Поэзия и Женщина, или Письмо моим Музам Поэма

Федор Федорович Федоров
"Кто вы такая? Откуда вы?
Ах, я смешной человек…
Просто вы дверь перепутали,
улицу, город и век."

(Булат Окуджава, "Ваше величество женщина")

Самому Великому, Удивительному, Загадочному и Одухотворяющему
Созданию на Земле - Женщине, посвящает эти одухотворённые
строки автор...

Поэзия и Женщина – безбрежных две стихии
Как умирить в моей негаданной душе мне?! –
Вот кажется: опять пишу стихи я…
На самом деле – девушка прекрасная вновь шепчет!..

Подчас является мне – Красоты богиней?
Иль равною богам, бессмертною Сафо?
Иль Королевой Снежных Грёз покинутой?
Или Великой Берегинею Святой горы Афон?

О, Муза, лик твой отуманен!..
И масок всех твоих не сосчитать! -
Нет-нет, не масок - задушевных проживаний
Загадочнейших душ переживаний,
Душ, всюду Жизнь способны сочинять!

Поэтому нет в мире мест совсем забытых
И не благоуханных – хоть чуть-чуть!
И ни одной не окроплённой битвы
Слезами женщин, разомгляющих наш путь!

В движеньи авторучки – захотите! –
Услышите поэту данный свыше дар –
Изысканно-изящную походку Нефертити,
Самоотверженную поступь Жанны д’Арк!

Под знаком Женщины стихи я вновь слагаю -
Своих созвездий незабвенный Зодиак! –
Вновь в глубину веков проникнуть помогают
Созвездницы Поэзии, что жизни пологают,
Чтоб озарить мужских судЕб несносный мрак!..

Да, Нельсон – адмирал, конечно, знатный! –
Непобедимый им сражён Наполеон! –
Но, если честно, больше склонны знать мы
Об их Любви безумной с Гамильтон!

И Бонапарта вспоминаем вряд ли чаще,
Чем Жозефину - властно-грешную жену!
И увяданье в экваториальных чащах
Его судьбы воинственно-блестящей
С Равноапостольной Еленой помянут!..

И кто, по совести скажите, помнит о причинах
Войны Столетней?! – Зареносный лишь поход! -
И лучезарность Орлеановской дивчины
Сердца потомков разобрали на лучины
И благодарствуют за свой Благой Исход!..

Да, кстати! - Франция Людовика забыла! –
«Собаке» будто бы «собачий» эшафот…
А вот Антуанетта восхитила -
Когда на гильотину восходила -
Своим бесстрашьем! - обриошенный народ…

Да, Женщина и доблестною спутницею Смерти
Способна стать! – Но если всё же Жизнь
С тобою верно разделит во всей безмерности -
На тадж-махалик, будь уж добр, размахнись!..

А то - хоть в Индии, хоть на Руси! – кухарками
Поныне часто Судьбы величаем…
Так почему ж тогда без бравой Анки
Не обошёлся сверхлихой Чапаев?!..

Поэтам же предельно-бесполезно -
С их чувственностью! - очевидность отрицать,
Что главные истоки Чистоты Поэзии –
Сияющие женские глаза!

Не отрицаю, а пою! – предельно-ярко! –
Затмить пытаясь строчкою содом! –
Что женщина – ни куртизанка, ни кухарка! –
Хранительница спальных, кухонных садов!..

Хранительница!.. - Раною сквозной солдата
Закровоточил в стих военный апогей…
Вдруг предо мною Севастопольская Даша,
Как Кульминация ожившая! - стих спасшая! -
Иль «леди с лампой» Флоренс Найтингейл!..

Когда же сам я  в необъятный бой вступаю,
И слово трепетное - как оружие! -беру,
Русалочкою Андерсена лирика ступает! -
И бессердечность душ пронзительно-тупая,
Мечи толпы вдруг покоряются перу!..

Когда ж молитвенно слагаю песню веры,
Иль марш суровый - овесенить! - захочу я,
Не подходя! - подходит к строчкам Анна Герман,
И очаровывая, боли их врачует…

А иногда лик явит Далида мне! –
Так царственно-отчаянно пройдёт,
Как будто бы обложит звёздной данью!..
Моя Поэзия - чуть позже соберёт!..

Для звёздной дани пыл особый нужен! –
Ни больше и ни меньше – маяковский! – пыл.
Но чтоб смягчить предельность пыла безоружную,
Вдохнёт его духовная подружка
Сверхнежно – чувственный цветаевский наплыв
В тяжеловесность моей строковой стопы!..

