Обзор Владимира Ворожбы ЕМА-июнь2023

Творческая Мастерская Ежи
1. Нильфхейм

Двигаться дальше, двигаться дальше, Как страшно двигаться дальше.
Выстроил дом, в доме становится тесно.
-
Аквариум
"Двигаться дальше"
.
.

Пластмассовый термос, нехитрая снедь,
Блокнот и любимая куртка,
Уйдешь незаметно как лёд по весне,
Обычным застенчивым утром.

Закуришь весёлый шипящий табак,
Кивнёшь по- соседски
сорокам,
Какой-то обидный немыслимый баг,
Да "пазика" ржавого грохот.

И чтобы вернуться- семь тысяч причин,
Коварен мой мартовский демон,
Звенят на кольце золотые ключи
От наших домашних эдемов.

Застряла в канаве мобильная связь,
То тризна, то маленький праздник,
Тоска, что без края, вселенская грязь,
Где рвёт сухожилия "пазик".

Хрипит чернозём, матерится шофер,
В глазах гаснут лампочки Божьи,
Бесцветного неба бескрайний шатер,
Нильфхейм. Новый день. Бездорожье.

Оценивать с/т с технической стороны (спасибо автору) очень легко:
строфика безупречна, рифмы - для учебника, ритм - приятный и гармоничный.
Оценивая с/т с художественной тзр, нельзя не заметить целую россыпь эпитетов, олицетворений, метафор.
Да и авторский замысел в целом понятен - это приглашение читателей порефлексировать с ЛГ на заданную тему.
Но поставить высший балл мне помешала парочка непоняток:
это, неожиданно появившийся в седьмой строчке «баг», - тот случай, когда неологизм неоправдан, ну вот совсем.
Даже читатель, знающий айтишный сленг, может не понять ( как, например, я) о какой «обидной и немыслимой» ошибке идёт речь.
Особенно, после такого лирического начала.
Опустим, что «пазик» появляется в стихе дважды, а вот как чернозём и «вселенская грязь» вызвали у автора ассоциацию с Нильфхеймом - для меня осталось загадкой.
Оценка - 8

2.     *
                Если есть стадо - есть пастух.
                Если есть тело - должен быть дух.
                Если есть шаг - должен быть след.
                Если есть тьма - должен быть свет.
                "Кино" - Песня без слов.
.
.
Должен быть свет впереди...  в  окне...
В каждом живущем, - в тебе и во мне:
Путь светлячка, место свечи,-
Весь этот мир, что размножил  мечи.
Должен быть след, чтобы знать, куда
Время несут и ручей, и река -
Малую толику жизни моей
С нового года и до сентябрей.
Должен быть дух над землею весны:
Тающей радости и новизны.
Щедрости цвета, тишайшего вздоха,-
Наших домов, где селилась   эпоха.
Каждый – пастух своего очага.
Пусть бесконечны его берега -
Пламя победы.  Беспечность любви.
Пепел страниц, где просрочены  дни.
 ...Вехи   стремлений,   несущие весть:
Сбудется имя имя,  хранящее честь.


Что можно сказать про рифмы - только то, что они есть…
Рифмовал автор очень бойко, но почему то не заметил, что «куда - река» это не рифма. Ну, и один раз сбился на женское ударение…с кем не бывает.
С художественной тзр - с/т представляет собой некий манифест, но вот доводы, приведённые автором в подтверждение того, что должны быть: свет, след, дух и пастух - оценивать не возьмусь, просто потому, что связей между словами  и строчками в большинстве случаев я обнаружить не смог, хотя и старался.
Оценка - 5

3. 'Закрой за мной дверь, я ухожу."
Группа Кино
.
.
Закончился день, я вернулась домой
И ждала, что придёшь ты и будешь со мной весь вечер.
На улице дождь долговязый, худой
Бьёт по сточной трубе, как боец молодой картечью.

