Из жизни Петрова. Чайка. Окончание

Юрий Богомолов 2
Режиссер Сисикин был тучный немолодой мужчина с аккуратной бородой и квадратной челюстью. А и то сказать, какая еще челюсть может быть у театрального режиссера.
   Поди удержи в узде растекающуюся, как кисель, театральную субстанцию!
А вот Сисикин удерживал.
Не надо думать будто это давалось ему легко.
 На режиссерском посту Сисикин заработал себе гастрит. А сейчас маялся от изжоги, втайне надеясь что сейчас кто-нибудь да завалится в дверь, а он, не будь дураком, отправит того в магазин. За нарзаном.
Но погружал  Сисикина в раздумья не один только гастрит.
Были вещи и посущественнее.
Неожиданно ему предложили аспирантуру в Москве и должность режиссера в подмосковном ТЮЗе.
 Предложение было лестное и заманчивое. И сулило перспективы. Но Сисикин был давно уже не мальчик и привык рассматривать явления с разных точек зрения.
 То есть положительные стороны были велики и очевидны: заработок хороший, другой уровень, перспектива продвижения(а ведь он уже немолод и это предложение, вероятно, последняя возможность подняться повыше).
Но были и сомнения.
 Сисикин в душе  не хотел подниматься выше.
 По большому счету ему и здесь было неплохо.
Здесь он был звездой, у него был непререкаемый авторитет.
И самые разные люди и большие и маленькие относились к нему с почтением.
Кроме того, были и иные сомнения.
Он хотел бы взять с собой Ковалеву, но уговорит ли он норовистую бырышню? Очень сомнительно.
И еще. Его театр был любительским. Не профессиональным. И для некоторых это звучало, как синоним слова "второсортный".
Но умудренный Сисикин втайне с почтением относился к любителям. И предпочитал их профессионалам.
 Любители больше жили и меньше играли.
Эта столь любезная его сердцу шероховатость искренности редко встречалась у профессионалов.
Конечно подобные мысли Сисикин держал при себе.
  Дверь приоткрылась и вошел электрик в рабочем комбинезоне.
- Фазу надо отыскать- произнес он загадочно. Лицо электрика показалось режиссеру знакомым.
-Где я видел эту морду?- сморщил лоб Сисикин- где то же видел.
Впрочем он сразу одернул себя, экономя ненужное умственное усилие.
- Послушайте, вы очень торопитесь с этой самой фазой? А?
-Совсем не тороплюсь. Мне фазу отыскать- раз плюнуть.
-Может быть, не в службу, а в дружбу, принесете мне бутылку нарзана.
Электрик задумался.
 Сисикин состроил сладенькую гримасу.
-Что ж, Владимир Николаевич, можно и сходить.
-Будьте так добры.
На выходе из институтского здания электрик вдруг утратил важность.
Он подпрыгнул и стал хлопать себя по бокам.

 Федя( а вы, наверное, догадались, что электрик в кабинете Сисикина и наш Федя- одно лицо) только на первый взгляд мог показаться бесхарактерным, что называется ни рыба ни мясо.
 Куда там! За невыразительной внешностью скрывался не только сильный характер, но и мощный изворотливый ум.
 Ибо только изворотливый ум мог придумать такую комбинацию.
 А дело обстояло так.
Феде не удалось проникнуть за театральные кулисы.
 Его, можно сказать, поперли. Но что значит препятствия для настоящего мужчины. Они только придают ему решимости. Так и с Федей. Его было не остановить.
Он придумал(сам, без всякой помощи Петрова) сногсшибательный план.
 Раз не удалось войти в театр, как актеру, он проберется в него извилистыми тропами. А именно, переодевшись в электрика.
  Для его замысла требовался комбинезон и какой-нибудь несложный инструмент. И небольшая профессиональная консультация.
 Запасшись в гастрономе бутылкой водки с доверительным названием "Пшеничная", Федя нанес визит институтскому электрику. Которому честно и правдиво поведал свою историю.
 Глаза у электрика загорелись.От аппатии и лени не осталось и следа.
 Он разлил водку и новоиспеченные друзья выпили за любовь.