Когда же мне нечеловеческий накал
Не выразить всей мощью слов несметных,
То Леси Украинки сила духа на века
Прогонит все чахоточные облака
От мечт поэта! - дарящих бессмертье…

И Песня вновь жива! Жива бессрочно!..
Года уходят… и столетья мрут!..
Двадцатый умер… Но всё ж Ванга в нём пророчит! –
Опять нам двадцать первого непрочность…
И всё сияет милосердный изумруд –
Улыбка леди Ди – вновь веку моему!..

И Анна Франк тихонько нам всё пишет,
Постскриптум сверхответственный доверив часто мне -
С безмерной искренностью детской и всевышней...
Кастурба Ганди – светлой тенью - так затишно! -
Помощницей – самоотверженной излишне! –
И после смерти верит в «век Махатмы» уж сто лет!..

И более того, когда я к верности взываю
В моей поэзии - Лаура предстаёт! –
Петрарки Муза, что сама не знает,
Что он её всё так же дожидает…
Уже в стихах чужих! - доселе ждёт...

Нет в мире власти брежней и безбрежней,
Чем Женский Свет! - Тысячелетний Лик!
Плюс Бесконечность – за один Любовный Миг! -
О, Муза, Муза! Моя Муза вечно-вешняя!..

Когда нашепчешь мне мой истинный шедевр,
То,знаю, строки соберутся, как волхвы!..
Рифмовка крепкая – лишь кирпичи для хлева,
Где лик счастливейший узреть Марии Девы,
Рожденье смыслов Божьих незабвенное
Вы сможете сквозь фарисейский гул Молвы!..

Но твой лик, Муза, будет так же отуманен!..
И вновь не сосчитать мне на твоём лице –
Не масок, а улыбок! – искренне-гуманных,
Земных – поющих взглядов – не экранных! -
Таинственный и - внеземной! - концерт...

От всей души поэта, Муза, благодарен!..
Ну что ж, до скорого свиданья, милый друг!
Когда вновь явишься? - никто не нагадает. -
Какою "Незнакомкой" шедевральной?..
Лишь потому Поэзия не меркнет за годами,
Что столько Женщин! - невзначай в Ней загадали
Свои загадочные Ласку и Хандру -
В единой Музе – мне представшей деве тайной! –
Дарящей сей благословенный труд…

P.S.
Поклон бью низкий, Женщины, за чудо-ремесло вам!.. –
Но Музы, сотворённой вами, шарм -
Я свято верю! - озарит не только Слово,
Но моей жизни беспокойную основу! -
И в чуткой спутнице поэта, безусловно,
Неистовые Силы Вдохновений воскрешат
Марину Влади иль Надежду Мандельштам!..

(30 июня – 3 июля, финальная авторская редакция – 3 июля)

ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!
Данное произведение имеет множество отсылок – как к общеизвестным именам, событиям и понятиям, так и – к малознакомым широкой публике. Поэтому хочу пояснить отдельные моменты.

1) «Обриошенный народ». «Обриошенный» - один из многих авторских окказионализмов данной поэмы ("разомгляющий", "созвездница", "брежный", "тадж-махалик" и другие). В стихотворной строфе, где употреблён окказионализм «обриошенный» говорится о казни последних французских королей из династии Габсбургов. Мария-Антуанетта, супруга Людовика XVI, стала знаковой исторической личностью благодаря именно этой казни – смерти, которую бесстрашно встретила королева.

Именно ей приписывается фраза: «Если у народа нет хлеба, пусть едят пирожные!» (от фр. Qu'ils mangent de la brioche — буквальный перевод «Пусть они едят бриоши»). Эта французская фраза стала символом отрешённости монархов от проблем народа.

2) Равноапостольная Елена – культовая фигура в христианском мире, однако полагаю, что невоцерковленные люди могут не знать об этой святой подвижнице.
 
Итак, Фла;вия Ю;лия Еле;на А;вгу;ста (лат. Flavia Iulia Helena; ок. 250—330) — мать римского императора, знаменитого Константина I Великого. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская). В честь праведной царицы был назван остров святой Елены в Атлантическом океане – знаменитый тем, что свои последние дни в изгнании на нём провёл Наполеон Бонапарт.

3) "Великая Берегиня Святой Горы Афон" – речь идёт о Богородице. Святая гора Афон известна не только как основное место паломничества православных христиан всего мира, как крупнейшее в мире средоточие православного монашества, но и как одна из четырёх мировых святынь, почитающихся как земной Удел Богородицы.

4) "Королева Снежных Грёз" – творчески преобразованное имя героини всемирно знаменитой сказки Ганса Христиана Андерсена - Снежной Королевы.

5) Даша Севастопольская и Флоренс Найтингейл – пожалуй, самые знаменитые сёстры милосердия в мировой истории, символы верного самоотверженного ухода за больными. Обе получили признание и славу, спасая раненых солдат на фронтах Крымской войны:

5.1.Даша Севастопольская была одной из первых сестёр милосердия. Как и Крестовоздвиженская община сестёр милосердия, Дарья Михайлова (таково её настоящее имя) стоит в ряду всемирно знаменитых подвижниц, как и вся Крестовоздвиженская община сестёр милосердия.

