Зигзаги Вишни. Леди Макбет в СССР. 89-а часть

Серж Фико
   И вот Ося,- виртуоз-пианистка
 из Дагестана по личному контракту
идут обе от «Вишнёвой» дачи в Жуковке
  на дачу Дмитрия Шостаковича
 ..в ВОЛНУ,- волнуются ЧУВСТВенно
     Галина Вишневская,
иногда похрУстывая пальцами в скрип..,
  но ещё держится муЖЕНственно..,-
  страшно ей,- потому и молчит…

А Оська-пианистка рядом причитает:
  «- Ой, Галина Павловна.. Боюсь..
 У меня от страха живот болит…»
 
   Галина в ответ почти шипит..:
«- Вот и молчи..! Обе помолчим…
 У меня не только живот болит,
у меня трепыхАется всё изнутри…
Ещё что скажешь..,- комар запищит
 на твоей руке в щип-щип !!!»

 Испугалаь Оська,- молчит…
Но нервной дрОжью дрожит…

   Да и в самом деле:
Вишне такую оперу ей петь !!
 А Осе играть,— самому Шостаковичу !!!
     Не споткнуться-бы ей
 руке-о руку и ноге-о-нОгу…

      Да хоть и друзья
   Вишневская с Ростроповичем
для Дмитрия Дмитриевича Шостаковича,
но, как говорится, дружба,- дружбой,
    а служба,-  службой !!

 Все волновались перед ним…
И даже Ростропович волновался,
 как никогда и ни перед кем..!!
Ибо,- всё-таки Гранд-Маэстро !!!

 Помнилось Галине Вишневской,
что когда исполняли Блоковский цикл,
написанный Шостаковичем для сопрано*,
 скрипки, виолончели и рояля, -
    так у Давида Ойстраха*,
у этого великого Мега-скрипачА,
 от волнения  руки дрожали,
потому что в зале сидел Шостакович
 и сверлил всех очками-ЛАЗЕРом  !!
Услышит ведь любую микро-фальшь !!

 После концерта Давид Ойстрах
сказал Вишневской и Ростроповичу,
 что никогда ещё в своей жизни
   он так не волновался
 в НЕРВные  писки и скрипы…
      
   И когда Вишневская начинала петь
    на генеральной репетиции,
то Дмитрий Шостакович не останавливал,
  не делал никаких замечаний;
а мгновенно в микрон слуха замечая,
   что, как только  Вишня подходит
к трудным местам, он вдруг то пальцы
   начинат сам..себе кусать..;
то встаёт, нервно ходит по комнате,
берёт папиросы, потом спохватывается,
что нельзя закурить, садится снова;
телом удавом в кресло вжимАется
   и очками куда-то в потолок…

  И его нервозность передается всем...
   Хорошо, что в таких случаях
Галина Вишневская вмиг концентрИруется,    
   всегда внутренне собирается,
как перед затяжным прыжком разведчица,
 как в детстве вольном довоенном
  и поёт даже лучше вчерашнего,
   чем в спокойном состоянии !!

     ДопианИнила Оська…
Допела Вишня в самый высокий голос…
Но вот маэстро-Ш  сел, опустил голову
   и, закрыв лицо рукою,
и стал просто слушатьв такты ногою…

 А тут не лирика, а как на-зло..,-
сцена «пОрки Сергея» с высочЕнной
  для певицы тесситурой…

  Причитания «Катерины-убийцы»
   над покойником-стариком…

  И когда Галина Вишневская
  в полную силу заголосила,-
Дмитрий Шостакови резко вЫпрямился
  в кресле и широко раскрыл глаза…
  Появление призрака…!!??!!...

Наконец, сцена «ареста Катерины»
 с высоким финальным до-диез:
  «Ах, Сергей, прости меня!..»
      ..И — тишина….
Пауза кажется Вишне невыносимой…
Сердце бешено колотится в груди !!!
НЕРВное лицо  маэстро Шостаковича
 ИМПУЛЬСивно переДЁРГ-ДЁРГивается,
и Вишня боится смотреть на него..!!

   Молчит..  Почему он молчит..?!..
Может, что-то не так? И вдруг слышно
   из его мрачного затИшья..:
«- Знаете, Галя, многое из того,
      что вы сейчас пели,
я, на своём векУ, на самом деле..,-
 никогда почему-то не слышал…»

 Теперь не только Галина-Вишня,
 но и всех переДЁРГ-ДЁРГнуло…
Даже у кого-то поневоле ОХнулось
 из 5-рых в зАмершей комнате…

   Вишневская опомнилась..:
«- Как так, Дмитрий Дмитриевич?
 Я вас совершенно не понимаю…»

     Но Шостакович взглЯД
медленно с потолка на Вишню опускает
   и кощЕевым тоном продолжает..:
«- Видите-ли, милая вы моя Галина..,-
многие фразы моей оперы я слышу
   в голосе сегодня впервые..;
и потому, вы меня, старика, извините..;
     ибо я также очень волнуюсь
на самые высокие в творчестве новИзны..»

 Галина удивляется осторожно..:
«- Но..,- это-же невозможно..!!
    Дмитрий Дмитриевич…!!
     Мы же с Осей
 репетировали по вашим нОтам...»
 
Но и ей в тон отвечал Шостакович;
«- Когда я написал «Леди макбет»,
то певицы отказывались петь — говорили,
    что боятся сорвать голос…
 И тогда мне пришлось переделать
  вокальную партию по-новому…
  А в ваш клавир я вписал её
   в первоначальном её виде.
Схитрил.. Каюсь.. Чегоже бОле...
 Я не надеялся, что вы споёте..;
но я знал, что вы обязательно попробуете !
 В вашем характере и не попробовать ??!!
        Нет ужЖж,- извольте !!
      Я знал это пророчески !!!
Вот ведь, оказывается, можно спеть…»
@@^^^^>>
    И вдруг вскакивает..!!!
     Страшно-то как..!!!!
Очки поправляет..!! руками машет..!!!!
   И голос-то как повышает..!!!:
«- Слышите все ?!!   Можно спеть !!!
   Да как я мог не поверить ??!!!
  А значит, вот как это звучит
   В таком вишнёвом её пении !!!
  Ах ты, Боже мой, Боже мой!
   А я-жЖж так и представлял…!!!
  Спасибо вам,  спасибо Галя !!!
Ах вы-ж Вишенка наша сладкая !!!»
 
  Бросается к своим бумагам…
 Очки поправляет.. Плачет..!!!
 Слёзы у него обильно капают..!!!
Боже..!! БожечЪки-ж ты нашШш !!!
 Но почему страшно-то как..??!!!

Маэстро-Ш листает партитуру,
 и руки у него трясутся…!!!

     Попросил еще раз
  сыграть Осю-пианистку
   и спеть Галину Вишню,- 
сцену «пОрки Сергея» и поголоси-ить,
   сочно так поГОЛОСИть !!!
  А сам аж очками впИлся
в её вот-вот начало голосистости !!!
    Галина повторила…
Ожидание за его состоянием дивным,-
   Из потолочного чтива
   чего-то мистического
в медленное приземление душИ…

 И он  вдруг  заулыбался
своей удивительно светлой,
    детской улыбкой !!!
       Ей-БОГу,-
проСВЕТлело в комнате намного !!!!
      ЭЄхххххххххххххЭЄ
БоевОй ДонбАсс - Боевая ГОРловка
       *ДНР – НовоРОСсия*   
П\с – 1:
Все части поэмы Зигзаги Вишни на 2023-й
  http://stihi.ru/2022/12/11/2797