Глава 3. Поездка на речку

Дэн Ксудач
     В понедельник, в одиннадцать часов, как договаривались, за Николаем и его мамой заехали Артамоновы и они все вместе поехали на одно красивое место. Погода действительно выдалась хорошая и ярко светило солнце. Сергей был за рулём арендованного микроавтобуса, а Николай с Константином заняли места на переднем сидении. В то время как машина ехала по дороге, Озерцов радовался внутри себя, что всё в жизни порой заканчивается хорошо и то, что есть прекрасная возможность сменить обстановку. Всё это только повышало настроение. Тем для разговоров было немало и друзья хорошо провели время. После знакомства с этой семьёй, Николай радовался, что приобрёл много хороших друзей.
     На место отдыха они приехали благополучно, час езды по трассе и 15 минут по просёлочной дороге. Там наших героев встретили домик, речка с мостиком, поляна и рощица на пригорке. Возле домика было даже что-то напоминающее детскую площадку с качелями и песочницей. А возле самого домика находилась веранда, которая располагалась над водой. В общем, место было прекрасное. Как только машина въехала на территорию и остановилась, их встретил Артём – друг Сергея, который приглядывал за участком. Сергей вышел из машины и они горячо поприветствовали друг друга, а затем мужчины начали выгружать вещи из машины и заносить их в дом. Девочка Алина, вечная егоза и непоседа, решила над всеми подшутить. Она улеглась на сумку и сказала, что не будет сходить с него. Тогда Николай с Сергеем, молча посмотрев друг на друга, улыбнулись и, взяв сумку с девочкой, понесли в дом. Зайдя в него, Николай спросил:
– Это куда?
– А это инструменты, их надо на чердак, – ответил спокойно Артамонов.
– Понесли, – коротко бросил Озерцов и двое мужчин направились к лестнице.
– Нееет, не надооо на чердак, я боюсь! – запротестовала Алина.
– Как не надо, – произнёс Сергей Назарович, – техническую сумку в чистом коридоре не поставишь.
– Там темно и холодно. И там крысы! – воскликнула девочка.
– Ну раз так, пассажира на диван, самолёт на стоянку, – шутливо произнёс Николай и они вместе с Сергеем аккуратно положили её на диван. Девочка со смехом упала на мягкую поверхность, а Джанет с Еленой весело засмеялись, глядя на эту ситуацию.
     Когда все разместились в домике, молодёжи достался весь второй этаж, Сергей предложил провести небольшое общение на природе и пожарить шашлыки. Эта идея всем понравилась и парни принялись за дело. Поставили мангал, натаскали в него углей и, полив спиртом, подожгли. После того как пламя немного поугасло и остались одни тлеющие угли, женщины и мужчины стали нанизывать мясо на шампуры.
– Итак Николай, – произнёс Сергей с небольшим акцентом, – сейчас мы научим тебя, как правильно готовить настоящий кавказский шашлык по-семейному рецепту.
– Который хранится в глубокой тайне и передаётся из поколения в поколение, – добавил с акцентом Константин.
    Николай молча улыбнулся и кивнул головой. При этом он внимательно смотрел и делал как ему показывают.
– Первым делом… – произнёс Сергей.
– … самолёты, – вставил Николай и Костя рассмеялся.
– Нет, не самолёты, – сказал с улыбкой Сергей Назарович, – нужно взять этот прекрасный кусок бараньего мяса и хорошо обсыпать специями. А затем натираем ими весь кусок. Их можно купить в любом магазине, ну лучше всего на восточном  базаре..
– То есть на рынке, – произнёс Николай, посыпая мясо специями.
– Не-а, вот именно, что лучше всего на настоящем восточном базаре, – произнёс Костя. –Мы, кстати знаем пару таких мест в городе и периодически ходим туда с сестрёнками.
– Затариваетесь? – спросила мама Коли.
– Да, там очень хорошие продукты и мы любим туда ходить, особенно когда завоз, всё свежее, – ответила Джанет.
– Что всё прям свежее? – спросил Николай.
– Наисвежайшее, – вставила Катя.
– Ясно, что дальше? – молодой пилот держал в руках кусок шашлыка, ожидая дальнейших указаний, как пилот от диспетчера.
