинства и не позволять себя унижать, не принижать и не возвышать себя .
И, осознавая свою божественную сущность, стремиться к совершенствованию души, духа и разума.

Ведь, мы частицы Творца и подобны ему в желании творить прекрасное.

И в самопознании, в познании мира и людей,  в своем непрестанном развитии и совершенствовании видеть свой  смысл жизни.

А также   в развитии и воплощении своих талантов, в обогащении своих знаний и передаче  своей  мудрости и любви другим людям - в этом тоже видеть свое предназначение и свой смысл жизни на земле.

Заповеди Иисуса Христа даны в дополнение к основным Заповедям Божьим, которые были даны Моисею на горе Синай:

     *Десять заповедей*

Первая Заповедь:

«Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»
Это значит: веровать в Бога единого, надеяться на Него, любить Его, повиноваться Его воле, молиться Ему и не иметь никаких других богов, кроме Него (в противовес язычникам).
       
    Первая Заповедь в стихах:

 1. В Бога единого верить,
    Надеяться на Него,
    Доброе - вечное сеять,
    По истинной воле Его.
 
   "На все - воля Божья."-
    Молиться - Всевышнему одному,
    Ему - доверять, прибиться
    К  Источнику    своему.

Вторая Заповедь:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

Чему кланяются язычники?-
На небе: солнцу, луне, звездам; на земле: зверям, птицам, растениям; в воде: рыбам, гадам и другим.

Не делать кумира ни из земных, ни из духовных ценностей, и не иметь сильных привязанностей ни к чему, и ни к кому. Из любимых людей и из отношений тоже не делать себе кумира. А также из власти, денег, славы и прочих земных ложных ценностей.

     Вторая Заповедь в стихах:


     Не делать себе кумира
     На Небе и на Земле,
     Нет счастья нигде эликсира,
     Лишь, Бог  пребывает везде.

     И в Нем лишь источник-
     С тобой он! -
     Блаженства и Счастья,
     Нирваны,-   
     Любить Его всею душою. -
     Залечит Он все твои раны.


Третья Заповедь:

"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно".

Этой заповедью Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно: например, в шутках, в пустых разговорах. Этой же заповедью запрещается: хула на Бога, ропот на Него, ложь под присягою и когда клянутся Богом, а сами лгут, а также кощунство.

     Третья Заповедь в стихах:

    Но Имя Его напрасно
    В пустых разговорах и шутках,
    Не молвить! - То Имя прекрасно,
    И пусть Оно будет в безмолвьи.

    Святыней в душе сохранится.
    А также хулу возводить
    На Господа - не годится,
    Роптать и злословить, язвить.


Четвертая Заповедь:

" Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя), суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему".

Эта заповедь повелевает нам шесть дней недели работать, заниматься своими делами, а седьмой день посвящать добрым делам: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню.
Со времени  воскресения Христова суббота заменилась днем воскресным, или тем днем, в который воскрес Иисус Христос.

    Четвертая Заповедь в стихах:


    Свой крест нам нести со
    смиреньем,
    Работать, по Его Слову, 
    Шесть дней с великим усердьем,
    Седьмой посвящая - Богу.

    Молиться и храм посещать,
    Раскаяться в наших грехах,
    Добра - да  побольше  свершать,
    И думать о Вечных вещах.


Пятая Заповедь:

" Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было,и чтобы продлились дни твои на земле".

Это означает: слушаться их, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них во время их болезни и старости, и молиться о спасении душ их.


     Пятая Заповедь в стихах:


    Родителей - лишь  почитать,
    Заботиться, их любить!
    Во всем и всегда помогать,
    На них не роптать, не гневить.

    Нет ближе родителей наших,
    Их слушать, молить за родных.
    Во всем помогать, когда даже
    Ты занят, - подумай о них.


Шестая Заповедь:

"Не убивай"

Эта заповедь запрещает убивать, то есть, лишать жизни человека либо другое живое существо.

А грешно ли наказывать по закону преступника смертью или убивать неприятеля на войне? Не грешно. Преступника лишают жизни, чтобы прекратить  зло, которое он совершает; а неприятеля убивают на войне, потому что  сражаются за Родину и Отечество.
 
