Особенности новеллистики Эдгара По

Марина Терехова 2
  Американский писатель  Эдгар Аллан По - фигура загадочная. Он смог повлиять на творчество писателей:  Жюль Верна, Артура Конан Дойла, Агаты Кристи, Роберта Льюиса Стивенсона, Герберта Уэллса и многих других..Его творчество высоко ценили как маститые критики, так и обычные читатели.Жизнь писателя окутана  тайной и зловещей атмосферой  наравне с его произведениями.
   Родился будущий писатель в семье актёров бродячей труппы.Мальчик очень рано лишился родителей, которые умерли от туберкулёза. Эдгару было всего 4 года, когда он остался сиротой. У ребёнка была врождённая патология, у него была ассиметрия лица. Вскоре он был усыновлён богатой семьёй коммерсантов.Приёмные родители полюбили его всем сердцем, однако, Эдгар не смог найти общего языка с отчимом и постоянно с ним конфликтовал.Из-за этого мальчику пришлось шесть лет прожить в пансионате в Англии. Позже Эдгар поступил в  Виргинский университет, но завершить обучение не смог, та как проиграл в карты деньги, предназначенные для оплаты обучения.Этот поступок привёл к грандиозному конфликту  и разрыву отношений с семьёй.Пытаясь заработать, юноша издаёт сборник стихов под псевдонимом "Бостонец".Успеха сборник не имел, а автор отправился служить в армию.
После смерти приёмной матери Эдгар и отчим заключают перемирие. Возобновляется  финансовая поддержка, что позволяет вернуться к занятию литературой. И если поэзия не пользуется успехом, то рассказ "Рукопись найденная в бутылке" приносит победу в престижном конкурсе.За этот мистический рассказ писатель получает первое место. Эдгар работает в различных периодических изданиях в качестве корреспондента, журналиста, редактора.Жизнь писателя небогата.За один рассказ он получает по 5-6 долларов.
  В 1835 году писатель связывает себя узами брака со своей кузиной Вирджинией Клемм. Болезненная, бледная девушка стала прообразом многих героинь в произведениях писателя.
  В 1838 году Эдгар переехал в Филодельфию и устроился редактором одного журнала, где проработал шесть лет.В этот период он работает над мистической прозой   сборника "Гротески и арабески". Мистика и мрачность становятся отличительной чертой стиля писателя.Бытует мнение, что стиль сложился из-за хронической мигрени, которая мучила писателя на протяжении всей жизни.
  В 1845 году происходит ряд роковых для Эдгара событий: умирает супруга, журнал, где он работал, обанкротился. Находясь в подавленном эмоциональном состоянии пишет поэму "Ворон".
Пагубные пристрастия к вину и опиуму перечёркивают всю дальнейшую карьеру.   Единственным человеком, который заботился о писателе стала мама Вирджинии.
Смерть Эдгара Аллана По трагична и загадочна. Накануне друг организовал встречу писателя с издателем, на которой был выдан крупный аванс за предстоящую литературную работу. На утро Эдгара нашли мёртвым в парке, денег при нём не было.