– А дальше самое интересное, – продолжил Сергей, – то, что делает этот шашлык таким вкусным и ароматным, и совершенно непохожим на любой другой; мы окунаем его в маринад: смесь из пряностей и майонеза с кетчупом, которую нам любезно приготовила тётя Джана с девочками, – продолжал акцентировать Сергей, опуская мясо в таз со смесью.
– Короче говоря – аджика, – произнёс знающим тоном Озерцов и тоже опустил свой кусок в бадью.
– Ага, аджика, магазинная, – в шутку произнесла Джанет и Елена засмеялась.
– Слушай дорогой, – начал Костя, – это у тебя может аджика, а у нас в семье это принято называть по-своему – соус для шашлыков.
– Как аджику не называй, она всё равно аджикой и останется, – сказал Николай.
– Сам ты аджика – засмеялся Артамонов–младший. – Здесь у вас всё с добавками, то что в магазинах называют «аджикой», а тут всё натуральное!
    Озерцов с улыбкой посмотрел на него и со смехом сказал:
– Понял тебя дорогой, давай говори, шо там далее.
– А далее, – подхватил Сергей, – мы надеваем мясо на шампур и жарим до готовности.
– А как мне понять что он готов? – спросил Озерцов.
– Через 20 минут делаешь надрез и слегка надавливаешь – если мясо кровоточит, значит не готов, – объяснил Сергей.
– И всё?
– Пока всё, а дальше посмотрим, – заключил Константин и вместе с другом нанизали несколько кусков на два шампура. Потом они положили их на огонь и стали жарить.
– Мальчики, вы соуса много не тратьте, – сказала Джанет, – а то его может не хватить, мяса-то набрали ого-ого…
– Я думаю вполне хватит, – произнёс задумчиво с улыбкой её муж, – для нас мужчин мяса много не бывает!
– Да-да, я поняла, – засмеялась жена Сергея.
– А мы всего барашка слопаем, так что мам можешь не беспокоиться, – вставила Алина.
– Ой, а мне много не надо, а то я опять пару лишних килограммов наберу, – произнесла Катя.
– Не боись, не наберёшь, – сказала мама Николая, – тем более сегодня такой замечательный день…
– …когда можно позволить себе немного лишнего, – вставил Константин.
– Точно, – снова засмеялась его мама. Она была весёлой и жизнерадостной женщиной.
    Когда прошло пятнадцать минут, Николай сделал надрез на одном куске мяса и надавил на него. Из него потекла красно-светлая жидкость.
– Ну что? – спросил его Костя.
– Кровит, – задумчиво проговорил Озерцов, отложив нож в сторону.
     Так прошло некоторое время. А когда мясо было готово, все сели есть. Друзья прекрасно наелись и похвалили друг друга за помощь и искусно приготовленную еду. Когда Николай откусил кусок и прожевал его, то услышал вопрос:
– Ну что дорогой, как тебе? – это был Костя.
Озерцов проглотил кусок и произнёс:
– Восхитительно! Мясо в аджике…
– Слушай – чего ты пристал со своей аджикой? Это – соус! – в шутку обозлился Артамонов–младший.
– Соус это и есть аджика, – сказала Елена, – он вполне правильно заметил.
– Да, но это же совсем не аджика! – сказал Константин.
– Кость, да какая разница, – произнёс Сергей, – пусть люди называют как хотят. Здесь главное  всё хорошо приготовить.
– Вот именно, –  подтвердила его супруга.
     Именно в таком весёлом и жизнерадостном общении и прошёл обед. Стоял жаркий день, светило солнце. Кто-то предложил искупаться. Сергей поддержал эту идею и мужчины, переодевшись в приличную купальную одежду, побежали к реке. Два молодых парня тут же принялись рассекать волны.
– Давай кто быстрей, вон до того камня! – предложил Костя.
– Принял! – сказал Озерцов и вода закипела под их руками.
     Победила дружба, правда молодой мускулистый пилот чуточку обогнал своего друга, который был на голову ниже его и слегка уступал ему в силе и ловкости. Когда они вернулись назад, то принялись брызгать девочек, которые не купались, а ходили по берегу.
– А-а-а-а! – завизжали они от прохладных капель воды, а затем началась водная игра.