Запрещается также содействие убийству каким бы то ни было образом, например, приказанием, советом, помощью; запрещается и все, что беспокоит и сокращает жизнь ближнего, например, гнев, ненависть, ссоры.

Этою же заповедью запрещается соблазн, когда кто примером своим или советом склоняет другого к неверию или какому-либо греху, что называется духовным убийством.

Надо беречь жизнь ближнего и делать ему всегда одно добро.


   Шестая Заповедь в стихах:

  Гнев,ненависть,ссоры,убийства -   
  Господь не приемлет! - Запрет.
  В Добре лишь проявим единство,
  А жизни лишать - Нет и нет.

  Врага ,лишь, за Родину - можно,
  Преступника - за его зло 
  Судом покарать - правомочно,
  Других же - Не убивать.


     Седьмая Заповедь:

"Не прелюбодействуй."

Этой заповедью запрещается прелюбодеяние, или преступная плотская любовь между мужчиной и женщиной.  Запрещается и все, что располагает к этому греху, например, неумеренность в пище, пьянство, бесстыдные песни, чтение дурных книг и тому подобное. Живущим в супружестве нужно быть верными друг другу, а прочим вести целомудренную жизнь.

     Седьмая Заповедь в стихах:


  И верность хранить в отношеньях,
  Любовь свою, нежность дарить.
  В беде - помогать! Друг для друга
  Лишь, радостью, счастием быть!

  А ложь и измены,  разврат,
  И похоть, и смена партнеров -
  Прелюбодеянья  парад!
  И Бог - не приемлет такого.

  И чревоугодье, и пьянство,
  Наркотики,  - все это грех,
  Душе что вредит с постоянством. - Подальше от этих "утех"!

 
    Восьмая Заповедь:

"Не кради."

Запрещается кража, т.е. брать себе чужое каким бы то ни было незаконным путем.

Грешит против этой заповеди, например, тот, кто ворует, грабит, удерживает плату работника; кто получает плату за работу, но не работает; кто берет чужое обманом, хитростью, например, отдает худой товар вместо хорошего, посредством неправильного веса, или меры не додает проданного.

   Восьмая Заповедь в стихах:


   Восьмой же завет:"Не кради".
   Ни хитростью, ни обманом
   Чужое ты взять не спеши!
   Кто вор - тот с большим изъяном.

   Удерживать плату - также не стОит,
   Иль, деньги брать,но - не работать,
   И грабить народ!-Это зло,да такое,
   Что черти в аду будут хлопать!

   Плохой товар вместо хорошего
   Подсовывать - тоже не стоит,
   Обвешивать и мошенничать!
   Ну, словом, - Не делать плохого.


    Девятая Заповедь:

" Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".

Этой заповедью запрещается ложное свидетельство и вообще всякая ложь.

Против этой заповеди грешат, например, те, кто ложно свидетельствуют в суде; которые ложно жалуются на другого (об Иисусе лжесвидетели говорили, что Он хотел разрушить храм Божий и в три дня создать его. Его же обвинили иудеи в том, что будто Он искал царской власти и запрещал платить дань кесарю).;
те люди,которые говорят ближнему в глаза и за глаза о нем обидные слова; которые насмехаются и осуждают.

     Девятая Заповедь в стихах:

    
 Девятая Заповедь - против Хулы,
 Ведь,Ложь - дитя дьявола, знаем.
 Нельзя обижать! Ведь,последствий
 "молвы"
 Мы не избежим потом сами.

 Нельзя осуждать, клеветать и
 хулить,
 В угоду себе иль другим,
 Своим целям, корыстным,в итоге,-
 Не стоит гневить таким грехом Бога,
 Ей богу, - не  стОит.
   
   

    Десятая Заповедь:

"Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что  у ближнего твоего. "

Этой заповедью запрещается не только делать худое ближнему, но и желать ему худого. Грех против этой заповеди называется завистью.

Мы должны быть довольными и благодарными за то, что дал нам Бог, и доброжелательными к ближнему .
(Источник- Правмир: https://www.pravmir.ru/zapovedi-bozhi/)

     Десятая Заповедь в стихах:

   
 И вот, наконец, и десятый Завет:
 И он - против Зависти нашей!
 Хотим жену ближнего,дом его,скот,
 Иль жизни его лишить даже!