  Новелла -это небольшое по объёму прозаическое произведение. От рассказа его отличает то, что новелле свойственна большая динамичность, наличие соколиных поворотов, неожиданных финалов.Слово « новелла» — итальянское (итал-novella),обозначает « новость». Сам жанр возник в Европе в Средние века.Читателей привлекали авантюрные сюжеты.Примером могут служить короткие поучительные и занимательные тексты- латинские фаблио.Огромной популярностью в те времена пользовался сборник "100 древних новелл".Героями этих произведений были неверные супруги, ревнивые жёны, жадные вельможи, плуты, продажные судьи, сообразительные дети.Истории описывали жизнь простых людей и носили развлекательный характер.Классическким примером европейских новелл стала книга Боккаччо "Декамерон".Другие писатели придали рассказам разные черты — романтизма, мистики, фантастики, а затем снова реализма: Гофман; Тик; Новалис; По; Мопассан; Мериме. На стыке прошлого и позапрошлого веков новелла стала наиболее популярным жанром в литературе. В читательскую среду ее водворили О. Генри и В. Ирвинг. Их лаконичные сочинения были известны и в Америке. В США новеллой называют любой короткий романПостепенно писатели вносили в новеллы новые черты романтизма, фантастики, реализма. Из русских писателей писали лирические небольшие новеллы такие писатели как: Бунин, Зощенко, Каверин, Грин, Гоголь («Петербургские повести»), Пушкин («Повести Белкина»).
Многие писатели расходятся во мнениях о том, что такое новелла. В литературе ей дано определение : новелла — это эпический жанр произведений с острым сюжетом, неожиданной развязкой, нейтральным стилем изложения и без выражения отношения автора к героям. Термин тяготеет больше к бессюжетному очерку, чем к рассказу.
  Можно выделить наиболее яркие характерные особенности новеллы, как жанра:
- Напряжённый и острый сюжет,
- Изображение какого-либо события, имеющего важное значение в жизни главного героя.
- Число действующих лиц ограничено двумя-тремя героями.
-Развитие сюжета происходит вокруг острой проблемы, при чём это вегда одно событие.
- Притчевый характер произведения.
- Неожиданная развязка.
      Заключается специфика жанра новеллы  ещё и в том, что она возникла не только в литературе. Она затронула живопись, музыку, интерактивное и театральное искусство. Существует множество лирических песен и спектаклей, чувственных остросюжетных картин. Визуальная форма сочетает в себе разные черты литературы и кинематографа.  В литературе существует классификация новелл: новелла ужасов; бытовая; детективная; историческая; фантастическая.
  Особенности новеллистики Эдгара По.
Гражданская война, война за Независимость, становление Республики - это историческая реальность в рамках которой создавал свои произведения Эдгар По.
Эдгар По и Генри У.Лонгфелло, Герман Мелвилл и Уолт Уитмен, Фенимор Купер и другие писатели - романтики находились у самых истоков формирования национальной литературы.
   Озабоченность судьбой национальной литературы во многом объясняет внимание Э. По к вопросам теории литературы и литературной критики. Он становится первым профессиональным критиком США и первым из американских романтиков, создавшим свою эстетическую концепцию поэзии и художественной прозы. В этом отношении для нас особенно интересны такие его работы, как «Американские прозаики» (1845 г.), «Философия творчества» (1846 г.), «Новеллистика Натаниэля Готорна» (1846 г.), «Поэтический принцип» (опубликована посмертно в 1850 г.), «Маргиналии» (1844 г.).
     Писательская судьба Эдгара Аллана По (Edgar Allan Рое, сложилась очень необычно: непонятый на родине, практически совершенно забытый вскоре после своей ранней смерти, он был сначала оценен не у себя дома, а в Европе, и только вслед этому — тоже запоздавшему — триумфу стал привлекать заинтересованное внимание соотечественников.
   Одной из главных заслуг писателя является его непосредственное участие в становлении жанра новеллы в американской литературе первой половины XIX века. Писатель продолжил эксперименты о словом, начатые Ирвингом, Готорном и другими современниками.Однако он придал новеллам именно те черты, которые сегодня определяются как характерные черты американской романтической новеллы. Писатель даже разработал ряд требований для писателей, работающих в жанре новеллы:
1) Краткость формы. Рассказ должен быть таковым, чтобы его возможно было бы прочесть "за один присест".
2)Единство эффекта или впечатления.
3) Единство сюжета, который должен быть полностью подчинён общему замыслу и достигаемому эффекту.
4) Единство стиля и единство эмоционального тона.
5) Новизна и оригинальность замысла, новизна эффекта.
6) Сообразоваание эстетики новеллы с восприятием читателя.
Только образ и слово воздействуют на эмоции читателя, а не на рассудок. Поэзию он считал высшим проявлением литературного таланта, так как в прозе, полагал он, есть что-то комическое, низменное, а поэзия всегда «парит в эфире», не соприкасаясь с бытовыми дрязгами земли. Эдгар По — перфекционист по складу характера: он долго шлифовал свою работу, тщательно редактировал произведения и без конца правил готовые рассказы и стихи. Форма была для него важнее, чем содержание, он – настоящий эстет в литературе.
Авторы романического направления того времени главным видом искусства считали музыку. Именно поэтому, все произведения Эдгаара По музыкальны, его рассказах и стихах преобладает звукопись: многочисленные аллитерации и ассонансы.  В творчестве писателя можно выделить логические рассказы-детективы, мистические повести и научно-фантастические произведения.
  Творчество для Эдгара По - это не полёт вдохновения, а  кропотливая работа сродни математической задаче.Он выбирает новый эффект с помощью которого будет воздействовать на читателя, а потом ищет идеальную форму для воплощение своего замысла. Краткость формы,по мнению писателя, необходима для единства впечатления, а бесстрастный тон повествования выгодно подчёркивает мистику повествования и создаёт эмоциональное напряжение.
  Своеобразные черты творчества Эдгара По:
- Игр на страхах читателя, пугающий мистицизм.
- Интрига подкрадывается незаметно и непредсказуема.
- Созвучие кульминации с природой.
- Мастерство готического пейзажа.
-Произведения Эдгара По передают гнетущее состояние подобно музыке: читатель не знает, что именно указывает на печаль и тоску, но чувствует их, именно чувствует прозу, а не понимает.
Именно музыкальность, неповторимая гамма чувств, ощущений, пейзажных красок и идеально построенная форма произведения являются свойствами, по которым читатель безошибочно узнает авторский стиль Эдгара По.
Отличительными особенностями научно-фантастических новел Эдгара По являются :
- Научно-фантастический элемент подчинен общей структуре повествования.
- Обязательная сатирическая направленность.
- Опора на научно-фантастическое допущение, а не на научный факт.
- Правдоподобие повествования создаёстя  помощью ряда приёмов: изобилие житейских подробностей, фактов, обращение к научным допущениям и наблюдениям, пропуск логической цепочки и многих других.
  Новеллы "Свидание", "Морелла"," Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля".
Новелла Эдгара По "Свидание" относится к одной из самых мрачных новелл. Произведение было написано в 1834 году, к тому времени молодой писатель успел получить литературное признание.
  Романтические герои оторваны от общества, непоняты обществом и находятся в ситуации, которая обостряется на протяжении всего произведения. Герои сами приближают трагическую развязку. Психология героев интересует автора только в хронологических рамках новеллы. Читатель долгое время находится в недоумении почему красавица предпочла старика молодому красавцу, почему так поступила со своим младенцем.
 Новелла написана от первого лица, с первых строк читателю виден образ рассказчика, который мысленно обращается к главному герою.Но смысл обращения читателю откроется в самом конце произведения. Но уже по эпиграфу в форме эпитафии читатель предполагает,что трагедия в произведении неизбежна:
"О, жди меня! В долине той, Клянусь, мы встретимся с тобой.
Генри Кинг, епископ Чичестерский. Эпитафия на смерть жены".
 Рассказчик же сообщает историю героя,но не даёт ему никакой оценки.
Действие новеллы происходит в Венеции. Глубокой ночью проплывая по Большому каналу, рассказчик стал свидетелем того, как мать уронила ребёнка из окна Дворца Дожей в канал. Множество пловцов пытались спасти младенца, но он скрылся под водой. Маркиза смотрела на тёмную нишу тюрьмы Старой Республики, на балконе которой наконец показалась фигура в плаще и ринулась в канал. Юноша спас ребёнка, на которого Афродита даже не взглянула. Она смотрела только на спасителя, которому на прощанье сказала, что он победил и что на рассвете они встретятся. Смысл её слов стал понятен только в развязке.
Незнакомец оказывается мимолётным знакомым рассказчика, пригласившего его к себе в дом, где и происходит развязка загадочной истории.
Важнейшую часть композиции новеллы составляют внесюжетные элементы к которым можно отнести пейзажи Венеции, портреты Маркизы Афродиты и её возлюбленного, странный интерьер дворца, отражающий внутренний мир героя.

