Почему мы зависим друг от друга

Брущенко Алёна Бруна
Почему мы зависим друг от друга
или
зачем опираться на невидимое
7.07.2023.

Изучая всесторонне вопросы психологии отношений между людьми, слушая разные выступления и лекции психологов и психотерапевтов, читая глубокие книги, видимо запустила в голову размышление на тему зависимости, со-зависимости, независимости, гармонии и дисгармонии в социуме между индивидуумами, которые соотносятся друг с другом в разных контекстах и пересечениях.

И как сказал один психолог: если Вы задали Вселенной вопрос, то ответ может прийти неожиданно и внезапно. Вот и со мной случилось нечто подобное: в ночь на Ивана Купалы с 6 на 7 июля, вдруг проснулась в потемках, и, откуда ни возьмись, вдруг пришло озарение…

Откуда в человеческой психике есть крючок называемый зависимость, и почему мы хотим быть свободными, но постоянно вступаем в связи, которые нас держат, словно канаты, в зависимости от других. И вырваться – это почти что умереть и родиться заново. И не все на это способны, не все это могут, и не каждый вообще может даже посмотреть в корень такой проблемы, потому что живет на поверхности и копать руду самосознания – это «бред сивой кобылы».

Ответ Сверху прост, как и ответ снизу: человек, созданный по образу и подобию, всегда связан с Создателем-Творцом-Вселенной-Абсолютом. Связан на всех уровнях – телом и душой, с бомбой замедленного действия – духом.

Высшее как угодно назовите, но суть нужно всегда определять точно и с почитанием априорности. Ибо если человек отверг Божественное, как данность, к которой он привязан по рукам и ногам, он не может перестать действовать согласно высшим законам Создавшего и Управляющего миром, даже если созданию хочется своевольничать на внешнем уровне и выходить из повиновения. Внутренний мир, кстати не находящийся в пределах телесной человеческой формы, а проявляющийся только через физические реакции, эмоции, чувства, действия, но при этом находящийся Где-то Там, неизвестно и неопределимо где конкретно, так вот этот мир, называемый психикой, действует сущностно и выражает много такого, что непонятно, зыбко, трудно определимо и потому растекается в понятиях и в алгоритмы не вмещается.

Именно об этом в своих трудах пишет Юнг, который жизнь положил на изучения этой всеобщей и всеобъемлющей темы, и в окончании сделал вывод: «Наша психическая структура повторяет структуру Вселенной и все происходящее в космосе, повторяет себя в бесконечно малом и единственном пространстве человеческой души. «Воспоминания, сновидения, размышления»

И эта фраза, которую я нашла уже для иллюстрации в процессе написания этого эссе, является синхронным отражением того понимания, которое явилось мне в ночном сумраке и осветило сознание, как прожектор: Бог, определяя зависимость своего создания от себя и своих закодированных в данном существе законах, что воплощены в парадигме «по образу создан», тем не менее предоставляет свободу выбора, то есть действия-развития-эволюции, и это можно обнаружить в продолжении «создан по подобию».

Именно в этом явлено благословение и поддержка, ориентир и мотивация – пройти путь самопознания образа, чтобы прозреть подобие и через трансформацию, обрести не зависимость, а связь с Высшим, давшим шанс на жизнь.

Но… Человек отменил Бога, даже продолжая ходить в церкви и совершая ритуалы. Материя поглотила дух. То есть ориентиры на организацию пространства вокруг согласно практикам самосовершенствования психического, сменились на построение пространства в парадигме наукообразности вместо богообразности. И произошел перекос, акценты переместились изнутри наружу, из сферы постижения души и освоения духовных истин, в сферу обустройства тела, дома, всего, что можно пощупать, понюхать, осязать и обонять.

Однако, как сказано в одном старом фильме: «Незнание законов не освобождает от ответственности», что в переводе на контекст данного размышления означает: отказ от изучения психического не освобождает от законов, которые действуют в психике в целом (то, что у Юнга названо Бессознательным), так и твоей в частности. Ты можешь сказать, что души и Бога нет, но Бог через душу будет говорить тобой всякое разное, которое ты вытеснил и зарыл под ковриком твоих убеждений и навязанных социумом установленных парадигм существования.

