Библейские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского

Марина Терехова 2
Библия на протяжении многих веков является для человечества кладезем мудрости, источником света и добра. Ф.М.Достоевский писал о Библии так: " Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно.Это книга человечества".
   Библейские сюжеты служили источником вдохновения для музыкантов, художников, писателей в самые разные эпохи человеческого существования.И конечно библейской тематикой буквально пропитана русская литература.Евангилевсскую образную систему и тематику использовали в своих произведениях Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков, А.И. Куприн, А.А. Ахматова, А.А. Блок и многие другие.
 Творчество Ф.М.Достоевского невозможно осмыслить и в полной мере насладиться глубиной мысли и красотой языка без знания  сущности Евангелия .
К. Кедров в статье «Восстановление погабшего человека (мистерия Достоевского)» пишет, что «литературоведение и критика времен Ф.М. Достоевского были не подготовлены к объективному подходу к евангельской символике... «Евангельские эпизоды» в романах Ф. М. Достоевского обходили молчанием. Но ученый отмечал, что «в Евангелии Достоевского следует искать прежде всего то, что волновало самого писателя. А он не скрывал своей высшей цели, когда утверждал, что ищет в христианстве формулу «восстановления погибшего человека» .
В настоящее время существуют два противоположных взгляда на характер религиозных взглядов Достоевского. Исследователь М.М.Дунаев считает, что«Вне Православия Достоевский постигнут быть не может, всякая попытка объяснить его с позиции не вполне внятных общечеловеческих ценностей малосмысленна. Конечно, некоторые истины можно извлечь из творческого наследия писателя и вне связи с его подлинною религиозною жизнью — Достоевский для того слишком многоуровневый писатель, — но: без скрепляющей всё основы всякое осмысление любой проблемы останется и неполным, и шатким, ненадёжным "[1.Дунаев, 2002, Глава 10. Ф. М. Достоевский. Раздел 8 «Братья Карамазовы»]. Противоположное мнение выказывает исследователь  К. Г. Исупов: «Для Достоевского — художника, мыслителя и публициста — нет трансцендентного Бога. Ни Троица, ни Отчая Ипостась его не слишком интересуют; он знает Богочеловека Христа в аспектах явленья и чуда, кенотического Боговоплощенья, знает его как Абсолютного Другого, но этот Абсолютный Другой осознан им преимущественно по эту сторону бытия как жертвенный идеал, нравственная норма, обетование Преображения и Спасения. Иначе говоря, Христос понят как имманентный человеческому феномен сверхчеловеческого»[2.Исупов К. Г. Русская философская танатология // Вопросы философии : Журнал. — 1994. — № 3. — С. 19.  ].
Исследователи жизни и творчества Достоевского называются достоевистами, достоеведами или достоевсковедами. В XXI веке возникло новое понятие — «неодостоевсковеды».
    Среди известных российских достоевистов: академик Г. М. Фридлендер, доктор исторических наук С. В. Белов, доктора филологических наук И. Л. Волгин, А. С. Долинин, В. Н. Захаров (глава «петрозаводской школы» в российской достоевистике), Т. А. Касаткина, В. С. Нечаева, Л. И. Сараскина, К. А. Степанян, Г. К. Щенников,М.М.Тарасов,И.А.Есаулов.
Хочется отметить тот факт, что Библия  является частью биографии Достоевского. А всё, что происходило в его жизни, обязательно прорастало в его творчестве.
Нужно начать с того, что В 1775 году прадед писателя Григорий Гомерович Достоевский продал свою усадьбу под Ковелем и перебрался восточнее, ближе к границам России  для того, чтобы стать провинциальным священником. Провинциальными священниками стали и все его дети, в том числе и дед будущего писателя Андрей Григорьевич.   