 "Стоял необычно темный для Италии вечер. Громадные часы на Пьяцце пробили пять. Площадь Кампанила была безлюдна и тиха, и огни в старом Дворце Дожей быстро гасли. Я возвращался домой с Пьяцетты по Большому Каналу. "
-Цвет и свет необыкновенно важны. Всё построено на контрастах, а образы напоминают кинокадры. Тёмный Дворец Дожей загорается, и непроглядная угрюмая ночь превращается в «багровый неестественный день». Вот на чёрных мраморных плитах у воды стоит маркиза Афродита, сама похожая на статую в белоснежном покрывале из лёгкой прозрачной ткани, а её огромные сияющие глаза контрастируют с мутным и непрозрачным каналом.
Палаццо возлюбленного Афродиты – угрюмое, но сказочное и пышное здание на берегу Большого канала.  Убранство дворца удивляет раасказчика царским великолепием, которое способно ослепить. Как истинный романтический герой, возлюбленный Афродиты во всём идёт против стереотипов, даже в убранстве дома он не заботится ни о стиле художественном, ни о сохранении национального стиля. В интерьере кабинета смешивались работы греческих и итальянских мастеров, египетские изваяния. Впечатление дополняли музыка и благоухание. Хозяин с самомнением говорит, что «Европа не в силах произвести что-либо прекраснее» его царственного кабинета. Другие комнаты в доме были просто богато убранными.