 А все потому, что мы недовольны
 Бываем так часто! А тем, что имеем!
 Другим мы завидуем, ихнему
 "счастью"!
 И зла им желаем,- затем, лишь
  болеем.

 Ведь, смертный грех - Зависть,
 Ведет и к убийству, и к краже,
 И к пьянству,
 Разврату и гневу, с таким
 постоянством!


Любовь же к Богу должна выражаться в повиновении воле Божией, в исполнении заповедей (Ин.;14:15,;21; 1Ин.;5:3); должна стремиться к подражанию совершенствам Существа высочайшаго и иметь цель Его славу (Еф.;5:1–2; Мф.;5:10);

Наконец, должна быть так глубока и непоколебима, чтобы мы готовы были на все пожертвования ради имени Божия (Рим.;8:35,;38–39: снес. Мк.;8:35).

Любовь к ближним, неразрывно связанная с любовию к Богу (1Ин.;4:20), объемлет всех людей, друзей и недругов (Мф.;5:44–45).

Она везде бывает нелицемерна, усердна, от чистаго сердца (1Пет.;1:22), и непременно выражается в делах (1Ин.;3:18; Рим.;13:8–10).

Проникнутый христианскою любовию не обижает ближняго, не только делом, но даже словом и мыслию (Мф.;7:12,;7:1–2,;5:22); напротив, сам великодушно переносит все оскорбления, и прощает все обиды (Мф.;18:22,;5:39,;6:14).

Он всегда милосерд и щедр к ближним своим (Мф.;5:42; Лк.;6:35); он заботится не только о внешнем их благосостоянии, но и о спасении души (1Сол.;5:14–15; Евр.;10:24), и вообще столько бывает предан ближним своим, что готов положить за них самую душу свою – (Ин.;15:12–13). См. Введ. в Богосл. Макария (Булгакова).

Как стяжать такую полную любовь к Богу и ближним? Cм. книжку «Жизнь во Христе», изд. Афон. П. М. 1899 г. Всемирная заповедь о любви к Богу и ближним есть как бы солнечный центр, в котором совпадают и из которого выходят все заповеди Христовы.
(источник:
Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех дурных помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога.

Семь смертных грехов:

Гордыня, Зависть, Жадность(сребролюбие), Блуд(Прелюбодеяние, Похоть), Гнев, Уныние(лень), Чревоугодие.

По словам отца Филиппа,проректора Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, разница между смертным и несмертным грехом состоит в том, что смертный грех тяжелее по своим последствиям:
"Если совершил убийство, то это все равно, что ржавый прут воткнулся в живот. Убийство меняет духовный мир человека: что-то ломается, что-то искажается".
Существует различные перечни смертных грехов, однако все они относительны, сказал он. Тем не менее, матерью всех пороков является гордыня.

Так, гордыня порождает чрезмерную веру в свои возможности. Человек вступает в противоречие с Господом. Грешник хвастается своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него.
 
Гордый человек становится злым, обидчивым, нетерпеливым и так далее. Нужно научится побеждать гордыню, научиться смиряться. А средством борьбы с этим грехом является добродетель.

Совершаются такие грехи по привычке. Например, сквернословие, злость. Реагировать на них нужно сразу же: попросить прощения, прекратить сердиться (слова отца Филиппа).

В собственном мнении гордыня возвышает человека над всеми окружающими, заставляет его относиться к другим людям с презрением. Спустя некоторый промежуток времени человек неустанно начинает думать лишь о себе любимом.
А средством борьбы с этим грехом является добродетель. Живи целомудренно, храни чистоту, - продолжает отец Филипп:

"-Помимо уже названной гордыни, в христианстве к семи смертным грехам относятся гнев, зависть, праздность, алчность, чревоугодие, сладострастие.