Готовила ужин, пекла пироги.
Я за дверью ловила чужие шаги, мечтала...
Хотела поставить на стол две свечи.
По скатёрке разбросанные васильки считала.

Пришёл, не сказал: ни прости, ни привет,
Лишь включил во всём доме потушенный свет.. Так надо? !
Вино со стола пригубил и - в рассвет.
А мне - на столе голубой сухоцвет. Досада...

Начну с замечаний к рифмам - «домой - худой»  и «пироги - свечи’»  - это не рифмы.
Замысел автора очевиден, но вот художественной выразительности тексту недостаёт - одного долговязого дождя,
кмк, недостаточно.
К тому же, слово «молодой» - это вовсе и не эпитет к картечи.
Но автор должен был учесть, что неискушённый читатель может и не понять, что это просто неудачная инверсия.
А вот «голубой сухоцвет» заинтриговал.
У меня все сухоцветы почему то цвет теряют.
Сюжет, хотя и незамысловат, но и тут остались вопросы. К тому же герою, который молча включил «потушенный свет», пригубил вино и ушёл.
А зачем приходил?
Видимо, я должен был посочувствовать героине, но у меня не получилось.
Досадно.

Оценка -5

4. Курю на краю
.
Я сделан из такого вещества
Из двух неразрешимых столкновений
Из ярких красок полных торжества
И чёрных подозрительных сомнений
(группа Альфа)
.
.
--Курю на краю
Чужой не рубаха
Стою состою
Из плоти и страха
Из крови и крова
Из соли и стали
Из доли и дола
Из трали и вали
Из крепкого слова
И доброго дела
Из твёрдой основы
И хрупкого тела
Из выхода входа
Из брода и бреда
Терпенья народа
Ворчанья соседа
Из выдоха вдоха
Из верю не верю
Из лиха и лОха
Рычания зверя
Из редкой полушки
Не сыгранной роли
Из честной пирушки
Из бранного поля
Из смрада и пепла
Из дома и дыма
Из вольного ветра
Из дочки и сына
Из утра и ночки
Из строчки и точки.

Я споткнулся уже на второй строке.
Не сразу, но скрытую антитезу «своя рубаха» всё-таки считал.
Дальше пошло как по накатанной. Даже возникло ощущение, что одна строчка у автора рождалась на вдохе, а следующая -
на выдохе и, что на всё про всё ушло столько же  минут, сколько я читал)
А что, - очень даже детализированное и оригинальное жизнеописание получилось.
Только где-то в середине текста появилась тревога,  - а сможет ли автор оборвать эту, как мне казалось, бесконечную повесть.
И зря волновался - у автора получилось, да ещё и по-поэтски красиво.

Оценка - 8

5. "Где мой Рай?"
 .
"Над пеной волн, летит мой бриг.
В какие дали нас с тобой он мчит?, аа...
И чаек крик, звучит трубами рая...
Где тот край? Где тот край? Где тот край?"
 
           (Музыка Юрий Ермаков, стихи Игорь Гончарук,
            "Где тот край?" 1965, группа СОКОЛ )
            https://www.youtube.com/watch?v=mBBGjp9rut0
.
.
В Раю для двух, не лишним стал и третий:
Он стал для первой лучшим на земле,
А, я - вторым, нарвался рассекретить,
Творца - хулой, а Дьявола в псалме.
 
В заветный край, где Шамбала иная,
Над пеной волн, летит мой скорбный бриг -
Он в новый Рай стремится, не стеная,
Без паруса и якорных вериг.
 
На мачте круг: он парус и светило,
Горящее, с почтением к Творцу,
Собой пожар на бриге освятило,
Воздав осанну Раю-Багрецу.
 
Спасите наши души в час невольный -
Сигналим: "SOS, не выжить до утра,
Когда угли замешивает в волны,
Отчаяния чёрная дыра!"
 
