Рядовые Алексея Дударева

Татьяна Белова
   Крымский Академический театр им. Горького поставил спектакль к скорбной дате – началу Великой Отечественной войны. Пьесе почти 40 лет. Когда-то она шла одновременно в ста театрах Советского Союза. Потом была смута и о войне старались не вспоминать. В ходу стали комедии о супружеской измене…

Говорят, что Бог собирает грешников в одном месте, чтобы наказать их разом, всех вместе… Под командованием старшины несколько солдат. Зрители узнают историю каждого из них. Ужасную, невыносимую. Каждый день уходят в небеса солдаты – друзья, однополчане, соседи, родственники... Те, кто сражались с тобой рядом, кто прикрывал тебя, кто делился с тобой хлебом и солью, последним глотком воды.

Но здесь собрались все, у кого душа разрывалась от горя. Кто терял не только товарищей, а потерял самых дорогих, самых родных людей, без которых невозможно жить.

Буштец. Его забрали прямо со свадьбы. Недолюбил, не успел продлить свой род. Знал, что деревня его захвачена фашистами. А они не жалели белорусских деревень. Одни печи оставались после их прихода.

Не доверяет своему бойцу командир, понимает, что может он натворить страшных дел с местным населением. А за это последует трибунал. Бережёт командир своих подчинённых. Предупреждает об ответственности.

Не спится бойцам, старый солдат Дервоед по прозвищу Партизан рассказал, что была у него жена Марья и сынок Василёк. Пекла Марья хлеб для партизан, но кто-то донёс. Только и успела Марья предупредить разведчиков об опасности. Скрылись бойцы в полоске жита и видел солдат, как вошли в избу немцы, вынес фашист Василька. Слышал солдат, как смеялись они оба. Подбрасывал нелюдь ребёнка и Василёк смеялся, и фашист смеялся, а потом дом подожгли, и подвесил фашист Василька за рубашонку на ветку яблони и отошёл, когда жарко стало. Спеклись яблоки на яблоне, криком кричал малыш, но не мог отец броситься к нему, не мог подвергнуть опасности разведвзвод, который нёс нашим чрезвычайно важные сведения.

Не мог… За что так и не смог простить себя.
Очень достоверно передал Игорь Кашин чувства отца, пожертвовавшего своим сыном ради родины.

У командира Дугина своя тайна. Отправил он жене похоронку на себя. Но, женщину не обманешь. Попросила она паренька из разведки разыскать мужа.
Дугина нашли, но, оказалось, что не сможет он быть ни мужем, ни отцом – ранен был в позвоночник. Похоронил себя, посчитал, что так для жены будет лучше – найдёт она себе нового мужа.
Стыдит солдата паренек, но обещает не раскрывать его тайны жене.
В роли разведчика Валерий Пурювкин.
Но, нужно знать любящих женщин, видят они насквозь, им не соврёшь. Не страшно им увечье мужа – главное, чтобы был он жив! Спрашивает у мужа Вера: «А если бы что-то случилось со мной, ты бы бросил меня? Бросил?!!» Любит его жена! Любит, несмотря ни на что!

Вера кричит уходящему в бой мужу: «Володька! Пожалуйста, не погибни!» Кричит за всех жён, за всех вдов той войны.
Жанна Бирюк жена Сергея Ющука исполнителя роли Дугина и режиссёра спектакля. Этот потрясающий актёрский дуэт подарил зрителям столько трогательных образов. И каждый раз: любовь – до слёз. Это настоящие мастера своего дела.
Декорации спектакля совмещены с видеорядом. Кадры боёв, детки с наколотыми номерами на ручках. Разрушенный храм с разбитым витражом, с которого Спаситель смотрит на нас. Великолепная работа художника-постановщика Владимира Новикова.

Одуванчик. Мальчик, единственный спасшийся в деревне от расстрела. Слышал, как просила мать не стрелять в её деток больно. От этого, точно, можно сойти с ума…
В роли Одуванчика Андрей Пензин. Удачная роль для молодого актёра, отлично исполненная.

Обворожила Одуванчика медсестра. Не спится Лиде от того, что приходится убивать, вместо того, чтобы рожать, как положено женщине. Плачут по ночам её нерождённые дети.

Удивительной красоты сцена любви. Юлия Островская поражает зрителей своей пластикой, нежностью. Но не долго продлилось их счастье. Переправа, обстрел и Лиды больше нет. А Одуванчик, которому было предсказано бояться воды – выплыл, не умея плавать. Может, потому, что отдала Лида всю свою энергию любимому – спасла его - её любовь. Поворожила она над головой Одуванчика и пообещала, что может он больше не бояться воды.

