Как писать сочинения в старших классах

Светлана Корепанова
Как писать сочинения в старших классах
 Просьба! Не копировать. Авторские права защищены

К сожалению, в последнее время уровень ученических сочинений оставляет желать лучшего. Очень часто школьники используют специальные сборники готовых сочинений, которые есть в свободной продаже, или скачивают сочинения с разнообразных сайтов, посвященных этой тематике.
Надо сразу сказать, что все переписанные из сборника сочинений работы опытный педагог узнаёт с первого взгляда, а работа, которую взяли из Интернета, легко вычисляется с помощью проверки на уникальность.
Что же делать? Учиться писать сочинения самостоятельно. Некоторые старшеклассники отговариваются отсутствием способностей и литературного призвания. «Всё равно не получится хорошее сочинение, я ведь не литератор». Но существуют простые правила, которые могут помочь не только в написании сочинения, но и в дальнейшей жизни. Навык написания сочинений поможет грамотно и логично выстраивать диалог, составлять текст публичных выступлений, убедительно доказывать свою точку зрения в спорах.
Перед тем, как писать сочинение, нужно настроится на позитивную волну, не бояться задания, верить в свои силы.
1. Выбор темы.
Если у вас есть несколько тем на выбор, то остановить своё внимание надо на той, которая наиболее знакома. Основная ошибка учащихся при выборе темы: они пытаются выбрать тему, которая кажется наиболее лёгкой, или наиболее интересной.
К выбору темы надо подходить прагматично. Надо писать о творчестве того писателя, произведения которого вы хорошо помните, недавно перечитывали, возможно уже писали по его творчеству сочинение. А не ту тему, которая привлекла вас необычностью или простотой формулировки.
Далее тему надо осмыслить, проанализировать, спросить себя, правильно ли вы поняли её.
Иногда школьники, торопясь, неправильно понимают тему, поэтому раскрывают её не полностью или смещают в своём сочинении акценты на второстепенные аспекты темы. Например: Важность образа Кабанихи в воплощении идеи пьесы Островского «Гроза».
Выбрав данную тему, надо писать не только и не столько об образе Кабанихи. В рамках этой темы надо писать об идейном замысле автора, используя образ Кабанихи только как средство.
Если тема дана в виде цитаты конкретного автора, то вовсе необязательно писать сочинение по произведениям именно этого писателя. Например, выбрав в качестве темы высказывание Льва Толстого «Искусство – одно из средств различения доброго от злого, одно из средств узнавания хорошего», вы можете писать о роли искусства в развитии человечества, опираясь на произведения не только Льва Толстого, но и других авторов.
Если в теме предполагается ваше личное отношение к чему-либо, например, «Моё любимое произведение русской литературы», надо для начала написать, какими критериями руководствуетесь вы, выбирая свои любимые произведения. Такая тема требует особой, исповедальной интонации и писать её не так просто, как кажется на первый взгляд.
2. План
Составление плана сочинения является обязательным этапом вашей работы. Без плана текст работы может стать рыхлым, затянутым, перегруженным ненужными деталями. План – это каркас сочинения, на котором оно держится.
Обычно план выглядит так:
Вступление
Основная часть
1.
2.
3.

