Троица

Марина Татаренко
Мы идем по проселочной дороге к деду.
На кладбище.
Впереди 8 км. Их надо успеть пройти до полудня, до той поры, когда солнце начнёт припекать мою макушку.

Мы - это бабушка, мама, ее брат, мой дядя, и я, пятилетняя пигалица.
Деревенский погост в соседней деревне и мы торопимся туда, по холодку. По прохладному утру.
Ведь сегодня - Троица.;

Я знаю, что по дороге, мы ещё зайдём к знакомому пасечнику и он угостит нас янтарно-прозрачным мёдом, или холодным  квасом из хлеба, или домашними яйцами с солнечным желтком внутри.
А потом мы снова пойдём к деду.

Я знаю, что его могилка, прямо у дороги,
а рядом,
разрушенный храм среди  буйства сирени.
Просто весь воздух источает этот аромат. Сиреневый, чуть пряный и горьковатый.
И белый, который для меня почему-то пахнет... краской со  свежепокрашенной ограды.

Но я всё равно буду пробираться к кустам этой белой сирени через обвалившееся окно храма. Ведь царство этой сирени завораживающе!

И пока бабушка, мама и  дядя Рудик будут сидеть у могилки дедушки и есть бутерброды, взятые с собой в дорогу, я буду, как проворная обезьянка, лазать по развалинам храма, пробираясь к огромным кустам пахучей сирени.

Троица из моего детства - это яркие сочные картинки в памяти, где преобладают зеленые цвета, пропитанные солнечным теплом и светом и, конечно,  запахом сирени у развалин храма.

Но есть в памяти и другая Троица.
Троица 2019 года.

Та Троица, когда траурная процессия из нашего храма поехала на кузьмоловское кладбище хоронить моего младшего сынка. Моего Павлушку.

Тоже светило солнце. Тоже была зелень на деревьях, но она была отдельно от меня. Где-то параллельно. Запомнилась огромная вереница машин, которая следовала за похоронным автобусом...
 
Запомнилось количество людей, приехавших проводить Павлуньку в последний путь. Храм был полон.
Запомнились слова о.Вадима, сказанные им на кладбище, у могилы: "Вот вас, сейчас, столько много стоит у могилы, а сколько человек придут сюда через 40 дней, через год?"

Прошло 4 года.
Сегодня, Троица.
Я была у сынков.

Порадовало то, что на могилках лежат цветы.
Не мои.
Значит, кто-то приходил. Приходили и к Павлику, и  к Роме.
Значит, кто-то, кроме меня, ещё помнит и приходит к сынкам, к их могилкам. Постоять. Вспомнить добрым словом, ведь цветы говорят об этом. О доброй памяти... 

И сегодня, всё так же, как много лет назад, цветёт сирень на всей земле.
И кто-то, проходит свой путь, свои километры для того, чтобы несколько минут побыть у места упокоения своего близкого человека. Чтобы вспомнить о нем и пожелать самого лучшего для него - Царствия Небесного. ;Тихо так: "Упокой, Господи, ВО ЦАРСТВИИ  ТВОЕМ...

Спасибо всем, кто помнит. Спасибо всем, кто приходит. И спасибо, Наташе, за ту фразу :"Стыдно быть сиротой, когда Бог рядом".