    Знакомство с Белинским сыграло немалую роль в дальнейшей судьбе Фёдора Михайловича. Белинский-социалист. Он за крестьянскую революцию. Многие социалистические идеи Белинского Достоевский разделяет. Это приводит к тому, что он примыкает к кружку Петрашевского, при чём, оказывается в самом радикальном его крыле, которым руководит человек выступающий за физическое устранение самодержавия. 1847 год достаточно успешный, Достоевский пишет брату: « Не вижу жизни, некогда опомниться»…Два года писатель посещает кружок петрашевцев, не подозревая, что уже находится под наблюдением 3-го отделения полиции.   15 апреля 1849 года на заседании кружка Достоевский начинает читать письмо Белинского к Гоголю. А 23 апреля происходит арест писателя. И всё оставшееся время его будут считать одним из идеологов этого революционного кружка. Письмо Белинского к Гоголю было очень резким по социальному тону, однако это не та вина, которая бы предусматривала наказанием смертную казнь. Но, тем не менее, Достоевский и вместе с ним ещё 21 человек были приговорены к смертной казни через повешение, которая для дворян была заменена расстрелом. За арестом последует 8 месяцев заключения в Петропавловской крепости, где Достоевский, будучи человеком нервным и болезненным, остаётся наедине с собой и своими переживаниями, где и начинается душевный переворот и переосмысление многих вещей.   Морозным утром 22 декабря заключённых выводят на Семёновский плац. Вокруг собралось около трёх тысяч зевак. Достоевскому на тот момент 28 лет и у него большие планы на жизнь. В голове, душе и сердце происходит странное осознание невозможности изменить страшную реальность, возникает ноющее чувство безысходности. Первую тройку, приговорённых к расстрелу, вывели на эшафот, повязали на головы мешки. Достоевский был во второй тройке. Именно в эти минуты  ожидания смерти  в Достоевском рождается большой писатель. Но секундами позже, вместо выстрелов, на  плац выезжает фельдфебель и зачитывает приказ о замене смертной казни каторгой и ссылкой. Заключённые не знали, что ещё месяц назад император смягчил свой приговор. Им дали прочувствовать обречённость,  так же ощутить то, чего желали другому человеку, задуматься над своими поступками. Дамоклов меч не опустился, наступило моральное облегчение от понимания, что смерть отодвинута. Замена казни каторгой отразиться в романе «Идиот» ( рассказ князя Мышкина).   24 декабря в ночь их отправляют в кандалах в Тобольск, к месту каторги. 10 января они туда прибывают. Их встречают жёны декабристов. Наталья Фонвизина отдаёт Достоевскому «Новый завет». Читать на каторге политические заключённые имели право только «Библию». И в течение восьми лет Достоевский будет читать «Новый завет».   Каторга стала для Достоевского и воспитанием, и испытанием одновременно. В тяжелейших условиях он сумел сохранить веру в людей и сам остался человеком. Он научился видеть даже в самом пропавшем человеке образ божий. Каторга не только источник страданий, но и точка соприкосновения с народом, школа жизни.   Рассмотрим на примере романа "Преступление и наказание" как библейские мотивы отражаются в творчестве М.Ф.Достоевского.
Роман «Преступление и наказание» можно рассматривать в трёх плоскостях:
-Уголовное преступление -уголовное наказание: убийство старухи, каторга. Это верхний самый простой пласт.
- Морально-этический уровень: нравственное преступление-нравственное наказание.
-Библейский уровень самый важный.
С точки зрения русского классика, люди, совершившие грех, имеют возможность очиститься и духовно воскреснуть при условии, если поверят в Иисуса Христа и уверуют в его духовные заповеди. Ф.М. Достоевский считает, что главный герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, должен быть обращен к Евангелию для того, чтобы возродиться духовно, найдя ответы на вопросы, остающимися неразрешимыми для его сердца .
Малозаметная, но очень интересная деталь: когда Раскольников совершает свои прогулки, то всегда в описаниях места всегда  попадает в поле зрения читателя  какой-нибудь храм. Но, когда он идёт на преступление непосредственно, то выбирает неосознанно такой маршрут, где и в помине нет храмов.Это символ того, что молодой человек окончательно отвернулся от Бога.
Достоевский словно задаёт читателям вопрос: " С чего же начинается преступление с теории, либо с недостатка в деньгах?Преступление начинается гораздо раньше, оно начинается с озлобленности в сердце. Даже сам Раскольников говорит об этом Соне: «Соня, у меня сердце злое» .  И именно от озлобленного сердца и будет происходить порабощение ума. Озлобленное сердце- это отсутствие любви. В порабощённом уме возникает и страшная теория. Вот именно здесь и начинается саморазложение души. Любовь – созидает, зло- разрушительно.