Был и ещё один страдалец, которому было не легче. Соляник. Роль его убедительно сыграл Владислав Молдованов.
У него все в семье живы, здоровы, а его, верующего, не согрешившего ни разу, берут из обоза в бой. Не стреляет боец во время боя. Вера ему не позволяет. Удивительный монолог: «Отнявший у вора – вор! Убивший убийцу – убийца!» Нельзя переубедить человека с крепкой верой. Только и остаётся Дугину ответить, что кровью этих солдат - не вошли фашисты в его дом, не сделали с его семьёй того, что сотворили с их родными. Но и верующему не долгий выпал век. Убит. Не обагрил он свои руки кровью – и всё равно убит… Значит, не за грехи свои гибнут здесь люди, а за родину, за то, чтобы родные остались живы.

Образы двух женщин, освобождённых из концлагеря – самые знаковые. Это самая сильная сцена. Зовёт безумная мать к себе в деревню Партизана, предлагает выдать за него свою дочку, белокурую красавицу, у которой волосы ниже пят. Все знают, что не осталось ни её чистенькой деревни, в которой у каждого дома криница. Ни осталось и дочери, которую забрали фашисты на медицинские эксперименты по пересадке органов.
В двух вариантах спектакля Анастасия Черных и Татьяна Павлова передали ужас войны, который пришлось пережить угнанным советским женщинам. Потрясающий образ. Лучезарная улыбка не сходила с лица актрисы, а зал вытирал потоки хлынувших слёз.

Принёс Буштец консервы для женщин и замер. Видел он много крови, много смертей, но, самое страшное – оказалось впереди. То, чего он желал больше всего, о чём молил - случилось – его жена жива, он видит её. Вот она, только сегодня освобождённая из концлагеря, но она беременна от фашиста. На её фразе «Как они бьют!» у всего зала брызжут слёзы.

Валентина Шляхова просто гениально сыграла женщину, которая решила вырастить этого чужого вражеского ребёнка, чтобы воспитать его нашим! На чистой колодезной воде на наших сказках, с верой и любовью.

Не может Буштец окликнуть ту, которую оплакивал четыре долгих года, которую похоронил мысленно, с которой простился навсегда, которую не смог уберечь от плена и за которую мстил фашистам. Мстил жестоко, безжалостно. Понял муж, что с его неудержимым темпераментом – не выжить ни жене, ни пасынку. Война сотворила из него психопата, которого может раздражать даже песня соловья и он кидается его убивать… Не он нужен теперь этой женщине. Всё рухнуло тогда в нём. Всё смешалось, всё умерло…

Роль Буштеца я видела в исполнении двух актёров Константина Гапонова и Антона Навроцкого. Сутулость Антона, как бы пригибала его могучее тело к земле. Богатырь - согнулся под тяжестью испытания. Сильно.
Константин же передавал своё горе взглядом: жёстким, колючим, непримиримым. Герои получились у них совершенно разными.

Уводит Люська подругу. Снабдил их старый солдат сгущенкой, дал куклу, велел Люське родить человека и вырастить из него Человека.

К концу войны получил солдат Дугин звезду героя, вернули ему его звания и даже повысили, сделав капитаном. Но он всё равно считает себя рядовым. Не зажрался человек от свалившейся на него славы.

У фашистов тоже есть родина и они тоже гибнут за неё. Глухой немецкий мальчишка-снайпер уже после Победы убивает Дугина. Ему приказано стрелять – он и стреляет. На войне нет справедливости. Нет её и долго после войны.
Роль снайпера сыграл студент театрального колледжа Тимур Мамедов.

Все ушли. Все души отлетели в небеса. Только Одуванчика спас Дугин, отправив в тыл. Ходит Одуванчик по знакомым местам, слышатся ему голоса убитых товарищей. Самое важное вспоминается пареньку, как наставления звучат эти слова, как правила на всю оставшуюся жизнь.

Что хочется сказать… Снова театр становится флагманом, пытающемся вести за собой. Пытающимся воспитывать, наставлять на путь истинный. Зрители же, и даже многочисленные поклонники ведущих артистов театра, не соизволили прийти на премьеру. Отвечают: «Людям не до трагедий сейчас». А когда им будет до трагедий? Когда они будут не в зрительном зале, а наяву, промо здесь?

Если вам не хочется смотреть драму – попытайтесь через «не хочу» - покажите этот спектакль своим детям, которые должны видеть лучшее. Выполните свой родительский долг. А этот спектакль действительно лучшее, что должны видеть молодые люди, подростки.


Билеты можно заказать здесь: +7978 843 65 40