Очень часто гнев порождает один из самых страшных грехов - убийство. Причины же, вызывающие гнев, кроются в самомнении, самолюбии, завышенной самооценке. Быть спокойным легко, когда тебя все хвалят. Конечно, некоторые могут сослаться на свой темперамент, однако характер не может служить оправданием для греха. Человек должен знать эту свою пагубную черту и уметь с ней бороться.
Вспыльчивость, раздраженность, принятие гневных помыслов: мечтание отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума (непристойный крик, спор, жестокие, бранные и колкие слова, клевета, злопамятность, возмущение и обида ближнего, ненависть, вражда, мщение, осуждение). К сожалению, не всегда нам удается удерживать себя, свой гнев, когда волна эмоций переполняет. Нужно бороться со своими страстями.

Зависть считается главным препятствием для успеха всех начинаний. Она приводит к духовному разрушению. Предметом этого греха могут быть материальное богатство и нематериальные вещи.
Не всякий может легко воспринять наличие того факта, что кто-то смог достичь лучших условий для проживания. История знает много примеров, когда чувство зависти приводило к преступлению.

Праздность(Уныние,лень, физическая или духовная)- избегание любой работы - как физической, так и духовной. К праздности относят  уныние - состояние беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности.
Леность ко всякому доброму делу. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

Алчность(сребролюбие, жадность) приводит к внутренней злобе, замкнутости. Грех провоцирует страх утраты, а также гнев. С алчностью связана жадность. В Библии слово "жадность" не встречается, однако Слово Божие пристально рассматривает этот порок, разложив на несколько составляющих: сребролюбие, лихоимство, мздоимство, скупость, корыстолюбие, зависть, эгоизм, ненасытность.Человеку характерно хотеть много денег, прилагая все усилия для получения материальных ценностей. При этом он не думает, нужны ли они в целом. Эти люди копят драгоценности, деньги, имущество. Они стремятся заполучить нечто большее, чем у них есть, не имея понятия о пределе, даже без наличия желания его знать

Чревоугодие есть один из видом идолопоклонства, поскольку подверженные этому греху выше всего поставляют чувственное удовольствие. Богом для них является чрево, сладости становятся идолом. С этим нужно бороться и остерегаться. Люди, которые много едят, обжираясь при этом, не могут вызвать ничего приятного. Пища необходима для того, чтобы поддерживать жизнь. Но те, кто подвергаются чревоугодию, полагают, что их родили непременно для тех целей, чтобы они ели.

Сладострастие(блуд): Грехом является распутная жизнь и само страстное желание плотских удовольствий. Кроме того, греховными считаются различные виды сексуальных извращений"(если меж двух людей не присутствует чувство любви).

Какие грехи не прощаются?

По словам отца Филиппа, прощаются те грехи, в которых человек КАЕТСЯ.
"Господь говорит, всякий грех простится человеку, кроме хулы на Духа Святого.
Это связано с тем, что человек, который дошел осознанно до хулы на Духа Святого, прошел точку невозврата. Он не захочет покаяться"(отец Филипп).

Заповеди Блаженства показывают духовную
стезю человека, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты, то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби.

В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие.

Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни.

Храня заповеди Божии, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце.

В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие – к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.

Заповеди Блаженства раскрывают суть духовной жизни и способ исцеления человека. Человек, соблюдающий заповеди, запечатлевается печатью Святого Духа и становится членом Тела Христова, храмом Всесвятого Духа.
(источник
митрополит Иерофей (Влахос)

10 заповедей Божьих были даны, чтобы удерживать людей от совершения зла, а Заповеди Блаженства — чтобы показать людям, как нужно духовно себя содержать, дабы приближаться к Богу.

Заповеди — духовные энергии Любви Божией, и кто не покорит им свою энергию души (волю), тот не соединится с их Духом, и не «взойдет на гору Господню» , т.е спастись не сможет.

Во-первых, исполнение заповедей человеком, является подтверждением его веры и любви к Богу:

"Если любите Меня соблюдите Мои заповеди.

Во-вторых, жизнь по заповедям Христа и Евангелия очищает душу от пороков, и освобождает от греховного рабства:

"Делающий грех, есть раб греха, . если Сын освободит (от лукавого), истинно свободны будете.""

В-третьих, жизнь в делании добродетелей (заповедей) является причиной для Бога, чтобы послать своему верному чаду небесные Дары, которые приходят в сердце человека вместе с благодатью Духа Утешителя:

"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам.