     Николай радовался внутри себя как ребёнок. Он уже давно так не веселился с друзьями. Он и его друг, одевшись, начали обливать водой девчонок, а те, воспользовавшись их передышкой, перешли в «контрнаступление». Брызги воды покрывали ребят, и это ещё больше заводило веселием и радостью. Тогда парни принялись обороняться, но в итоге все остались мокрыми с ног до головы. После этого, все побежали наверх переодеваться. Настроение было на подъёме.
    После купания, когда молодые люди привели себя в порядок, все собрались на веранде. К концу дня Сергей предложил время в христианском общении и чтении отрывков из Библии. В тот вечер они обсудили тему дружеских отношений, о которых когда-то написал царь Соломон в книге Притч 18:24. Во время обсуждения, Сергей привёл пример дружбы Давида и Ионафана. Это были разные люди, различные по возрасту, социальному статусу и, возможно даже, интересам. Однако именно про них было сказано, что «Ионафан полюбил Давида, как свою душу» и они «стали близкими друзьями» (1 Царств 18:1). Нашим героям было очень интересно участвовать в обсуждении этого вопроса и каждый высказал немало полезных мыслей. Особенно это понравилось Косте и Николаю, они постоянно вспоминали этот пример дружбы.
     После общения все зашли в дом за тёплыми одеялами: Сергей, Джанет и Елена решили ещё посидеть пообщаться, а Николай, Костя и девочки немного прошлись по территории участка. В какой-то момент Николай уединился от всех и, сев неподалёку от друзей, стал смотреть на закат. В такие моменты он всегда любил вспоминать какие-нибудь случаи из жизни, строить планы на будущее, или просто подумать и поразмышлять над библейскими темами. Сейчас он думал о теме, которую они обсудили на общении. «Да, – говорил молодой человек сам себе, – хорошая дружба в Господе - это всегда прекрасно. Но вот что касается отношений между мужем и женой - тут не всё ясно» В конце общения, Сергей обратил внимание, что и в браке между супругами тоже должна быть взаимная дружба и привязанность друг к другу. Но молодой человек лишь молча прослушал эти мысли - ему это было неинтересно. Про то, что случилось в гостинице Чкаловска, он так и никому не рассказал. А чтобы вновь не погружаться в мрачные мысли, Николай быстро переключился на воспоминания, связанные с работой. Он вспомнил один рейс, когда ему довелось наблюдать точно такой же закат, как сейчас.
     В этот момент к нему подошла Катя.
– Можно с тобой посидеть? – с улыбкой спросила она у Озерцова.
     Тысяча мыслей пронеслось в голове у Николая, но вслух ответил:
– Да… конечно.
    Катя села напротив, а Костя с Алиной находились неподалёку. И тут девушка спросила:
– О чём думаешь?
– Да так… сижу, вспоминаю, как мы с Владивостока на закат летели, и меня в глубокий сон потянуло, – задумчиво произнёс молодой пилот.
– Ты уснул за рулём? – спросила девушка и поправила себя. – В смысле, за штурвалом?
– Да, и такое бывает в нашей работе, особенно когда подряд три рейса сразу, без передышки, – последовал ответ молодого человека.
– Надо же, и как это случилось?
– А так; мы взлетели, набрали высоту, встали в эшелон; два часа летим, а я уже чувствую – в сон клонит, и тело само откидывается на спинку кресла. Глаза при этом слипаются, а голова плохо соображает. Дело вечером было, до этого два дня подряд туда-сюда, ну я со штурвалом в руках вот так и уснул, – с этими словами Николай наглядно показал, как это было.
     Катя внимательно слушала и смотрела на своего собеседника и спросила, смотря пилоту в глаза:
– Ничего себе! А как вы долетели?
– На автопилоте, – ответил Озерцов, – очень полезная штука. Командир, значит, увидел, что я сплю, толкнул меня слегка в бок раза два – ни в какую, так сморило. Тогда он управление взял на себя, а сам Женьке шепнул, чтобы тот не задремал и повёл Фадеича в Москву один. Я только через два часа проснулся.
– А кто такой Фадеич? Пилот что ли?! – не поняла девушка.
– Нет, это наш самолёт так называется – Ф. Ф. Беллинсгаузен, мы его Фадеичем зовём, – объяснил Озерцов. – Есть ещё другой – И. Ф. Крузенштерн, мы на нём тоже летаем.