Заключение
В некоторых сочинениях вступительный раздел предполагает наличие нескольких пунктов, как и в основной части.
Обдумайте, о чём вы хотите написать, определите для себя основные тезисы работы. Они могут стать пунктами плана основной части. Желательно, чтобы это были простые предложения в утвердительной или вопросительной форме. Примерно так вас учили составлять план в начальной и средней школе, так что никаких трудностей это вызывать не должно. Пункты плана должны быть примерно одинаковыми по объёму. Обычно они заключают в себе не более трёх абзацев. Не стоит чрезмерно дробить сочинение и включать в его основную часть до семи-восьми пунктов плана. Лучше, если их будет три-четыре.
3. Эпиграф
Сочинение с эпиграфом всегда привлекают внимание проверяющего, они смотрятся солиднее, говорят о более вдумчивом подходе учащегося к теме.
Под эпиграфом обязательно должна быть ссылка на первоисточник, то есть указание, из какого произведения, какого автора взята данная цитата. Если в качестве эпиграфа взята народная мудрость – пословица, поговорка, отрывок из народной песни, это тоже надо указать. Некоторые школьники считают, что если высказывание, которое они взяли эпиграфом для сочинения, у всех на слуху, то и указывать его происхождение не следует. Разумеется, это ошибка.
Эпиграф не должен быть написан просто «для красоты». Он должен нести смысловую нагрузку, перекликаться с содержанием сочинения, придавать вашей работе дополнительный акцент. Если вы не уверены, подходит ли эпиграф, лучше его вообще не писать, он не является обязательным элементом сочинения.
4. Важно правильно начать.
При подготовке к сочинению следует помнить, что вступление – это фасад вашей работы. Если вступление будет скомканным, невыразительным, не по теме, у проверяющего сразу сложится нелестное мнение о вашей работе. Поэтому вступление нужно обдумывать не меньше, чем основную часть. Если вы пишете работу по классическому произведению, во вступлении можно охарактеризовать эпоху, в которую творил данный автор. При этом можно привести несколько цифр, или какой-нибудь интересный факт, связанный с темой сочинения. Можно назвать и других авторов той эпохи, которые обращались к похожим темам, выделить, что особенного в произведениях автора, о котором вы пишете.
Например, выбрав тему «Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», можно во вступлении указать на развитие предпринимательства в России в то время, назвать количество новых предпринимательских хозяйств, которые возникали на месте старых дворянских усадеб, а затем плавно перейти к изменениям в тогдашнем обществе, появлению новых прогрессивных идей.
Хорошо в начале вступления будет восприниматься цитата, если, конечно, она соответствует теме сочинения.
Можно использовать во вступлении факты из биографии писателя, по произведению которого вы пишете свою работу. Например, в сочинении по «Войне и миру» Льва Толстого можно указать, что сам автор этого произведения участвовал в боевых действиях во время Крымской войны и про боевые будни знал не понаслышке.
Если тема посвящена какому-либо морально-нравственному понятию, например, «Что такое патриотизм?», то во вступлении надо дать чёткую формулировку этого понятия, а потом порассуждать, что такое патриотизм для вас лично.
С рассуждениями важно не переборщить, так как «лить воду» в сочинении не следует.
Если же подходящие факты, цифры, формулировки и цитаты не приходят в голову, во вступлении можно сразу писать о своём восприятии произведения, по которому вы пишете работу. Рассказать, что наиболее потрясло вас в тексте, что удивило, о чём вы потом размышляли. Разумеется, всё это вы сможете написать только, если читали сам текст, а не его сокращённый пересказ в интернете. Человеку начитанному всегда есть, что сказать.
Многие школьники во вступлениях используют одни и те же приёмы. Когда пишут сочинение по Пушкину, начинают со слов: «Пушкин – выдающийся писатель своего времени», когда по Горькому: «Горький – выдающийся писатель своего времени», так же пишут и о Достоевском, и о Булгакове. Разумеется, при таком подходе не стоит ждать хорошей оценки за сочинение.
5. Основная часть
Основная часть должна быть логическим продолжением вступления. Она не должна выглядеть абсолютно оторванным от общего текста анализом произведения. Для этого нужно написать пару вводных фраз, в которых подтвердить мысли, высказанные вами во вступлении.
Анализируя литературные произведения, обязательно подкрепляйте свои мысли цитатами, доказывайте их и делайте вывод. Лучше пусть вы выскажите меньше тезисов, но зато все они будут доказаны.
Все новые мысли должны начинаться с абзаца. Абзацы не должны быть слишком длинными и не должны быть слишком разными по объёму. Для того, чтобы сделать ваше сочинение более интересными, можно использовать приём диалога или вопросов и ответов. В этом случае автор сочинения как бы спорит с невидимым собеседником, доказывая свою правоту. При доказательстве можно использовать отрывки из других произведений данного автора или других авторов, примеры из истории, жизненный опыт самого автора сочинения.
Очень поможет и чтение критической литературы. Это не значит, что надо переписывать целые абзацы из учебника или предисловия к произведению. Но прочесть эти тексты надо, чтобы на их основе сформировать свои мысли по теме и написать своё сочинение.
Если вы всё-таки хотите вставить в свою работу отрывок из чьей-то критической статьи, то сделайте это, только не забывайте взять текст в кавычки и указать автора. Чтение критических статей обычно положительно влияет на мнение проверяющих, если, конечно, учащийся не пытается выдать чужие тексты за свои. Можете даже поспорить с автором критической статьи, только обязательно докажите своё мнение изложенной близко к тексту фразой из произведения или точной цитатой, взятой в кавычки. Если забыли точную цитату, но помните её близко к тексту, можно написать так: «В первой главе романа писатель говорит, что…» и далее мысль, которую вы хотите привести, без кавычек.
Перегружать сочинение цитатами так же вредно, как и не употреблять цитат вовсе. Помните, что каждая цитата должна чётко доказывать вашу мысль, а не просто показывать, что вы её помните.
Часто в своих сочинениях школьники допускают одну и ту же ошибку. Стараясь высказать своё мнение по поводу темы сочинения, они используют такие выражения: «Я считаю, что патриотизм очень нужен для страны и общества» или «По моему мнению, Печорин является лишним человеком». Возможно, что автор действительно так думает, но, если его мнение совпадает с общепринятым, выражения «я считаю», «я думаю», «по моему мнению» не стоит употреблять.
Кроме того, следует обратить внимание на слог. Сухой безэмоциональный текст производит не слишком хорошее впечатление, так же, как и излишний фальшивый пафос – обилие восклицательных знаков, например. Старайтесь соблюдать меру.
6. Заключение
Заключение – это итог вашей работы. Надо постараться не испортить впечатление от всего сочинения плохо написанным заключением. Правда, если всё сочинение написано спустя рукава, то эффектное окончание мало что исправит.
Чаще всего в заключении пишут о значении творчества писателя или конкретного произведения для мировой литературы, о его влиянии на умы читателей.
Можно в заключении написать о том, как конкретно на вас повлияло произведение, по которому вы пишете сочинение, чему оно вас научило, о чём заставило задуматься. Сочинение можно закончить выразительной цитатой, которая подтверждает всё сказанное в сочинении.
Для тех, кто не чужд стихосложению, будет уместно в самом конце сочинения привести своё собственное четверостишие, посвященное данному писателю или теме сочинения.