Те же, кто игнорируют и пренебрегают в своей жизни исполнением заповедей Божиих, лишаются духовных благ, состоят в греховном рабстве врагу, отчего ослеплены им к познанию Истины, а по исходе души из тела, будут похищены его слугами — демонами на воздушных мытарствах, как сослужители злу, и низвержены во «тьму кромешную» , где нет Бога(Любви), а слышен только «плач и скрежет зубов».

*Заповеди Божии — основа жизни человека
Иисус Христос:
*Соблюдающий Слово Божие пребывает в свете*

А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины, а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.

Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1Ин.2:3-6).

Чистота, мир непрестанный и неизменный, милосердие полное и другие прекрасные добродетели, которые венчаются благословением, суть заповеди Божии.

Старайтесь исполнить эти веления Духа, коими оживятся души ваши и при посредстве коих воспримете вы Господа в самих себя: они суть безопасный путь. Без чистоты тела и сердца никто же может быть совершен пред Богом.


      Десять заповедей
        (в стихах):


1. В Бога единого верить,
   Надеяться на Него,
   Доброе - вечное сеять,
   По истинной воле Его.
 
  "На все - воля Божья."-
   Молиться- Всевышнему одному,
   Ему  доверять,- прибиться
   К  Источнику   своему.

2. Не делать себе кумира
   На Небе и на Земле,
   Нет счастья нигде эликсира,
   Лишь, Бог  пребывает везде.

   И в Нем лишь источник,-
   с тобой он, -
   Блаженства и Счастья,Нирваны,-    
   Любить Его всею душою!
   Залечит Он все твои раны.

3. Но Имя Его напрасно
   В пустых разговорах и шутках
   Не молвить. -
   То Имя прекрасно,
   И пусть Оно будет в безмолвьи.

   Святыней в душе сохранится.
   А также хулу возводить
   На Господа - не годится!
   Роптать и злословить, язвить.

4. Свой крест нам нести со
   смиреньем,
   Работать, по Его Слову,   
   Шесть дней с великим усердьем,
   Седьмой посвящая - Богу.

   Молиться и храм посещать,
   Раскаяться в наших грехах,
   Добра - да  побольше 
   свершать,
   Подумать о Вечных вещах!

5. Родителей - лишь  почитать,
   Заботиться и любить.
   Во всем и всегда помогать,
   На них не роптать, не  гневить.

   Нет ближе родителей наших,
   Их слушать, молить за родных,
   Во всем помогать, когда даже
   Ты занят, - подумай о них.

6. Гнев,ненависть,ссоры,убийства -
   Господь не приемлет.- Запрет!
   В Добре лишь проявим единство,
   А жизни лишать - нет и нет.

   Врага, лишь,за Родину -можно,
   Преступника - за его зло 
   Судом покарать -
   правомочно,
   Других же - не убивать.

7. И верность хранить в отношеньях,
   Любовь свою, нежность дарить!
   В беде - помогать.Друг для друга
   Лишь, радостью, счастием быть.

   А ложь и измены,  разврат,
   И похоть, и смена партнеров -
   Прелюбодеянья  парад!
   И Бог - не приемлет такого.
   
   И чревоугодье, и пьянство,
   Наркотики,  - все это грех,
   Душе что вредит с постоянством.
   Подальше от этих "утех"!

8. Восьмой же завет: "Не кради".
   Ни хитростью, ни обманом
   Чужое ты взять не спеши.
   Кто вор-тот с большим изъяном.

   Удерживать плату - также не стОит,
   Иль, деньги брать , но  - не работать,
   И грабить народ! - Это зло, да 
   такое,
   Что черти в аду будут хлопать!

   Плохой товар вместо хорошего
   Подсовывать - тоже не стоит,
   Обвешивать и мошенничать!
   Ну, словом,- не делать плохого.

9.  Девятая Заповедь-против  Хулы,
    Ведь,Ложь - дитя дьявола, знаем.
    Нельзя обижать.
    Ведь,последствий  молвы
    Мы не избежим потом сами.

