Почему мы зависим друг от друга
или
зачем опираться на невидимое
7.07.2023.
Изучая всесторонне вопросы психологии отношений между людьми, слушая разные выступления и лекции психологов и психотерапевтов, читая глубокие книги, видимо запустила в голову размышление на тему зависимости, со-зависимости, независимости, гармонии и дисгармонии в социуме между индивидуумами, которые соотносятся друг с другом в разных контекстах и пересечениях.
И как сказал один психолог: если Вы задали Вселенной вопрос, то ответ может прийти неожиданно и внезапно. Вот и со мной случилось нечто подобное: в ночь на Ивана Купалы с 6 на 7 июля, вдруг проснулась в потемках, и, откуда ни возьмись, вдруг пришло озарение…
Откуда в человеческой психике есть крючок называемый зависимость, и почему мы хотим быть свободными, но постоянно вступаем в связи, которые нас держат, словно канаты, в зависимости от других. И вырваться – это почти что умереть и родиться заново. И не все на это способны, не все это могут, и не каждый вообще может даже посмотреть в корень такой проблемы, потому что живет на поверхности и копать руду самосознания – это «бред сивой кобылы».
Ответ Сверху прост, как и ответ снизу: человек, созданный по образу и подобию, всегда связан с Создателем-Творцом-Вселенной-Абсолютом. Связан на всех уровнях – телом и душой, с бомбой замедленного действия – духом.
Высшее как угодно назовите, но суть нужно всегда определять точно и с почитанием априорности. Ибо если человек отверг Божественное, как данность, к которой он привязан по рукам и ногам, он не может перестать действовать согласно высшим законам Создавшего и Управляющего миром, даже если созданию хочется своевольничать на внешнем уровне и выходить из повиновения. Внутренний мир, кстати не находящийся в пределах телесной человеческой формы, а проявляющийся только через физические реакции, эмоции, чувства, действия, но при этом находящийся Где-то Там, неизвестно и неопределимо где конкретно, так вот этот мир, называемый психикой, действует сущностно и выражает много такого, что непонятно, зыбко, трудно определимо и потому растекается в понятиях и в алгоритмы не вмещается.
Именно об этом в своих трудах пишет Юнг, который жизнь положил на изучения этой всеобщей и всеобъемлющей темы, и в окончании сделал вывод: «Наша психическая структура повторяет структуру Вселенной и все происходящее в космосе, повторяет себя в бесконечно малом и единственном пространстве человеческой души. «Воспоминания, сновидения, размышления»
И эта фраза, которую я нашла уже для иллюстрации в процессе написания этого эссе, является синхронным отражением того понимания, которое явилось мне в ночном сумраке и осветило сознание, как прожектор: Бог, определяя зависимость своего создания от себя и своих закодированных в данном существе законах, что воплощены в парадигме «по образу создан», тем не менее предоставляет свободу выбора, то есть действия-развития-эволюции, и это можно обнаружить в продолжении «создан по подобию».
Именно в этом явлено благословение и поддержка, ориентир и мотивация – пройти путь самопознания образа, чтобы прозреть подобие и через трансформацию, обрести не зависимость, а связь с Высшим, давшим шанс на жизнь.
Но… Человек отменил Бога, даже продолжая ходить в церкви и совершая ритуалы. Материя поглотила дух. То есть ориентиры на организацию пространства вокруг согласно практикам самосовершенствования психического, сменились на построение пространства в парадигме наукообразности вместо богообразности. И произошел перекос, акценты переместились изнутри наружу, из сферы постижения души и освоения духовных истин, в сферу обустройства тела, дома, всего, что можно пощупать, понюхать, осязать и обонять.
Однако, как сказано в одном старом фильме: «Незнание законов не освобождает от ответственности», что в переводе на контекст данного размышления означает: отказ от изучения психического не освобождает от законов, которые действуют в психике в целом (то, что у Юнга названо Бессознательным), так и твоей в частности. Ты можешь сказать, что души и Бога нет, но Бог через душу будет говорить тобой всякое разное, которое ты вытеснил и зарыл под ковриком твоих убеждений и навязанных социумом установленных парадигм существования.