Ковалева была женщина- огонь. И от роли Аркадиной впала в уныние.
Как ни старалась она найти в Чеховской "Чайке" невидимые с первого взгляда красоты, но не находила. Ни красот, ни действия. Чехов наводил на нее тоску.
 Промучившись с пьесой изрядно, она швырнула томик с пьесой на пол и решительным шагом направилась к Сисикину. Заявить протест.
Однако, Сисикин был не так прост.
"Что, что тебе не нравится голубушка. Ты говоришь, действия нет. А зачем, скажи  нам действие. Ты сыграй настроение. Ты глубже копни, как только ты одна и умеешь. И зритель благодарный тебя на руках носить будет.
"Тошнит меня от вашего Чехова- жаловалась она- Собакой выть хочется.
Ну, голубушка, нам Антон Палыча не обойти, как ни старайся.
Вот ты в "Сослуживцах" играешь. Любо дорого посмотреть. Но открою тебе секрет без Чехова нам его закроют. Закроют безо всякой жалости. И что мы с тобой тогда делать будем. А? Ведь мы с тобой никто без театра.
Ты успокойся, успокойся. Мы обязательно что-нибудь придумаем. Это я, Сисикин, тебе обещаю, девочка моя.
Ковалева со страдательным взглядом слушала  наставника, потом бросилась ему на шею и зарыдала.

Про Ковалеву можно говорить что угодно, дескать семь пятниц у нее на неделе и слишком уж она живая да бойкая. И шуму много. Но одного нельзя отнять- работать она умела.
И уже вторую неделю с необычайной дотошностью выискивала в пьесе близкие ей кусочки.
Она, как охотничья собака, то брала направление, но тут же и сбивалась со следа.
Однажды, когда она особенно упорно декламировала пьесу, за стенкой послышались звуки гитары. Кто-то наигрывал незатейливую мелодию и чуть слышно подпевал.
Мотивчик был простенький и ей не знакомый. Но звучал чисто и печально
Ковалева прислушалась, замерла. Потом села и задумалась. Потом вдруг резко встала и двинулась к певцу.
- Вы кто такой?- спросила она у обалдевшего Феди.
- Я электрик.
- Не понимаю. Ничего не понимаю- схватилась она за голову.
- У меня обеденный перерыв. А тут гитара лежала.
-И Вы на гитаре играете?
-А что?
- Ничего. Как Вас зовут?
-Федя. То есть, Федор.
-Пойдемте со мной. И гитару возьмите.
  Через несколько дней умытая, причесанная, утратившая сходство с фурией Ковалева, блестя черными глазами, сидела в кабинете шефа
-До чего же хороша- подумал Сисикин.
- Ура, Владимир Николаевич. Можете меня поздравить, я нашла.
- Что, дорогуша, ты нашла?
- Как что? Настроение, конечно!
Она схватила режиссера за руку и поволокла к себе.
Увидев Федю, Сисикин удивился.
-Опять Вы! -он улыбнулся- неужели всё еще ищете фазу?
-Не трожьте его, Владимир Николаевич. Он- мой помощник.
Могу я иметь помощника?
-И в чем же он тебе помогает?
-Сейчас увидите!
Ковалева села за стол с томиком Чехова и представила монолог Аркадиной.
Счастливый Федя наигрывал на гитаре старинную английскую мелодию.
Ковалева глубоко дышала, а глаза её светились и переливались в такт музыке и в противовес тексту..
- Да- сказал потрясенный Сисикин- Сильно. Это, конечно, не Чехов. Чехов тут и не ночевал. Но..интересно.
-Ура!- закричала Ковалева..
Федю одели в длинную белую рубаху с расписным воротником, пригладили волосы, привязали к гитаре бант и поместили в отдалении, как раз посередине между скучным помещичьем бытом и старинной английской мелодией.
 Премьера "Чайки" прошла с блеском. Завзятые театралы одобрительно кивали головами и отмечая выразительную игру Ковалевой, тем не менее добавляли
- Что же вы хотели!- это ведь Чехов! Его как ни сыграй, всё хорошо будет."

   ...Стол был заставлен бутылками с напитком "Байкал, вином, а посреди стола красовалась ваза с апельсинами.
В общежитской комнате праздновали полный успех спектакля.
В конце сабантуя, когда случайным образом в комнате остались лишь Петров и Ковалева, Петров спросил знаменитую диву:
-Какой удивительный поворот. Федя в вас влюблен. Но я считал- у него нет ни малейшего шанса.
Он, конечно, славный парень и мы с ним друзья, но он  звезд с неба не хватает. Не то, что вы с вашей яркой красотой и темпераментом
Ковалева, доедая салат и улыбаясь Петрову заметила:
-Не троньте Федю. Он такой славный барашек.
 И Петров впервые сообразил, что волосы у его друга действительно вьются кудрями.