    Нельзя осуждать, клеветать и хулить,
    В угоду себе иль другим,
    Своим целям, корыстным, в итоге,-
    Не стоит гневить таким грехом Бога,
    Ей богу, -  не  стОит.

10. И вот, наконец, и десятый Завет:
    И он - против Зависти нашей.
    Хотим жену ближнего, дом его, скот,
    Иль жизни  лишить его даже.

    А все потому, что мы недовольны
    Бываем так часто. А тем, что имеем!
    Другим мы завидуем, "ихнему
    счастью",
    И зла им желаем,- затем, лишь
    болеем.

    Ведь, смертный грех, Зависть,
    Ведет и к убийству, и к краже,
    и к пьянству,
    Разврату и гневу,- с таким
    постоянством.

          Заключение;

И душу мы губим, в грехах погрязая.
Спасенье - лишь в Боге.
К Нему прибегая, к Его лишь Заветам, Святым и безгрешным,
Мы станем счастливыми.

Он лишь утешит. Поможет нам в бедах,
И с бесами справиться. -
Он всегда с нами.
К Нему лишь направиться.

Молиться и душу свою очищать,
И Божьи Заветы - всегда соблюдать.

********
А что еще говорил Христос в своей Нагорной проповеди:

"Вы — соль земли.
Если же соль потеряет силу,
То чем сделаешь её соленою?
Она уже ни к чему негодна,
Как разве выбросить её вон
на попрание людям.

Вы — свет мира.
Не может укрыться город,
Стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят её
под сосудом, но на подсвечнике,
И светит всем в доме.
Так да светит свет ваш
пред людьми,чтобы они видели
ваши добрые дела и прославляли
Отца вашего Небесного".
(Мф. 5:13—16)

Здесь  указание на необходимость для христиан помогать людям найти путь к Богу (как к Небесному Отцу), прежде всего, своими добрыми делами и праведностью.

"Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей,
Тот малейшим наречется в Царстве Небесном;
А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном." (Иисус)
(Мф. 5:19)

"А вы не называйтесь учителями,
Ибо один у вас Учитель — Христос,
Все же вы — братья;
И отцом себе не называйте
никого на земле,ибо один у вас
Отец, который на небесах;
И не называйтесь наставниками,
ибо один у вас Наставник — Христос.

Больший из вас да будет вам слуга:
Ибо, кто возвышает себя,
Тот унижен будет. "

"Вы слышали, что сказано древним:
Не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону;
а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной."
(Мф. 5:21—22)

"Итак, если ты принесешь дар твой
к жертвеннику и там вспомнишь,
что брат твой имеет что-нибудь против тебя,оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде
примирись с братом твоим,
и тогда приди и принеси дар твой.

Мирись с соперником твоим скорее,
пока ты еще на пути с ним,чтобы соперник не отдал тебя судье,
а судья не отдал бы тебя слуге,
и не ввергли бы тебя в темницу;
истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта."(Иисус Христос)
(Мф. 5:23—26)

"Просящему у тебя дай
И от хотящего занять у тебя не отвращайся."

Призыв к духовному совершенствованию:

"Итак будьте совершенны,
Как совершенен Отец ваш Небесный."

"Когда творишь милостыню,
не труби перед собою,как делают лицемеры в синагогах и на улицах,
чтобы прославляли их люди.
Истинно говорю вам:
они уже получают награду свою.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает,
что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне;
и Отец твой, видящий тайное, в
оздаст тебе явно."

Запрет на показную набожность и показную молитву:

"И,когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах
и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам,
что они уже получают награду свою.

Ты же, когда молишься, войди
в комнату твою и,затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне;
и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно".
(Мф. 6:5—6)

"Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр,
плоть же немощна".
(Мф. 26:41)

"Молитесь же так:
   Отче наш, сущий на небесах!
   Да святится имя Твое;
   Да приидет Царствие Твое;
   Да будет воля Твоя и на земле,
   как на небе;
   Хлеб наш насущный дай нам
   на сей день;
   И прости нам долги наши,
   как и мы прощаем должникам
   нашим;
   И не введи нас в искушение,
   но избавь нас от лукавого.
   Ибо Твое есть Царство и сила
   и слава во веки. Аминь."
(Мф. 6:9—13)

Указание на необходимость прощать других людей с тем, чтобы и Отец
наш Небесный простил нам грехи наши:

"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
(Мф. 6:14—15)


Указание на существование  привязанности человека
к имеющимся у него ценностям:

"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют,и где воры подкапывают и крадут,
Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут,
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".
(Мф. 6:19—21)

Указание на то, что стремление к накоплению земных богатств отвлекает от полноценного стремления к Богу (поиска Царствия Небесного):

"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и маммоне."

