19 сентября - день иконы Богородицы Киево-Братская

Галина Николаевна Николаева
     Дни празднования - 23 мая; 15 июня, 19 сентября, и в переходящий день празднования на пятой неделе Великого поста в субботу Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы.

     Чудотворный образ Божией Матери "Киево-Братский" празднуется с 1654 года.
     С Киево-Братской иконой Богородицы связан ряд легенд и преданий. Доподлинно не известно, когда, где и кем был создан образ. Первые упоминания о нем связаны с Вышгородом. Старинный русский город считался вотчиной княгини Ольги. Поэтому для великих князей, потомков Ольги, Вышгород был особенным местом. Например, именно здесь хранилась долгое время Владимирская икона Божией Матери.
      Сведения же о Киево-Братской иконе, также являвшейся святыней Вышгорода, восходят к 17 веку, когда Киев и его пределы постоянно подвергались нападениям польско-литовских и крымско-татарских захватчиков.
   
     Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году.
     Литовское войско под предводительством своего князя Радзивилла, готовясь напасть на Киев, что бы его разграбить, остановилось в Вышгороде. Естественно, в Вышгороде литовцы — полуязычники, полукатолики (а также кальвинисты) начали грабить город, не останавливаясь и перед святыней. Очередь дошла и до соборной церкви, где и находилась икона Божией Матери.
     Один из воинов, желая нанести оскорбление всем православным, ударил ружьем по лику Богоматери, от этого сделался знак: кровь потекла по лику как бы из раны. В ту же ночь Божия Матерь явилась Радзивиллу и пригрозила, что если он не накажет Ее обидчика, то не выйдет живым из Вышгорода. Радзивилл наутро велел отыскать безбожника, повесить, и спешно вышел из Вышгорода не причинив никакого разорения.
     А икона, прославляемая благодарными вышгородцами, стала одной из почитаемых святынь города.

     Далее история иконы описана так: «В 1662 году, когда татарская орда, соединенная с поляками, переправлялась через Днепр при Вышгороде, из церкви были взяты доски и иконы».
     Событие происходило во время Русско-Польской войны (1654—1667 г.г.). Городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страсотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом.
     «Один татарин, как говорит предание, хотел на иконе переплыть Днепр. Икона сама поплыла и стала среди Днепра против Братского монастыря. Татарин сидел на ней и кричал: из монастыря приплыли и взяли в лодку икону и татарина, который после этого крестился и постригся в монахи... В это время икону Богоматери, принесенную водою к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. А чудесный образ Богоматери поместили в Богоявленскую церковь. Там с большим почетом и уважением относились к обретенной святыне. Каждую неделю перед ней читали акафист. Многие обители заказывали списки, желая обрести это дивное чудо в своих стенах.
     С ХVІІ века почитание Киево-Братской иконы Божий Матери было велико в среде простого народа, мещан, ремесленников, жителей Подола, Кожемяк и других ремесленных районов Киева. Подоляне ни одно важное дело не начинали без молитвы пред Братским образом. Торговые сделки, сватовство и заключение брачных контрактов, спорные вопросы, тяжбы, все это решалось пред Братским образом Божией Матери.

     В 1919 году Братский монастырь был закрыт, а образ Киево-Братской Богородицы считался утерянным. Отсутствие до 90-х годов XX века информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели образа. Однако исследования последних лет показали, что икона вошла в число пяти наиболее ценных икон монастыря, переданных в учрежденный в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок.
     В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета Национального художественного музея Украины (НХМУ) с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей.
     Повторное обретение Киево-Братской иконы произошло в начале 2000-х годов, когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским монастырем. В настоящее время Киево-Братская икона находится в собрании НХМУ1. Повторное обретение иконы воспринимается как подтверждение чудотворности образа.
     В наше время святыня не утратила своей важности. Множество списков образа во многих монастырях России почитается и сейчас.
 
     Тропарь Пресвятой Богородице, глас 4:
     К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
 
     Кондaк, глас 6:
     Предстaтельство христиан непостыдное, ходaтайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений глaсы, но предвари, яко Благaя, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву, и потщися на умоление, предстaтельствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
 
     Величание
     Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

     Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконой Киево-Братской:

     О, Пресвятая Госпоже, Пречистая Владычице Богородице. Призри Всемилостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред пречистым Твоим образом, Киево-Братским нарицающимся, и молящихся Ти пред ним.
     Да возсияет неизреченный свет Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа в сердцах наших. Да будет воля Его чрез все житие наше. Да дарует нам прощение и очищение всех грехов и прегрешений наших.
     Не имамы иныя помощи, ни иныя надежды, токмо Тебе, Пречистая.
     Якоже в древния времена град Вышгород и землю Киевскую прославила еси знамениями и чудесы от иконы Твоея чудныя, егда иновернаго агарянина чудным образом от воднаго потопления в реце Днепре спасла еси, и до обители Киево-Братския неврежденна доставила еси, и тамо истинное покаяние его прияла еси, и светом святаго крещения просветив, во Ангельский чин в сей обители облекла еси, и тем ко спасению и истинныя веры православныя утверждению путеводила еси.
     Сего ради и мы, грешнии и недостойнии, дерзающе просим и молим: не отрини нас, молящихся Ти, пред сею дивною и чудотворною иконою Твоею. Укрепи веру в нас правую, даруй любовь друг ко другу нелицемерную. Буди Взбранной Воеводой на вся видимая и невидимая враги наша: неверных к правоверию обрати, верных же на путь покаяния и спасения настави.
     Помози, Госпоже Владычице, воздвигнути храм и обитель дивному и славному, достопоклоняемому Ангелы и человеки, имене Твоему, в честь и память чудотворнаго образа Твоего Киево-Братскаго.
     Да и в храме сем и обители сей, паче же в душах и сердцах наших, прославим Тя, Ходатаицу и Молитвенницу за род наш, и Тобою славу возслем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

     Пресвятая Богородице, спаси нас.





Источник:
https://pravoslavyy.ru/ikony/bozhiej-materi-kievo-bratskaya
https://azbyka.ru/days/ikona-kievo-bratskaja
Православная Энциклопедия. Т. 32, С. 686–690.
https://bogorodiza.blogspot.com/2012/05/blog-post_22.html