Эпоха Просвещения в России

Галина Молокоедова 7
Просматривая материал о выдающихся личностей России в период Просвещения, который охватывал период  правления от Петра Первого до Николая Второго - 1700-1900 годы,оказалось.. временной период совсем небольшой...
НО для такой огромной территории как Россия, и такой диикой и необразованной, тем не менее столько гениальных имен.. что просто сердце радуется.
ВОт только небольшие наработки, из школьной программы.

18 век стал эпохой Просвещения в России и всех государствах Европы, кроме Османской империи. Причиной Просвещения стала вестернизация элиты при Петре I и его реформы, а также появление в государстве прослойки образованных иностранцев. Российское . Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещённые монархи, играла ключевую роль в поддержке КУЛЬТУРЫ И НАУКИ И БЫЛО ТЕСНО СВЯЗАНО С ФРАНЦУЗСКИМ.. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса.
В 1724 году в России появилась Академия наук, а в 1730-е годы Михаил Ломоносов получил образование в Саксонии и, вернувшись в Россию, проявил себя как специалист в разных науках, от физики до истории Совместно с Иваном Шуваловым Ломоносов способствовал появлению в стране первого университета в Москве в 1755 году. Двумя годами позже появилась Академия художеств. Михаил Ломоносов стал основоположником научного мореплавания и физической химии, а также заложил основы

С 1762 по 1796 год престол занимала императрица Екатерина II, и при ней в России появились:
• музей Эрмитаж в 1764 году;
• Смольный институт благородных девиц — в 1765 году;
• Вольное экономическое общество в 1767 году.
Российская академия в 1783 году, которую возглавила одна из первых образованных женщин в России — Екатерина Воронцова-Дашкова.
• Императорская публичная библиотека — в 1796 году.
• Библиотека французского просветителя Дени Дидро.
К XVIII веку относится деятельность следующих историков:
• Василий Татищев;
• Михаил Щербатов;
• Герхард Миллер.

президент Академии художеств и создатель Воспитательных домов в Москве и Санкт-П
К литературе Просвещения периода правления Екатерины II можно отнести такие произведения, как «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и «Недоросль» Фонвизина, а также журналы, издаваемые Николаем Новиковым — «Трутень», «Живописец», «Кошелёк», «Утренний свет». Он же издал «Древнюю российскую вивлиофику» — собрание древнерусских источников.
Русская живопись Просвещения достигла расцвета благодаря творчеству выдающихся художников: Левицкого, Рокотова, Антропова, Боровиковского. Последний также писал иконы.


Особая статья и место в российской истории
Импера;торский Царскосе;льский лице;й (с 1843 по 1917 годы — Алекса;ндровский лицей) — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год
Продолжительность обучения первоначально составляла 6 и изучались дисциплины::
• нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
• словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
• исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
• физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика)[3];
• изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание)
• Первым директором Лицея стал В. Ф. Малиновский (1811—1814). Служил в Коллегии иностранных дел и одно время жил в Англии в качестве чиновника русского посольства. автор труда «Рассуждение о мире и войне"
1853) лицей был переведён из Царского Села в Санкт-Петербург..Закрыт в 1918 году.
Наставниками, преподавателями, друзьями Лицея, давшего основной толчек культурно-просветительской революции были были Державин, Карамзин, Радищев, Жуковский, закревский. Фонвизин, Сумароков,  Галич Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846)
• Бакунин, Александр Павлович (1797—1862
• Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872)
• Данзас, Константин Карлович (1801—1870)
• Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831
• Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)
• Лермонтов Юрий
• Пущин, Иван Иванович (1798—1859)
• Тютчеф Федор Иванович
• Художники Левицкий, Боровицкий, Брюлов Иванов,Суриков, Шишкийн, Айвазовский Левитан Васнецов Поленов Маковский

• Царствование последнего российского императора ознаменовалось чередой катастрофических для России событий: поражение в Русско-японской войне 1904 – 1905 гг., революция 1905 г., Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г.. Историю и культуру рубежа веков можно характеризовать как время, «интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их»реформаторы Витте, Столыпин, Победоносцев,
• Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.Основное внимание уделялось начальной школе в различных формациях – земские, церковно-приходские, гиназии, реальные училища. К 1914 г. насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США - 7 руб. (в пересчете на наши деньги).
• Культурные деятели Белинский, Бердяев, Соловьев, Толской,  Куприн, Чехов, Тургенев, Гончаров, Мережсковский, Достоевский,Некрасов, Струве, Писемский, Кольцов Блок Станиславский, Немирович-Данченко
• Художники Крамской, Репин, Левитан, Серов Суриков,Куиджи Коровин Саврасов
• литераторы «Серебрянного века»