И вот все, что там под ковриком, точнее в подвалах – сырых и мрачных – замка твоего подсознания, копится до поры, до времени, пока однажды не вываливается скелетом из шкафа или начинает ухать и выть привидением. Юнг назвал это Тенью. И как иначе всё это будет проявляться вовне, как не в твоих взаимоотношениях с людьми. И вот тогда, как черт из табакерки, за любовью – чистой и наивной – следует привязанность, которая перерастает в зависимость, которая грозит потерей здравого ума и трезвой памяти. И толпы пациентов, как на водопой, бредут за живой поддержкой к многочисленным целителям и разъяснителям законов психики.
Потому что, если у тебя нет Бога внутри, то свято место пусто не бывает, и на пьедестал всегда будет посажен идол в виде отца, брата, мужа, свата, начальника, гуру, актера или в женском варианте матери, сестры, жены, начальницы, любовницы, модели, певички… Имя им – легион, но все – на одно лицо, и это – лицо твоей идеализированной Тени. Твой идеал будет монстром, потому что твоя зависимость - прямо пропорциональна тому, насколько твоя личность инфантильна и хочет получать безусловную любовь и безусловное приятие со стороны другого – твоего кумира.
Но такая безусловность может быть дана только Абсолютом, коим не может быть ни один человек, даже самый святой и бескорыстный. Ибо самый сильный и святой – тоже часть Абсолюта, хоть и более значимая в своем постижении Истинного. Но все же. Абсолютизация каких бы то ни было человеческих отношений – это путь в один конец, к тотальной зависимости и катастрофическому разочарованию. Или патологической реакции на несоответствие кого-то твоему желанию и потребности, жажду которой удовлетворить невозможно никогда, потому что берущий – бездонный колодец, а кувшин дающего имеет размеры и пределы.
И снова Юнг: «Человеческие отношения строятся не на дифференциации и совершенстве, поскольку они только подчеркивают различия или приводят к прямо противоположному результату; нет, в их основе лежат несовершенство, слабость, беспомощность и потребность в поддержке, то есть те компоненты, из которых состоит основа зависимости. Совершенство ни в ком не нуждается, в отличие от слабости, которая ищет поддержки и не предлагает своему партнеру ничего такого, что могло бы поставить его в невыгодное положение или даже унизить». «Синхронистичность»
Слабый всегда и неизменно будет искать сильного, более самодостаточного и уверенного, счастливого и энергетичного, но цель одна – чтобы другой заполнил слабость, взял на себя груз ответственности, по сути, - заменил фигуру Бога на собственную. Но это не есть настоящий человек. Это, придуманный слабым, образ и подобие божественного идеала, которому должен (естественно в глазах смотрящего) соответствовать избранный и назначенный на эту главную роль. В чем подмена? В том, что слабый человек отказывается сам идти по пути «из образа в подобие», преодолевая трудности, теряя убеждения и приобретая навыки своего продвижения по духовной стезе, что в христианстве называется «стяжание духа святого». Вместо этого слабый придумывает героя своего романа и перекладывает на него всё. По сути – цель и смысл своей жизни.
Нравится ли это другому? Хочет ли он быть идеалом? И вообще может ли чужая цель стать его собственной? Каждый сильный сам отвечает себе на эти вопросы и выбирает свой путь, согласно своим выборам, взамен чужому. Даже если социум и окружающий мир отменил законы Бога, Вы сами можете выбрать: изучать их и себя в соответствии с их наличием или играть по навязанным правилам… Но это, безусловно, дорога которую осилит идущий, для которого слова апостола Павла - не громкая фраза, а путеводитель: «Мы смотрим не на видимое, а на невидимое», всё, что гнетёт нас в этой жизни, — «кратковременно», а «невидимое вечно».