Верная себе Маруся

Наталья Дроздова 2
«Еле дочитала до конца – боялась, дыхания не хватит…» Таков был пер-вый мой комментарий на странице Маруси Богомоловой на сайте Поэзия.ру. Это было первое знакомство с ней, с её стихами. Состоялось оно, насколько помню, в начале 2009 года. К какому именно стихотворению относились эти слова – уже теперь не важно. Потому что столько лет прошло, а я всё так же не перестаю удивляться, читая стихи Марии, и с замиранием сердца жду, даже не пытаясь догадаться, какой плод выдадут её творческие муки. Ведь для неё, ры-жекудрой бесстрашной красавицы, принимающей близко к сердцу и пропуска-ющей через него как красоту, так и всё несовершенство мира, не существует ни преград, ни запретов, ни ограничений, ни полуправды. И звучит в её голосе и жалоба, и надрыв, и протест против извращённого мира, но никогда не слышно интонаций отчаяния и уныния.

вы, ненаглядные дикие страсти
жрите – не жрите как-нибудь вырвусь
выплыву веря в девичье счастье
выглажу изморозь
если когда-то если к кому-то
брошусь на шею под ноги брошусь
облаком-камнем без парашюта
вспомню хорошее только хорошее…

Хотя лирическую героиню (а вместе с ней, бывает, и читателя) довести до грани уныния и сделать больно она очень даже умеет.

«…глаза закрываю на том открываю на этом свете,
где тень моя, тень
моей тени по улицам бродит и бродит
без паспорта месяц третий.
в Москве без имени отчества…»

«…мы лежали на суше,
как рыбы с открытыми ртами,
ненавидя друг друга за всё…»

И есть у неё для этого особый инструмент – умение при высоком эмоцио-нальном накале совершенно трезво выписывать детали.

«...цокотух, спасённых комариками от одиночества,
через год любви замучают рыбачки
или алкоголизм на почве несовпаденья генов...»

Иногда кажется, что мастерство её заставляет переходить к безжалостному сарказму. Но это не так. Наоборот. Эта грубоватая бытовщина по сути есть скорее некая ряженность, клоунада, стремящаяся  к высшей точке «кипения». Ну а как иначе? Она же художник! И не по образованию или увлечённости. А по Замыслу. Мировоззрение такое дано ей. В её стихах – полотнах – действует сразу всё: и поэзия, и музыка, и живопись, фигуры, звуки, краски… И это яркое – яростное, можно сказать, представление – оно как чудотворное зеркало: если внимательно всмотреться, показывает зрителю счастливую грань тягостных обстоятельств.
Я люблю читать стихи Маруси Богомоловой и каждый раз изумляюсь этой её способности быть искренней, до исповедальности, и оставаться при этом художником и смотреть на себя как бы сверху в любой, самой сермяжной житейской истории. «Крылья сняты и сложены». Но они есть! И когда-то непременно «крыльям покорится высота». И жилка аскетизма, дающаяся художнику вместе с даром, внешне вроде совсем не заметная, работает. И огонёк религиозного мистицизма не угасает и время от времени высвечивает потаённые места.

«…медали моей вдруг сторона другая
выглянула, напугав. очнулась с утра,
говорю: вижу уродство всего своего нутра.
слушает, не моргая…»

И милые мотивы пленительной самоиронии как спасательные круги неизменно являются над пучиной серой скуки или тёмного ужаса.

«…Я – Маша фром Раша,
буду любить вас весь вечер…»

«…Веду себя как ослица,
Но при этом чувствую, что красавица…»


На эту нитку иронии и снисходительности Маруся умело нанизывает «изюминки» наших извечных, непреходящих реалий. «По Еве ноют рёбра у Адама» – отмечает она. И вроде как уходит от больной темы человечества: мол, не печалит её разлука. Но при этом, однако, берёт на свои плечи эту естественную бабью тоску – «по Адаму» и прочему всему такому, по счастью, комфорту, по гармонии… По Раю. Берёт и проносит эти бремена по своим витиеватым дорогам. 

«…карта мира большая много укромных чтобы Его
острым скальпелем вырезать выжечь ядом других сердец
понять бы, что я? зачем? куда я?..»

И даже в ад иногда приходится спускаться… Но – неизменно возвращается. Ведь она к той тоске не привязана, она свободна. Она призвана напоминать всем нам – намекнуть хотя бы: не стоит во что бы то ни стало добиваться рая на земле, нет его здесь и быть не может. Но даже если где-то кому-то и выпадает его подобие, то это ещё далеко не всё. Главное – познать Истину.

«…чего хотеть ей, кроме бессмертной истины,
Любовью обволакивающей изнутри?»

Ну а печаль, спросим мы у Маруси – с ней-то что делать? И на это у неё есть остроумный ответ:

«…я превращаю свою печаль
в большую синюю птицу…»

Сможем ли воспользоваться таким рецептом? Ей-то, конечно, сделать это несложно и в радость, поскольку при всех мечтаниях, желаниях, исканиях и терзаниях есть в её рукописаниях такие строки:

 «…Ты видишь всё и, наверное, знаешь, Отче,
что не убило, сделало жизнь короче.
но Ты во мне, источник добра и света.
благодарю за всё, проживая это…»

Вообще-то очень непросто говорить о творчестве Маруси Богомоловой – после каждой фразы, а то и вместо неё хочется процитировать. И зачем тогда, спрашивается, говорить. Не проще ли взять и почитать. Здесь её страница. http://stihi.ru/avtor/ozidanie
Правда, на странице некоторых, причём очень выразительных стихотворений нет. Но они есть в сборнике, который - наконец-то! - на днях вышел в свет.