Меня и бриг спасли морские Боги,
(Которые поверили в тебя) -
И тут же мне от милой недотроги
Указ о женской милости трубят!
 
Виват, мой бриг, ценитель встречных галсов,
Ползёт назад, ветрам наперерез,
Всего вторым в реестре трагифарсов,
Коль к третьему потерян интерес!
 
Моя душа гниёт в когтях химеры.
Бриг шепчет мне: "Мой кэп, не помирай
В чужом Аду - без края и без меры, -
За краешком, не зная, где твой Рай"...


Первое, что навеял текст: « …Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку».
Но в представленной истории автор всё-таки оставил читателю вешки - первые две строчки и последние строчки пятого и шестого катренов.
Треугольная лав-стори.
А вот для чего написан остальной текст и что там происходит я понять не смог.
Чему поверили морские боги?
И почему, повернув под трубы назад, герой начал умирать, да ещё «в чужом Аду», хотя плыл он в Шамбалу?
Аллегория, переходящая в Энигму.

А строфика безупречна.
Если бы в этом был ещё и смысл.
Оценка - 6


6. Приход зимы.
 .
«Выпал снег, и мир притих.
Без тебя он вдруг опустел.
Выпал снег, как белый стих,
Новый стих на чистом листе.»
(Валерий Сауткин)
.
.
По деревьям белки с брыжами - неуклюжие прыжки.
От орехов щеки рыжие раздуваются в мешки.
Набивают всякой мелочью - не задержится зима.
Заполняют дупла беличьи, превращая в закрома.
Шишка, гриб, орехи, желуди - всё заметит белкин глаз.
Ведь февраль особо голоден - не наешься про запас.
Вон они сверкают шубами, словно по ветру костры.
Шишку бьют хвостами-трубами на потеху детворы...
Ждут. Ветра кольнули льдинками. На озерах  лед блеснул.
В буреломах невидимкою скрыло  солнышко весну
До поры. Когда румяная с перезвоном по ручьям
Спотыкаясь, солнцем пьяная, на свиданье к соловьям...
 Дождались. Свело морозами на реке волны скулу.
Потекли сосули слезные к уходящему теплу.
Разрезают швы небесные  ледяные лемеха.
От натуги щеки треснули раздувая потроха.
То ветра мороза синего -  ледяная кутерьма
Застеклила окна инеем, запечатала дома.
Закоптила печь валежная  трубным дымом небосвод.
Поплыла деревня снежная словно белый пароход…


Прекрасные рифмы, красивая мелодия.
Весь стих опоясан яркими тропами - эпитетами, сравнениями, олицетворениями…
Другими словами - великолепная пейзажная лирика.
У меня только один вопрос к композиции.
Белки ждут зиму. Легко представить, что на дворе поздняя осень. Поэтому я не понял логику включения в текст нескольких строк ( причём, очень ярких) про весну.
Но в целом стихотворение понравилось.
Не стих, а песня.
Оценка -9

7. Миссия невыполнима
.
«Я пытался уйти от любви»
       Илья Кормильцев, группа «Наутилус Помпилиус»
.
моя попытка двадцать пять
простить/понять/уйти/остаться
не изменила ни на пядь
околоземного пространства
.
где спутник тихо тосковал
о невозможности былого
и по орбите таксовал
ловя попутчицу на слово
.
первоначальное как свист,
гейм овер вирусной программе
когда взывает атеист
ко всем богам, чертям и маме
.
но бесполезно кликать тишь
в сердцах подвыпившего клёна
асфальт хранит следы от лыж
как мессенджеры почтальона
.
твоя любовь – девятый вал
для одинокого фрегата
и мне не спрятаться в подвал
ломая стёкла шоколада

Оригинальная любовная лирика,
написанная современным языком
При этом, всё в меру - сленг
не тормозит прочтение.
Хороший ритм, хорошие рифмы,
ряд необычных сравнений и метафор усиливают приятное впечатление от стихотворения.
Оценка – 8

