Безопасно ли быть евреем в Германии?

Юрий Берг
Юрий берг по материалам DW («Немецкая волна») https://p.dw.com/p/3Rphb

Виталий Кропман: 25 процентов немцев придерживаются антисемитских взглядов. 24.10.2019 г.

Около 60% опрошенных признают, что евреи в ФРГ подвергаются риску насилия или словесным атакам. 25% респондентов полагают, что «в сегодняшней Германии возможно повторение нечто подобного Холокосту».
Каждый четвертый немец (27 процентов респондентов) придерживается антисемитских взглядов. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного по заказу Всемирного еврейского конгресса (ВЕК), опубликованные в четверг, 24 октября. В опросе приняли участие 1300 человек, представляющие все федеральные земли Германии.
Показательными являются, в частности, реакции на поставленные вопросы респондентов с высшим образованием и годовым доходом минимум в 100 тысяч евро, относящимся к так называемой элите общества. 28% из них считают, что евреи обладают слишком большой властью в мировой экономике, 26% - слишком большой властью в политике. Эти утверждения, отмечает издания, относятся к классическому репертуару антисемитов. Почти каждый второй в этой группе (48% респондентов) полагает, что евреи более лояльны Израилю, чем Германии.
12 процентов, из числа всех опрошенных, считают, что евреи несут ответственность за большинство войн в мире, 22% уверены, что евреев ненавидят за их поведение и, наконец, 41% отмечают, что евреи слишком много говорят о Холокосте. При этом каждый четвертый опрошенный полагает, что «в сегодняшней Германии возможно повторение нечто подобного Холокосту».
Около 60% опрошенных признают, что евреи подвергаются риску насилия или словесным атакам. Большинство немцев (65 процентов) видят угрозу антисемитизма в Германии. В то же время 36% связывают это с ростом популярности в Германии правых партий. Почти каждый пятый респондент (18%) считает, что причиной тому являются иммигранты из мусульманских стран, а 31% винят в росте антисемитизма мусульманских экстремистов.
Одновременно с ростом антисемитизма, показывают результаты опроса, в обществе растет и желание противодействовать ему.  Две трети респондентов, представляющих так называемую элиту, подписали бы петицию против антисемитизма, треть всех опрошенных вышла бы на соответствующие протестные акции.
Комментируя результаты опроса, проведенного за два с половиной месяца до атаки на синагогу в Галле, президент Всемирного  еврейского конгресса Рональд Лаудер заявил газете Sueddeutsche Zeitung, что антисемитизм в ФРГ достиг критической точки. По его словам, Германия взяла на себя обязательства не допустить возвращения нетерпимости и ненависти к евреям. Если более четверти общества отождествляют себя с антисемитизмом, то для остальных трех четвертей пришло время защищать демократию и толерантность, полагает глава ВЕК.

Комментарии к статье.

Люди, пришедшие в синагогу в Галле в праздник Йом Кипур, чудом не стали жертвами массового убийства от рук неонациста. Антисемитизм нельзя банализировать, убеждена главный редактор DW Инес Поль.
Более 70 человек – мужчин и женщин – собрались в одной из синагог в Восточной Германии, чтобы вместе молиться, петь и отмечать иудейский праздник Йом Кипур. Только лишь защищенный вход в синагогу препятствовал тому, чтобы немец, вооруженный ручной гранатой и скорострельной винтовкой, устроил бойню. Мы описываем то, что произошло 9 октября 2019 года.
Через 80 лет после начала Второй мировой войны, в которой немцами были убиты более 6 млн евреев, евреи вновь должны опасаться за свою жизнь, если открыто исповедуют свою религию в Германии и посещают синагогу.
Как характеризует Германию преступление в Галле? И что означает тот факт, что 27-летний немец снимал свое преступление на видеокамеру, закрепленную на шлеме, и вел трансляцию в интернете на странице с видеоиграми? Что он идентифицировал себя с преступником из Крайстчёрча в Новой Зеландии и перед тем, как открыть стрельбу, произнес для международной публики: «The root of all problems are the Jews» (Корень всех проблем – евреи). О чем все это говорит?

Инес Поль, Главный редактор DW: «Смертельная опасность для евреев в Германии». 10.10.2019 г.