  Значимой деталью является портрет Афродиты, на котором она смеётся не просто потому, что ей весело, она смеётся над самой смертью
Рассказчик был ослеплён и ошеломлён роскошью приёмной и удивительного кабинета. Знакомые разговаривают о произведениях искусства из коллекции хозяина. В трагедии Полициана рассказчик нашёл стихи на английском языке, которые объясняли трагедию героя. Он обращается к возлюбленной, упрекает её в том, что она ушла от него из туманной земли, «от любви к сановной старости и преступлению на недостойное ложе». Рассказчик вспоминает, что Афродита до замужества несколько лет прожила в Лондоне, а его товарищ тоже по рождению англичанин, хотя и всегда отрицал это.
Напоследок хозяин показал рассказчику портрет Афродиты, нечеловеческую красоту которой старалось передать человеческое искусство. Через час после восхода солнца хозяин выпил несколько бокалов вина, произнёс слова епископа Чичестерского, ставшие эпиграфом к новелле, и упал на оттоманку. Как раз в этот момент вбежал паж Ментони и сообщил, что его госпожа отравилась. Так объяснился заголовок новеллы: свидание влюблённых было возможно только после смерти.

 "Морелла".
 Впервые рассказ был опубликован в апреле 1835 года в«Southern Literary Messenger». На русском языке рассказ был издан впервые в 1884 году.
 В рассказе чётко прослеживаются две темы характерные для творчества Эдгара По:
1) Смерть женщины(невесты или жены). "Береника","Лигейя","Оваальный портрет"
2) Переселение души, общение  духами мёртвых" Элеонора", "Падение дома Ашеров".