Во время обороны Севастополя Дарья Михайлова, не имевшая медицинского образования, в числе первых среди «севастопольских патриоток» — жён, сестёр, дочерей участников обороны, оказывала помощь раненым и больным защитникам Севастополя. На свои средства она оборудовала первый походный перевязочный пункт. Не зная её фамилии, долгое время её называли Дашей Севастопольской, так её окрестила народная молва, под этим именем она сохранилась в воспоминаниях врачей — участников войны. И только недавно, в Центральном военно-историческом архиве были найдены документы на имя Дарьи Лаврентьевны Михайловой.

За свой подвиг во время войны была награждена императором Николаем I золотой медалью с надписью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди. Сверх того, ей было даровано пятьсот рублей серебром и заявлено, что «по выходе её в замужество [Государь] пожалует ещё 1000 рублей серебром на обзаведение». Золотой медалью «За усердие» награждались лишь имеющие три серебряные медали. Приказ о награждении во исполнение воли Его Величества был объявлен по всему Черноморскому флоту.

5.2.Флоренс Найтингейл – британская сестра милосердия и общественная деятельница, национальная героиня Великобритании.

В период Крымской войны, Флоренс вместе с 38 помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в казармах Селимие в районе Скутари в Стамбуле, а затем в Крыму. Последовательно проводила в жизнь принципы санитарии и ухода за ранеными. В результате менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42,7 % до 2,2 % (!!!).

В 1856 году Флоренс на свои деньги поставила на высокой горе в Крыму над Балаклавой большой крест из белого мрамора в память о солдатах, врачах и медсёстрах, погибших в Крымской войне. Крымская война сделала Флоренс национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, называя её «Леди с лампой» (The Lady with the Lamp), потому что по ночам со светильником в руках она сама обходила палаты с больными.

В 1857 году американский поэт Генри Лонгфелло увековечил этот образ в поэме «Святая Филомена», где в частности писал: «В этот час страданий я вижу леди с лампою в руках»(1857).

6) В одной из строф моего произведения упоминается величайшая польская певица Анна Герман, которая вряд ли нуждается в представлении. А вот выражение «Не подходя, подходит», является отсылкой к одной из красивейших нежнейших песен в исполнении Анны – «Я к тебе не подойду»;

7) Леди Ди – сокращённая форма имени принцессы Дианы Уэльской – знаменитой общественной деятельницы и благотворительницы XX века, также не нуждающейся в представлении;

8) Кастурба Ганди – жена одного из величайших мыслителей, политиков и общественных деятелей XX века – Мохандаса Карамчанда («Махатмы») Ганди, создателя знаменитой «сатьяграхи» - учения о ненасильственном сопротивлении.

Его жена, к сожалению, осталась в тени этого поистине грандиозного человека. Однако её каждодневная помощь мужу - подвижническая, просветительская и общественная деятельность - тоже имела огромное, незаменимое значение в борьбе индийцев за свою независимость от владычества Британской империи.

Например, Кастурба Ганди, несмотря на хронический бронхит, продолжала участвовать в гражданских акциях неповиновения и протестах по всей Индии и часто занимала место своего мужа, когда тот находился в тюрьме. Большая часть её времени была посвящена помощи людям и служению в ашрамах. Часто её называли «Ба» (уменьшительно-ласкательное от Кастурба) или «мать».

В 1917 году Кастурба работала в сфере благотворительности, помогая женщинам в Чампаране (ныне штат Бихар). Она преподавала женщинам гигиену, начала медицины и первой помощи, обучала чтению и письму. В 1939 году Кастурба приняла участие в ненасильственных протестах против британского правления в Раджкоте, поскольку местные женщины попросили её выступить от их имени. 

Следствием этой деятельности были многочисленные аресты и тюремные заключения – наравне с мужем. Но даже в тюрьме Кастурба Ганди учила женщин молитве и поощряла в стремлении обучаться грамоте.

Когда-то ваш покорный слуга посвятил Кастурбе Ганди отдельное достойное содержательное стихотворение. Теперь самоотверженная жена Ганди была упомянута мной в данной поэме.

9)«Незнакомка шедевральная» – отсылка к знаменитой картине Ивана Крамского.

10) Марина Влади – французская актриса, жена великого русского поэта Владимира Высоцкого;
11) Надежда Мандельштам – писательница, мемуарист, лингвист, преподаватель, жена великого русского поэта Осипа Мандельштама.

Марина Влади и Надежда Мандельштам в контексте данной поэмы символизируют самоотверженную заботу о своих гениальных мужьях, являются примерами настоящих спутниц жизни для глубоко творческого человека.