Горе не может и не должно быть изображено как нечто, носящее относительный характер. Поэтому наши соболезнования, в первую очередь, адресованы родственникам двух человек, мужчины и женщины, которых преступник жестоко убил, спасаясь бегством. И отворачиваться в сторону, чтобы не заметить этого преступления, нельзя: ведь в минувшую среду в Германии чуть не произошло массовое убийство евреев.
Это преступление акцентирует внимание на том, что растущий, губительный антисемитизм в этой стране никак не ограничивается только исламистскими террористами. Тот, кто утверждает обратное, лжет и отрицает реальность. Это преступление подчеркивает то, что защита синагог и других, не только религиозных, еврейских учреждений жизненно важна, даже спустя 75 лет после краха преступного национал-социалистического режима. А вот то, что синагога в праздничный день, такой как Йом Кипур, не была защищена, вызывает вопросы.
И это преступление доказывает, что даже самые мелкие признаки, указывающие на потенциально антисемитское преступление, должны восприниматься всерьез и неизменно преследоваться по закону. К ним относятся и сожжение израильского флага, и оскорбление верующего, который, надевая кипу, открыто исповедует свою религию.
Антисемитизм нельзя банализировать. Нельзя терпеть даже малейших проявлений ненависти в отношении евреев. Нигде. И тем более в Германии.

Мишель Фридман – немецкий юрист, публицист и телеведущий. Он преподает имущественное право и медиаправо во Франкфуртском университете прикладных наук и ведет две телепередачи на Deutsche Welle: «Conflict Zone" и "Auf ein Wort... mit Michel Friedman»:
«Действительно ли евреям в ФРГ безопаснее быть невидимыми»?

«То, что именно уполномоченный правительства ФРГ по борьбе с антисемитизмом советует евреям не носить кипу, - скандал. Но если он прав, то в немецком обществе большие проблемы», считает Мишель Фридман. (30.05.2019)
Что за откровение! Что за признание в банкротстве системы! И что за чудовищный вывод! Уполномоченный федерального правительства по борьбе с антисемитизмом Федеральной республики Германия (Феликс Кляйн. - Ред.) говорит: «Я не могу рекомендовать евреям носить кипу в любое время и в любом месте Германии».
И если додумать до конца его мысль, она звучит следующим образом: склонность к насилию в отношении евреев в Германии - как психологическое разжигание ненависти, так и физические нападения - настолько велика, что евреи больше не могут чувствовать себя в безопасности, выходя на улицы в кипе. И поэтому им стоит снять кипу.
На самом деле единственной правильной реакцией на эту ситуацию была бы следующая: мы будем бороться с ненавистью и теми, кто ее разжигает, до тех пор, пока евреям не придется снимать кипу перед выходом на улицу!

Есть ли будущее у еврейской жизни в Германии?

Статья 4 Основного закона Германии гарантирует свободу вероисповедания, то есть, возможность для всех верующих выражать публично свою принадлежность к их религии. Никому в ФРГ не придет в голову советовать христианам снять с шеи крест. И поэтому тем более удивительным – но одновременно с этим и разоблачающим – выглядит совет евреям не носить кипу.
Мишель Фридман: «Никому в ФРГ не придет в голову советовать христианам не носить крест».
Если развивать эту мысль дальше, то следующим шагом может стать совет прикрывать от посторонних глаз магендавид на шее – да и вообще отказаться от всех символов, по которым можно узнать еврея. Действительно ли я должен посоветовать моим детям в будущем скрывать свою еврейскую идентичность, не проявляя ее на публике? Если последовать совету Феликса Кляйна, тогда неясно, смогут ли евреи в Германии жить, не таясь. Стать невидимым, судя по всему, безопаснее. Теперь быть евреем в Германии можно лишь за закрытыми дверями? В этом случае у еврейской жизни в Германии больше нет будущего. Если диагноз Феликса Кляйна верен, он говорит о том, что в последние десятилетия в стране произошло крайне мало событий, способных улучшить общественный климат до такой степени, чтобы антисемитизм – и в целом ненависть к представителям любых меньшинств в Германии – превратился бы в ничтожно малую величину. Впервые после победы над Гитлером и с момента основания ФРГ в стране есть партия с антисемитским и расистским нарративом, извращающая идеи и преуменьшающая преступления нацизма, и при этом набравшая в бундестаге и во всех земельных парламентах более десяти процентов голосов! (Речь идет о правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). – Ред.).
Говоря проще, лидеры этой партии пытаются преуменьшить злодеяния Гитлера и роль «третьего рейха», не боятся разжигать ненависть и желают, чтобы в Германии воцарился альтернативный вариант демократии. Волки в овечьей шкуре, наконец-то, проявили свою истинную сущность в бундестаге! Те, кто сегодня голосуют за эту партию, не могут оправдывать свой выбор протестными настроениями – они превращаются в соучастников.