  Морелла является женой рассказчика, она склонна к мистицизму, и ей доступно то, что недоступно простым смертным. Она болезненно-прозрачна, она рожает рассказчику дочь и умирает.Однако душа Мореллы не хочет расставаться с большим миром и переселяется в тело дочери. Дочь растёт точной копией матери.Отец в страхе понимает, что она — точная копия матери. Однако дочь он любит так же сильно, как ненавидел её мать. К десяти годам сходство девочки с умершей Мореллой становится невыносимым, а признаки того, что и в ней живёт зло, несомненными. Отец решает крестить её, чтобы изгнать из неё зло. Во время церемонии крещения священник просит назвать имя,и из уст отца против его воли летает слово "Морелла". Дух умершей раскрывает себя, а девочка падает замертво. Отец относит тело дочери в склеп,но не находит там останков матери.
   Писатель исследует смерть и бессмертие. Для него смерть- это явление, которое составляет часть жизни, как бы странно это не звучало. Смерть-граница, точка погружения в себя.
   Образ Мореллы -образ инфернальной женщины.Это воплощение столь прекрасно, что рассказчик не может не любить его. И, в то же время, чувствуя темное, адское начало, он столь же сильно ненавидит свою совершенную возлюбленную. Любовь из страха, сильная, нерасторжимая привязанность, любовь, как разновидность ненависти, уже сама по себе гениальная идея. С каким вожделением герой новеллы ждет смерти своей возлюбленной. Как все нарастает его и читательское нетерпение.
  Автор мастерски пользуется знанием психологических особенностей восприятия, вовлекая читателя в свой мрачный мир, окутывая таинственностью, завораживая и одновременно будоража чувства читателя.Готический флёр добавляет таинственности данному рассказу. Героиня наделена всеми вампирическими чертами: очаровывает, лишает воли, разве что кровь не пьет. Такая вот аллегория взаимоотношений между любящими.   

" Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля".
  Рассказ 1935 года интересен тем, что:
-во- первых, не являет собой мрачного повествования, как большинство произведений писателя.
-во-вторых, рассказ оказывается одновременно и крайне консервативным, отражая в себе черты архаичных форм научной фантастики, так и довольно новаторским, вступая с читателем в своеобразную игру. Такое совмещение противоположных черт не может не привлечь к себе внимание.
Рассказ о путешествии на Луну одного из жителей Роттердама на воздушном шаре, можно с лёгкостью отнести к жанру научной фантастики.
Автор приводит факты и опирается на теории, которые казались достоверными в то время.Это делает повествование наукообразным.Подобные же приёмы можно встретить у Жюль Верна в его «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут», романе, который выйдет ещё через 30 лет, и в котором мы уже сталкиваемся с более менее оформившейся ранней научной фантастикой.
 Нов пространстве произведения сокрыт и другой приём, придающий неповторимые черты рассказу.
  Открытый финал ,в котором приводится крайне приземлённое объяснение послания. Подача такова, что читатель может размышлять было ли путешествие Пфааля реальностью, или ловкой выдумкой роттердамского пьяницы.
   Очень интересны и примечания автора с помощью которых он вырывает событие из художественной плоскости и принимается его анализировать.Писатель сам определяет своё детище как фантастический рассказ о нереальных событиях, но замаскированных под реальность. И в создании этой мнимой реальности он видит своё мастерство как писателя-фантаста, способного использовать научные факты для создания своего собственного мира, вводящего читателя в заблуждение.
 Тонкая игра автора в реальное и нереальное это специфическое разделение неясного художественного пространства и чётко определённого пространства реальности, заложенное самим автором в произведение, и делает, казалось бы, простой рассказ актуальным и захватывающим по сей день .

Американский критик Матиссен характеризовал Э. По как одного из очень немногих великих новаторов в американской литературе. Особенно сильным, является влияние Э. По на мировую литературу как писателя, давшего классический образец короткого рассказа и четко определившего все элементы его структуры в своих работах, посвященных теории жанра новеллы.

Список литературы:
1. История зарубежной литературы XIX века. М., 1991.
2. История зарубежной литературы XIX века. / Под редакцией Н.А. Соловьёвой. М., 1999. - 558 с.
    3.Староверова Е.В. Американская литература. 2005. - 320 с.