И вот все, что там под ковриком, точнее в подвалах – сырых и мрачных – замка твоего подсознания, копится до поры, до времени, пока однажды не вываливается скелетом из шкафа или начинает ухать и выть привидением. Юнг назвал это Тенью. И как иначе всё это будет проявляться вовне, как не в твоих взаимоотношениях с людьми. И вот тогда, как черт из табакерки, за любовью – чистой и наивной – следует привязанность, которая перерастает в зависимость, которая грозит потерей здравого ума и трезвой памяти. И толпы пациентов, как на водопой, бредут за живой поддержкой к многочисленным целителям и разъяснителям законов психики.

Потому что, если у тебя нет Бога внутри, то свято место пусто не бывает, и на пьедестал всегда будет посажен идол в виде отца, брата, мужа, свата, начальника, гуру, актера или в женском варианте матери, сестры, жены, начальницы, любовницы, модели, певички… Имя им – легион, но все – на одно лицо, и это – лицо твоей идеализированной Тени. Твой идеал будет монстром, потому что твоя зависимость - прямо пропорциональна тому, насколько твоя личность инфантильна и хочет получать безусловную любовь и безусловное приятие со стороны другого – твоего кумира.

Но такая безусловность может быть дана только Абсолютом, коим не может быть ни один человек, даже самый святой и бескорыстный. Ибо самый сильный и святой – тоже часть Абсолюта, хоть и более значимая в своем постижении Истинного. Но все же. Абсолютизация каких бы то ни было человеческих отношений – это путь в один конец, к тотальной зависимости и катастрофическому разочарованию. Или патологической реакции на несоответствие кого-то твоему желанию и потребности, жажду которой удовлетворить невозможно никогда, потому что берущий – бездонный колодец, а кувшин дающего имеет размеры и пределы. 

И снова Юнг: «Человеческие отношения строятся не на дифференциации и совершенстве, поскольку они только подчеркивают различия или приводят к прямо противоположному результату; нет, в их основе лежат несовершенство, слабость, беспомощность и потребность в поддержке, то есть те компоненты, из которых состоит основа зависимости. Совершенство ни в ком не нуждается, в отличие от слабости, которая ищет поддержки и не предлагает своему партнеру ничего такого, что могло бы поставить его в невыгодное положение или даже унизить». «Синхронистичность»

Слабый всегда и неизменно будет искать сильного, более самодостаточного и уверенного, счастливого и энергетичного, но цель одна – чтобы другой заполнил слабость, взял на себя груз ответственности, по сути, - заменил фигуру Бога на собственную. Но это не есть настоящий человек. Это, придуманный слабым, образ и подобие божественного идеала, которому должен (естественно в глазах смотрящего) соответствовать избранный и назначенный на эту главную роль. В чем подмена? В том, что слабый человек отказывается сам идти по пути «из образа в подобие», преодолевая трудности, теряя убеждения и приобретая навыки своего продвижения по духовной стезе, что в христианстве называется «стяжание духа святого». Вместо этого слабый придумывает героя своего романа и перекладывает на него всё. По сути – цель и смысл своей жизни.

Нравится ли это другому? Хочет ли он быть идеалом? И вообще может ли чужая цель стать его собственной? Каждый сильный сам отвечает себе на эти вопросы и выбирает свой путь, согласно своим выборам, взамен чужому. Даже если социум и окружающий мир отменил законы Бога, Вы сами можете выбрать: изучать их и себя в соответствии с их наличием или играть по навязанным правилам… Но это, безусловно, дорога которую осилит идущий, для которого слова апостола Павла - не громкая фраза, а путеводитель: «Мы смотрим не на видимое, а на невидимое», всё, что гнетёт нас в этой жизни, — «кратковременно», а «невидимое вечно».