Запрет осуждения других и стремления исправлять других, пока не исправил себя:

"Не судите, да не судимы будете,
ибо каким судом судите, таким будете судимы;
И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе
не чувствуешь?
Или как скажешь брату твоему:
«дай, я выну сучок из глаза твоего»,
а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно
из твоего глаза и тогда увидишь,
как вынуть сучок из глаза брата
твоего."(Мф. 7:1—5)

Запрет на раскрытие внутренней духовной жизни христиан перед невеждами:

"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас."
(Мф. 7:6)

Указание просить Бога о помощи в своих нуждах:

"Просите, и дано будет вам;
 Ищите, и найдете;
 Стучите, и отворят вам;
 Ибо всякий просящий получает,
 И ищущий находит, и стучащему
 отворят.

 Есть ли между вами такой человек,
 который, когда сын его попросит
 у него хлеба, подал бы ему камень?
 И когда попросит рыбы,подал бы ему
 змею?

 Итак если вы, будучи злы, умеете
 даяния благие давать детям вашим,
 тем более Отец ваш Небесный даст
 блага просящим у Него."
(Мф. 7:7—11)

Указание поступать с другими так, как хочешь чтоб поступали другие с тобой:

 "Итак во всем, как хотите, чтобы с
  вами поступали люди, так поступайте и
  вы с ними, ибо в этом закон и
  пророки." (Иисус)
(Мф. 7:12)

Указание на то, что путь в Царствие Божие труден, а указателей на нём мало:

"Входите тесными вратами, потому что
 широки врата и пространен путь,
 ведущие в погибель, и многие идут
 ими;
 потому что тесны врата и узок путь,
 ведущие в жизнь, и немногие находят
 их."
(Мф. 7:13—14)

Указание беречься ложных наставников и критерий их распознания:

"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
Итак по плодам их узнаете их."
(Мф. 7:15—20)

Откровение о конце тех, кто не исполняет, и тех, кто исполняет эти заповеди:

"Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое."
(Мф. 7:21—27)(Иисус Христос)


О вере в Иисуса Христа и уподоблении Ему в смирении:

"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и
научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой
душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко."
(Мф. 11:28—30)

О небоязни гонителей:

"Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой.
(Мф. 10:23)

Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы,
и тайного, что не было бы узнано.
Что говорю вам в темноте, говорите
при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях."
(Мф. 10:26—27)

Об уподоблении детям в смирении:

В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
и сказал:
"Истинно говорю вам, если
не обратитесь и не будете как дети,
не войдете в Царство Небесное;
итак, кто умалится, как это дитя,
тот и больше в Царстве Небесном."
(Мф. 18:1—4)

О не соблазнении детей противными Христу учениями:

"И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской."
(Мф. 18:5—6)

Указание на горе соблазняющим:

"Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит."
(Мф. 18:7)

Иисус сказал одному юноше:
"Если хочешь быть совершенным,
пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною."

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Иисус же сказал ученикам Своим: "Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие."
(Мф. 19:16—24)

Указание на необходимость Крещения:

"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа."
(Мф. 28:19)

Указание на реинкарнацию:

"Истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия".
Никодим говорит Ему:
"Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал:"Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие".
(Ин. 3:3—5)(здесь вода-это материя, а Дух- это душа, вошедшая в тело)

"Не обманывайтесь: ни блудники,
 ни идолослужители, ни прелюбодеи,
 ни малакии, ни мужеложники,
 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы,
 ни злоречивые, ни хищники Царства
 Божия не наследуют. "
(1Кор. 6:9—10)