Шедевры Русского музея Запорожцы

Вадим Константинов 2
                Так выполнена репинской
                Рукой
                Божественная лепка
                Персонажей...

                Так  мастерски прослежен
                Колорит
                И сцены в целом,
                И деталей всех...

                Что у картины мы с тобой
                В плену!..

                И, кажется, вот-вот
                Нам будут, даже,
               
                Слышны и речь казаков...

                А потом -
                Их гомерический
                Неотразимый смех!..               
                08.06.2023.



В картине словно «звучат» разные оттенки смеха, служащего выражением горделивого чувства внутренней независимости. Сохранилось предание о том, что в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное послание, в котором повелевал им немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться. В ответ они сочинили язвительное письмо, полное народного юмора и презрения.

Репин впервые услышал об этом письме в 1878 году и, покоренный образом мужественного, жизнерадостного, непорабощенного народа, тогда же сделал первый набросок будущей картины, над которой трудился в течение тринадцати лет. Он тщательнейшим образом изучил историю и быт Запорожской Сечи, совершал поездки на Украину, собирал бытующие в народе предания о запорожцах, читал исторические труды, обращался к архивным документам.

С огромным мастерством художник вывел мощные характеры, добиваясь яркой выразительности, и глубокой психологичности образов казаков во главе с атаманом Иваном Серко, передав их вольнолюбивый дух, удаль и сплоченность. В основу образов легли этюды с конкретных людей, которых Репин совершенно преображал, создавая картину. Так, например, Серко написан с генерала М.И. Драгомирова, писарь – с историка Д.И.Яворницкого, усач, ударяющий кулаком по спине своего товарища, – с художника Я.Ф.Ционглинского, казак в красном жупане и белой папахе – с профессора консерватории А.И. Рубца.

Зрителя захватывает шумное веселье запорожской вольницы – казаки весело хохочут, довольные очередным остроумным, крепким словцом. Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых художников – Веласкеса и Хальса.

Картина была приобретена императором Александром III и находилась в Зимнем дворце до 1897 года, откуда перешла в Русский музей. В 1895 году картина была удостоена золотых медалей на международных выставках в Мюнхене и Будапеште.