– Понятно, – произнесла Катя. Николай посмотрел на неё и спросил:
– А ты сама как на своей работе? Сильно устаёшь?
– Да я вот интернатуру* недавно закончила, – ответила она, – сейчас фельдшером работаю в детской поликлинике.
– Как интересно, у меня вот тоже только что стажировка закончилась после этой посадки, – заметил молодой пилот и добавил. – Нас можно поздравить – профессии в руках.
– Спасибо, – улыбнулась девушка, – правда я пока на полставки, но в принципе это мне не мешает заниматься другим важным делом. Правда, иногда практики не хватает, болезни они ведь разные бывают и с разными симптомами.
– Ничего, главное освоиться, а практический опыт со временем придёт. Главное полагаться на Бога.
– Это верно. А ты сам как?
– Нормально. Ты имеешь в виду духовное?
– Да.
– Мы вместе с Женькой ходим, иногда общаемся с людьми, а когда прилетаем надолго в другой город, стараемся с друзьями-христианами встретиться. Вот недавно чартер в Польшу был, на трое суток, так мы полякам помогали в Воломине.
– Ух ты, здорово! – удивилась Катя и спросила. – А Воломин это где?
– Пригород такой, в Варшаве, – объяснил Николай.
– И как оно?
– Ты знаешь, может мне показалось, но в Европе люди как-то более отзывчивые, более понимающие, что ли. В Польше я как-то с одним англичанином, так он с удовольствием выслушал факты, подтверждающие существования Бога, и даже согласился. Помнишь то видео про творения Бога?
– Да, конечно.
– Вот я ему их показал.
– Здорово.
– Но это то ладно. На следующий день мы с Евгением встретились с ним в аэропорту, с иностранной делегацией. И выяснилось, что это был какой-то профессор, который прилетел обмениваться опытом с учёными об эволюции. Вполне возможно, что он был даже атеист.
– Ого! – глаза девушки стали больше от удивления. Молодой пилот продолжил:
– Думаю, ему было, что обсудить со своими коллегами…
– Вот именно благодаря таким случайным встречам многие учёные перестают верить в теорию эволюции и, исследуя внимательно Писание, начинают верить в Отца Небесного и Господа нашего Иисуса Христа.
– Это точно.
    Затем Николай добавил:
– Но меня поразило другое; у меня была абсолютная свобода слова и мой собеседник ничем не обременял меня всякими ненужными доводами, мыслями, он слушал. И делился своими размышлениями на этот счёт. Чего, к сожалению, не скажешь порою о соотечественниках.
– Ну, среди нашего населения тоже попадаются вполне здравомыслящие люди. И потом, – сказала Катя, – не стоит мерить только по одному человеку.
– Да я понимаю, – согласился Николай, – просто нам с Женькой в последнее время попадаются какие-то… чудаки. Которые утверждают, что всё у нас хорошо, и никакого Рая нам не нужно. Мол, то, что сейчас происходит, это нормально, «так было всегда». И постоянно говорят мне или желают счастья в личной жизни. А меня это уже немножко поддостало. Ты им про одно, а они про другое.
– Согласна, мир сейчас такой, как о нём говорил Иисус. Но с другой стороны, значит, скоро всё закончится, – сказала задумчиво девушка.
– Надеюсь, что очень скоро, – произнёс молодой человек.
     Так они немного пообщались, и кое-что узнали друг о друге. Но когда Катя немножко подняла тему о семье, Николай вежливо и аккуратно перевёл разговор на другую тему. Он надеялся таким образом отвлечь девушку. Однако он сильно ошибался: Катя ещё больше заинтересовалась тем, что этот молодой человек так мало об этом говорит и как будто избегает. В дальнейшем это сильно повлияло на их жизни, кардинальным образом изменив мышление Николая.


* Интернатура -  (лат. internus — внутренний) — первичная последипломная специализация выпускников медицинского вуза по одной из врачебных профессий, проводимая после сдачи государственных экзаменов, на базе лечебно-профилактических учреждений под наблюдением и руководством соответствующей кафедры вуза. Проходящих интернатуру называют интернами.

*     *     *     *     *