8. "Дом дождя"

Эпиграф.  ДДТ "Глазища"
Я там, где небо без крыши, где дым без огня, где саблезубые мыши — все мимо меня.
Где гвозди вбитые в воду ржавеют дождем, где мы в непогоду погоду найдем.
.
.
===============================
Облачный странный дом без крыши,
Где не бывает ни черных котов, ни рыжих ,
Где не шуршат летучие тучные мыши.
А на гвоздях, на ржавых,  много  звенит подков,
Но  на земле  их никто, никогда не услышит!
Лишь серые тучи  клубятся , тенЯми колышась!

Дом-Шапито в облаках растворён.
Чубчик петуньи на окнах промочен дождём.
Лучики звёзд прошивают дырявые стены.
Чижик-портной заштопал прореху игрой светотени.
По ржавым гвоздям, как по антенне
Передаются с хрустом в эфир пузырьки мизансцены.

Темно-лиловыми насекомыми скрытые мысли
В виде слезинок дождя с немою мольбою повисли.
Переживаний всхлип в домовЫх
этажах.
Занавес  мокрый они освежат стократ.
Затаилось в облаках  странное жилище,
Ожидая, что, каким птицам вдруг приснится?

Вот фазан вскричит двенадцать раз.
Дом тайком в полёты отправляется, наигрывая джаз.
Над стадами скучных красных крыш
Он скользит совсем неслышно.
Время ночи - час, песочно истекает.
Очертанья Дома снежно-нежно тают.

А к утру посмотришь в мокрое окно,
Не увидишь абсолютно ничего,
Словно не было его, только сизое холодное стекло.
Нагишом в душе клубятся смутных мыслей сизари.
Моросит несносный дождик, намочив подол зари.
Завтра ночью, я надеюсь сон спокойней обрести.



Начало очень понравилось - почудилась даже, что это некая забавная смесь сказки и абсурда.
Но уже в начале второй строфы я стал спотыкаться.
Во-первых, появился «Дом-Шапито», у которого, по моим представлениям, крыша есть и очень заметная.
Но главное, в другом. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что строфика отсутствует  - ни в одной из пяти строф
ни рифмическая, ни метрическая структуры не повторяются - ещё бы не спотыкаться.
А уже в третьей секстине автор начал выдыхаться - рифмы стали то исчезать, то появляться, то мужские, то женские и  по-прежнему без какой-либо структуры.
С художественной тзр, мне затруднительно определить стиль произведения - но я склоняюсь к мысли, что автор предложил нам нечто новенькое - я бы назвал это лирическо-мистической бессмыслицей.
Хотя, надо заметить, что последняя строфа внесла некий смысл, но вконец расстроила.

Оценка- 5

9. На белом
.
"В комнате с белым потолком с верою в любовь" (Наутилус Помпилиус)
 
В болтливости размножившихся чатов
Чужие - всё дороже и родней.
Любовь - несимметричный отпечаток
На белом потолке минувших дней.
 
На белом инородное виднее,
Как небо сквозь прорехи шалаша.
Любовь - стихийный повод или невод,
Случайно зацепивший брудершафт.
 
Засмотришься, не думая о правде,
Найдёшь её - окажется не то.
Купи врача для самой верной справки,
Пожарного - для красного авто.

Гуляй, как Гамлет, с черепом на пару,
Сминая тополей фальшивый снег...
А белый потолок, как белый парус,
Подрядчик перетянет по весне.


Технически совершенное стихотворение -
выверенный ритм, красивые рифмы.
Оценивая художественность, отмечу, в первую очередь, образность и то, как стих красиво украшен россыпью оригинальных сравнений, эпитетов, метафор.
С тзр авторского замысла -
это некий квест и хотя я не уверен, что мне удалось абсолютно точно расшифровать все образы, - но в авторскую рефлексию я включился.
Особо отмечу яркую концовку,
закольцевавшую стихотворение.
Оригинальная лирика.
Оценка - 9

 10. Маленький князь
.
И горе мне, если впал я в безмолвие
И уставился на лик луны —
Стон, треск — растоптал, стон, треск —
Растоптал бы меня, растоптал моментально
Добрейший князь, князь тишины.