Несостоятельность политических институтов

Если диагноз Феликса Кляйна верен, он означает, что на протяжении многих лет в стране были несостоятельными и политические институты.  «Это необходимо уничтожить в зародыше», - стандартная фраза, которую немецкие политики произносят на протяжении десятилетий, когда речь заходит об антисемитизме. В действительности все уже давно зашло слишком далеко.
Слишком долго слишком многие не замечали зародыша. Слишком долго слишком многие не реагировали на зародыш и не вели общественно-политических дебатов. Каждому необходимо взглянуть на себя в зеркало – и увидеть себя в офисе, в семье, в различных клубах и ассоциациях. Как часто шуточки о евреях, которые отпускал шеф на работе, отец семейства, председатель ассоциации, пропускались мимо ушей и оставались без должной реакции? Тот, кто не реагировал с самого начала, теперь тоже становится соучастником. И меняет при этом собственную систему координат.
«Достоинство человека неприкосновенно», - об этом гласит первая статья Основного закона. Но, похоже, евреи в Германии больше не могут с полной уверенностью на это рассчитывать. Тот, кто успокаивает себя привычными рассуждениями о том, что отныне полиция и Генпрокуратура должны более чутко на это реагировать, тот, кто говорит: «Мы все в один из дней проявим солидарность, выйдя на улицы в кипе» (а как насчет всех остальных дней?), тот, кто ссылается на замечательную речь президента ФРГ, в которой говорится о необходимости борьбы с антисемитизмом, - тот так и не понял, что всего этого уже недостаточно.
В стране сложилась серьезная ситуация. И если евреи, внешний вид которых выдает их религиозную принадлежность, действительно больше не могут чувствовать себя в безопасности, живя нормальной жизнью, это означает, что в ФРГ настал кризис демократии.

Послесловие автора

Печально всё это читать, видеть и переживать. Германия, причисляя себя к странам с развитой демократией, перенимая в момент воссоединения Восточной Германии с Западной договоренности, достигнутые ранее с СССР, гарантировала бывшим советским евреям права и свободы, присущие всем членам немецкого общества. «Мы уже другие, мы повинились» - буквально, или приблизительно так говорили немецкие политики, в то время, когда рядовые граждане Германии всё чаще с досадой повторяли: «Да сколько же можно напоминать нам о прошлом? Да и Холокоста, как такового, не было»!
И вот уже появились заявления о том, что «пора встать с колен».
«Встать с колен» можно и, даже, – нужно. Только кем будут себя считать немцы – виновниками прошлой трагедии, навсегда оставившей чёрный след в истории не только немецко-еврейских отношений, но и в истории всего современного Мира, или неофашистами, требующими реванша и пересмотра итогов Второй мировой войны? Не «пепел ли Клааса» стучит в сердцах нынешних немцев, родители которых были членами гитлеровской НСДАП, «СС», «Гитлерюгенда» и воевали на Восточном фронте? Не их ли ближайшие родственники приложили руку к уничтожению тех самых евреев, внуки и правнуки которых теперь приехали на ПМЖ в «новую» Германию? Если вы «уже не те», если вы теперь искренне считаете преступным режим, при котором было возможно ТАКОЕ, то о чём тогда я? Почему меня сегодня беспокоит статистика? Почему я всё меньше и меньше доверяю заявлениям немецких политиков? Почему я, прожив более двадцати лет в Германии, всё ещё чувствую себя чужим в этой стране? Или меня обманывают мои ощущения?
…В 2002-м я ехал сюда с целью стать частью немецкого общества – пусть даже не немцем в прямом смысле этого слова, а человеком, который когда-нибудь скажет: «Это моя страна».
Боюсь, что эти слова я скажу ещё не скоро.

26.05.2023