 Раскольников –это новый Каин. Волей-неволей  вспоминается библейская легенда о Каине и Авеле.Когда пришла пора приносить дары Господу, то Авель, который занимался скотоводством, принёс Богу тучного тельца, Каин-земледельческие дары. Господь принял дар Авеля, но отринул подношения Каина: «И бысь неугодна жертва Каина».
 Господь не принял дары Каина, потому, что видел озлобленное состояние его сердца. Каин, взревновав брата, убивает его. Господь спрашивает:
-Где брат твой?
Каин, вместо того, чтобы покаяться, говорит:
-Я не сторож брату моему!
Тогда Господь, наделяет его печатью Каина. Это значит, что каждый будет узнавать в нём убийцу, но не сможет причинить ему вреда. И  Каин становится неприкаянным, ему нет нигде места, в том числе и в Земле, Земля тоже не принимает его, так ка он осквернил её убийством брата и пролил на неё невинную кровь. Каин пытается убежать, но это невозможно. Тогда он начинает огораживаться от других стенами и так возникает город. Каин основатель первого города. Таким образом, город -некое пространство, где всегда совершаются преступления. Раскольников в романе  после убийства много раз выходит за пределы города и возвращается назад, он тоже неприкаян. Почему его начинают узнавать ещё до преступления? (Шляпник!) Потому что Господь даёт ему шанс не совершить это преступление, но Раскольников уже порабощён своей идеей.  Раскольников совершал добрые дела: содержал студента, потом помогал его отцу. Так почему Господь не принял это? Всё потому, что было озлобленное сердце. Раскольников –продукт цивилизации, которую создал Каин. Город-это место, которое располагает к преступлению.
Однако, в Библии сказано: «нет греха, который бы превысил милосердие Господа». Для Достоевского эта мысль тоже была велика.
  Сцена, когда  Раскольников выходит из полицейского участка, где его минула чаша разоблачения, и ему совершенно незнакомый человек говорит, проходя мимо: «Убивец», и идёт дальше. Раскольников - новый Каин. Так показывает нам его Достоевский.
 Существует пять стадий греха:
ПРИЛОГ
1)Посетив Алёну Ивановну, ничего ещё не зная о ней, он уже испытывает к ней чувство неприязни. К этому времени его теория уже сформулирована. И Раскольников начинает задумываться об убийстве.
Итак, возникшее чувство, перерастает в мысль: опробовать свою теорию. Ракольников не называет убийство убийством. Он называет убийство словом –ЭТО
Если называть своим именем, то можно одуматься, отойти от этой мысли ,а если называть словом нейтральным, то можно спокойно готовиться к преступлению.
2)СОЧЕТАНИЕ 
Собственные мысли становятся созвучными с мыслями других людей.
Сцена, когда  Раскольников заходит в кафе, где за соседним столиком студент, что немаловажно, беседует с офицером по поводу Алёны Ивановны, хорошая иллюстрация.
3)СЛОЖЕНИЕ
 Пиковая точка, когда метания приводят к перемене ума и сознания. И Раскольников начинает подмечать детали где лежит топор, где идёт ремонт, иными словами, обращает внимание на детали и уже готовится к преступлению. «Вот так упустишь какую-нибудь деталь и попадёшься» Интересно, что преступление рассматривается Раскольниковым как высшая степень свободы, что само по себе ложно.
4)ПЛЕНЕНИЕ
 Стадия, когда приготовление к преступлению идёт уже полным ходом: примеряет петельку для топора. Состояние сердца крайне озлоблено, но это идёт не от внешней беды, а от внутреннего состояния. Мог бы не совершать, и путь отречься это письмо матери: «Веришь ли ты в Бога»? Это попытка трезвления, но Раскольников уже в плену.
5)СОБСТВЕНО  ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Достоевский показывает что жизнь без Бога-это путь к преступлению (Рскаольников), жизнь против Бога-это путь к самоубийству(Свидригайлов).
  Путь к Богу не может быть простым. Для Раскольникова проводником становится Сонечка Мармеладова. Он сразу почувствовал в ней бесконечное сострадание. Соня – страдалица за всех.Можно предположить, что судьба Сони Мармеладовой ассоциируется с историей блудницы, Марии Магдалины, которую простил Бог. Соня «погубила» свое тело, пожертвовав собой во имя любви к ближним, но своей всеобъемлющей и чистой любовью и верой в Бога она спасает Родиона. 
