Иисус минных полей

Сергей Буфф
"Место крещения Иисуса", туристский объект, к которому обычно возят паломников, не настоящее. Оно, конечно, на реке Иордан, но от него не добрести до Горы Искушения за день.

Между тем, согласно Апостолам, после крещения Иисус за день дошел своим ходом до этой невысокой пустынной горы, поднялся повыше, там постился, и в ходе процесса был безуспешно искушаем диаволом (к этому эпизоду мы вернемся). Географически, не вызывает сомнений, от какого именно места на реке Иордан Иисус начал свой поход. Паломников туда не возят только потому, что дорога идет через минные поля. Но мы, конечно, добрались и залезли именно там в пограничную воду, что может рассматриваться как кощунство либо приобщение к святыне - в зависимости от отношения конкретно к нам.

Некоторые скажут, этих минных полей не было во времена Нового Завета. Некоторым мы напомним, что Иисус в нашей вере существует вне времени, поэтому технически он и тогда шел через сегодняшние минные поля.

Этот эпизод вспомнился нам на свежем фоне заявлений раскольников о том, что их версия православия одобряет захватнические войны и осуждает тех поганых, кто почему-то их не одобряют, называя себя христианами.

На этом же фоне вспомнилось нам, чем конкретно диавол искушал Сына Господня. Чисто ведь брал на понты. Ты, мол, чего сидишь в этих ****ях оголодамши, если ты Сын Божий и, в принципе, весь мир в твоем распоряжении. Ну, реально? Так сделай маленькое чудо лично для себя, наколдуй себе вкусной жрачки на скатерти-самобранке (элементе фольклора в законе, между прочим). Никто не узнает. Ах, не хочешь? Или не можешь? Значит, нет у тебя чудотворной силы, и ты самозванец. Тю-тю-тю и ля-ля-ля, типа. А вот докажи, что не самозванец, возьми, что тебе по рангу положено. Или мы с чертями тебе не поверим, а это уже общественность.

Ну, вы помните, чем дело кончилось. Диавол со всеми его подначками был послан нах, на месте какового события сейчас размещается красивый мужской монастырь Греческой церкви. С видом на минные поля.

Дхваньялока, классический трактат 9 века, разъясняет нам разницу между поэзией и прозой. Разница, конечно, не в наличии рифмы. Проза излагает события или идеи в соответствии с реальной или вымышленной сюжетной/философской канвой. Произведение поэзии представляет собой объект, навроде луковицы, от которого можно отшелушить много смыслов. Качество поэзии, при равных стилистических параметрах, определяется глубиной неоднозначности.

Порой мне кажется, что события настоящей жизни могут относиться и к жанру прозы, и к жанру поэзии. События в жанре поэзии попадают в отчеты в жанре прозы, и мы не вполне понимаем, что там происходило. И особенно - зачем. Это прежде всего относится к существующему вне времени.

Есть в мире места, через которые ты можешь что-то увидеть вне времени, они как окошки, открывающиеся на короткое время лично для тебя. Так ты еще не был на тех минных полях у реки Иордан?