Э. Ади, перевод Л. Мартынова
Наутилус Помпилиус "Князь тишины"
.

Мой князь, князь тишины
по краю вселенной
обходит свои земли.
Гулом отдаются его шаги,
взмахом бронзового плаща
исчезает видимый мир.
Застывает во тьме глаз
испепеляющая власть.
Содрогается земля,
молчат вороны, летучие мыши
гроздьями созвездий
бьются о купол небесный,
проливая лунную смолу
в саднящее сердце.
Мой князь, князь тишины
ломтики воздуха
накалывает на меч
беспощадного безмолвия.
От его дыхания
лунный диск вмерзает
в кристальную ночь.

В маленькой хижине
на краю вселенной
звёздные вишни
ловит лукошком
маленький принц.
Разлетаются мотыльками
карточного домика стены.
Вишнёвые косточки
щёлкают по шляпам
недовольных прохожих.
Маленький принц смеётся
на качелях созвездий.
Он знает, что в тебе такой же
огромный мир есть,
скрытый в шкатулке
бирюзового неба.
Маленький принц
принимает должное,
словно осень, зиму, весну, лето.
Он с красивыми глазами и хороший.
Он соберёт бумажные стены
и в одно солнце сложит.




.
.
Не очень понимаю, как нужно/можно оценивать верлибры, хотя и сам сочинил парочку. Первый, - ради попробовать, другой в цейтноте ( на конкурс), когда была идея - сюжет и концовка, но совершенно не осталось времени на поиск размера и рифм.
Поэтому попытаюсь, как сумею, просто прочесть авторское послание, которое, как легко заметить, написано на двух страницах.
В первой части автор дополнил известное с/т ярким образом некой высшей силы - князя тишины и очень доходчиво и образно сообщил читателю, что с ним лучше не встречаться и его не провоцировать.
Да мы, в общем-то, все знаем, что желательно хоть чем-нибудь, но постоянно заниматься - хотя бы насвистывать)
Перелистываем. И тут мы видим прекрасного маленького принца, который занят тем, что только он и умеет делать.

Каждая часть с/т по-своему эмоциональна и художественно выразительна.
Но как они связаны между собой?
Возможно автор рассчитывал, что у читателей возникнут собственные ассоциации, хотя и сообщил нам подсказку, предложив название.
Но лично мне она пока не помогла.
Поэтому и оценка пока - 8


11. " Рэпчик в дорогу "
.
                Вот море молодых колышат супербасы,
                Мне триста лет, я выполз из тьмы.
                Они торчат под рейв и чем-то пудрят носы —
                Они не такие, как мы.
                "Машина времени"
.
Вроде бы, бит до оскомины прост,
Рифмы избиты и в гриву, и в хвост,
Автор немного лентяй и прохвост,
И гений немного.
Не рокер, тем паче не Кинчев, не Цой,
Голос насмешлив, чуть с хрипотцой,
Но примиряет меня с наглецом
Ночная дорога.

Пустынно шоссе, несётся такси,
Работа нон-стоп выбивает из сил,
И если бы кто-то раньше спросил:
Ну как тебе рэпчик?
Сказал бы за пошлость и примитив,
Про горе-певца, про текст и мотив,
Но слушаю, и всему супротив
Становится легче.

Очевидно, что автор хорошо владеет техникой стихосложения -  чёткие рифмы, чёткий ритм.
Никаких украшений, но по смыслу они тексту и не нужны, - зато образно и атмосферно - как будто сам едешь
в том же такси.
Оценка -8