   После третьего прихода к Соне, Раскольников сам просит почитать ей Евангелие о Лазаре. Эпизод, связанный с воскрешением Лазаря, ассоциируется с жизнью Раскольникова. Вспомним деталь: каморка главного героя напоминает гроб. Далее, украденное у старухи-процентщицы Родион оставляет под камнем, а Бог велит ему «отнять» камень, то есть «очистить душу».
   В эпизоде, происходящем на каторге, Раскольников читает Евангелие: из данной книги Соня Мармеладова читала ему легенду о воскресении Лазаря  Это пока ещё слабый луч  света к духовному возрождению и возвращению к жизни. Когда Раскольников был на свободе, то он не ощущал себя свободным. Его сковывала внутренняя несвобода. Оказавшись на каторге, Раскольников ,получив внешнюю несвободу , ощутил  свободу внутреннюю, хотя и не сразу. На каторге происходит трезвление рассудка. Он обращает внимание На Соню, которую любят каторжане, в то время, как его не принимают. Его даже побили  в воскресение, а воскресение -это малая пасха. Это та деталь, которая говорит, о том, что Раскольников ещё не с Богом, что  покаяния ещё нет в его душе.
К. Кедров, отмечает, что «воскресший, как бы освобождаясь от телесности, облекается в «ризы нетления». «Ветхий Адам» погибает, чтобы возродился новьш. Раскольников так и «остается» Лазарем, который воскресает не сам: его должны воскресить. Родиона же воскрешает Соня. Герой следует к воскресению по пути, указанному Соней. Якобы умершего оживляет другой; образно говоря, это является оживлением. Воскресение же исходит из души Родиона - оживление происходит из внешнего мира»
    Внезапное изменение в душе и сердце Раскольникова происходят, когда он несколько дней он не видит Соню, когда она заболела. И при виде её исхудавшего лица, сердце его сжалось от сострадания. И именно с этого момента начинается воскрешение человека. До этого сердце Раскольникова было озлоблено, но как только оно стало способно к состраданию, то в него проникла и любовь. А вместе с любовью открылась и дорога к Богу. Раскольников возвращается в свой барак , достаёт из-под подушки «Евангелие»и читает: «Азмь есть дверь». Войдёт ли Раскольников в эту дверь? Мы не знаем. Финал открыт.
Произведение Ф.М. Достоевского является символическим подтверждением того, что категории «добро», «насилие» являются несовместимыми по своей природе, даже при условии, что на дорогу «насилия» станет «добрый» человек, мечтающий изменить мировое устройство и воцарить справедливый порядок бытия .
По мнению Ф.М. Достоевского, герой должен найти в тексте Евангелия ответы на вопросы, которые мучают его душу и стать для него новой жизнью.

Список литературы:
1.С. В .Белов Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии. Москва, «Просвещение», 1985
2.Библейская энциклопедия в 2 т. - М.: NB-press-Центурион-АПС, 1991. Т. 1. - 496 с.
3.И. Волгин «Последний год Достоевского» Москва. «Известия» 1990.
 4.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание - М.: Наука, 1970. - 600 с. 2.
5.Дунаев М. М. Глава 10. Ф. М. Достоевский // Православие и русская литература : в 6 т.. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Храм свяой мученицы Татианы при МГУ, 2002. — Т. 3. — С. 404—744. — 768 с.
6.Есаулов И. А. Глава 5. Идеи права и благодати в поэтике Достоевского («Братья Карамазовы») // Категория соборности в русской литературе. — Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1995. — 288 с
7.Захаров В. Н. Проблемы изучения Достоевского: Учебное пособие. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1978. — 110 с.
8.Кедров К. Восстановление погибшего человека (К вопросу о положительном идеале у Достоевского)/К. Кедров/ / Новый м и р.-М .: 1981.-№ Ю .-С . 117-139. 88
9.Новая толковая Библия в 12 т. - Л.: Искусство, 1991. Т. 1.- 395 с.
10.Христианство. Словарь. - М.: Республика, 1994. - 557с.




Картина В.Г.Перова "Портрет Достоевского"